Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое новаторство Макаренко. Теория коллектива.

Поиск

М подвергал острой критике буржуазную и мелкобурж.педагогику. Он писал, что такая педагогика способствует абсолют.свободе детей о тобязанностей. Люди говорили: «дети – цветы жизни». Но надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Ведь дети могут быть эгоистами. В обращении с детьми необходимо чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости. Социалист.гуманизм проходит через всю педагогич.систему М. С социалистич.гуманизмом у М тесно сочеиается оптимизм – умение видеть в воспитаннике положит силы. М был сторонником систематич.преподавания предметов, предавал огромное значение воспитанию в труде. Эта наука определяет цель: подготовка всесторонне развитых людей. Мы должны воспитать патриотов, людей, обладающих чувством долга и чести. М рассматривал личность и общество в единстве. Он считал, что только в нашем социалист. обществе созданы условия для расцвета творческих сил личности.

Заслуга М: воспитание в коллективе и через коллектив. Под кол. М понимал объединение людей для достижения общих целей. М считал, что воздействовать на личность можно, действуя на коллектив (все за одного, один за всех). М впервые в педагогике выдвинул и разработал важный пр-п: «система перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного». М отводил важную роль в жизни коллектива игре, а необходимым фактором воспитания он считал труд. М считал, что трудолюбие и способность к труду воспитываются в ребенке, а не даны ребенку от природы. Дети должны планировать работу, бережно относиться ко времени. Что касается трудового воспитания детей в семье, то М считал, что надо давать детям поручения на месяцы, годы, чтобы они несли отв-ть за порученную работу. Дети могут поливать цветы, накрывать на стол, убирать.

Вопрос 48

Просвещение и школа в Беларуси во второй половине 19-нач. 20 вв.

К началу 60-х гг. В Беларуси насчитывалось 567 учебных заведений всех типов: одно высшее учебное заведение, 12 средних и 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище, 440 начальных школ. В 1860 г. Было открыто около 100 школ для государственных крестьян, в которых готовили фельдшеров, землемеров, писарей.

К управлению народным образованием в Беларуси, в отличие от России, не допускались городские и сельские общины.

После восстания 1863 г. Ведущим стержнем школьной политики царизма стало усиление русификации, жёсткое преследование национальной культуры.

В 90-е гг. 19 в. в Беларуси существовала многотипная начальная школа, являющаяся тупиковым учебным заведением, наблюдался значительный рост числа церковно-приходских школ, отсутствовала преемственность между начальной народной школой и гимназией, что служило препятствием для получения среднего образования детьми рабочих и крестьян.

Константин Семёнович Калиновский (1838-1864). Он резко критиковал существующую систему образования. Достаточно смело Калиновский ставил вопрос об открытии широкой сети школ для народа, обучении детей на родном языке. Наиболее важными нравственными качествами считал патриотизм, народность, человечность, трудолюбие, стремление к свободе и независимости.

Адам Егорович Богданович (1862-1949). Просвещение народа он неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического гнёта, мыслил школу и образование светскими, свободными от влияния религии.

В центре содержания школьного образования он ставил естественнонаучные знания, уделял огромное внимание трактовке дидактических принципов (наглядности, систематичности, последовательности и т д).

 

На рубеже 19-20 вв. Развитие просвещения на территории Беларуси отставало от центральных губерний России по ряду показателей.

Нач образование давали народные и городские училища, церковно-приходские школы и школы грамоты.

По-прежнему медленными темпами росла сеть среднего образования. Главная причина-выделение мизерных средств на образование.

Педагогических учебных заведений для подготовки учителей городских училищ и средних школ в Беларуси не было.

Сословно-классовая русификаторская политика царского правительства в области просвещения порождала со стороны общественно-педагогического движения оппозицию.

