Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бихевиоризм и необихевиоризм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во втором десятилетии 20 в возникло новое направлении псих-гии, представ-ли котор объяв-ли и новый предмет псих науки-им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое, как совокупность извне наблюдаемых, преимущ двигат-х реакций чел-а.Это направление получило назв.бихевиоризм(от лат-повед-е) и явл-сь третьим этапом в развитии о предст-ий о предмете псих-ии.Основная идея бих-ма основыв-сь на утверждении значим-ти поведения и полном отрицании существ-ия сознания.Основоп бихев-ма-Дж Уотсон считал что поведение это сист-а реакций.Для Уотсона повед-е или поступок чел-ка объясн-ся наличием какого-то возд-я на че-ка.Он считал что нет ни одного действия за кот не стояла бы причина в виде внешнего агента-стимула.Для бихев-ов соотношение S-R стало ед-ей повед-я.В кач-ве общих задач псих-ии бих-ты выдвигали след-ие:прийти к тому, чтобы по стимулу предсказ повед и наоборот по хар-ру реак-и определить вызвавший ее стимул.Чел-к в концепции бихев-ма понимается прежде всего как реагир-ие,действующие,обучающееся сущ-во, запрограмир-ое на те или иные реак-ии,действия, поведение.изменяя стимулы и подкрепления можно програмир-ть чел-а на требуемое пов-е.Торндайк проводит свои исслед-я на кошках, помещая их в проблемную ситуацию, где кошка действует методом проб и ошибок.Торндайк вводит вероятностный принцип; ошибки есть закономерный фактор научения, а интелл-кт сводится к умению решать проблемы. Причина поведения может быть изучена иск объективным путем.Торндайк формулирует 4 закона научения:закон готовности к проведению нервного импульса(т е потребность, желание), з-н ассоциативного сдвига(любой эл-нт ситуации, приводящий к удовлетвор-ю, ассоциир-ся с этой ситуацией и способен сам по себе вызывать успешн реак-ю), з-н повторения, з-н успеха или з-н потребления(закрепл только успешные р-ии, кот подкрепляются).Павлов-русский физиолог, первым при изучении физиологиии пищеварения открыл, что респондентное поведение(подразумев-ее характерную р-цию, вызываемую известн стимулом)м б классически обусловлено.Он наблюдал, что пища помещенная в рот голодной собаки вызывает слюноотделение.Слюноотдел-е-это безусловн р-ция или безусл-й рефлекс, а пища-безусл стимул.Открытие Павлова состояло в том, что если ранее нейтральн стимул многократно объедин-я с безусл стимулом, то в итоге нейтральн стимул преобретет способн-ть вызывать безусл реакц-ю и в тех случаях, когда он предявл без безусл-го стимула. Скинер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.Он формулирует положение о 3 видах научения:безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном, кот и составл-ет специфику его учения.Без/рефл и усл/рефл виды поведения вызываются стимулами и назыв респондентным или отвечающ-им повед(но этими реак-ми не обеспеч-я адаптация к реальной среде) Реальный процесс приспособления строится на основе активных проб-воздействие живого на окр мир.Некоторые из них случайно могут приводить к полезн рез-ту, кот закрепляется.Такие р-ции, кот не вызываютс стимулом а выдел-ся организмом, некоторые из которых оказыв-ся правильными и подкрепляются Скинер назвал оперантными.Скинер формулир-ет свою теорию научения: главным ср-ом формир-я поведения выступает подкрепление.(жетонная сист-а в тюрьмах).Принцип оперантного обуславливания-повед жив сущ-в полностью определяется последст-ми к которым оно приводит.В завис-ти от хар-а последст-й живой орг-м проявит тенденцию повторять повед или избегать его.Скинер выделил 4 основных режима подкрепления:с постоянным соотношением(напр единая оплата труда т е за прав-й рез т), с постоянным интервалом(почасовая оплата труда),режим подкрепления с вариантным соотношением(подкрепл после среднеопределенного числа р-ий напр азартн игры), режим подкрепл в вариативном интервале(подкрепл по истечению или опред времен-у интервалу).