Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.А. Сухомлинский - педагог - гуманист.

Поиск

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения: граждан­ское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве.

На первое место в системе работы школы В. А. Сухомлинский ставил воспитание у школьников гражданственности и науч­ного мировоззрения. Он считал, что нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в деятельности на благо общества.

Пропагандировавшийся Сухомлинским гуманизм по своей природе имеет коллективистский характер. Поэтому гуманистическое воспитание возможно только в коллективе и через коллек­тив.

Моральные принципы и, прежде всего, коллективизм предполагают заботливое отношение человека к человеку, которое должно проявляться в конк­ретных делах: самая большая человеческая радость — жить для людей. Сухомлинский никогда не абсолютизировал добро, не игнорировал его социальной сущности. Нужно быть добрым для людей, которые заслуживают добра.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он говорил, что самым главным в его жизни была любовь к детям.

Гуманистические убеждения Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он,— это фундамент педагогического оптимизма.

Для дидактических воззрений и практики Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуа­ции, доступные для решения школьниками соответствующего воз­раста.

Сухомлинский считал очень важным держать педагоги­ческий процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, что­бы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского кол­лектива и т. п. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов по­литехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближе­ния труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важ­нейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физи­ческого труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство, т.е. высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности.

Сухомлинский много сделал для повышения педагогической культуры учителя. Вся система идей, которые он пропагандировал в своих произведениях, сориентирована не только на решение се­годняшних задач школы, но одновременно и на развитие педагоги­ки завтрашнего дня.

Вопросы воспитания в трудах В.А. Сухомлинского. Анализ книги «Павлышская средняя школа».

50-е - 60-е годы прошлого века связаны с именем В.А.Сухомлинского, директора Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области. Павлышская школа стала своеобразной педагогической лабораторией, опыт которой был направлен на поиск путей гуманизации воспитания, формиро­вание гражданственности, активной жизненной позиции школьников.

Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов по­литехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближе­ния труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важ­нейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физи­ческого труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Сухомлинским написано более тридцати книг и около трехсот статей. Среди них: "Павлышская средняя школа". Вся деятельность В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию детей все­гда была ярко окрашена эмоционально, он постоянно искал средства раз­вития детской восприимчивости, культуры чувств. Поэтому в руководимой им школе учебная работа была тесно связана с внеучебной, большую роль играли элементы праздничности, торжественности, красоты. От красивого, по мнению Сухомлинского, легче привести ребенка к человечности, предот­вратить развитие равнодушия, бесстрастности, черствости по отношению к людям. По его глубокому убеждению, человеческая сущность наиболее ярко проявляется в том, что человек возлагает на себя ответственность за другого человека. В эталон всесторонне, гармонично развитой лично­сти Сухомлинским были включены не только социально-политические, классовые, но и общечеловеческие черты, прежде всего нравственное бла­городство, умение сердцем чувствовать другого человека, скромность, душевность. Добро, зло, смерть, бессмертие, духовная жизнь - все эти понятия благодаря Сухомлинскому получили права гражданства в пе­дагогике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.008 с.)