Зарождение воспитания в опыте обществе. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение воспитания в опыте обществе. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.



Вопрос 2

Анализ систем спартанского и афинского воспитания

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов- государств – полисов, скультурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельные: Лакония- Спарта (главный город), Аттика – Афины. Две педагогические системы: спартанская и афинская.

Спартанское воспитание:

Цель: подготовка сильного, выносливого, мужественного война, члена военной общины;

Задачи: создание война, подчинение личности интересам социальной группы, создание война сильного, бесстрашного, послушного.

Методы:

1. до 7 лет - в семье, гос-во контролировало; детей не пеленали, растили неприхотливыми к еде, не бояться темноты, не знающими своеволия и плача.

с 7 до 30 лет - постоянно находятся в системе гос. опеки

с 7 до 14 - постигали чтение, грамоту, счёт; первое место- физическое воспитание: бег, прыжки, метание диска, копья, приёмы рукопашного боя. Оказывали влияние общегречиские игры (Олимпийские игры). + учились в агелах.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались суровой системой образования.

С 14 до 18 лет - проходили через агон - публичная порка, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Физическое воспитание + пение, танцы (воинственный характер); приучали к чёткости, немногословию, чистоте речи. Грамота и чтение – мало.

С 18 лет - члены военное общины, право ношения оружия, несли военную службу. Не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные мировоззренческие установки.

ДЕВУШКИ

Цель: здоровые и неприхотливые девушки, способные воспроизвести потомство.

Также суровы и целеустремлённы. Состязались в беге, борьбе, метания копья и диска.

Афинское воспитание

Цель: человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.

До 7 лет - в семье, мать, нянька, раб – дядька.

С 8 до 16 лет - мусические, дававшие литературное и музыкальное образование + некоторые научные знания.

С 13 до 14 лет- палестры ( школы пятиборья: бег, прыжки, борьба. Плавание, метание диска ) + искусство танца, передача гаммы человеческих переживаний. Известные граждане вели с детьми беседы не нравственные темы.

С 16 до 18 лет- гимнасии (3: Академия (Платон), Ликей (Аристотель), Киносарг). Обучались наиболее состоятельные юноши: гимнастика, умственная тренировка. Общественно свободное общение взрослых и подростков.

С 18 до 20 лет- эфебии (двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу)

Добиться успеха- овладеть искусством слова!!!! Обучали этому искусству софисты ( странствующие учителя )

Сократ ( 469-399 гг до н.э. )

Таким образом, педагогический опыт Древней Греции бесценен для человека. Доказана возможность гармоничного развития, что остаётся до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике. В науке о воспитании возникли такие понятия, как «педагог», «гимназия», «лицей», «школа».

Вопрос 3

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме

Система воспитания и обучения в Древнем Риме во многом походила на греческую!!!! Здесь существовала смешенная греко- римская культура. Образованный римлянин владел латинским и греческими языками. У римлян не учили гимнастике, музыке, пению, танцам; отвергали спорт и палестру, предпочитали конные состязания и бои гладиаторов. Носило более приземлённый практический характер. Доминирующее влияние – семья, несла ответственность за нравственное и гражданское воспитание. Девочки воспитывались в семье для семейной жизни; мальчики- практическое воспитание, знакомились с полевыми и домашними работами, искусство владения оружия.

Элементарное обучение, сообщавшее знание грамоты, письма и счёта, давалось в школе литератора, там строго следили за ясным произношением и хорошим пересказом. Овладев письмом, чтением и счётом, ученик переходил к другому учителю- грамматику, начинал основательно учить греческий язык, читая прежде всего Гомера. Вместе с изучением языка грамматик сообщал и реальные познания. Затем переход к оратору (или ритору), который учил, как строить речь, украшать стиль, пользоваться жестами. Основательнее и глубже изучались греческая и римская литература, греческая философия. Таким образом, эти школы: литератора, грамматика и оратора представляли собой три последовательные ступени образования, ведущие одна к другой: низшую, среднюю и высшую.

7 до 9 лет - трави (располагались где придётся- двор, мастерские)

«перекрёсток»; давали начальное образование, минимум знаний- грамота, счёт, законы Рима, плата небольшая, поэтому доступные.

12 до 16 лет- грамматические школы; школы- частные, размещались в благоустроенных помещениях, более основательная программа обучения по сравнению с травиями.

Изучали: латынь, греческий язык, основы римского права, риторика, математика.

Делилась на две части:

1. безупречное овладение латинским и греческим языками;

2. теория словесности с изучением греческих и римских авторов;

Большое внимание заучиванию наизусть!!! +физическое воспитание. Не преподавалась музыка, пение, танцы.