Формы контроля повед-я -:подкрепление м б позитивным и негативным.Позитивн подкрепление заключ в предъявлении положит стимула, а негативное подкрепл-удаление аверсивного(отрицат)стимула(уход от палящего солнца).Др форма контроля- наказание.Оно также м б позитивным(когда повед ведет к аверсивному исходу-могут посадить в тюрьму)и негативным(удаление позитив стимула-нельзя смотреть телевизор из-за плохого повед).Иные виды условноподкрепл-их стимулов-это соц-но подкрепл стимулы(включ в себя повед-е др людей), т е внимание, похвала, лесть, соц одобрение.След-ая теория-Социально-когнитивная т личности Бандуры:личность формир-ся не только на основе когнитивн средств и ср-ств окр среды.На повед влияет и внутрен кач-ва.Научение происх через наблюдение(при помощи процессов моделирования- наблюдатель извлекает общие черты из разных реакций и формулирует правила повед, дающие ему возможн-ть идти дальше того, что он видел).Научение через наблюд-ие регулир-ся 4 процессами:процесс внимания(следит за поведен),процессы сохранения: запоминание модели;моторно- репродуктивнуе процессы:перевод памяти в поведен, мотивационные процессы(есть подкрепление-формир-ся поведение).Подкрепление в научении через наблюдение чаще выполн 2 функции-инф-ую(когда подкрепл, следующее за реакц-ей может указывать, что эта р-ция правильная) и побудительную(когда нам нужно правильно предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулир наше повед).Бандура разраб концепц самоэффективности, кот относ-ся к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответст-ие специфич задаче или ситуации.По мнению Б., люди осознающие свою самоэф-ть прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем те, кот испыт-ют сомнение в своих возм-ях.Б предположил, что приобретение самоэф-ти может происх-ть 4 путями:способн-ть выстроить поведение(на основе прошлого опыта успеха или неудачи), косвенный опыт(наблюд-е за др людьми успешно выстраив-ми поведение), вербальное убеждение(через убеждение чел-ка, в том что он облад необходим-ми спос-ми), эмоцион-й подъем(люди сверяют ур-нь самоэф-ти с ур0ем эмоцион напряжения перед стрессов ситуац-ми, любой спос-б понижающ возбуждение повысит прогноз эффект-ти).
5. Психоаналитическое направление в психологии. В противоположность господ-му в 19 веке взгляду на чел-а как на существо разумное и осознающее свое поведение молодой врач З.Фрейд выдвинул иную теорию:люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки кот лежат в др сфере психич жизни-в неосозн секс и агрес побуждениях.Термин «психодинам-ий» указывает на борьбу м/у разными аспектами личности.Психодинамич теория как таковая служит примером психодинам подхода-она отводит ведущую роль сложному взаимодействию м/у инстинктами, мотивами, влечениями, кот конкурир-ют м/у собой за главенство в регуляции повед чел-ка.Понятие динамики приминительно к личности подразумевает, что повед чел-ка явл скорее детерминированным, чем произвольн или случайным.Суть психодинам направления в том, что личность явл динамической конфигурацией процессов, наход-ся в нескончаемом конфликте. Фрейд: история психоанализа начинается с 1900г публикацией книги «Толкование сноводений».Выделяют 2 периода в п/а:классический(Фрейд,Адлер,Юнг)и неофрейдизм с 30г(Хорни,Фром,Эриксон)-имеет соц направленность.Центральное место в п/а занимает бессознат-е, главное в чел иррациональное начало.В т Фрейда личность состоит из 3 инстанций:Оно-источник движущих сил, резервуар энергии, эта инст-я сущ-ет по принципу я-хочу, принципу удовольствия.Инст-я Я-инст-я сознания, существует по принципу реальности,ее задача-разработка соответств плана действий,чтобы удовл-ть требования Ид в рамках соц мира.Супрер-эго-эта инст-я содержит запреты и нормы, формируется под влиянием родителей,по принципу я-должен.