Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистический характер педагогики Л. Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убежденный борец за просвещение народа, как страстный учитель народной школы. В педагогическом наследии Толстого привлекает, прежде всего, демократизм и гуманизм его идей. Не ребенок для школы, а школа для ребенка. В центре педагогики Толстого ("педагогике ненасилия") - личность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим потенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие. Толстой выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внимательному отношению к ним. В педагогике Толстого виден смелый отказ от старых, консервативных устоев школы, нетерпимость его к формализму, шаблону в преподавании, зубрежке, к пассивному состоянию учеников на уроке. Толстой предъявляет высокие требования к учителю, который должен прежде всего любить детей и овладеть творческим методом работы. Помимо этих прогрессивных идей в педагогике Толстого видное место занимает проблема свободы в воспитании и образовании детей. Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял свободы восприятия в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания - шлепки и насилие, а самый трудный, но верный - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию. Свобода в воспитании по Толстому - это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния. В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обучение не подавили все то, что заложено природой, а развили в полной мере задатки и дарования ребенка. Создавая Яснополянскую школу как школу для народа, в основу ее деятельности Толстым были положены идеи, в корне отличающиеся от современной ему как зарубежной, так и русской школы: 1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип - не понуждать, а побуждать. 2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.
3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность. 4. Постоянное создание в школе "наивыгоднейших условий" для развития познавательной активности и творчества учащихся. В школе не было строго регламентированного расписания, обязательного посещения занятий, экзаменов, никогда не делают выговоров за опоздание, но никогда и не опаздывают, отсутствуют наказания. Все это было поводом сторонникам традиционных взглядов на дисциплину объявить Толстого противником дисциплины, хотя Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали необходимость порядка и дисциплины в школе. Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения. В Яснополянской школе он разработал программу содержания образования, куда входило изучение 12-ти предметов. Кроме актов грамоты, Толстой знакомил детей с явлениями природы и общества. Основная задача школы - восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал: тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий; художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физические эксперименты и опыты. Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение - многосторонний процесс, процесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. Поэтому основным и решающим является принцип сознательного усвоения знаний. Главный путь обучения - на основе анализа фактов постепенно вести учащихся к обобщениям. Эти обобщения выражаются в понятиях, правилах и законах, и могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. Критерий осознанности понятий - это умение выразить их словами. Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. По мнению Толстого, в учебные книги для начальной школы необходимо включить материалы из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его интересным.
Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требующий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений. Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Ученикам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Залогом успеха учебно-воспитательной деятельности школы был индивидуальный подход к детям. Обучая, надо изучать каждого ребенка, учитывать их индивидуальные особенности и находить пути воздействия на них. Толстой заостряет внимание и на таком важном вопросе, как роль эмоций, подчеркивая их огромную силу в обучении. Гармония разума и чувств ведет к успешному усвоению знаний. Определенный вклад внес Толстой в методику обучения чтению. Он выдвигал звуковой метод обучения грамоте, который был значительным шагом вперед по сравнению с устаревшим буквослагательным. Велики заслуги Л. Н. Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей. По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность и проверенность материала. Толстой создает свою знаменитую "Азбуку", куда вошли басни на сюжеты Эзопа: "Муравей и голубка", "Черепаха и орел", "Хорек", "Лев и мышь" и др. Они заставляли детей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у детей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как "Кавказский пленник", "Ермак", "За ягодами" и др. отражена жизнь детей, мысли, которые волнуют их и оставляют глубокое впечатление, обладают силой морального воздействия. Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как учитель, талантливый воспитатель. С артистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уроки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование. Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя. Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. 23. Преобразования в области просвещения в период 1917 - 20 гг. «Положение о единой трудовой школе». Октябрьская революция начала новый этап развития отечественной школы. Советская власть с первых дней своего существования осуществляла изменение старой системы образования. Уже 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с Луначарским, которая должна была подготовить проекты новых законов по реорганизации народного просвещения. Согласно первым декретам советского правительства в области народного образования, ставилась задача добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности трудящихся, расширения сети школ, проведения всеобщего обязательного и бесплатного обучения. 26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население республики от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов по ликвидации неграмотности и школ для малограмотных.
Не менее острой являлась и проблема борьбы с беспризорностью. Для этого создавались детские дома. В начале 1918 года была проведена полная реорганизация управления делом просвещения. Создается Народный Комиссариат просвещения во главе с Луначарским, а на местах организуются отделы народного образования при Советах рабочих и крестьянских депутатов. 21 января 1918 года был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, об отмене преподавания религиозных предметов и выполнения религиозных обрядов в школах. Школа стала светской. 16 октября 1918 года было опубликовано разработанное Наркомпросом "Положение о единой трудовой школе РСФСР" - важнейший документ, сыгравший огромную роль в перестройке школы. В нем указывалось, что советская школа строится на принципе единства и преемственности всех звеньев системы народного образования, что все трудящиеся имеют право пользоваться всеми ступенями школы вплоть до высшей. Обучение во всех школах объявлялось бесплатным. В положении говорилось об уважении к личности ребенка, об установлении правильных взаимоотношений между учителями и учениками, о необходимости введения самоуправления учащихся. Согласно положению в Советской республике устанавливалась "Единая трудовая школа" состоящая из первой ступени (5 лет обучения) и второй ступени (4 года обучения). Таким образом, уже к 1919 году была определена роль школы в развитии общества. Наметились конкретные пути строительства новой школы: - проведение бесплатного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола; - полное осуществление принципов единой трудовой школы: преподавание на родном языке, освобождение школы от религиозных влияний, совместное обучение детей обоего пола, тесная связь обучения с производительным трудом, обеспечивающая всестороннее развитие личности; - подготовка новых кадров работников просвещения; - всесторонняя государственная помощь делу просвещения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.011 с.) |