Ушинский о педагогич. науке и искусстве воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ушинский о педагогич. науке и искусстве воспитания.



 

У. определил, что предмет воспитания – это человек. В работе «Человек как предмет воспитания», или «Педагогич. антропология» У. подчеркивает, что необходимо выделить в ней 2 пласта: 1. педагогика в обширном смысле как собрание знаний, 2. педагогика в тесном смысле как собрание воспитательных правил.

Первый пласт – это знания о человеке по разным отраслям наук и осознание цели воспитания. Второй пласт – правила и законы преднамеренной деятельности наставника, направленной на развитие ума, чувств ребенка. В целом педагогика в понимании У – это наука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно.

Педагогика как искусство. Педагогич. деятельность – это искусство – «искусство самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Оно стремится к идеалу «вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому». Поэтому осуществить задачи и быть искусным педагогом – дело, которое «скромное по наружности, но одно из величайших дел истории».

Вопрос 40

Идея народности в педагогич. теории Ушинского. Ушинский о значении родного языка в общественном воспитании.

У был первым обществ. деятелем, котор., подняв проблему народности в воспитании дал ей теоретическое обоснование и воплощение в практике. У предложил свой взгляд на сущность воспитания. Основные положения: 1. у каждого народа своя особенная национальная система воспитания; 2. невозможно заимствовать у др.народа систему воспитания, т.к. подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу; 3. есть только одна общая наклонность – народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству.4. У каждого народа – свой идеал человека. Может быть заимствована рациональная сторона – отдельная педагогич. идея. Но народ перерабатывает их в духе своего народа. 5. Необходимо развивать общественное мнение.

Нет теперь вопросов важнее, чем: чем должны быть русские школы? В каком отношении должны находиться народ. школы. Определить, какой должна быть школа, может сам народ. Опека Министерства служит только помехой. Но У понимал, что простой народ забит, невежествен, беден и безграмотен, по этой причине многие крестьяне не видят нужды в школах. Без экономич. Улучшения положения народа невозможен подъем образования, но в тоже время хорошо поставленное народное обр. будет влиять на поднятие уровня эк. жизни. У верил, что развитие государства зависит от степени образования народа, и оно влияет на образ правления государства. У писал, что гимназии и университеты не озабочены изучением истории и культуры своего государства, а ориентируются на изучение ин.языков, лит-ры. Но родной язык есть основа обучения, вместе с языком усваиваются и дух ценности, созданные предшествующими поколениями. Усваивая родн. язык, ребенок усваивает множество понятий, мыслей чувств.

В книге «Родное слово» (1864) есть произведения устного народного творчества.

Вопрос 41

Дидактические принципы в педагогич. системе Ушинского

У считал, что одна из главных целей обр. – это развитие мышления, общих умств. способностей человека. Главные цели обучения: 1. развитие умств. способностей, 2. подготовка ученика к жизни, 3. развитие мировоззрения. Вопрос о подготовке к жизни У рассматривает широко, включая в него обогащение учеников знаниями и развитие воли, характера, трудолюбия. У считал, что важны только те школьн. дисциплины, которые дают многообр. знания (родной язык, география, история отечества, мат., лит.). У приводит в пример историю, знание котор. Помогает чел. уяснить ход историч. процессов. Ребенок должен быть готов к жизни в индустр. веке. А жажда денег неверие в добро, отсутствие нравств. правил, равнодушие к обществу – это враги, с которыми надо бороться.

Задача школы: она должна вызвать у ученика жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Человек имеет врожденную способность – потребность в труде. Но в детстве эта способность может либо развиваться, либо погаснуть. Человек должен приготовиться к труду жизни, полюбить труд. Нередко учитель приучает своих воспитанников убивать время в классе. Например: на другой день уч-ль спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом. Наставнику необходимо помнить, что надо приучить воспитанников к умственному труду. У в ст. «Труд в его психическом и воспитательном значении» 1860г. предлагает средства, способные развить привычку к труду: 1. не учить ученика, а только помогать ему учиться 2. не надрывать сил ребенка, но и не давать им застыть 3. приучать к труду постепенно 4. менять виды трудовой деятельности (физический труд (игра в детстве) после умственного).

У развил общие дидактические идеи: последовательность в изучении наук, продвижение от известного к неизвестного, учет возрастных особенностей. Он пришел к выводу: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Вопрос 42

Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)

Существенный вклад внёс К.Д.Ушинский в проблему подготовки учительских кадров. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытые педагогические учебные заведения (учительские семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педагогических факультетов в университетах для подготовки учителей средних учебных заведений, а также педагогических классов при женских средних учебных заведений.

