Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философско-педагогические идеи Я.А. Коменского

Поиск

Н.И. Пирогов - зачинатель общественно-педагогического движения в России Х1Хв.

Пирогов - известный врач и педагог-просветитель. В основе его педагогической теории лежит идея общечеловеческого воспитания, суть которой в воспитании человека-гражданина полезного своей стране. Пирогов требовал уважения к личности ребенка. Выступал против ранней, преждевременной специализации детей, которая, по его мнению, суживает кругозор и тормозит нравственное развитие.

Ратовал за принцип единой школы, как основу построения школьной системы, пытался реализовать этот принцип на практике, предлагая школьную систему из четырех ступеней:

УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Классическая гимназия Реальная гимназия

(5 лет) (3 года)

Классическая прогимназия Реальная прогимназия

(4 года) (4 года)

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА (2 года)

Пирогову принадлежит выдающаяся роль в создании первых воскресных школ в России. Много внимания он уделял работе учителей-практиков. Настаивал на том, чтобы не реже раза в месяц собирались педагогические советы для обсуждения различных педагогических методов и приемов преподавания. Рекомендовал учителям обмениваться опытом работы, заниматься научными и литературными трудами, собирать исторические сведения о родном крае и пропагандировать их через публикацию в газетах. Учредил участие профессоров университета в гимназическом преподавании в старших классах и выпускных экзаменах. Организовал конкурсы и испытания на замещение вакантных пе­дагогических должностей. Учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по шести предметам гимназического курса. Написал два проекта подготовки учителей для начальной и средней школ.

Вопросы воспитания в трудах В.А. Сухомлинского. Анализ книги «Павлышская средняя школа».

50-е - 60-е годы прошлого века связаны с именем В.А.Сухомлинского, директора Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области. Павлышская школа стала своеобразной педагогической лабораторией, опыт которой был направлен на поиск путей гуманизации воспитания, формиро­вание гражданственности, активной жизненной позиции школьников.

Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов по­литехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближе­ния труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важ­нейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физи­ческого труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Сухомлинским написано более тридцати книг и около трехсот статей. Среди них: "Павлышская средняя школа". Вся деятельность В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию детей все­гда была ярко окрашена эмоционально, он постоянно искал средства раз­вития детской восприимчивости, культуры чувств. Поэтому в руководимой им школе учебная работа была тесно связана с внеучебной, большую роль играли элементы праздничности, торжественности, красоты. От красивого, по мнению Сухомлинского, легче привести ребенка к человечности, предот­вратить развитие равнодушия, бесстрастности, черствости по отношению к людям. По его глубокому убеждению, человеческая сущность наиболее ярко проявляется в том, что человек возлагает на себя ответственность за другого человека. В эталон всесторонне, гармонично развитой лично­сти Сухомлинским были включены не только социально-политические, классовые, но и общечеловеческие черты, прежде всего нравственное бла­городство, умение сердцем чувствовать другого человека, скромность, душевность. Добро, зло, смерть, бессмертие, духовная жизнь - все эти понятия благодаря Сухомлинскому получили права гражданства в пе­дагогике.

Философско-педагогические идеи Я.А. Коменского

 

Ян Амос Коменский сам для себя избрал главнейшим делом философию. Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Коменского, нет такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

Говоря о трех причинах трудности научных занятий, Коменский, первой причиной считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости.

Первая из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).

На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет, как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать автопраксию (самоупражнение).

Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи.

Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского подчинена главной задаче - педагогике.

 

 

8. Педагогические концепции Дж. Локка. Дать анализ книги «Мысли о воспитании». Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят, прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где, по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния». Особое внимание он придавал физическому воспитанию. С раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены. Он рекомендует легко одевать и обувать детей, кормить простой пищей и заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости. Настоящий джентльмен - человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам. Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины - важнейшие задачи воспитания. Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек. Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения. Своеобразно Локк относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное - не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам. Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования. Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности. Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку. Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относиться к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.011 с.)