Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические идеи свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Поиск

Жан-Жак Руссо в 1762 году опубликовал роман - трактат «Эмиль, или О воспитании», где показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

* воспитание людьми - это приучение человека использовать эти способности и органы;

* воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием Руссо ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. до 2-х лет - время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;

2. от 2 до 12 лет - период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства»;

3. от 12 до 15 лет - период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка;

4. от 15 до совершеннолетия - «период бурь и страстей», в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие -максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. воспитание добрых чувств;

2. добрых суждений;

3. доброй воли.

Женщина, по мнению Руссо, должна быть воспитана для дома. Ее удел -приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

10. Идеи развивающего обучения И.Г. Песталоцци. Иоганн Генрих Песталоцци считал, что цель воспитания состоит в развитии природных сил и способностей человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания - согласие с природой, но целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку.

Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.

Физическое и трудовое воспитание. Цель физического воспитания ребенка - развитие всех физических сил и возможностей на основе естественного стремления к движению. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок совершает, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо.

Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери. Она постепенно распространяется на других членов семьи. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли. Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.

Умственное образование. Оно, по мнению Песталоцци, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить. Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей. В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания. Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить. Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний.

Большой заслугой Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.

11. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей» (общая характеристика книги).

Адольф Дистервег требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений - к понятиям.

В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения.

Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину.

Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов - «научный» или сообщающий метод.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя.

Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием. Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним. Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Дистервег - автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.011 с.)