Реализация идей сотрудничества в деятельности педагогов-новаторов 70-80х годов. (в. Ф. Шаталов, Ш. Амоношвили, С. Н. Лысенкова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация идей сотрудничества в деятельности педагогов-новаторов 70-80х годов. (в. Ф. Шаталов, Ш. Амоношвили, С. Н. Лысенкова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин).



Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ей в условиях перестройки общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения— осень 1986 г. Об этом сообщила “Учительская газета” 18 октября. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Новатор (от лат. novator — обновитель) - это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов Донецка и Москвы, Ленинграда и Одессы, Тбилиси и Подмосковья и разных других городов и областей страны. За первыми и известными потянулись и учительские массы. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.
Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.
1. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.
2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют их новаторами.
3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.
4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.
Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.
Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы.
Амонашвили Шалва Александрович- Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-экспериментатор и практик.Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллект. и нравств. развития, для формирования культуры чувств. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику.

 

48.Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы. Школьная реформа 1998г.

В начале 90-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования. В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образова­ния, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащих­ся и студентов, принципы финансирования. Параллельно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция обра­зования и воспитания в Беларуси», «Концепция расширения выс­шего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания ребят и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция расширения педагогического образования в Республи­ке Беларусь» (2000) и др. Кроме того, в 90-е гг. в Республике Беларусь велось научное обоснование путей расширения школьного образования, разрабатывались кон­цепции расширения национальной школы, вводились в действие но­вые положения, в которых обосновывался статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональ­ных училищ).

Большое внимание в республике уделяется поддержке талант­ливых ребят и молодежи. За рассматриваемый период сложи­лась система работы с одаренными детьми, получившая отраже­ние в государственной программе «Одаренные дети.

В 1996 г. был создан Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных уча­щихся и студентов.

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Основной темой стали вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образо­вания. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991-1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев за­медляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесто­чением государственного контроля за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы. В 2004 г. в Беларуси действовало 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профильными классами; в 2006 г. — 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов.

В 1998 г. в Республике Беларусь стартовала школьная ре­форма. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны «Концепция реформы общеобразо­вательной школы» (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554) и Про­грамма ее реализации, в которой были определены и охаракте­ризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления раз­вития ступеней общего образования.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению ребят с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе ребят пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад — школа, школа — дет­ский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:
• составить и внедрить новые учебные планы и программы;
• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;
• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;
• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;
• создать в школе систему воспитания, основанную на фор­мировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает ребят с 6-летнего возраста. Возвращение к идее «нулевого класса» через введение подготовительного позволило отыскать до­полнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.005 с.)