Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувствительность и её изучение. Психофизические законы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психофизика. Психофизика изучает взаим-вие психики и физ-ого мира. При всех различиях в работе сенсорных анализ-ов разных модальностей имеются некоторые закономерности, кот. позволяют выделить сенсорные процессы в один класс психич-х явлений. Эти общие закономерности рассм-ся психофизикой. Схема построения сенсорного образа: Дистантный стимул Тождество непосредственной данности Предметное содержание образаданности
Проксимальный стимул Чувственная ткань образа Дистантный стимул – это физический источник сигнала, наприм., источник света или звука. Проксимальный стимул – это сигнал, непосредственно выз-щий раздражение анализатора. В случае звуковой модальности это звуковая волна, прошедшая предвар-ую обработку в ушной раковине и попавшая на мембрану. При зрительной модальности – это изображение предмета, спроецир-ое линзой зрачка на сетчатку глаза, это изображение перевернутое, двумерное и искажено формой глазного яблока. Именно в вопросе «почему мы воспринимаем мир, таким, каким мы его воспринимаем» заключается суть психофизической проблемы. Реш-ие психофизической проблемы – отношения психики и физ-ого мира – начинается с опред-ия границы м/у психич-ми и физ-ми явлениями, в какой момент в струк-ре мира происходит качественный скачок и возникает то, что мы называем психикой. Влияние работ Г.Фехнера на развитие экспериментальной психологии. В 1860 г. была опубликована работа немец. ученого – физика, матем-ка, псих-а и философа – Г. Т. Фехнера «Основы психофизики». Этой публикацией положено начало психологии, науки со своим пред. иссл. и мет-ми. Процесс создания психич. образа он представил схемой: Раздражение(физика)=>Возбуждение(физ-я)=>Ощущение(псих)=>Суждение (логика). Фехнер впервые включил элементарные ощущ-я в круг интересов психол-и. Величину стимула, при кот. начинается ощущ-е, он назвал нижним абсолютным порогом (А.П.). Для определения этого порога Фехнером были разраб-ы методы, до сих пор испол-ые в психол-их экспер-ах. Чувствительность и пороговая зона. Чувствительность обозначает способность рецепторо различать внешние раздрожители и отношения между ними. Границы, в пределах которых организм воспринимает, назвали порогами. Виды порогов чувствительности. Когда речь идет о наименьшем по интенсивности раздражителе, то фикируется нижний абсолютнй порог. Когда велечина раздражителя настолько велика, что он перестает ощущаться, говорят о верхнем абсолютном пороге. Такж бли выделены пороги различения или диференциальные пороги. Идея их исследования родилась экспериментах Вебера. Субсенсорная зона. Раздражители, сила действия к-ых лежит ниже абсолютных порогов ощущ-я, не дают ощущ-ий, но это не значит, что они не оказывают никакого воздейс-я на орг-м. Иссл-ия отеч. физиолога Гершуни показали, что звуковые раздраж-я, лежащие ниже порога ощущ-я, могут вызывать измен-е элек-ой активности мозга и расшир-е зрачка. Эта зона возд-я раздр-ей, не вызыв-их ощущ-ий, была названа Гершуни «субсенсорной зоной».
Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Основы психофизики заложены исследованиями Вебера и Фехнера – установили, что не всякий раздражитель вырывает ощущение. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздрожителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздрожителя к основному должно быть величиной постоянной: ∆R/R=k. Исходя из закона Вебера Фехнер сделал допущение, что едва заметные рзницы в ощущениях можно рассматривать как равные и сформулировал закон: ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздрожители растут в геометрической прогрессии, и выразил это в формуле Е=КlogJ+С, гдеК и С контанты, J – раздражение, Е – чувствительность. Закон С.Стивенса. Спустя полстолетия после Стивенс пришел к выводу, что основ-ой психофиз-ий з-н выраж-ся не логариф-ой, а степенной кривой. Отношение едва заметного приращения ощущения к его исходной еличине является постоянной величиной. Путем решения дифференциального уравнения стивенс пришел к формуле Е= K×Rⁿ, оторая получила название закона Стивенса (n – для каждой модальности своя, как првило меньше 1). «Обобщенный психофизический закон» Ю.Забродина. Забродин предлож. обобщенный психофиз-ий з-н. Основывался на законе Бугера-Вебера, но добавил константу – z. В рез-те соотношение м/у миром стимулов и миром наших ощ-ий отраж-ся в уравнении:∆Е/Еz =dR/R. При z=0 формула обобщенного з-на переходит в логарифмический з-н Фехнера, а при z=1 – в степенной з-н Стивенса. Константа z опред-ет степень осведомленности испыт-ого о целях, задачах и ходе проведения эксперимента. У Фехнера испыт-ые попадали в абсолютно незнакомую экспер-ную сит-ю, а Стивенса интересовало как чел-к восп-ет сенсорный сигнал в реальной жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.01 с.) |