Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Ф.В.А. Дистервега. Теория развивающего и воспитывающего обучения ,ее принципы.

Поиск

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания. Задача школы заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не истинных “пруссаков”. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. “Человек- мое имя, немец- мое прозвище”.

Важнейшим принципом вслед за Песталоцци считал природосообразность. Природосообр-ть воспитания в его трактовке – это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника.

В дополнение к природосообр-ти выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Высшую цель воспитания определял как “самодеятельность на служении истине, красоте и добру”. “Истина находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены”.

Умственное образование. Как и Песталоцци, полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Создал дидактику развивающего обучения. Настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам. Подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала.

“От близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному”.

Большое значение придает сознательному усвоению изучаемого материала, а также уделяет внимание закреплению материала. “Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили”, “не торопись при изучении основ”.

Для начального обучения рекомендует “элементарный”, или развивающий метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность “Искать, взвешивать, рассуждать и находить”. По его мнению, “плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить”.

Вопрос 20

Сущность педагогической теории. И.Ф. Гербарт и его педагогическая система.

Свое понимание сущности выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. Постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией.

Цель: формирование добродетельного человека, т.е. воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Сущность воспитания: обогащение души ребенка представлениями,Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить “дикую резвость”, которая, считал Гербарт, свойственна детям. Оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.

Средства управления: 1. угроза 2. надзор 3. приказания и запрещения 4. наказания (вкл. телесные) 5. авторитет и любовь (вспомогательные средства)

Управление должно занять время ребенка. Задача: отвлечь от беспорядка и нарушений дисциплины. Вся система управления у Гербарта построена на насилии, на дрессировке.

Обучение. Одна из важнейших задач: возбуждение интереса. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Был противником единой системы образования. Дал много советов (дидактических) о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. Следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать предмет, надо продемонстрировать изображение.

4 ступени обучения:1. ясность 2. ассоциация 3. система 4. метод

Нравственное воспитание. Принципы нравственного воспитания противоположны принципам управления.

Большое внимание уделял религиозному воспитанию.

Нравственное воспитание должно стремиться “поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубоко проникающего одобрения”.

Средства нравственного восп-я: 1. удерживать воспитанника 2. определять его (т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что “непослушание ведет к тяжелым переживаниям” 3. устанавливать четкие правила поведения 4. поддерживать в его душе “спокойствие и ясность”, т.е. не давать основания для того, “чтобы воспитанник усомнился в истине”. 5. “волновать ” душу ребенка одобрением и порицанием 6. “увещевать ” воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Вопрос 21

Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во в.п. 19 в. (Р.Оуэн, К.Маркс, Ф. Энгельс).

Роберт Оуэн первый обосновали реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение пролетариата. Создал ряд воспитательно- образовательных учреждений: 1.школа для маленьких детей 2.начальная школа и вечернюю школу для подростков.

Оуэн очень заботился о школе для маленьких детей. Дети учились пению, танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обжать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению,грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. В начальной школе дети изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Исключил из школы религиозно-догматическое обучение. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы покрыты рисунками с животными и растениями.

Большое значение придавал трудовому воспитанию детей. Осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом впервые в истории создал дошкольные учреждения и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой.

К. Маркс и Ф. Энгельс. К.Маркс,говоря о том, что он понимает под воспитанием, на первое место поставил умственное воспитание. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой. Такое же большое значение придавал теории и науке Энгельс. Он требовал глубокого и серьезного изучения каждой науки. Но Маркс и Энгельс предупреждали, что важна “не наука для науки”, а наука, тесно связанная с жизнью, с борьбой за лучшее будущее человечества.

Политехническое образование. Является одной из составных частей учения о всестороннем развитии личности. Маркс считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессов производства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

Физическое воспитание. Всесторонне развитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание. Энгельс рекомендовал обучение в школах гимнастике и военному строю, считая, что это разовьет учащихся в физическом отношении и будет способствовать их военной подготовке, а решение тактических задач во время военных прогулок будет способствовать и умственному развитию школьников.

Нравственное воспитание. Маркс и Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития. Обосновали учение о коммунистической морали. Важнейшей чертой морали считали коллективизм. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма,несущие счастье всему человечеству. Только коммунистическое воспитание – подлинно нравственное воспитание.

Вопрос 22

Основные педагогические течения конца 19- нач 20 в. о воспитании и образовании личности (свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика действия, прагматическая педагогика).

Свободное воспитание. Теория свободного воспитания основывалась на принципе педоцентризма – учет склонностей ребенка в процессе обучения; индивидуализация обучения на основе выявленных задатков, способностей; организация педагогического процесса, исходя из непосредственно возникающих потребностей ребенка; вера педагога в творческие способности ученика; педагог выступает в роли старшего товарища; организация жизни школьного коллектива на основе самоуправления. Напр. шведская писательница и педагог Элен Кей считала, что необходимо предоставить природе ребенка право “спокойно и медленно помогать самой себе”.

Экспериментальная педагогика. Значительное место заняла в Германии, Англии, США в к.19 в. Ставила задачу найти новые методы изучения ребенка путем эксперимента. Рассматривали ребенка вне общественных условий, трактовали воспитание не как социальное, а как чисто биологическое явление. Экс. педаг-а стремилась найти средства воздействия “на душу” ребенка в целях воспитания его в духе буржуазной идеологии. Методы были не точны и не объективны. Эксперименты в большинстве случаев проводились в искусственных условиях и давали результаты, нужные господствующим классам. Экс. пед-ка широко использовала для исследования одаренности детей “метод тестов”- вопросники и задачи, составленные таким образом, что зачастую дезориентировали ребенка своей сложностью. Были рассчитаны на некоего “абстрактного ребенка”. На базе экс. пед-ки возникла в к. 19 в.в США педология, которая быстро распространилась и была перенесена также в Россию. Педологи утверждали, что судьба детей якобы обусловлена роковой наследственностью и соц. средой.

Представители немецкой экс. пед-ки: Эрнет Мейман (не изучал ребенка в целом, рассматривал изолированно психические функции детей) и США: Эдуард Торндайк (воспитание сводится к дрессировке).

Педагогика действия. Вильгельм Август Лай создал эту теорию. Средствами “выражения” в пед. процессе являются различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, моделирование, пение, музыка…Считал, что труд должен быть не отдельным предметом, а принципом преподавания. Снижал значение умственной работы, превращал “школу действия” в иллюстративную школу, где учащиеся значительную часть времени отдают лепке и т.д. Эта чрезмерная изобразительная деятельность в значительной мере отвлекала их от систематической учебной работы, что приводило к снижению уровня общего образования.

Прагматическая педагогика. В 90-х г. 19в. в США зародилась и затем расцвела “философия прагматизма ”. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством “внутреннего удовлетворения”, или самоудовлетворения. Представитель Дьюи. Из направлений прагматизма: “инструментализма”(всякая теория, всякая идея должна рассматриваться как “инструмент действия”). Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования. “Интеллектуальное образование ” оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (дети господствующих классов). Утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы: путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль придавал наследственности.Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания- ребенок. Снижал роль научных знаний в воспитании детей. Правильно подчеркивая роль трудового воспитания, Дьюи не связывал его с широким общим образованием. Школа, по его мнению, не должна иметь постоянных учебных классов, программ, расписания.

Вопрос 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.32 (0.007 с.)