Психологическая стр-ра чел-ка в работах Б.Г.Ананьева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая стр-ра чел-ка в работах Б.Г.Ананьева.



П о мнению Б.Г. Ананьеваединство биолог-го и соц-го в чел-ке обеспечивается посредствам единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в чел-ке яв-ся глав. образом индивид. Чел-к как индивид предст-ет собой совок-ть природных, генетически обусловленных св-в, развитие кот. осущ-ся в ходе онтогенеза, рез-том чего становится биологическая зрелость чел-ка. Выделяют 2 основных класса индивидных св-в: 1)возрастно-половые 2)индивидуально-типические. В 1-ый входят возр-ые св-ва, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм, интенсивность кот. соотв-ет онтоген-им стадиям. Во 2-ой класс входят конституциональные особ-ти (телосложение и биохимическая индив-ть), нейродинамические св-ва мозга, особ-ти функ-ной геометрии б. полушарий (симметрии-ассимметрии функ-ния парных рецепторов и эффекторов). Все эти св-ва яв-ся первичными и сущ-ют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключ-м нейродинамических и билатеральных св-в органного и организменного уровней). Взаимод-ие возрастно-половых и индивидуальнотипич. св-в определяет динамику психофизиологических ф-ций (сенсорных, мнемических, вербальнологических и т.д.) и структуру органических потребностей. Эти св-ва индивида можно назвать вторичными, производными эфф-ми основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих св-в представлена в темпераменте, с одной стороны и задатках – с другой. Все св-ва индивида входят в стр-ру личности. Задатки и темп-т опред-ют определяют форму проявления личностных хар-к. Понятие и стр-ра личности по Ананьеву. Исходным моментом структурно-динамических св-с личности яв-ся её статус в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеалогическое положение в общ-ве), равно как статус общности, в кот. складывалась и форм-сь лич-ть. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а)общественных функций- ролей и б)целей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных св-в, интегрируемых опред. стр-ой личности. Эти личностные хар-ки опред-ют особенности мотивации поведения, стр-ру общественного поведения, составляющих второй ряд лич-ых св-в яв-ся хар-р и склонности. Основная форма развитияличностных св - в – жизненный путь чел-ка в обществе, его соц-ая биография. Направленность личности – система потребностей, интересов и идеалов. Понятие и стр-ра «субъекта деят-ти». Исходными хар-ами чел-ка в этой сфере развития яв-ся сознание (кАк отражение объективной деят-ти) и деят-ть (как преобразование дейст-ти). Чел-к как субъект практической деят-ти хар-тся не только его собственными св-ами, но и тех-ми средствами труда, кот. выступают усилителями, ускорителями и преобразователями его ф-ций. Как субъект теорет-ой деят-ти чел-к в такой же мере хар-тся знаниями и умениями, связанными с оперированием специф-ми знаковыми сис-ми. Высшей интеграцией субъективных св-в яв-ся творчество, а наиболее обобщенными эфф-ми (потенциальными)- способности и талант. Основными формами развития суб-ых св-в чел-ка яв-ся подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем история производственной деят-ти чел-ка в обществе. Понятие индивидуальности. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации чел-ка. Цельность – психол-ий эквивалент индивидуальности чел-ка; она и есть тот псих-ий мех-м, кот. обуславливает максимальный уровень достижений чел-ка в той или иной деят-ти. Цельность чел-ка – единство системообразующих факторов – направленности лич-ти и индивидуального стиля деят-ти, презентирующих в стр-ре чел-ка уровни индивида, лич-ти и субъекта деят-ти. Индивидуальность – это сов-ть психических, физиологических и и соц-ых особенностей конкретного чел-ка с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Самосознание и Я-концепция.

