Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, источники курса «история педагогики»↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет, задачи, источники курса «история педагогики» История педагогики -область науки, изучающая ист. развитие теории и практ. образования и пед. идеи прошлого. Практическая зона занимается историей воспитания и образования, теор. зона-история пед. мысли,основы,авторы… Три этапа: I.доноучный=эмпирический-чувственный опыт, зарождение практики обучения и воспитания в первоб. обществе;развитие школ рабовладельческого строя, пед. мысль феад. периода. II.становление науки VXII-XIXв. - просвещение. Формирование пед. теории,эпоха капитализма в европейских странах, Россия, Белорусь. III.современный XX-XXIв. Западная педагогика, пед-ка СССР, БССР; современные РФ и РБ. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: как происходило формирование педагогического мировозрения и характер вхзаимоотношения общества и школы на различных этапах исторического развития на основе: -предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества; -педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации; -сущность просветительских реформ в ХУШ-Х1Х вв. в России; -первые декреты Советского правительства по народному образованию; -направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945 года по 1992 год; -общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины ХХ века; -основополагающие документы о становлении и развитии образования в республике Беларусь; -мировые тенденции развития высшей школы; -факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения владеть навыками. развитие умений использовать историко-педагогические знания для оценки современного состояния образования и прогнозирование его развития, повышение педагогической культуры студента источники: Капранова “история педагогики”, Джуринский”ист пед-ки”,”ист зарубежных стран”, Латышева “Ист пед-ки,учебное пособие” Прудко “ист пед-ки” Орлова. Воспитание и школа в Афинах. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека=гормоничное развитие личности(мозг+душа+тело) До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физ. развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. В школе кифариста мальчики получали лит. образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физ. упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже- гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, 2года- военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее. Воспитание и школа в древнем Риме. В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени — грамматические школы, а позже школы ораторов. Образование и школа в Западной Европе в Средние веке Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел хозяйство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от раба), однако в основе феодального строя также лежала частная собственность феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной политической силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневекового западноевропейского общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам, учила, что жизнь на земле—подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные на земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием с эксплуатацией. Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который следует побеждать путем воспитания “в страхе божьем”. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, "но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям. При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство. Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией. Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию. К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось < счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения. 7. История образования средневековых университетов в Европе Первые университеты появились в XIIв. В Италии, Франции, Англии, позже Чехии(пражский) и Польше(краковский). Появились они не случайно. В XII-XIIIвв. в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабевает феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремёсла и торговля, растёт светская культура. Всё чаще подвергаются сомнениям и критике религиозные трактаты, появляется потребность в развитии новой философии, способной защитить церковь. Задача первых университетов-развивать и пропагандировать угодные религии идеи. Поэтому самыми важными в университетах становились факультеты богословия. Церковь всячески поддерживала их, предоставляя различные привилегии, материальные средства. Средневековые университеты имели 4факультета. На подготовительном или артистическом факультете преподавались «семь свободных искусств» и обучение длилось семь лет. По окончании студенты получали степень «магистра искусств» и могли продолжить образование на одном из трёх основных факультетов: богословия, медицины, юридическом, обучение продолжалось 5-6лет. Основными видами занятий были лекции, организовывались также диспуты на основе тезисов докладов, которые готовили самостоятельно. Выпускники получали звание «доктора наук». Подготовительный фак-т-люди неграмотные, необходим. Включал: язык,лит-ру, риторику, азы философии, матем, лат. Язык, музыку, астрономию. Богословский-духовенство укрепляло свои позиции, т.к. церковь теряла влияние и необходимы были умные предствители,чтоб обосновывать позиции церкви. Ведущий фак-т. Юридический-возникает из-за расширения связей между государствами, что требует специалистов в заключении договоров и т.п. Медицинский-междуусобные войны, огромное количество раненных, увеличение смертности, а также различные болезни и инфекции требовали создания фак-та. Ступени выпускников: Магистр-выпускник фак-та искусств=лаборант, методист, помощник Тьютор-куратор, занимался организационными вопросами Доктор наук-выпускники университета Профессор-защита диссертации, Бурса-место жительства иногородних студентов=общежитие. Располагалось в съёмных домах, оплачивал университет или церковь. Ваганты-блуждающие студенты