К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя.

Говоря о качествах личности учителя, Ушинский отмечал, что учитель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д.Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения.

К.Д.Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Он поднимает на щит педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти его от «дремоты рассудка», когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории-то же, что знахарство в медицине».

Отвечая на вопрос: накопление знаний или формирование идей должно составить цель учения, К.Д. Ушинский писал, что «не самое знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением того или другого знания,-вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий».

Так, преподавая историю, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своём ученике «не будущего историка, а человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования. При этом не следует забывать, что память человеческая имеет свои пределы, а период учения очень короток».

Имеется в виду школьного учения.

К.Д.Ушинский учителя чаще всего называет воспитателем, подчёркивая тем самым в его деятельности общепедагогические функции. «Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы через посредство ученья закинуть в душу дитяти какое-нибудь семя и связывать хорошее чувство с всяким представлением, с которым оно только может быть связано...»

Особое внимание в своей педагогической практике А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия. Особо педагогов привлекала в те годы позиция А.С.Макаренко по вопросам использования приёмов порщрения и наказания. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищённости личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Каким бы не было наказание, оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем ученикам пед процесса.

Сухомлинский был одним из первых, кто в 60-е гг. Работал по проблеме развивающего обучения, которая основывалась на идее радости умчтвенного труда для детей. Важнейшим инструментом для достижения этой цели является ощущение учащимися успеха в учении. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей лишь наслаждение и удовольствие. Учение- кропотливое преодоление трудностей, поиск, который приносит радость успеха, радость познания. Для тогоЮ чтобы ребёнок хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес к учению, общее развитие невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона-постоянного обмена знаниями. С этой целью в Павлышской школе добивались, чтобы у каждого ученика было увлечение, любимый предмет, в знании которого он превосходил бы других ребят. Педагог-гуманист призывал учителей помочь ребёнку ощутить эту радость учебного труда, пробудить чувство гордости, собственного достоинства.

Сухомлинский призывал учителей «бережно пользоваться оценкой», имея в виду, прежде всего, уважение достоинства ученика и заботу о всемерном развитии его способностей. Своё право выставлять отметку настоящий педагог использует для того, чтобы вознаграждать трудолюбие, а не покарать лень и нерадивость.

Учитель-это пкрвый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя называл Сухомлинский умение так построить отношение с ребёнком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость.

Для того, чтобы исполнить свою высокую и трудную миссию, подчёркивал Сухомлинский, учитель должен быть прежде всего личностью в самом глубоком смысле этого слова. Именно при таком условии только и может осуществляться духовное общение учителя и ребёнка, основанное на взаимности.

Сухомлинский психологически тонко проанализировал одну из сложных проблем воспитания-проблему власти педагога над личностью ребёнка в детском коллективе. Мудрая власть предполагает в качестве естественного составного её компонента-доброту как одно из первейших личностно-профессиональных свойств учителя, которое означает прежде всего большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребёнка.

Сухомлинский видел особенность профессии учителя в том, что 9/10 его труда спрятано от других, как айсберг под водой. Потому секрет педагогического мастерства педагога-в постоянном чтении, духовном обогащении, педагогической культуре. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь, говорил Сухомлинский.

Вопрос 43

Система образования в России во втор. пол. 19 нач. 20 века.

 

Царизм проводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживал их политическое, эк., культур. развитие.

В связи с присоединением к России в нач.19 в. народов Кавказа, Казахстана, Молдавии руков-во уч.округов создавало здесь школы. После утверждения в 60-е годы 19 века школьных уставов и преобразования начальной и средней школы, правительство приступило к разработке школ для нерусских народов. Основные установки для школьного дела были сформулированы в 1870г. Русификаторские установки были положены в основу изданных в 1870 г. правил, которые разделили все народы, не принадлежащие к русской национальности, на 3 категории: 1. народы, весьма мало обрусевшие (в школах рекомендовалось начинать учение на родном языке и переходить на рус. язык) 2. народы, живущие в районах, населенных и русскими в школах – сначала обучение на рус.языке, прибегая к помощи родного языка и переходя на рус.язык) 3. народы, достаточно обрусевшие – укр., белорусы, в школах которых вели обучение только на русском языке.