Элоиза Пашкевич (Тётка, 1876-1916). Проводила большую пропагандистскую работу среди народных масс за открытие школ с обучением на родном языке. Первая взялась за создание учебников на родном языке. В 1906 г. в Петербурге она издала «Першае чытанне для дзетак беларусау», учебник для детей первого года обучения, построенный на широком использовании белорусского фольклора и направленный на развитие фантазии, любознательности, мышления детей.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956). В своих педагогических статьях писал о тяжёлом состоянии белорусской школы, в которой у детей отнято право читать и обучаться на родном языке, о бесправном положении учителя народной школы, о вмешательстве и влиянии церкви на содержание школьного образования и воспитания.

В Петербурге им был издан учебник «Другое чытанне для дзяцей беларусау». При его написании он широко использовал опыт написания подобных учебнико Ушинским и Толстым. Содержание учебника было построено на широком использовании достижений детской психологии, соблюдении важнейших дидактических принципов.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич, 1882-1942). Силой художественного слова он утверждал мысль о великом предназначении образования в жизни и будущей судьбе народных масс. В своих статьях он выступал против стремления царских властей держать народ в невежестве, говорил о необходимости создания школ для простых людей. Убеждённо отстаивал идею обучения на родном языке.

Вопрос 49

Становление и развитие системы образования Советской Белоруссии

(1917 – 1991)

В Бел. создание советской школы началось после Окт.революции. Одновременно с разрушением старых форм создавались новые. Весной 1919г. произошло нападение белополяков, кот. захватили большую часть Б и Минск. Запрещалось обучение в школах на бел.языке. В 1923г. был разработан план ликвидации неграмотности взрослого населения. Нарком Прос ставил задачи: дать молодежи общеобразовательную подготовку, удовлетворить потребность народного хозяйства в работниках «низкой квалификации». Но невозможно было усвоить программу всей школы и приобрести профессию, поэтому предлагалось увеличить срок обучения до 3-х лет. В 1921г. программа по бел языку. В Бел утверждены были 4 гос.языка: бел, рус., польск, еврейский. С 1923г. начался рост количества школ. В 1933г. постановление о бел. правописании. Огромный урон образованию был нанесен во время ВОВ. Захватчики уничтожили более 6 000 школ. Но была школа партизанских зон (лесные школы). На протяжении 1944-45гг. в Республике была восстановлена довоенная сеть школ. В 70-е гг. ведущим принципом организации учебно-воспитательской работы стал пр-п комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. В 1984г. – 11 лет обучение, в конце 80-х нач.90-х гг. в Беларуси стали открываться гимназии и лицеи.

Лепешинский (1868-1944) – педагог, выступал за связь обучения с жизнью, объединения умств.труда с физич. Выступал против зубрежки. Труд физический должен быть связан с трудом интеллектуальным. Школа должна быть светской, свободной и от религиозного влияния.

Я. Колас (1881-1956) в своих статьях выступал в защиту бел.языка и прва бел.детей обучаться на родном языке. Он считал, что важным является трудовое и патриотич.воспитание, кот.должно тначитнаться со знакомства с природой людьми. Свои взгляды он выразил в своих лит.произведениях, где призывает развивать дет.таланты, а учителя он считал образованнейшим человеком, кот.должен знать свой предмет и педагогич.науку («Другое чытанне для дзяцей беларусау» «Загляне сонца и у наша аконца»).

Зимотин (1873-1942)- педагог. «Художественная литература в школьном преподавании» - его книга, изданная на бел.языке. Автор предложил использовать методич.приемы на практике. Указал на необходимость внеклассной работы, сформулировал задачи лит. образования.

Вопрос 50

Развитие системы народного образования в СССР с 1941-1991гг.

