Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, источники курса «история педагогики»

Поиск

Предмет, задачи, источники курса «история педагогики»

История педагогики -область науки, изучающая ист. развитие теории и практ. образования и пед. идеи прошлого.

Практическая зона занимается историей воспитания и образования, теор. зона-история пед. мысли,основы,авторы…

Три этапа:

I.доноучный=эмпирический-чувственный опыт, зарождение практики обучения и воспитания в первоб. обществе;развитие школ рабовладельческого строя, пед. мысль феад. периода.

II.становление науки VXII-XIXв. - просвещение. Формирование пед. теории,эпоха капитализма в европейских странах, Россия, Белорусь.

III.современный XX-XXIв. Западная педагогика, пед-ка СССР, БССР; современные РФ и РБ.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: как происходило формирование педагогического мировозрения и характер вхзаимоотношения общества и школы на различных этапах исторического развития на основе:

-предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества;

-педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации;

-сущность просветительских реформ в ХУШ-Х1Х вв. в России;

-первые декреты Советского правительства по народному образованию;

-направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945 года по 1992 год;

-общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины ХХ века;

-основополагающие документы о становлении и развитии образования в республике Беларусь;

-мировые тенденции развития высшей школы;

-факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения

владеть навыками. развитие умений использовать историко-педагогические знания для оценки современного состояния образования и прогнозирование его развития, повышение педагогической культуры студента

источники:

Капранова “история педагогики”,

Джуринский”ист пед-ки”,”ист зарубежных стран”,

Латышева “Ист пед-ки,учебное пособие”

Прудко “ист пед-ки”

Орлова.

Воспитание и школа в Афинах.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека=гормоничное развитие личности(мозг+душа+тело)

До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физ. развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. В школе кифариста мальчики получали лит. образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физ. упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже- гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, 2года- военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.

Воспитание и школа в древнем Риме.

В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени — грамматические школы, а позже школы ораторов.
Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.
В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.
В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.
Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.
Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христиaнство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе.

Образование и школа в Западной Европе в Средние веке

Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел хозяйство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от раба), однако в основе феодального строя также лежала частная собственность феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной политической силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневекового западноевропейского общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам, учила, что жизнь на земле—подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные на земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием с эксплуатацией.

Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который следует побеждать путем воспитания “в страхе божьем”.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, "но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось < счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.


7. История образования средневековых университетов в Европе

Первые университеты появились в XIIв. В Италии, Франции, Англии, позже Чехии(пражский) и Польше(краковский). Появились они не случайно. В XII-XIIIвв. в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабевает феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремёсла и торговля, растёт светская культура. Всё чаще подвергаются сомнениям и критике религиозные трактаты, появляется потребность в развитии новой философии, способной защитить церковь. Задача первых университетов-развивать и пропагандировать угодные религии идеи. Поэтому самыми важными в университетах становились факультеты богословия. Церковь всячески поддерживала их, предоставляя различные привилегии, материальные средства. Средневековые университеты имели 4факультета. На подготовительном или артистическом факультете преподавались «семь свободных искусств» и обучение длилось семь лет. По окончании студенты получали степень «магистра искусств» и могли продолжить образование на одном из трёх основных факультетов: богословия, медицины, юридическом, обучение продолжалось 5-6лет. Основными видами занятий были лекции, организовывались также диспуты на основе тезисов докладов, которые готовили самостоятельно. Выпускники получали звание «доктора наук».

Подготовительный фак-т-люди неграмотные, необходим. Включал: язык,лит-ру, риторику, азы философии, матем, лат. Язык, музыку, астрономию.

Богословский-духовенство укрепляло свои позиции, т.к. церковь теряла влияние и необходимы были умные предствители,чтоб обосновывать позиции церкви. Ведущий фак-т.

Юридический-возникает из-за расширения связей между государствами, что требует специалистов в заключении договоров и т.п.

Медицинский-междуусобные войны, огромное количество раненных, увеличение смертности, а также различные болезни и инфекции требовали создания фак-та.

Ступени выпускников:

Магистр-выпускник фак-та искусств=лаборант, методист, помощник

Тьютор-куратор, занимался организационными вопросами

Доктор наук-выпускники университета

Профессор-защита диссертации,

Бурса-место жительства иногородних студентов=общежитие. Располагалось в съёмных домах, оплачивал университет или церковь.

Ваганты-блуждающие студенты

 

8. Система образования в Западной Европе в период Реформации и Конртреформации

"Отец" Реформации в Германии Мартин Лютер признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как считал Лютер, в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власти предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр.

Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу.

Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером.