М/у Оно и Супре-эго существует неразрешимый конфликт, отсюда идет формирование защитных мех-ов(вытеснение, проэкция,регрессия,сублимация), защитн мех-ы действуют на неосознан уровне, они охраняют чел-а от проявления тревоги.Ф. разработал учение о стадиях психосекс развития, стадии соответств эрогенным зонам(оральная, анальная,фаллическая,латентн период,генит-ая стадия).В процессе псмхосекс развития неразрешимые конфликты приводят к фиксации и образованию определ типов хар-ра(если фикс-я на анально-удержив стадии, то взрослые становятся негибкими,скучными и принудительно-аккуратн).Ф.выделял след методы п/а:анализ сновидений, оговорок,рписок,мет-д свободных ассоциаций, интерпритация сопротивления и анализ переноса.Др теоретики психодинам направления А. Адлер и К.Г.Юнг заявили о своем несогласии с Ф.,т к он придавал большое значение сексуальности и агрессии.По мнению А.,человек явл единым и согласующимся орг-ом,отсюда название его теории-индивидуальная псих-я(неделимая)А. предложилтеорию,целью кот было оказание помощи людям в понимании себя и др.Основные принципы его сист-ы следующ:индивидуум,как согласующаяся целостность,человеч-ая жизнь,как динамическое стремление к превосходству,индивидуум как трорческая и самоопред-ая сущность,а также соц-я принадлежность индивида.Люди стараются компенсировать чувство собств неполноценности, кот они испыт в детстве.Чувство неполноц-ти усил-ют кажущ-ся физич недостатки,избалованность или наоб бессердечие.Защитн мех-ы:компенсация и сверх-компенсация.Переживая неполноценность,они в течен всей жизни борются за превосходство.Каждый чел вырабатывает свой уникальный стиль жизни,в рамках кот он стремится к достижению своих фиктивных целей,ориентир-ых на превосходство или совершенство.Стиль жизни личности отчетливо проявл в ее установках и поведении, направл на решении 3 основных задач:работа,дружба,любовь.Опираясь на степень выраж-ти соц интереса и степень акт-ти к этим 3 задачам А различал 4 основн типа установок,сопутств стилю жизни:управляющий,получающий,избегающий и соц-полезный.Степень выраж-ти соц интереса явл показат психич здоровья.Адлер дополнил методы п/а анализом ранних воспоминаний(до5лет).Др примером пересмотра т Фрейда явл аналитич-я псих-я Юнга.Фр рассматр либидо,как секс-ю энергию, а Юнг-как творч жизненную энергию,кот способств личностному росту.Ю рассматр личность,как3 взаимод структуры-эго,личное бессознат,коллективн бессознат.В эго представлено все,что чел осознает, личн бессозн-это хранилище подавленного материала,а также скопление мыслей и чувств,называемых комплексами.Коллективн бессознат состоит из архаичных,изначальных элем-в,назыв-ых архетипами.В архетипах заключ опыт всего чел-ва,начиная от предков.Наиболее значит архетипами явл персона,тень,анима,анимус и самость.Юнг ввел понятия экстроверсии и интроверсии,а также выделил4псих функции:мышление,чувство(рацион-ые ф-ции),ощущение и интуиция(иррацион ф-ции).Результатом комбинации2видов личностн ориентации и4псих ф-ий явл8 различн типов личности(напр экстровертн мыслит тип).Э.Фромм-представитель гуманистич направления утверждал,что личность явл продуктом динамич взаимодействия м/у врожденными потребностями и давлением соц норм и предписаний.Он утверждал,что пропасть м/у свободой и безопасностью,дошли до такого предела,что сегодня одиночество,ощущение собств незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни соврем чел-ка.Чел-к стремится к свободе от зависимости окр среды,но обретая свободу чел оказывается перед проблемой выбора.Сущ-ет только один путь решения-творческое самовыражение личности,спонтанная активность(как у детей).Фрмм описал5экзестенц потребностей,кот базируются на конфликт-их м/у собой стремлениях к свободе и безопасности:потр-ть в установлении связей,потр-ть в преодолении,потр-ть в корнях,потр-ть в сист-ме взглядов и преданности.