8. Система образования в Западной Европе в период Реформации и Конртреформации "Отец" Реформации в Германии Мартин Лютер признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как считал Лютер, в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власти предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером. Ученик Лютера Ф. Меланхтон известен не только как теоретик, но и практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература. Меланхтон сделал немало, чтобы осуществить свои идеи на практике. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, они получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: в Вюртемберге, Марбурге, Иене, Кенигсберге, Тюбингене, Гейдельберге, Франкфурте и т. д. Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский вселенский собор (1545 - 1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Главными способами борьбы с ересью, как записано в "законах" (costitutiones) ордена, назывались "проповедь, исповедь и воспитание". Иезуиты претендовали на роль носителей "католического гуманизма", они использовали идеи Возрождения. Например, педагогические взгляды Вивеса заметно повлияли на создателя ордена И. Лойолу. Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника - Реформации. Как замечает современный французский историк педагогики Р. Мушамбер, "враги в вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами в вопросах школьного образования". По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания изворотливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви. Белорусь в XVI—XVII веках. Беларусь находилась в XVI и первой пол. XVII века под властью РП. Польские паны угнетали белорусский народ, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками. Значительная часть крупных землевладельцев Беларуси поддалась процессу ассимиляции: она заимствовала польский язык и культуру, переходила в католичество, отдавала своих детей в польские учебные заведения. По-иному отнеслись к попыткам национально-культурного порабощения народные массы, ремесленники, торговцы, а также запорожское казачество, низшее духовенство, мелкопоместное дворянство. Они вели борьбу против польско-католического гнета, создавали особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела решались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов и т. п.), создавали братские школы, противостоявшие польским католическим школам и явившиеся одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением. Кроме иезуитского католич. ордена на территории Беларуси находился базильянский орден, проповедовавший унияцкую идеологию. Для его пропаганды открывались школы-навициаты. Они были двух типов-подготовительная и повышенная. По сроку обучения базилианские школы были 5-6классов. Так же существовали пиарские школы(нач 13в.). в школах изучались иностранные языки, история, природоведение, логика, метафизика, польс язык и поэзия. Школы давали не только религиозные знания, но и светское представление о природе человека. Для Беларуси этого периода было характерно явное преобладание католических школ, монашеских орденов, католическое религиозно-нравственное направление обучения в школах. Философская, общественная педагогическая мысль Беларуси в к.17-18вв развивалась на фоне проникновения славянских культур: русской и польской. Представители: Лышинский, Капиевич, Нарбут. Идея свободного воспитания Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства. Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина. Своевременными были его советы о том,какими должны были быть детские учебники-доступными, занимательными, иллюстрированными,высокохудожественными. Его «азбука» и «книга для чтения» вполне соответствовали этим критериям. Образование и школа в Западной Европе в Средние века. 7.История образования средневековых университетов в Европе. 8.Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации. предмет, задачи, источники курса «история педагогики» История педагогики -область науки, изучающая ист. развитие теории и практ. образования и пед. идеи прошлого. Практическая зона занимается историей воспитания и образования, теор. зона-история пед. мысли,основы,авторы… Три этапа: I.доноучный=эмпирический-чувственный опыт, зарождение практики обучения и воспитания в первоб. обществе;развитие школ рабовладельческого строя, пед. мысль феад. периода. II.становление науки VXII-XIXв. - просвещение. Формирование пед. теории,эпоха капитализма в европейских странах, Россия, Белорусь. III.современный XX-XXIв. Западная педагогика, пед-ка СССР, БССР; современные РФ и РБ. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: как происходило формирование педагогического мировозрения и характер вхзаимоотношения общества и школы на различных этапах исторического развития на основе: -предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества; -педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации; -сущность просветительских реформ в ХУШ-Х1Х вв. в России; -первые декреты Советского правительства по народному образованию; -направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945 года по 1992 год; -общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины ХХ века; -основополагающие документы о становлении и развитии образования в республике Беларусь; -мировые тенденции развития высшей школы; -факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения владеть навыками. развитие умений использовать историко-педагогические знания для оценки современного состояния образования и прогнозирование его развития, повышение педагогической культуры студента источники: Капранова “история педагогики”, Джуринский”ист пед-ки”,”ист зарубежных стран”, Латышева “Ист пед-ки,учебное пособие” Прудко “ист пед-ки” Орлова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.013 с.) |