Выделяют 3 сферы, в кот. осущ-ся становление, формирование личности: деят-ть, общение, самосознание. Образ «Я», или самопознание (представление о себе), не возникает у чел-ка сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и под возд-ем многочисленных соц-ых влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину): - сознание отличия себя от остального мира; - сознание «Я» как обективного начала субъекта деят-ти; - сознание своих психических св-в, эмоциональные самооценки; - социально-нравственная самооценка, самоуважение, кот. форм-ся на основе накопленного опыта общения и деят-ти. Ощущение чел-ом своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает чел-ку возможность интегрировать себя в единое целое. При анализе динамической стр-ры самосознания исп-ют 2 понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деят-ти самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. В стр-ре самопознания можно выделить: 1)осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект); 2)осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3)познавательные, когнетивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);4) эмоциональное, чув-ое представление о себе. Т.о., самосознание вкл-ет в себя: - самопознание (интел-ый аспект познания себя); - самоотношение (эмоц-ое отнош-ие к самому себе). Стр-ра самосозня предлож. К.Юнгом. Она основана напротивопостав. осознав-ых и неосозн-ых элем-ов чел-ой психики. Юнг выдел-ет 2 ур-я ее самоотображения. 1-ый – субъект всей чел-ой психики – «самость», кот. персониф-рует как сознат-ые, так и бессозн-ые процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. 2-ой ур-нь – форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я». Несмотря на идент-ость «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необход-мо их различать – принято называть первую сторону личности «Я», а вторую-«самостью». В стр-ре самосознания можно выделить 4 ур-ня: - непосредственно-чуственный уровень-самоощущение, самопереживания, психосамотич. проц-ов в орг-ме и собств. желаний, переживаний, состояний психики, в рез-те достигается простейшая самоидентификация лич-ти; - целосно-образный, личностный ур-нь – осознание себя как деят-го начала, проявляется как самопереживание, самоакт-ия, «-» и «+»-ая идентиф-ия и поддерж-ие аутентич-ти своего «Я»; - рефлексивный, интеллектуально-аналитич. ур-нь – осознание личностью содержания собственных мыс-ых процессов личности в рез-те возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия; - целенаправленно-деятельный ур-нь – своеобраз. синтез 3-х рассмотр. ур-ней в рез-те выпол-ся регулятивно-поведенческие и мотивационные ф-ции через многочисленные формы самоконтроля, самооценки, самоорганизации, самокритики, самовыражения, самопознания. В рез-те развития самопознания форм-ся «Я»-концепция – это обобщенное предст-ие о самом себе, система установок относ-но собственной личности. «Я» - концепция динамичное образование. Формир-ие, развитие и изменение «Я»-концепция обусловлена факторами внутрен. и внеш. порядка. Выделяют 2 формы «Я»-концепции – реальную и идеальную. «Я»-реальное –представления личности о себе, о том «какой я есть». Идеальное «Я» - предст-ие личности о себе в соответ-и с желаниями («каким бы я хотел быть»). Составляющие «Я»-конц.: 1)Образ «Я» - предст-ия индивида о себе; 2)оценка представления о себе (она различна по интенсивности); 3) потенц-ая повед-ая реак-ия (конкретные дейст-ия, кот. вызваны образом «Я» и самооценкой). Понятия самооценка и «Я»-концепция близки, но имеют отличия. «Я»-концепция набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Самооценка непосред-нно связана с тем, как чел-к оценивает себя. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру, влияет на соц-ую адаптацию и дезадаптацию, яв-ся регулятором поведения и деят-ти. Отнош-ие чел-ка к самому себе яв-ся наиболее поздним образов-ем в сис-ме отношений чел-ка к миру. Самооценка не яв-ся постоянной, она изменяется в течении жизни. Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной. По самопрезентации чел-ка можно предположить какая у него самооценка. Если чел-к стесняется, говорит неувер-но и тихо скорее всего у него самооценка занижена. Формула самоуваж. по Джемсу: Самоуважение = Успех / Притязания т.е. самоуважение опред-ся отношением наших действительных спос-тей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в кот. числитель выражает наш действит-ый успех (уровень достижений), а знаменатель наши притязания. Феномен приобретенной беспомощности: одни и те же события и себя в отношении к ним люди воспринимают по-разному: одни воспринимают себя хозяевами собственной судьбы, другие воспринимают собственную судьбу как следствие множества не зависящих от них обстоятельств (внеш. или внутр. локус контроля). В случае, когда чел-к не счит. себя хоз-ом своей судьбы, винит обст-ва, и не анализирует свои собственные ошибки может развиться приобретенная беспомощность. Нет достаточных данных относительно того, почему личность частично или полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим "Я", как оно воспринимается и переживается. Возможно, что это связано с непреодолимым разрывом между "Я-идеальным" и "Я-реальным", Недостижимость собственного идеала делает "Я" беспомощным. Факторы развития «Я»-концепции: саморефлексия, наличие ценностей и идеалов, труд (деят-ть), познание, творчество и т.д. Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я»-концепции, яв-ся степень критичности чел-ка. В упрощенном виде критичность – спос-ть осознавать различие м/у «хорошо» и «плохо». Именно спос-ть оценивать критически происходящее и сопостав-ть полученную инф-ию со своими установками и идеалами, исходя из этого форм-ать свое поведение, т.е. определять цели и программу действий, отличает чел-ка от животного. Т.о. критичность выступает в качестве основного мех-ма контроля за своим поведением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.005 с.)