Особенности развития воспитания и педагогической мысли Древней Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития воспитания и педагогической мысли Древней Руси.



Восточно- славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.
С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.
Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.

Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.
В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».
Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.
Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства. Так, в былине о новгородском молодце Василии Буслаеве говорится, что его мать.

«Поучение князя Владимира Мономаха детям». Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу».

 


16. Школа и просвещение в Беларуси в период ВКЛ.
носитель образования-церковь.

Спиридон Соболь белорусский печатник-просветитель. Уроженец Могилёва. Образование получил в одном из монастырей. В Киеве открыл свою типографию, где издавал библейские книги. Переехал по приглашеию игумена в Кутенский моностырь,создал там новую типографию,начал издавать учебную литературу, написал свой букварь для обучения грамоте. Он впервые ввёл термин «букварь»,до него учебник по обучению грамоте назыв. Азбукой.

Николай Гусовский бел-польский поэт-гуманист из семьи лесника. Образование получил в Беларуси, Польше, Италии. Выразитель передовых общественно-полит. взглядов, выступал как популизатор истории и культуры Беларуси. В поэме «песня про зубра» призывал к объеденению разных по вере и культуре европейских народов перед угрозой турецкого и татарского нашествия. Он восславил деятельную,свободную, мужественную личность,утверждал идею патриотизма,гармонии взаимоотношений человека,общества и природы. Проанализировав систему лат. Европейского образования,в воспитании отводил большую роль общению с природой, овладению искусством,наукой.

Франциск Скорина бел. Первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Там получил начальное образование. С 1504г. учился в Краковском университете, получил степень «бакалавра философии». В Падуанском университете сдал на степень «доктора мед наук». В Вильне им была основана типография издал «Малую подорожную книжицу», «апостол».

Основным источником сведений о его пед взглядах являются его собственные предисловия и послесловия, помещённые в каждой из опубликованных им книг. Изданием библейской лит-ры Скорина преследовал просветительские, а не религиозно-богословские цели. Он подчёркивал,что основная цель его издательской деятельности-учить простых людей. Однако,несомненную дань средневековому религиозному мировоззрению отдаёт просветитель,ставя библейские книги как источник знания, выше светских. Стремится расширить кругозор читателя, обогащая его конкретными знаниями. Скорина в своих предисловиях совершенно игнорирует церковников и отцов церкви, не пользуясь их поучениями, а ссылается на античных ист личностей-Аристотеля,Македонского..

Взгляды бел мыслителя проникнуты оптимизмом,верой в прогресс, в силу человеческого разума. Его педогагические взгляды оказали благотворное влияние на просвещение в позднейшую эпоху.

Сымон Будный. Жизнь и деятельность талантливого учёного,переводчика,педагога проходила в Польше, Литве,Беларуси. Выходец из мелкопоместной дворянской семьи,образование получил в Краковском и Пражском университетах,был пастырем в Клецке,Несвиже,Слуцке… его мировоззрение развивалось в условиях усиления феод-крепостнического, социально и нац угнетения. По его мнению, католическая церковь была вдохновителем всего ревалюционного,он решительно включился в борьбу с ней. Объеденив вокруг себя противников феод-крепост реакции, Будный вёл их по пути радикальных преобразований,прявлял большую заботу о школьном образовании,тредобал право на образование всех сословий,проповедовал мысли о реформе образования,о совершенствовании её системы.

Основой воспитания он считал труд, боролся за всестороннее развитие человека, за выявление и воспитание талантов. Как и Скорина, Будный стремился использовать библию в просвещении народа. При обучении детей большую роль отводил изучению языка. Резко выступал против схоластической школы(отриц нац языки, только за латынь.). его работы: «катыхизис», «оправдание грешного человека перед богом».

Василь Тяпинский родом из шляхты. Переводил церковные книги на бел язык,делая их доступными ремесленникам и крестьянам. Считал, что бел язык необходимо активно использовать в учебном процессе. Борьба за полит и нац единство бед народа. Защита бел языка.

Милентий Смотрицкий родился в семье писателя,начальное образование получил в Острожской школе,учился в Виленской академии на фил отделении. Работал учителем братских школ. Автор «грамматики словесной»-уникальный учебник.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)