Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древнейших времен до нач. XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древнейших времен до нач. XVIII В.



Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов. До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания. С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем. Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу. Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы. Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры. Важный исторический этап развития педагогики связан с образованием феодального государства на Руси в 1Х-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпосылки для развития культуры и просвещения. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Народный и государственный языки на Руси совпадали, и это способствовало распространению грамотности. В этот период существуют два типа школ: училища элементарной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского населения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжного". В период золотоордынского ига на Руси на долгое время исчезают государственные школы. Лишь в Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадавших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои дома и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения. При обучении грамоте, например, широко использовалась наглядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифро­вые алфавиты. Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров просвещения занимает духовенство. В монастырях осуществлялось традиционное средневе­ковое воспитание и обучение. Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека. Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Русском государстве начинается в ХУ-ХУ1 вв. Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился "Домострой" (XVI в.) - сборник наставлений, составленный известным политическим деятелем из окружения Ивана Грозного - попом Сильвестром. "Домострой" играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни. Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распрос­транение книгопечатания. Выход в свет "Азбуки" И. Федорова стал ярким свидетельством развития отечественной педагогической мысли, показателем благородных устремлений передовых людей XVI века к распространению образования. Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим "свободным художествам". Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы, где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейких факультетов. Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств, богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического

дела. Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повествует такой памятник последней четверти XVII века как "Гражданство обычаев детских", творчески составленных прогрессивным деятелем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по "Гражданству" предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много места, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязанностей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и дома. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. "Гражданство" отражало новый этап в развитии школьного дела.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.004 с.)