Государственная служба и государственные служащие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная служба и государственные служащие.



Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Государственную службу можно рассматривать как объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане нормативно-правового понимания, с другой. Государственная служба может быть представлена в аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение задач государственной службы. Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Общепризнанным является подразделение государственной службы на два вида: гражданскую и милитаризованную (например, военная служба, служба в” органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть обще функциональной - осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах); специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала.

Государственный служащий — гражданин на государственной службе.

Государственные служащие получают денежное содержание из государственного бюджета или за счет средств местного бюджета.Государственными людьми являются, например, работники различных министерств, ведомств, администраций, военные.

Согласно российскому законодательству выделяется 2 вида государственных служащих: федеральные государственные служащие и государственне гражданские служащие субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание также за счет средств федерального бюджета.

Форма государства: понятие, структура, методологическое значение.

Форма государства- совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание.

При характеристике государства особое значение имеет определе­ние формы государства, выражающей особенности его организации. Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчер­кивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельнос­ти, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной лич­ностью и гражданским обществом в целом.

Форма государства — внешний показатель, она позволяет оценить такие факторы, как структуру верховной власти, демократичность влас­ти, взаимодействие государства и личности.

Форма государства не является неизменным и постоянным его свой­ством. Под влиянием различных политических экономических, соци­альных, географических факторов формы государства многократно из­менялись. Можно вспомнить пример Франции, которая на протяжении XVIII—XX вв. неоднократно меняла форму государства, прежде чем она приобрела современный вид. Современная наука о государстве и праве рассматривает три основ­ных составляющих элемента формы государства—форма правления, фор­ма государственного устройства, политический режим.

Форма правления определяет порядок образования и организации выс­ших органов государственной власти, взаимоотношение органов друг с другом. Форма правления наглядно показывает устройство высшей (вер­ховной) власти, правовой статус ее субъектов. По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства, правовое положение отдельных составляющих государство частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами власти со­ ставных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые и сложные.

Политический режим представляет собой совокупность средств и способов осуществления государственной (политической) власти. Из всех элементов формы государства именно политический режим является наиболее сложным для восприятия, так как реальное осуществление вла­сти зачастую заметно отличается от декларированного. Не всегда можно четко определить политический режим. Однако политический режим оказывает существенное влияние на другие элементы формы государ­ства. Часто смена политического режима является предпосылкой изме­нения формы правления и государственного устройства. В зависимости от средств осуществления власти политические режимы подразделяют­ся на демократические и антидемократические.

Характеристика всех трех элементов формы государства в совокуп­ности позволят реально оценить государство как организующую обще­ство систему и сравнить его с другими государствами.

Формы правления.

Форма правления есть организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу.

В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.

Республика – форма правления, при которой:

– государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу, который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

– представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

– законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Современные республики делятся на два вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью парламентарных является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.024 с.)