Ф полагал,что основные ориентации хар-ра явл следствием способа удовл-я экзестенц потребн-й,предоставл-го соц, эконом,политич условиями.Непродуктивные типы хар-ра-рецептивный(зависим,доверч,сентимент),эксплуатир-й(агрес,самонадеян,надменный)накапливающий (пыт-ся облад как можно большим кол-м матер благ,подозрит,упрямы) и рыночный(личность оцен-ся как товар,кот можно продать,обменять).В основе продуктивн типов лежат разум,любовь,труд,ониони независимы,честны,творч,соверш соц полезные поступки.Трансперсон-я психология Гроффа:Т/п псих-я наиб глобально рассматр чел-ка,как космич сущ-во,связанное на ур-не бессозн психики со всем чел-ом и всей вселенной,облад возм-тью доступа к общемировой космич инф, к инф чел-ва.Для появл данного движения послуж клинич исследования с применение психоделич препоратов(ЛСД),методов холотропного погружения и ребефинга.Грофф выделил 4области психики,лежащие за пределом обычного опыта сознания:сенсорный барьер(актив-я орг-в чувств),индивид-е бессознат(пережив заново неразрешим конф-ы),ур-нь рождения и смерти(пережив смерти и нового рождения),трансперсон-я обл.(преодол ограничен времени и простр-ва)Людям доступны переж-я на всех4ур-ях.Берн выдел3 эго-сост-я-родит,ребен,взрослый.Эго-сост-совокупн мыслей,чувств,повед чел-ка,а также спос-б сущ-я и проявл одной из3 частей личности в данный момент.Трансакция-еденица взаимод партнеров.Реб(из детства),Родит(ассоц с родит),Взросл(состоян здесь и теперь)
6.Гештальтпсихология. Неотъем-й частью Г-т явл. полож-е о том, что всем людям присуще стрем-е к эмоц-у и физ-му здоровью, стрем-е к интеграции ума и тела и стрем. к гомеостазу. Движ-е к цел-ти и балансу достиг. через расшир-е познания,через принятие своей личной ответ-ти и своего выбора. Это проис. благод.поним-ю спос-в блок-я своего познания и завер-ю "незаконч-х дел"(1977).М.Вертгеймер, воспр-е движ-е имеет специф-е качество, несводимое к таким элемен-мощущ-м. Представ этой теор говорят, что подобно тому, как, напр. мелодия неявл. простой + звуков, а кач-но отличным от них целым, так и воспр-е элем-х зрит-х ощущ-й. Г-п начин-ся с работы М.В. "Экспер-е исслед-я воспр-ядвижения"(1912), в кот. ставилось под сомнение привычное представ-е оналичие отдел-х элем-в в акте воспр-я. В экспер-х испыт-у послед-нопредъяв-сь два световых стимула(один верт-я или наклон-я полоска(А), др.-горизон-я(В)). При значит-ом врем-ом интервале м/д А и В видны 2 стимула следующ-е др. за др-м. При очень быстрой смене раздражит-ей испыт-ые восприн-ли угол,при средней скорости видели, как 1-я - наклон. или верт. линия - перемещ. в гориз-е полож. Это каж-ся движ-е испыт. не могли отличить от реальногоперемещ-я даже при спец. инструкции. В. также описал явл. "чистогодвижения", когда испыт-е, отчетливо видя движ-е, не восприн-ли перемещ-сяобъекта. Оно получило наз. стробоскопического движ. Сам факт каж-ся движ-ябыл не нов. Ещё раньше было устан-но, что послед-е смещение объекта можетвызвать воспр-е непрер-го движ-я. Новым было объяс-е этого факта. По В.,при возб-и в могзу опред-го пункта "А" вокруг него созд-я зона, где также
сказ-ся действие разд-ля. Если вскоре вслед за "А" возб-ся пункт "В", том/д ними возник. корот. замыкание, и возб-е передается из пункта "А" в п-т"В". В феном-м плане этим процессам соответ-т воспр-е движ-я из "А" в "В".Идеи В. стали отправным пунктом для развития г-т. Центр-й в г-п явл. проблема цел-ти и цел-го подхода в противоп-ть элементаризму и мех-мустарой, ассоц-й, и новой, бихев-ой, псих-и. Экспер-ты по выяв-ю цел-ти.Начаты они были на воспр-и. Пр.: предъяв. точки...... и т.п. Испыт-йобъед. их в группы из двух точек, раздел-х интер-ми. Аналог-о с лин-и ll llll. Эти опыты показали, что в качестве первич-о в воспр-и выступает целое.