Механизмы псих защиты и совладающее поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы псих защиты и совладающее поведение



Псих з-та-это последовательное искажение аффективной и когнитивной составляющих образа реальной или воспринимаемой сит-и с целью ослабления эмоц напряжения,угрожающего индивиду в случае,если бы сит-я была бы в предельно-вожможном для него соответствии с реальностью(Плучек).Пока поступающая извне инф поддерживает уже сложившееся у чел представление о мире и о себе,он живет в согласии с самим собой.Достаточное совпадение идеального представления о себе с реальным определяет душевное благополучие чел-ка.Если же наметилось существенное расхождение,то возникает внутр напряжение,побуждающее к изменениям либо идеального,либо реального представления о себе,либо к попыткам вообще не воспринимать инф,приводящую к дссбалансу представлений.С накоплением жизнен опыта у чел-а формируется сист-а,выполняющая роль ограждения сознания от инф,кот может разрушить его внутр равновесие,опирающ-я на сложившуюся у него картину мира-сист-а защитных псих барьеров.Защитн псих барьеры выступ как система стабилизации личности,проявл в устранении или сведении к минимуму отрицат эмоций,когда есть опасность возник чувства тревоги или угрызений совести как реак-и на критич-е рассогласование собств представлений о мире с новой инф. Наиболее изучен мех-ы псих защиты получ спец названия:отрицание,подавление,рационализац,вытеснение, проекция,замещение и т/д.Отрицание-это стремление избежать новой инф,не совместимой со сложивш-я представлениями о себе.Защита проявл в игнорировании потенциально тревожн инф,уклонении от нее.При отрицании переориентир внимание,его направление меняется так,что чел станов-я особо невнимательным к сферам жизни,кот чреваты для него неприятностями(чел избегает темы,ситуации,книги,фильмы,подозреваемые в провоцировании у себя нежелат эмоций).Вытеснение связано с избеганием внутр конфликта путем активного выключ-я из сознания(забывания) не инф о случившемся вцелом,а только истинного,но неприемлемого мотива своего поведения.Вытеснен направлено на то,что раньше было осознанно,а запрещенным стало вторично,и поэтому удерживается в памяти.Причина подобного забывания-намерение избежать неудовольствия,кот вызывается данным воспоминанием.Событие,ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание,не теряет своего эмоц заряда и действует на сознание с той же силой.Для удержания в бессозн вытесненных событий требуется непрерывный расход энергии.Чел будет сопровождать чувство немотивированной тревоги,иногда соматические явления(напр у ученика,относящегося с отвращением к урокам игры на фортепиано,вдруг могут появ спазмы и судороги в руках).Проекция-вид псих защиты,связ с бессознат переносом неприемлемых собств чувств,желаний и стремлений на других.При проекции чел начинает обвинять др в том,что они раздражены,в то время,как испыт-т раздрожение сам,заявл,что его нелюбят,хотя в действ-ти разлюбил сам.При реализации проекции границы «Я» считаются принадлежащими другим.Замещение-это вид псих защиты от нестерпимой ситуации,путем переноса реак-и с «недоступного» объекта на др-«доступный» или замены неприемлелемого действия приемлемым. Рационализация-это защита,связан с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой инф,благодаря кот собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не пртиворечащее объективн обст-вам.При этом неприемлемая часть сит-ции из сознания удаляется,особым образом преобразов-ся,и после этого осознается,но уже в измененном виде.Защита осущ-ся с помощью убедит-х доводов(так агрессивн чел говорит,что он сильная личность;равнодушный,что он независим и самостоятелен).Рационал-это посиск ложных оснований,когда чел не уклон от встречи с угрозой,а нейтрализует ее,интерпритируя безболезнееным для себя способом.Подавление-защита проявл в блокировании неприятн,нежелат инф,либо при ее переводе из воспринимающей сист-ы в память,либо при выводе из памяти в сознание.Сведения подавленные,неразрешенные к воспоминанию и сохраняемые в бессознательном,не абсолютно недоступны для сознания.Они могут прявл в обмолвках,описках движениях,навязч сост-ях(напр подавление любви или ненависти).Сублимация-это защита путем перевода секс или агрес энергии,избыточной с т/зр личностных или соц норм в др русло,приемлемое и одобряемое-творчество(напр рисование,научн деят-ть).Это наиб адаптивная форма защиты,т/к не только снижает чувство тревоги,но и приводит к соц одобряемому рез-ту.Регрессия-возвращение в сост-нии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовл-ния.Защиты у детей:у маленьких детей,до того как сформир-ся полноценная сист-а псих защит,реакц-я на неприятные переживания-автоматическая,а именно,физиологич уход от раздражителя.Наиболее типичнае мпз у детей и подростков,как считает Личко:пассивный протест,оппозиция, имитация,эмансипация,компенсация и изоляция.Пассивн протест-это самая ранняя форма защитн поведения.Она проявл в отстранении от общения даже с близкими людьми,от пищи,от игр.Такая р-ция обычно возник у реб,если его оторвали от матери,семьи,привычной группы сверстников.Оппозиция-это форма активного протеста против норм и требований взрослых.Частые претензии,непосильная нагрузка порождают у реб внутр напряжение. Имитация-это р-ция выраж в стремлении во всем подражать определенному лицу,чел-ку,герою.У детей,это выр-ся в глобальном принятии всех кач-в этого героя.Эмансипация-это борьба детей за самоутверждение,самост-ть, свободу,права.Это васвобожд из-под контроля и покровительства взрослых.Компенсация-это р-я,с помощью кот реб стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачи в одной области успехами в др.(напр хилый подросток утешает себя тем,что он отлично учится).Изоляция-этот вид защиты проявл достаточно рано.Играя с куклой,реб может дать ей вом-ть делать и говорить ей все то,что ему запрещено:быть жестокой,ругатся.Игрушка позвол реб вынести наружу свои чувстваДля того,чтобы преодалеть защитные барьерыи осознать их,необход заново пережить сит-ю и отреагир-ть ее.Др вид совлад повед-копинг-стратегии,были откраты при работе с онкол больными.Если мпз-это вынужденные,бессознат мех-ы,то к/с-более осознаны и успешны(к ним относ-я активные усилия личности,направленные на овладение трудн сит-ей).Лазарус определял к/с,как стратегии действий, предприн чел-м в сит-ях психич угрозы.Цели к/с в обретении психич равновесия,ослаблении и устранении болезнен раст-в. Типы к/с могут проявл в когнитивн,эмоцион и поведенч сфере.В когнит сфере:отвлечение или переключ мыслей на др, снижение серьезности сит-ии,подшучивание над ней,самоуважение-более глубокое осознание собств ценности, как личности (эффект-е)К/с связ-е с эмоц сферой проявл в виде пережив-я протеста,эмоц разрядка-отреагир-е чувств(плач), изоляции-подавления,недопущения чувств,пережив злости,раздраж,сохранение самообладания-самоконтроль (эффективн)В поведенч сфере:отвлечен-обращен к к-то деят-ти,альтруизм-забота о др,активное избегание,удовлетвор к-то потребности, поиск эмоц поддержки-стремление быть выслушанным,встретить содействие и понимание.К\с явл конструктивн видом совлад поведения, т/к они активны,в отлич от мпз-пассивны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.)