Школа и педагогика в России XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и педагогика в России XVIII В.



XVIII век - период позднего феодализма, когда в политическом, экономическом, культурном развитии русского государства произошли существенные изменения, повлекшие за собой и глубокие внутренние сдвиги в области просвещения и образования.

XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны, в том числе: реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания; замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями.

При Петре I на территории России была создана целая сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений главными предметами обучения в них были светские науки, а не священное писание. Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо об­щеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота. В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, медицинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обучения иностранным языкам, готовящая переводчиков, а также школы для подготовки канцелярских служащих. Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства. Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открывались во многих городах России. Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди которых были крупные ученые Европы. С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются географические карты. Интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй части излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие. Последние страницы "Юности честного зерцала" посвящены девицам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военному делу.

17. Школа и педагогика в России первой половины XIX в. Гуманистическая направленность преобразований в системе просвещения.

С конца XVIII века в России относительно быстрыми темпами назревает кризис феодально-крепостнического строя. В различных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области со­циальных отношений, науки и образования. В начале 1802 года был опубликован царский манифест об учреждении министерств, в котором впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управление училищ. В задачи этих органов управления образованием входило разработать общий план устройства народного образования в России. В соответствии с этим планом были выработаны основные положения о создании новой государственной системы школьного образования, закрепленные в "Уставе учебных заведений, подведомых университетам" (1804г.). Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьков­ский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен университет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлагались и административно-педагогические функции. В подчинении университетов находились три типа учебных заве­дений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между всеми типами учебных заведений, включая университет, устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России. Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входили иностранные языки (немецкий, французский и латинский), математика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование. Следует отметить, что в учебном плане отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направленность гимназического образования. В то же время в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы.

Устав 1804г. явился документом, отразившим в себе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания образования и всего школьного дела. Однако уже к началу Отечественной войны 1812 г. правительство все более отходило от либеральных положений Устава 1804г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воздействие на школу усилилось. В 1828 году принят Устав гимназий и училищ уездных и приходских. Существенным отличием нового Устава от Устава 1804г. являлся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс. В учебный план гимназий входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, французский и греческий языки, география и статистика, история и чистописание. Таким образом, гимназии стали классическими. В школах было разрешено применение физических наказаний. Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят "Устав императорских российских университетов", согласно которому университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное веде­ние учебных округов. Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. Гимназии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали "способных людей для службы военной и гражданской".

18. Реформы народного образования в России второй половины XIX -начала XX в.в.

Вторая половина XIX века - время бурного развития общественно-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и общественно-педагогические объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педагогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательную жизнь. К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось распространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподавались закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение. В 1864 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназии По этому уставу устанавливаются два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков: латинского и греческого; и реальная - без древних языков. По уставу 1864 г. гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствовавшие первым четырем классам гимназий, открывались они обычно в небольших городах.

В начале 1869г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на выработку общественно-педагогического мнения по вопросу о том, в каком направлении должна совершенствоваться школа.

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. обновляло взгляды общества на воспитание. Именно на начало 60-х гг. пришлись проповеди широкой гуманности, чувства собственного достоинства, расширения прав самого народа, требование свободы и самостоятельности мысли.

Однако демократические достижения 60-х гг. XIX в. были утрачены в 70-80-х гг., когда усилилась политическая реакция в России. Правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и, в противовес им, упорно насаждало церковноприход­ские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий надзор за деятельностью учителей, для чего были созданы должности инспекторов, а позже и директоров народных училищ.

В 1874 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", которое действовало без изменений в дореволюционный период. По сравнению с предыдущим, в "Положение..." 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Начальные школы, обслуживающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дворянства. Усиливался надзор духовенства за характером преподавания в народных школах и за образом мыслей учителей. Сильно возросло число церковноприходских школ. Это были учебные заведения с двухлетним сроком обучения. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.

Существующие народные школы с 2-х и 3-х летним сроком обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. Возникла необходимость в создании повышенных школ для народа. Такими школами стали двухклассные народные училища и городские училища, создание которых относится именно к 70-м гг. XIX в.

И двухклассные, и городские училища были школами-тупиками. Окончившие их не имели возможности продолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы и программы их и средних школ не имели преемственной связи.

Реакционные преобразования 70-х гг. коснулись также системы среднего и высшего образования. Реальные гимназии были ликвидированы, все гимназии превращены в классические. Эти изменения в системе среднего образования были узаконены "Уставом гимназий и прогимназий", принятом в 1871 г.

 

Реакционные меры правительства не смогли, однако, остановить демократического движения, начавшегося в 60-е гг. Быстрое развитие капитализма в России в конце XIX -начале XX вв. создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования. Все более нарастало широкое движение за всемерное расширение сети просветительских учреждений, курсов, школ; за введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа. В этот период широкого размаха достигла деятельность различных добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования. Они стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству.

Необходимо отметить, что под влиянием деятельности земств, общественных организаций и передовых педагогов в конце XIX - начале XX вв. заметно значительное оживление в области образования. Открывались различные общественные и частные школы, созывались учительские съезды, курсы, семинары, большой интерес вызывали новые педагогические течения.

Система образования в России конца XIX - начала XX вв. отличалась значительным многообразием учебных заведений, между которыми в большинстве случаев отсутствовала преемственная связь.

Самостоятельным звеном была система элементарного образования, состоящая из начальных школ различных ступеней и типов. В этот период активно развиваются реальные и коммерческие училища.

В конце XIX - начале XX вв. сложились разнообразные педагогические течения, прогрессивные представители которых занимались теоретическим и практическим решением основных вопросов воспитания и образования. Особого внимания заслуживает наследие П.Ф.Лесгафта - крупнейшего ученого в области биологии, разработавшего оригинальную систему физического воспитания. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Большой популярностью среди народных учителей пользовались в рассматриваемый период работы В.П.Вахтерова в области методики начального обучения. Ему принадлежит разработка оригинального метода: Вахтеров составил методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе, позволившее сочетать образовательные задачи с возрастными интересами детей.

С началом внедрения в психологию и педагогику экспериментального метода на рубеже Х1Х-ХХ вв. возникает новое направление - экспериментальная педагогика. В России самым активным ее поборником стал А.П.Нечаев, создавший в Петербурге первые педагогические курсы. В этот период по инициативе сторонников экспериментальной педагогики во многих гимназиях открывались особые кабинеты для изучения личности учащихся с помощью разнообразных анкет, вопросников, тестов и т.п.

Существенной особенностью развития школы и педагогики XIX - начала XX вв., явилось многообразие путей и форм школьного воспитания и образования, разнообразие и богатство педагогической мысли, охватывающее важнейшие области общественного, семейного и государственного воспитания. Проблемы воспитания вышли в этот период за пределы собственно педагогики. Они обрели широкий общественный характер: философы, естествоиспытатели, историки, писатели обратились к вопросам воспитания и народного образования. Именно общественно-педагогическое движение действовало оживляющим образом на школу и педагогику, особенно после отмены крепостного права. Это отличительная черта школьно-педагогического развития рассматриваемого периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.049 с.)