Было устан-но, что элементы зрит-го поля объед-ся в перцептивную струк-у взавис-ти от ряда факторов. Этими факторами явл. близость элементов друг кдругу, сходство элем-в, замкнутость, симметр-ь и др. Целостный образ - этодинамич. структура и образ-ся по спец-м зак-м орган-и. Интерп-я:1)здесь исейчас;2)интер-я сегод-й жизни;3)интер-я детства, что происход. в прошлом.Закон фигуры и фона(зрит-е поле делится на фиг. и фон из-за двойственногоизобр-я). Фиг. замкнута, облад. живостью, ближе нам в простран., хор.локал-на в прост-ве, заним. главен-щее полож. в поле. Фон служит тем общимур-м, на кот. выступает фигура. Он аморфен, кажется распол-м за фиг-й,плохо локализ-ся в прост-ве. В др. з-не-прегнантности-выраж-ся тенденцияперцептивной орг-ции к внутренней упорядоч-ти, ведущей в сит-и неодноз-хстимул-х конфигураций к "хорошей" фиг-е, к упрощению воспр-я. Пр.: еслииспыт-у предъяв-ся 2 фигуры, то обычно 1-я восприн-ся как 1 фигура, разд-ялинией. В.К. исслед-е мышл-я. По К., интел-е решение состоит в том, чтоэлем-ы поля, прежде не связ-е, начинают объедин. в некот. структуру,соответ-ю проблем-й сит-и. Для этой формы повед. хар-но использ-е пред-в всоответ-и с их отнош-м др. к др. и в реорган-и поля. Струк-е поля всоответ-и с проблемой происход. внезапно в рез-те усмотр-я(инсайт) приусл-и, если все элем-ы, необход-е для решения, наход-я в поле воспр-яжив-ого. В. распрост-т этот принцип на решение задач чел-м. Он приходит квыводу: "Мышл. заключ. в усмотрении, осоз-и струк-х особен-й и струк-хтреб-й; в действиях, кот. соответ-т этим треб-м и опред-ся ими, и тем самымв изменении сит-и в направ-и улуч-я ее струк-ры". Усл-м переструкт-я сит-и,по В., явл. умение отказ. от привычных, сложив-ся в прошлом опыте изакреп-х упраж-ми шаблонов, схем, оказ-ся неадек-ми сит-и задачи. Переходна новую т.з. осущ-ся внезапно в рез-те озарения-инсайта. В 1921г.Коф.сделал попытку приложить общий принцип струк-ти к фактам психич-о развит. ипостроить на его основе т-ю психич-о развит. филогенеза(Основы психич-оразв-я). Разв-е состоит в динам-ом услож-и примит-х форм повед-я, образ-ивсе более и более слож. структур, а также в устан-и соот-й м/д этимиструк-ми. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но струк-ы млад.ещё не связаны др. с др. Они, как отдел-е мол-лы, сущ-т независ. др. от др.С развит. они коммуницируют, вступают в соот-я др. с др-м."Динам-ая т-ялич-ти"Л. исходил из того, что осн-м чел-й актив-ти в любых её формах, будьто поступок, мышл-е, память, явл. намерение-потреб-ть(некот. стремление,тенденция выполнить, осущ-ть какую-то цель, кот. ставится или самим суб-м,или исходит от кого-то другого, напр., от экспер-ра).Наз. ихквазипотребными(отлич. от биол-х, врожд-х потреб-й).Они образ-ся вактуальной сит-и в связи с принятыми намеренями, целями и направляют акт-тьчел. Квазипотр. создает в лич-и сист-у напряж-я. Эта система напряж.стрем-ся к разрядке, т.е. удовлет-е потребности (в опред. сит-ии, назпсихол-м полем). Фредерик Перлз(1893-1970).Г-п-идея цел-ти. Осн. идея: идеяконтакта, чел-к отказ. полноценно конт-вать с окр-м миром, наруш-ся отн-я сдр. людьми и соц. мир-м. Перлс, считал это вторичной выгодой. Почему? Кактолько чел-к поймет зачем он повторяет одно и то же действие, он захочетсделать это подругому. Мы осознаем свой собст-й опыт. Подерж. чел. бытьлич-но зрелым. Цикл контакта:Как чел-к приоб-т опыт. Пр.:ням зел. яблока.Форконтакт1.Осоз-е потреб-и неудов-ти;Контактинг2.Поним. потреб-и, хочусъесть зел.яб.;Фулконтакт3.Ем яб. с наслаж-м,пережёвываю;Постконтакт4.Отхожу от яб., контакт завершен. На каждом кон-теможет произойти срыв контакта, если он произойдет, значит чел-к нецелостен. Почему проис. срыв?Прояв-ся эн-я, кот. должна быть направ. накого-то, но в рез-те направ-ся на себя(агрессия).Рассеив-еэнер-и(ирония)вместо того, чтобы сказать, что обиделся, мы нач-м отшуч-ся.Люб. вар-ты зависимы от чего-либо. Я не хочу, чтобы влияли на меня и сам невыплёск. эн-ю наружу.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.54 (0.014 с.) |