Семья англосаксонского общего права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья англосаксонского общего права



Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда азиатских и африканских стран — бывших английских колоний. По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву.Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений- прецедентов. Общее право — это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении ана- логичных дел.

Нормы прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Высокого суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов.; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов. Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела с уже разрешенными. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статусного права судья сам определяет правоприменительную норму для решения расматриваемого дела.

После судебной практики, как первого и основного источника английского права, в качестве второго его источника признается статутное право — законы и подзаконные акты.

В Англии нет писаной конституции, под английской конституцией имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

Закон, согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения. Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполни- тельной власти. Английское общее право получило большое распространение в мире. При этом ряд положений в процессе их распространения в других странах претерпевал определенные изменения под воздействием местных условий и традиций.

После достижения независимости в США некоторые штаты отказались от английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом в целом возобладала традиция, и США остались в системе общего права, за исключением штата Луизиана, право которого тяготеет к романо-германской правовой семье.

Право США, как и английское право —это прежде всего право судебной практики, т. е. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву.

124) Семья исламского права

Под исламским правом - имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда. Шариат — это по сути своей религиозный закон, диктуемый верующим, совокупность предписаний о том, что они должны и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных системах лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются:

1) Коран — священная книга ислама и основа мусульманского права;

2) сунна — совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;

3) иджма — общее мнение авторитетных правоведов ислама;

4) кияс — суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна — основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухам- меда. После смерти Мухаммеда содержание мусульманского права было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII-Х вв. была посвящена деятельность правоведов — знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ. В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип иджтихад —свободное усмотрение судьи, в случаях умолчания других источников, относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы мусульманского права.

В качестве общего приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс —способ суждения о праве по аналогии. Важное значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и найти в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым функции мусульманско-правовой доктрины о беспредельности шариата.

К XI в. окончательно складывается период абсолютного иджтихада — время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период таклида —действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариат продолжалось и в последующие века. Государственная власть согласно исламу — не господин, а слуга права, поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Национальные системы позитивного права исламских стран, возникнув на исходной основе шариата, значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX—

XX вв. исламских национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, увеличение объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т. д.

СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА.

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям, у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское права - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что масульманин должен верить предписания верующим: что они должны делать и чего не должны.

Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности - это религия закона.

Мусульманское право имеет 4 источника:

1. Коран - священная книга ислама;

2. сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога;

3. иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

4. кийас, или суждение по аналогии.

К чертам мусульманского прав относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты власти.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи. Это право общины, которое исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости.

В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами "общественного права". Семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений, накопились судебные прецеденты. Правило прецедента осталось далеко от традиций индусского индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права", т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, но с определенными ограничениями.

китайское и японское права. Внешне китайское право европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов, предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. в течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. При Мао произошел отказ от принципа законности, господствовал культ личности. После его смерти принята Конституция КНР, издан ряд нормативных актов.

правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи, На протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точнее знание конкретного наказания.

Первая Конституция Японии была составлена по прусскому образцу. Значимые изменения в японском законодательстве произошло после Второй мировой войны. На законодательство в области регулирования торговли и функционирования промышленных компаний существенное влияние оказало американское право. Под его воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действовавшего законодательства. Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законами признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развивается пенсионное законодательство, законодательство об охране окружающий среды, трудовое законодательство, а также процессуальное всех видов.

Современная судебная система Японии включает в себя Верховный суд, высшие территориальные, семейные и первичные суды. Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции. В целом Япония приблизилась к идее, что господство права - необ­ходимое условие господства справедливости, т.е. к правовому государству, и в то же время там сохраняется образ жизни, игнорирующий нормы права, отдающий дань обычаям и традициям. Право предлагает способ решения для тех случаев, которые невозможно решить путем соглашения в соответствии с нравами страны.

126)Юридический процесс

Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права, К первой группе относятся конституционное, гражданское, административное, уголовное, земельное, трудовое, семейно-брачное, уголовно-исполнительное, аграрное, экологическое и финансовое право.

Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право — устанавливают порядок рассмотрения соответствующих дел, пути их прохождения, сроки, так называемые процедурные вопросы. Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов процессуальных отношений, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных правоотношений. В свою очередь процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материальными отраслями. В системе права РФ специализация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий характер. Конституционное право не может обходиться без сотрудничества как с гражданско-процессуальным законодательством, так и с уголовно-процессуальным.

юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.Он регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах. Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности, содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Он призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов, это определенный алгоритм правового регулирования.

свойства юридического процеса:

1) властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3) деятельность, направленную на принятие юридических решений общего или индивидуального характера;

4) сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность.

В зависимости от предмета правового регулирования юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный и конституционный. Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право регулируют, соответственно, гражданское судопроизводство и предварительное расследование, а также судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса и специализируется только на юридических лицах. Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть.

В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий, с помощью которого принимаются нормативно-правовые акты; правоприменительный, с помощью которого принимаются правоприменительные акты, и праворазъяснительный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.131 с.)