Потребности и мотивы. Направленность личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности и мотивы. Направленность личности.



Понятие потребности, мотива и направленности.

Мотив (от лат. moveo — двигаю) — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы М. выступают потребности (А. Н. Леонтьев). Деятельность всегда имеет М. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Потребности - форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации в виде оценочных эмоций.Направленность - система потребностей, интересов и идеалов. Совокупность мотивационных образований, явлений. Определяет направление поведения и деятельности человека

Биологические, социальные и духовные потребности человека. Потребности - субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные); информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной. Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьмиК духовным потребностям относят – потребность в общении, эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Мотив, цель и намерение (???) в структуре деятельности. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое вообще. За любым поступком кроется определенная цель, желание. Цель показывает к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом"

Мотивация и личность. Мотивация достижения - стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д.МакКлелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г.Хекхаузен.

Направленность как относительно устойчивая доминирующая система мотивационных образований. Для того чтоб определить к чему приведет активность личности, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что активность ориентирована. Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознаваемыми или вовсе неосознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Осознавая объект потребности как цель, человек соотносит свои личные цели с целями группы, к которой он принадлежит, и вносит необходимые коррективы, поправки в содержание своих целей, либо маскирует их в случае несовместимости с целями общности. Структура направленности: потребности, интересы, мотивы, ценности, мировоззрение. Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности. Выступает в качестве постоянного побудительного механизму познания. Различаются по: содержанию, признаку цели, широте, устойчивости. Интересы – важная сторона мотивации деятельности личности. Психологичекая установка – неосознаваемая личностью готовность действовать определенным обрзом, что едет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Убеждения – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание.

Потребность – осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужны в чем-либо. Осознанные потребности – это желания.

Убеждения, идеи определяясь мировоззрением, находят свое конкретное выражение в идеалах. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Идеал человека – это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на "динамический" момент направленности действия "на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид - среда"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.028 с.)