В годы ВОВ вся уч-воспитат.работа приобрела патриотич.направленность. Школьников обучали военному делу, готовили к фронту. В это время создаются школы рабочей молодежи, вечерние школы сельской молодежи, заочные школы. На оккупир.терр.действовали лесные школы. В 1944г. было установлено 7-лет.обязат обр. К концу 40-х гг. наметились тенденции к переходу на 10-лет обучение. В послевоенные годы в стране усилился контроль гос-ва за сист.обр. В 1958-59 – Закон «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии сист.народнюобр.в СССР». В соотв.с этим документом вводилась обязат 8-ее обр, срок обуч.в средн шк. Увеличивается до 11 лет. Было восстановлено совместное обучение девочек и мальчиков. Нов.тип уч.заведений – ПТУ. После того, как практика показала, что 11-лет обучение ничего не дает, в 1966г. было решено вернуться к 10-ке. В 70-е годы в СССР наблюдается рост кол-ва средних школ, был завершен переход к среднему обр. Реформа школы 1984г. предусматривала уравнивание школы и системы профессионально-технич образования, вновь осуществлялся переход на 11-лет срок обучения. В 80-е годы развивается педагогика сотрудничества, основным положением которой являлись обучение без принуждения, идея опоры, идея свободного выбора. Распад СССР привел к тому, что стали складываться национальные системы образования. Важным деятелем того времени был Сухомлинский 1918 – 1970. Основные труды: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Мудрая власть коллектива».

Основные положения педагогич. системы: гуманизм, вера в духовн. возможности ребенка, сознательность обучения, радость познания.

Методы обучения по Сухомлинскому

 

Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений

Рассказ лекция сам.чтение

 

Методы осознания, развития и углубления знаний

Дискуссия упражнения

Вопрос 51

Система образования в РБ в конце 20-начале 21 вв.

Провозглашение государственного суверенитета Беларуси в 1991 г. потребовало создания национальной системы образования, которая, сохранив все положительнве аспекты, сложившиеся в предыдущие десятилетия, ориентировались бы на этнические, культурные, экономические особенности Беларуси, с одной стороны, и международные образовательные нормы-с другой.

Были созданы специальные условия для обучения родному языку и культурному наследию тех представителей национальностей, которые проживают в Беларуси.

Важным шагом в становлении национальной системы образования РБ стало принятие Закона «Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь» (1991). В нём провозглашались принципы государственной политики в области образования: его приоритетность, обязательность общего базового образования и т д.

Стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодёжи. В их числе: отказ от моноидеологии, возрождение интереса к белорусской культуре и языку, создание разнообразных типов учебных заведений и др.

В целом, в качестве положительных тенденций развития системы образования в РБ в 90-е гг. Можно отметить следующе: переход к личностно-ориентированному обучению, разработка принципов вариативного образования, обновление содержания гуманитарного образования, появление новых типов учебных заведений, введение различных профилей обучения и элективных курсов.

Состояние и перспективы развития национальной системы образования (2000-2016 гг.). Кардинально улучшена законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования (законы «Об образовании» (1991), «О профессионально-техническом образовании», «Закон РБ об общем среднем образовании» (2006) и др.).

Динамично развивается система дошкольного образования (сезонные игровые площадки, разновозрастные группы, детский сад-школа).

Развитие общнго среднего образования остаётся приоритетным в государственной политике страны и характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования.

Введена 10-балльная система оценок, что позволило решить проблему объективности и дифференцированного подхода к оценке знаний.

С 2003 г. системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования. Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности.

Характерной чертой развития высшей школы РБ является переход к массовому образованию (функционирует 53 учреждения, обеспечивающих получение высшего образования).

Значительное влияние на укрепление кадрового потенциала системы образования республики оказывает деятельность учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогического профиля.

Система образования вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы-осуществление последовательного перехода от системы воспитательных мероприятий к созданию целостной воспитательной среды, которая формируется не только содержанием обучения и воспитания, но и образовательными технологиями, всем строем жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении. Усилено идеологическое содержание учебно-воспитательного процесса, в первую очередь, социально-гуманитарных дисциплин и воспитательной работы.

Предусматривается совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства, повышение рейтинга РБ в международных исследованиях качества образования до уровня стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.198.173 (0.007 с.)