Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая стр-ра чел-ка в работах Б.Г.Ананьева.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П о мнению Б.Г. Ананьеваединство биолог-го и соц-го в чел-ке обеспечивается посредствам единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в чел-ке яв-ся глав. образом индивид. Чел-к как индивид предст-ет собой совок-ть природных, генетически обусловленных св-в, развитие кот. осущ-ся в ходе онтогенеза, рез-том чего становится биологическая зрелость чел-ка. Выделяют 2 основных класса индивидных св-в: 1)возрастно-половые 2)индивидуально-типические. В 1-ый входят возр-ые св-ва, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм, интенсивность кот. соотв-ет онтоген-им стадиям. Во 2-ой класс входят конституциональные особ-ти (телосложение и биохимическая индив-ть), нейродинамические св-ва мозга, особ-ти функ-ной геометрии б. полушарий (симметрии-ассимметрии функ-ния парных рецепторов и эффекторов). Все эти св-ва яв-ся первичными и сущ-ют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключ-м нейродинамических и билатеральных св-в органного и организменного уровней). Взаимод-ие возрастно-половых и индивидуальнотипич. св-в определяет динамику психофизиологических ф-ций (сенсорных, мнемических, вербальнологических и т.д.) и структуру органических потребностей. Эти св-ва индивида можно назвать вторичными, производными эфф-ми основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих св-в представлена в темпераменте, с одной стороны и задатках – с другой. Все св-ва индивида входят в стр-ру личности. Задатки и темп-т опред-ют определяют форму проявления личностных хар-к. Понятие и стр-ра личности по Ананьеву. Исходным моментом структурно-динамических св-с личности яв-ся её статус в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеалогическое положение в общ-ве), равно как статус общности, в кот. складывалась и форм-сь лич-ть. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а)общественных функций- ролей и б)целей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных св-в, интегрируемых опред. стр-ой личности. Эти личностные хар-ки опред-ют особенности мотивации поведения, стр-ру общественного поведения, составляющих второй ряд лич-ых св-в яв-ся хар-р и склонности. Основная форма развитияличностных св - в – жизненный путь чел-ка в обществе, его соц-ая биография. Направленность личности – система потребностей, интересов и идеалов. Понятие и стр-ра «субъекта деят-ти». Исходными хар-ами чел-ка в этой сфере развития яв-ся сознание (кАк отражение объективной деят-ти) и деят-ть (как преобразование дейст-ти). Чел-к как субъект практической деят-ти хар-тся не только его собственными св-ами, но и тех-ми средствами труда, кот. выступают усилителями, ускорителями и преобразователями его ф-ций. Как субъект теорет-ой деят-ти чел-к в такой же мере хар-тся знаниями и умениями, связанными с оперированием специф-ми знаковыми сис-ми. Высшей интеграцией субъективных св-в яв-ся творчество, а наиболее обобщенными эфф-ми (потенциальными)- способности и талант. Основными формами развития суб-ых св-в чел-ка яв-ся подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем история производственной деят-ти чел-ка в обществе. Понятие индивидуальности. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации чел-ка. Цельность – психол-ий эквивалент индивидуальности чел-ка; она и есть тот псих-ий мех-м, кот. обуславливает максимальный уровень достижений чел-ка в той или иной деят-ти. Цельность чел-ка – единство системообразующих факторов – направленности лич-ти и индивидуального стиля деят-ти, презентирующих в стр-ре чел-ка уровни индивида, лич-ти и субъекта деят-ти. Индивидуальность – это сов-ть психических, физиологических и и соц-ых особенностей конкретного чел-ка с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Самосознание и Я-концепция. Выделяют 3 сферы, в кот. осущ-ся становление, формирование личности: деят-ть, общение, самосознание. Образ «Я», или самопознание (представление о себе), не возникает у чел-ка сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и под возд-ем многочисленных соц-ых влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину): - сознание отличия себя от остального мира; - сознание «Я» как обективного начала субъекта деят-ти; - сознание своих психических св-в, эмоциональные самооценки; - социально-нравственная самооценка, самоуважение, кот. форм-ся на основе накопленного опыта общения и деят-ти. Ощущение чел-ом своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает чел-ку возможность интегрировать себя в единое целое. При анализе динамической стр-ры самосознания исп-ют 2 понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деят-ти самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. В стр-ре самопознания можно выделить: 1)осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект); 2)осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3)познавательные, когнетивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);4) эмоциональное, чув-ое представление о себе. Т.