Ученик Лютера Ф. Меланхтон известен не только как теоретик, но и практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература.

Меланхтон сделал немало, чтобы осуществить свои идеи на практике. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, они получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: в Вюртемберге, Марбурге, Иене, Кенигсберге, Тюбингене, Гейдельберге, Франкфурте и т. д.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский вселенский собор (1545 - 1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Главными способами борьбы с ересью, как записано в "законах" (costitutiones) ордена, назывались "проповедь, исповедь и воспитание". Иезуиты претендовали на роль носителей "католического гуманизма", они использовали идеи Возрождения. Например, педагогические взгляды Вивеса заметно повлияли на создателя ордена И. Лойолу. Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника - Реформации. Как замечает современный французский историк педагогики Р. Мушамбер, "враги в вопросах веры, иезуиты

нередко сходились с протестантами в вопросах школьного образования". По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания изворотливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви.

Белорусь в XVI—XVII веках.

Беларусь находилась в XVI и первой пол. XVII века под властью РП. Польские паны угнетали белорусский народ, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками. Значительная часть крупных землевладельцев Беларуси поддалась процессу ассимиляции: она заимствовала польский язык и культуру, переходила в католичество, отдавала своих детей в польские учебные заведения. По-иному отнеслись к попыткам национально-культурного порабощения народные массы, ремесленники, торговцы, а также запорожское казачество, низшее духовенство, мелкопоместное дворянство. Они вели борьбу против польско-католического гнета, создавали особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела решались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов и т. п.), создавали братские школы, противостоявшие польским католическим школам и явившиеся одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением.
на территории Беларуси в конце 16-17вв стали образовываться школы иезуитов, которые готовили кадры для ордена. Первой такой коллегией стала Виленская иезуитская школа(1570). Обучение проходило на лат языке, но так же использовали и бел. Для воспитания покорности в школах подавлялась детская самодеятельность., применялась бальная система отметок.

Кроме иезуитского католич. ордена на территории Беларуси находился базильянский орден, проповедовавший унияцкую идеологию. Для его пропаганды открывались школы-навициаты. Они были двух типов-подготовительная и повышенная. По сроку обучения базилианские школы были 5-6классов. Так же существовали пиарские школы(нач 13в.). в школах изучались иностранные языки, история, природоведение, логика, метафизика, польс язык и поэзия. Школы давали не только религиозные знания, но и светское представление о природе человека.

Для Беларуси этого периода было характерно явное преобладание католических школ, монашеских орденов, католическое религиозно-нравственное направление обучения в школах.

Философская, общественная педагогическая мысль Беларуси в к.17-18вв развивалась на фоне проникновения славянских культур: русской и польской.

Представители: Лышинский, Капиевич, Нарбут.

Идея свободного воспитания

Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.

Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.

Своевременными были его советы о том,какими должны были быть детские учебники-доступными, занимательными, иллюстрированными,высокохудожественными. Его «азбука» и «книга для чтения» вполне соответствовали этим критериям.

Образование и школа в Западной Европе в Средние века.

7.История образования средневековых университетов в Европе.

8.Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации.

предмет, задачи, источники курса «история педагогики»

История педагогики -область науки, изучающая ист. развитие теории и практ. образования и пед. идеи прошлого.

Практическая зона занимается историей воспитания и образования, теор. зона-история пед. мысли,основы,авторы…

Три этапа:

I.доноучный=эмпирический-чувственный опыт, зарождение практики обучения и воспитания в первоб. обществе;развитие школ рабовладельческого строя, пед. мысль феад. периода.

II.становление науки VXII-XIXв. - просвещение. Формирование пед. теории,эпоха капитализма в европейских странах, Россия, Белорусь.

III.современный XX-XXIв. Западная педагогика, пед-ка СССР, БССР; современные РФ и РБ.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать: как происходило формирование педагогического мировозрения и характер вхзаимоотношения общества и школы на различных этапах исторического развития на основе:

-предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества;

-педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации;

-сущность просветительских реформ в ХУШ-Х1Х вв. в России;

-первые декреты Советского правительства по народному образованию;

-направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945 года по 1992 год;

-общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины ХХ века;

-основополагающие документы о становлении и развитии образования в республике Беларусь;

-мировые тенденции развития высшей школы;

-факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения

владеть навыками. развитие умений использовать историко-педагогические знания для оценки современного состояния образования и прогнозирование его развития, повышение педагогической культуры студента

источники:

Капранова “история педагогики”,

Джуринский”ист пед-ки”,”ист зарубежных стран”,

Латышева “Ист пед-ки,учебное пособие”

Прудко “ист пед-ки”

Орлова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.013 с.)