· 15 до 18 лет - риторские шко лы- основы ораторского искусства, большое внимание практическим упражнениям, составление речей на заданную тему. +Философия, история, право, астрономия.

· с 16 лет - легиогн - военная подготовка.

·

В I ВЕКА Н.Э.- ШКОЛЬНЫЙ КУРС «Семь свободных искусств»

ТРАВИУМ КВАДРИУМ

· грамматика арифметика, геометрия, астрономия, музыка

· риторика

· диалектика

Цицерон- сущность человека связывал с понятием «гуманность». Идеал воспитания- оратор, общественный деятель. Важное значение- самообразование, мужество, такт, справедливость, умеренность.

Сенека- философия- средство нравственного совершенствования человека. Нравственное совершенствование- главная цель воспитания. Основной метод- побуждение человека к самодвижению.

Таким образом, на закате Римской империи закладываются традиции христианского воспитания: внимание к личности и душе, приоритет веры над знанием и наукой, приобщение с ранних лет к труду, связь обучения с нравственным воспитанием.

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Воспитание и образование в Западной Европе в период средневековья V-X вв.

Считается, что Ср.века – мрачная эпоха. В Западной Европе существовало несколько сословий:

· духовенство (создание монастырских, кафедральных школ)

Монастырская школа делилась на внешнюю и внутреннюю. Во внешней учились дети знатных людей, которые, получив образование, возвращались в мирскую жизнь. Во внутренней школе жили дети, которые с рождения были предназначены для монастырства, юноши и взрослые, которые намеренны вступить в монахи или уже приняты в монастырь.

Задача: научить латинскому языку.

Самые способные и прилежные- семь свободных искусств. Допускается телесные наказания – «розга и палка нередко служат для поддержания дисциплины»

· рыцарство (создан свой образец воспитания- рыцарское воспитание. 10-12 лет-мальчиков отдавали в дом короля или феодала- ПАЖ (жил на половине жены феодала). Жена даёт первое образование: пение, танец, верховая езда, стихосложение, игра на муз. инструменте. С 16 лет юноша переходит на половину феодала- оруженосец + сопровождение феода на охоте, владение копьём и мечом. 18 лет- посвящение в рыцари. Меч освещается священником, рыцарь даёт клятву верности отечеству, жене, помогать сиротам Девочки- дети знатных родителей- воспитывались в семьях, а позже отправлялись в женские монастыри, где обучались грамоте, основам ведения хозяйства.)

В период Ср. религия выступает в первую очередь как идеологическая основа жизни общества и отношение в нём, а так же как основа морали и культуры.

В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения:

1. уровень: элементарный уровень: овладение письмом, счётом, пением, примерно 5 лет.

2. уровень- средний уровень- травиум: латинская грамматика, риторика, диалектика.

3. уровень- повышенный- травиум + квадриум = 7 свободных искусств

Основная книга для обучения грамоте- Псалтырь.

Система:

1. механическое заучивание наизусть на латинском языке молитв и 150 псалмов.

2. (вытекает из первого) изучение латинской азбуки, чтение, письмо.

Затем появились специально разработанные для школ учебные пособия: грамматические руководства Писциани и Доната, латинские разговорники Эльфрика, а также словари и христамитии.

Таким образом, на протяжении всего средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения.

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века). Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.
Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.
Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.
В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.
Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.
В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей.
В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.
Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.
В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. При этом он в своей «Утопии» все тяжелые и неприятные работы возлагает на рабов из военнопленных и преступников, избавленных от грозившей им смертной казни. Все это свидетельствует о незрелости и исторической ограниченности мировоззрения родоначальника утопического социализма.
Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.
Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.
Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он указывал, что есть одно дело, которым обязаны заниматься все утопийцы: это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях. Кроме земледелия, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло, и каждый обязан его изучить. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений. Только очень небольшое число людей посвящает себя исключительно умственной деятельности и освобождается от физического труда. Это ученые, которые в особо отведенных для них общественных домах занимаются науками. Но если они не оправдают возложенных на них надежд, их отзывают, и они возвращаются к ремеслу и земледелию.
Свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользоваться в этих библиотеках и музеях книгами, приборами и т. п. Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания, переводятся в число ученых.
Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

К поздним мыслителям-утопистам относится итальянский философ и политический деятель Томмазо Кампа-нелла (1568—1639), который в своем сочинении «Город Солнца» (1623) опи­сал общественное устройство вымыш­ленного города-государства, основан­ного на принципах справедливости и гуманизма, как они представлялись ав­тору. Т. Кампанелла в этой книге уде­лил большое внимание вопросам вос­питания детей, которое с самого раннего возраста должно было находиться под полным контролем со стороны правителей.