о., самосознание вкл-ет в себя: - самопознание (интел-ый аспект познания себя); - самоотношение (эмоц-ое отнош-ие к самому себе). Стр-ра самосозня предлож. К.Юнгом. Она основана напротивопостав. осознав-ых и неосозн-ых элем-ов чел-ой психики. Юнг выдел-ет 2 ур-я ее самоотображения. 1-ый – субъект всей чел-ой психики – «самость», кот. персониф-рует как сознат-ые, так и бессозн-ые процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. 2-ой ур-нь – форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я». Несмотря на идент-ость «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необход-мо их различать – принято называть первую сторону личности «Я», а вторую-«самостью». В стр-ре самосознания можно выделить 4 ур-ня: - непосредственно-чуственный уровень-самоощущение, самопереживания, психосамотич. проц-ов в орг-ме и собств. желаний, переживаний, состояний психики, в рез-те достигается простейшая самоидентификация лич-ти; - целосно-образный, личностный ур-нь – осознание себя как деят-го начала, проявляется как самопереживание, самоакт-ия, «-» и «+»-ая идентиф-ия и поддерж-ие аутентич-ти своего «Я»; - рефлексивный, интеллектуально-аналитич. ур-нь – осознание личностью содержания собственных мыс-ых процессов личности в рез-те возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия; - целенаправленно-деятельный ур-нь – своеобраз. синтез 3-х рассмотр. ур-ней в рез-те выпол-ся регулятивно-поведенческие и мотивационные ф-ции через многочисленные формы самоконтроля, самооценки, самоорганизации, самокритики, самовыражения, самопознания. В рез-те развития самопознания форм-ся «Я»-концепция – это обобщенное предст-ие о самом себе, система установок относ-но собственной личности. «Я» - концепция динамичное образование. Формир-ие, развитие и изменение «Я»-концепция обусловлена факторами внутрен. и внеш. порядка. Выделяют 2 формы «Я»-концепции – реальную и идеальную. «Я»-реальное –представления личности о себе, о том «какой я есть». Идеальное «Я» - предст-ие личности о себе в соответ-и с желаниями («каким бы я хотел быть»). Составляющие «Я»-конц.: 1)Образ «Я» - предст-ия индивида о себе; 2)оценка представления о себе (она различна по интенсивности); 3) потенц-ая повед-ая реак-ия (конкретные дейст-ия, кот. вызваны образом «Я» и самооценкой). Понятия самооценка и «Я»-концепция близки, но имеют отличия. «Я»-концепция набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Самооценка непосред-нно связана с тем, как чел-к оценивает себя. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру, влияет на соц-ую адаптацию и дезадаптацию, яв-ся регулятором поведения и деят-ти. Отнош-ие чел-ка к самому себе яв-ся наиболее поздним образов-ем в сис-ме отношений чел-ка к миру. Самооценка не яв-ся постоянной, она изменяется в течении жизни. Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной. По самопрезентации чел-ка можно предположить какая у него самооценка. Если чел-к стесняется, говорит неувер-но и тихо скорее всего у него самооценка занижена. Формула самоуваж. по Джемсу: Самоуважение = Успех / Притязания т.е. самоуважение опред-ся отношением наших действительных спос-тей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в кот. числитель выражает наш действит-ый успех (уровень достижений), а знаменатель наши притязания. Феномен приобретенной беспомощности: одни и те же события и себя в отношении к ним люди воспринимают по-разному: одни воспринимают себя хозяевами собственной судьбы, другие воспринимают собственную судьбу как следствие множества не зависящих от них обстоятельств (внеш. или внутр. локус контроля). В случае, когда чел-к не счит. себя хоз-ом своей судьбы, винит обст-ва, и не анализирует свои собственные ошибки может развиться приобретенная беспомощность. Нет достаточных данных относительно того, почему личность частично или полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим "Я", как оно воспринимается и переживается. Возможно, что это связано с непреодолимым разрывом между "Я-идеальным" и "Я-реальным", Недостижимость собственного идеала делает "Я" беспомощным. Факторы развития «Я»-концепции: саморефлексия, наличие ценностей и идеалов, труд (деят-ть), познание, творчество и т.д. Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я»-концепции, яв-ся степень критичности чел-ка. В упрощенном виде критичность – спос-ть осознавать различие м/у «хорошо» и «плохо». Именно спос-ть оценивать критически происходящее и сопостав-ть полученную инф-ию со своими установками и идеалами, исходя из этого форм-ать свое поведение, т.е. определять цели и программу действий, отличает чел-ка от животного. Т.о. критичность выступает в качестве основного мех-ма контроля за своим поведением.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.011 с.) |