Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воля как высший уровень психической регуляции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие воли в психологии.Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Воля – это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Поэтому за волевыми усилиями, стоит особая активность, происходящая во внутреннем плане сознания, по мобилизации всех возможностей человека. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Воля как волюнтаризм (Ф. Теннис). Воля – особая, надприродная сила. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. В крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности. В советской психологии волюнтаризм стал нарицательным понятием, означающим господство произвола, ничем неограниченного удовлетворения потребностей и желаний. Воля как свободный выбор (Спиноза)Разум и воля одно и то же. Воля – осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода. Волевое усилие заменено здесь интеллектуальным расчетом и борьбой эмоциональных переживаний – какое сильнее и приятнее. Воля как произвольная мотивация (Аристотель)Воля – детерминанта поведения человека. Воля – управление посредством разума побудительной силой желания. Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель назвал произвольными. Гален говорил о произвольных и непроизвольных движениях, относы к последним только мышечные сокращения внутренних органов. Декарт связывает волю с нравственностью человека. Пристли: стремления человека определяются мотивами, поэтому у воли всегда есть причина. Направления в рассмотрении проблемы взаимосвязи воли и мотивации: 1. отождествление мотивации и воли; 2. наличие тесной связи между мотивацией и волей; 3. отсутствие связи между волей и мотивацией. Воля как долженствование (Узнадзе, Чхартишвили)Воля – один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом (я должен). Воля не является частью мотивационного процесса. Воля как особая форма психической регуляции (Басов) Воля – особая форма психической регуляции поведения. Воля – психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая в соответствии с решаемой задачей. Калин: главная задача воли – обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями. В воле отражаются самосубъектные отношения, то есть активность человека направлена на самого себя. Существуют индивидуальные стили волевой регуляции, то есть устойчивые способы организации волевых действий (структура волевой регуляции).Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей (Симонов).Воля – синоним волевой регуляции, функция которой – преодоление трудностей и препятствий. Воля – потребность преодоления препятствий (рефлекс свободы).
Признаки волевых явлений.а)приложение усилий, б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта Волевое действие включает: отношения субъекта к объекту, к цели; готовность; намерение; план действия. Произвольное и волевое. Соотношение понятий воля и произвольность понимается в психологии по-разному. Одни исследователи считают, что воля - более общее явление, а произвольность - лишь некоторый ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества. Другие исследователи, наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Встречается и такая точка зрения, согласно которой волевая и произвольная регуляция - два абсолютно разных и независимых процесса. Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Одним из признаков произвольного действия является отсутствие пускового сигнала для возникновения или изменения хода деятельности. Этот признак связан с отсутствием вынужденности поведения, что и указывает на его намеренность. Произвольное действие нельзя считать недетерминированным, оно обусловлено актуальной потребностью человека. Другим признаком произвольного действия является приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла. Условные рефлексы у животных, привычное действие, наделенное новым смыслом у человека, указывают на существенность этого признака произвольного действия. Третьим признаком произвольного действия является его осознанность.
Функции воли.Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую, обеспечивающую активность) и тормозящую (сдерживание нежелательных проявлений). Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Развитие произвольного поведении маленького ребенка тесно связано с осуществлением им познавательных действий. Манипуляция с вещами приводит ребенка к выводу: после определенных действий происходят определенные события. Далее ребенок осуществляет эти действия намеренно, целесообразно. До 2 лет дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета, поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов.Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Волевых свойств личности выделяют от 10 до 34. Волевые особенности личности по К.К. Платонову: сильная воля, настойчивость, упрямство, внушаемость, решительность и т.д. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества: интенсивность, дисциплина, внимание, быстрота, терпение, инициатива, организация. Рубинштейн: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самоконтроль. Наиболее важными волевыми свойствами являются: целеустремленность (понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель); настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях; решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения; инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на "базальные" (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности. Волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других расходиться. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог: снизу – природные задатки (нейродинамические особенности); второй слой – волевое усилие; третий слой – социальные и личностные факторы (мотивационная сфера). Общие свойства волевых качеств: 1. широта (количество деятельностей, в которых качество отчетливо проявляется); 2. сила (уровень проявления волевого усилия); 3. устойчивость (степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях). Соотношение свойств у разных людей различно.
Самовоспитание. Внимание есть внешний признак действующей воли. Внимание подчинено высшей власти «Я». «Я» заставляет его действовать или удерживать его, как ему нравится, направляет его по очереди к разным предметам и сосредотачивает внимание на любом пункте на, такое время, какое выдержит воля. Усилие внимания есть одно из главных проявлений воли. Первый шаг к развитию воли заключается в упражнении внимания. Тренированная воля проявляется в устойчивом внимании и такое внимание - один из признаков тренированной воли. Однако этот род внимания не есть общая способность среди людей, оно встречается чрезвычайно редко, и, его можно видеть среди людей, обладающих сильным умом. Всякий может держать свое внимание на какой-нибудь случайно поразившей его приятной вещи, но нужна сильно тренированная доля для того, чтобы внимание долго удерживалось на непривлекательной вещи. Такая способность дается тренированной волей и не может принадлежать обыкновенному среднему человеку. Волевое внимание очень редко и может быть найдено только среди сильных характеров, но может быть культивировано и выращено настолько успешно, что человек, у которого теперь его почти нет, со временем может стать в этом отношении исполином. Это дело практики, упражнения и желания. Лучший способ тренировать внимание под управлением воли – это практиковаться на неинтересных предметах и идеях, держа их перед умом, пока к ним не начинает проявляться интерес. Старайтесь воспитывать в себе внимание и волю. Практикуйтесь на неприятных вещах; старайтесь сделать то, чего вы раньше избегали, потому что это казалось неприятным; старайтесь вложить интерес в предстоящие вам задачи, и трудность разрешения их значительно ослабнет. Для укрепления воли рекомендуем делать не то, что хочется, на то, что надо сделать. Самовнушение перед сном и при мускульных упражнениях принесет вам значительную пользу, как при воспитании характера, так и при развитии воли. Воля может оказывать действие на ход представлений, чувств и др. психических эмоций или обнаруживаться в физических движениях тела. Первое действие воли будет внутренним, а второе - внешним. Главным условием развития воли является ее упражнение, то есть совершение волевых актов. Существенным для волевого акта является чувство усилия, которое его сопровождает. Физические упражнения развивают внешнее действие воли, психические - внутреннее. Гимнастические упражнения, выполнение какой-либо работы неинтересного характера сильно развивают волю. На этом принципе основаны следующие упражнения для укрепления воли. 1) Смешайте вместе по горсти семян (конопли, подсолнечников и т.п.), а затем, напрягая волю, разберите их по сортам. 2) Ежедневно, в точно установленное время, в течение 2-3 минут старайтесь рисовать одновременно одной рукой кружки, другой - квадратики. Такое упражнение служит и для сосредоточения внимания, и для концентрации воли. 3) Перебирайте четки, считая в то же время до 100, 200 и т.д. 4) Приняв удобное положение, повторяйте в полголоса или мысленно какое-нибудь слово, например, священный слог "Ом", не останавливаясь и не отвлекаясь, преодолевая усталость и лень. Несколько приемов, могущих служить образчиками для других упражнении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.79.208 (0.011 с.) |