В рамках такого государственно-общественного образова­ния и воспитания естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения ставились во главу угла. Сте­ны Города Солнца, состоявшие из семи концентрических кругов, были покрыты рисунками, последовательно отобра­жавшими достижения известных в то время наук, портрета­ми великих людей и т.д. Таким образом, Т. Кампанелла при­надлежит идея наглядного обучения, которая позже была использована многими педагогами точно так же, как и его мысль о связи обучения с трудом.

С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыс­лению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархи­ческим строем, вместо гражданской активности стал стре­миться к уединению, подчинив себя культу знания. Главен­ствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гуманистической куль­туры опять становятся кружки ученых, центром которых сде­лалась Платоновская академия в Италии, во Флоренции. Чле­ны этой Академии трактовали основополагающие проблемы бытия, опираясь на философские идеи Платона.

Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрож­дения, получившим название «филологический» гуманизм, ко­торый постепенно утратил общемировоззренческое значение. Гу­манитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие об*

Вопрос 10

Начиная с XV в. в различных час-
Педагогические идеи тях Европы получили широкое рас-
Я.А. Коменского как пространение различные плебейс-
составная часть его ко-крестьянские сектантские дви-

«Всеобщего совета протестантского толка,

об исправлении дел '

человеческих» выступавшие против католической

церкви и поддерживаемых ею фео­дальных порядков. Наиболее мощным среди них было дви­жение гуситов на востоке империи Габсбургов, в Чехии.

 

В идейном наследии гуситов как наиболее характерные сле­дует выделить требования все­общего равенства, ликвидацию наследственных привилегий, признания равноправия жен­щин, образования детей на родном языке. В XVI—XVII вв. многие идеи гусизма сохраня­лись в общинах Чешских (Бо­гемских, Моравских) братьев. Следует заметить, что прак­тически для всех антикатоли­ческих, протестантских движе­ний начиная с эпохи средне­вековья было характерно резко отрицательное отношение к Школа богемских братьев схоластическому образованию,

насаждавшемуся католической церковью. Это в полной мере относится и к общинам Чешс­ких братьев, в которых очень большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей. Все члены этих общин долж­ны были уметь читать и писать на родном языке, с детства всех мальчиков и девочек обучали сельскому хозяйству и раз­личным ремеслам.

Нелишне вспомнить, что в Европе XV—XVII вв. вообще были распространены разного рода братства и коллегии единомыш­ленников, стремившихся реализовать тот или иной из попу­лярных в ту эпоху утопических проектов реорганизации обще­ства на разумных, по их представлениям, началах. Стоит при этом упомянуть «Утопию» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампа-неллы, «Описание республики Христианский город» И.В. Анд-реэ, в которых значительное место отводилось рассмотрению вопросов рационального воспитания молодежи.

Эти идеи не могли не повлиять и на образ мыслей Чеш­ских братьев, в среде которых родился, вырос и сформиро­вался в духовном отношении один из самых выдающихся педагогов-мыслителей Ян Амос Каменский (1592—1670), в ла­тинизированной форме Комениус.

Очевидно, что не без влияния своих предшественников Я.А. Коменский посвятил многие годы своей жизни созда­нию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отвел рассмотрению про­блем воспитания, изложив здесь все основные положения своей педагогической концепции в обобщенном виде.

 

Однако это великое творение ге­ниального чеха привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине XX в. в связи с междуна­родным празднованием 300-летия опубликования «Собрания дидакти­ческих трудов» Я.А. Коменского (1657), в котором были собраны во­едино все публиковавшиеся при его жизни и оставшиеся в рукописях части «Всеобщего совета об исправ­лении дел человеческих». При жиз­ни же Я.А. Коменский был широко известен в самых различных странах мира как автор лучших для своего времени школьных учебников и ди­дактических сочинений, совершивших переворот как в тео­рии, так и в практике обучения и воспитания.

Я.А Коменский родился в Южной Моравии, в местечке Нив-ница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Рано лишив­шись родителей, он учился урывками сначала в братской, по­том уже в возрасте 16 лет в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и мето­дов работы в ней. Недаром позднее Я.А. Коменский называл школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной рабо­ты, содержанием школьного образования.

Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Я.А. Коменский вернулся на ро­дину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе начавшейся Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты, подвергавшиеся жестоким преследованиям, в конце концов были изгнаны за пределы родины. Я.А. Коменский вместе с частью общины Чешских братьев нашел пристанище в польском городе Леш-но, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педа­гогических трудов, получивших известность во всем мире.