Поэтому царские чиновники неизменно закрывали школы на родном языке. Царизм усиливал контроль за деятел. учителей. Но царизму не удавалось истребить попытки обучения на родном языке. В 1892 г. правительство издало акт, котрый запрещал создание школ на родном языке (за нарушение – огромные ден. штрафы и тюремные заключения). Были конфессиональные школы (для мусульман), русско-татарские школы Поволжья и русско-туземные школы на Северном Кавказе, были аульные школы (первые аульные шк. – в 1892г, преподавали рус.яз., арифметику, обучение было на невысок.уровне). Благоприятные действия на борьбу нерусских народов за широкое нац. просвещение и развитие прогрессивной педагогич. мысли оказали революционно-демократич. движение 60-х гг., активная дея-ть русских педагогов Пирогова, Ушинского, Чернышевского, Добролюбова.

Вопрос 44

Возникновение и развитие советской системы образования (1917 - 1930)

Становление и развитие советской школы и педагогики проходило в условиях революционного накала. Оно прошло несколько этапов: 1. 1917 -1920 – начало коренных преобразований в области просвещения и воспитания; 2. 1921 – 1930 – восстановление народного хозяйства и социалистической индустриализации.

Первые декреты советской власти были нацелены на утверждение светского (нерелигиозного) характера обучения. В декабре 1917г. все школы были переведены в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), а в янв.1918 – церковь была отделена от государства и школа от церкви. В октябре был принят декрет о единой трудовой школе РСФСР. Одновременно была опубликована Декларация, в кот. новые установки: демократизм, доступность, всеобщность, обязательность, бесплатность обучения. Узаконивалась 9-летняя школа. Но были опред. принципы: связь обучения с трудом. Детям показывали все формы труда. В годы гражданской войны «школьная армия» проводила ремонт обуви для бойцов Красной Армии, собирали перевязочные материалы. А в 20-х годах – первые пионерские отряды. В дек.1919г. вышел декрет за подписью Ленина о ликвидации безграмотности, который обязывал людей от 8-50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Первая фраза, которую учились читать: «Мы – не рабы, рабы – не мы». В этом же году – рабфак, где за 4 года среднее образование, достаточное для поступления в ВУЗ. Первый уч.план совет шк.был опубликован в 1920г. Устранены из уч.предметов религиозность, история револ.движений, теория Дарвина. В эти годы изгонялись не только старые явления, но и люди, котор. не смогли прийти к нов.мышлению. В 1922г. «Философский корабль» (высылка интеллигентов). В уч.программах было 2 принципа: 1. предметный (привело к перегрузке программ) 2. комплексный. Появились новые программы, кот. расширяли мировоззрение школьников, но язык, математика не были представлены в данной схеме. Но много яркого: была самостоятельность, экскурсии, опыты, доклады, рефераты. В 1929 – нов. метод: ученики стали проектировать то, чем хотели заниматься, учитель – помощник. В 20-е годы – Дальтон – план (ученики получают от учителей задания, в кот.указывались источники ответов, работа самостоятельная, учитель – консультант, снижалась эффективность занятий, но увеличивалась прочность изучаемого материала). Началось создание воспитательно-образовательных учреждений: школ, детсадов. Значительную роль в становлении и развитии совет. педагогики сыграли Луначарский, Крупская, Покровский.

Вопрос 45

Становление советской системы образования в 30-е годы 20 века. Униф. структуры, содержания и форм организации обучения.

Наша страна из отсталой аграрной превращалась в передовую идустр. державу. Успехи сопровождались бурным развитием культурной революции. По всему СССР развернулась энергичная работа по введению обязательного начального обучения. Большое участие приняли Коммунистический Союз Молодежи, профсоюзы, советс.общественность. Число учащихся в 1939г. возросло до 32 миллионов. В организации и содержании обучения были недостатки. В 1930г. утверждены уч.программы. В 1931г. постановление «О начальной и средней школе». В нем говорилось: школа не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней нов. этап. Недостаток школы в том, что она не дает достаточный объем знаний. Таким обр. хотели овладеть основами наук. Вскоре были разработаны нов.уч.планы. В них наибольшее число часов отводилось рус. яз. или родному языку, матем. По рус.яз. – главное овладеть уст.и письм речью, грамматикой, орфографией.

Для улучшения воспит.работы – «О работе пионерской организации». Задача – выработка социалистического отношения к учебе, труду. Для любого пионера главное – добросовестное выполнение уч.заданий, выполнение обществ.-полезн.работы. Рук-во предложило создать нов.учебники. Рекомендовали сообщать ученикам историч. события последовательно, обеспечить усвоение историч.фактов, дат. География: научить ориентироваться по карте. Урок имел определ.цель. Когда изучали матем, то учили применять знания в жизни, технике, роль уителя возросла. В 1933г. были проведены проверочные испытания, и с того года они вошли в распорядок шк.жизни. В результате повысился уровень обр.совет.школьников.

Вопрос 46



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.023 с.)