В тяжелый период потери Чехией национальной незави­симости Я.А. Коменский хотел помочь своему народу сохра­нить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. На это и был направ­лен самый известный его теоретический труд по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведен на латинский язык, международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Кроме того, за годы пребывания в Лешно Я.А. Коменский написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также подготовил целый ряд учебных книг — «Открытая дверь язы­ков», «Физика», «Астрономия». Первая из них была учебни­ком латинского языка, где вместо обычных для того времени таблиц склонений и спряжений, правил и исключений дава­лось описание реальной действительности и само обучение латинскому языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. Ни одна учебная книга ни до, ни после Я.А. Ко-менского не получила такого широкого распространения в странах Европы и Азии, как «Открытая дверь языков». По­зднее в Венгрии, куда он был приглашен для организации школьного дела в 1650 г., Я.А. Коменский закончил еще один учебник — «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле.

«Мир чувственных вещей в картинках» (лат. «Orbis pictus») можно рассматривать как синтез педагогических воззрений Я.А. Коменского в их практическом преломлении: здесь он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных средств познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного вос­приятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. В этой книге на практике было по­казано, в чем состоит смысл дидактических правил перехо­да в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к специальному.

В «Чувственном мире в картинках» особенно четко просле­живается стремление Я.А Коменского реализовать свою глав­ную идею: дети в процессе школьного обучения должны полу­чать реальное, и притом энциклопедическое, образование, ес­тественно, соответствующее уровню их понимания и развития.

Все учебные книги Я.А. Коменского, как и все его дидак­тические труды, пронизаны идеей пансофии — всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, ре­ально существующих в мире.

Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей энцикло­педизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала нечто большее, чем овладение общими сведени­ями из различных областей действительности. Пансофия в по­нимании Я.А. Коменского — это отражение в сознании человека реально существующего, а не выдуманного мира во всем его многообразии.

Для понимания пансофических идей Я.А. Коменского, ко­торые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основопо­лагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего,

Идея пансофии рассматривалась в трудах Я.А. Коменского весьма многогранно, применительно же к его педагогичес­кой системе она играла ведущую роль при решении вопроса как о содержании образования, так и об организации и ме­тодах обучения. В упоминавшемся уже ранее всемирно извес­тном труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма.

Однако, оставаясь человеком своей эпохи, будучи глубо­ко религиозным, к тому же проповедником в своей общине, Я.А. Коменский раскрывал цель воспитания в довольно ком­промиссной форме: каждый человек должен быть подготов­лен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разум­ным созданием; человек должен, утверждал Я.А. Коменский в четвертой главе «Великой дидактики», все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь воз­можность назвать и понять, что находится в мире. Человек лишь тогда будет достоин называться разумным существом, когда он будет понимать основы устройства всех вещей.

Быть владыкой всех созданий, по Я.А. Коменскому, — это значит использовать все вещи по их назначению, употреб­лять их с пользой для себя, человек среди всех созданий дол­жен вести себя с достоинством и святостью, понимая, где, когда и до какого предела нужно уступать ближнему, дол­жен быть в состоянии разумно управлять своими внешними и внутренними действиями.

Наконец, человек должен ясно представлять себе совер­шенство своего прообраза — Бога.

Отсюда у Я.А. Коменского следует, что истинные требо­вания, предъявляемые к человеку, заключаются в том, что­бы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил к Богу — источнику всех вещей.

Если эти требования мы выразим тремя хорошо извест­ными словами, то получим, по Я.А. Коменскому:

I. Научное образование.

II. Добродетель, или нравственность.

III. Религиозность, или благочестие.

Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педа­гогической концепции и философское, и сугубо практичес­кое значение.

Из этих положений Я.А. Коменского вытекало и его конк­ретное требование, чтобы во всяком благоустроенном обще­стве создавались и функционировали школы как воспитатель­но-образовательные учреждения для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхожде­ния и рода занятий родителей.

Вопрос 11

Возрастная периодизация.

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности:

детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений — из сенсуализма — и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предусматривает обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

«Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии, Я.А. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я.А. Коменcким уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнской школе», благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености — эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я.А. Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

В отличие от всех существовавших в эпоху Я.А. Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различ­ными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное вос­питание на основе чтения текстов Священного писания, пе­реведенных на родной язык. Для каждого года из шести лет обучения в школе родного языка Я.А. Коменский предпола­гал написать особый учебник. Несколько учебников он на­писал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я.А. Коменским при организа­ции школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.073 с.)