Эмоции и их функции. Психологические теории эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции и их функции. Психологические теории эмоций.



Понятие эмоций. ЭМОЦИИ— особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоция обычно понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции – субъективные переживания, в форме которых психика кодирует значения раздражителей для организма. Психологический, физиологический и экспрессивный аспекты эмоций. Психологический, импрессивный компонент – переживание. Связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Переживание – непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Любое переживание – это волнение. Может быть положительным и отрицательным. Различны по длительности, интенсивности и глубине. Физиологический компонент. При возникновении переживания изменяются вегетативные показатели (давление, дыхание, пульс) и психомоторика (мимика, поза, голос). Выраженность зависит от интенсивности и знака эмоции. Наличие при выраженных эмоциональных переживаниях физиологических изменений дает основание рассматривать эмоциональные реакции как состояния. В отличие от переживаний, дающих качественную и модальностную характеристику возникшей эмоциональной реакции, физиологические изменения такую возможность предоставляют не всегда. Экспрессивный компонент. Внешнее выражение эмоции. Выражается через речь, мимику, пантомимику, жесты. Выражение эмоций. Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего теля, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике, пантомимике, «вокальной мимике»). Выразительно движение не только выражает уже сформированное переживание, но и формирует его. Функции 1. Информационная (при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает ему соответствующую окраску – замещение информации, недостающей для принятия решения), 2. энергетическая (присутствие энергии эмоций в побуждении к действию), 3. коммуникативная (эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми), 4. регуляторная (служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей) Различные авторы выделяют так же: предвосхищающую, ориентировочную, прогностическую, защитную, активационную, сигнальную, подкрепляющую функции. Карвасарский: Важнейшей функцией эмоций является оценочная,эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту функцию эмоций обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального фона восприятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спутника жизни, если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, достоинств и недостатков претендента, мы ее не решили бы никогда), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды. Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции. Так, интерес "приковывает" внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.). В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию свойства эмоций. 1.Универсальность (эмоции на зависит от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают); 2. доминантность (сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции); 3. суммация и упрочение (эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течении жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств); 4. адаптация (притупление переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений; 5. субъективность (одна и та же ситуация у различных людей вызывает различные эмоции); 6. заразительность (человек может невольно передавать свое переживание другим людям); 7. пластичность (одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками); 8. удержание в памяти (способность долгое время храниться в памяти); 9. иррадиация (способность распространяться на все, что человеком воспринимается); 10. перенос (переносится на другие объекты); 11. амбивалентность (человек может одновременно переживать и положительные и отрицательные эмоции); 12. переключаемость (предметом одной эмоции становится другая эмоция); 13. порождение одних эмоций другими (миф о существовании этого свойства рожден неразделением эмоций и чувств). Теории эмоций. Трехкомпонентная теория эмоций В.Вундта. Эмоции – внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. «Телесные» реакции лишь следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений, высшие, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение – оно вызывает мимические движения. Теория эмоций У.Джемса-К.Ланге. Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим".Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Представление психоаналитиков о механизме возникновения эмоций: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии. Если она не может найти себе применения во внешней активности человека, она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. Разными видами такой активности являются «эмоц. экспрессия» и «эмоц. переживание». Могет проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Три аспекта в аффекте: энергетический компонент, процесс «разрядки», переживание эмоции (восприятие разрядки). Когнитивные теории эмоций. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера. На возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Эмоциональные состояния – это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция. Познавательная теория эмоций Арнольд-Лазаруса. У Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за оценкой. Как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Оценка характеризуется мгновенностью, непосредственностью, то есть интуитивностью – «чувственное суждение». Концепция Лазаруса: каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки; эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции. Эмоция включает в себя: субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, но оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П.В.Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н – С). Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Нет потребности, нет эмоции. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Объект изучения – частные эмоции, каждая рассматривается как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Основные тезисы: 1. основную мотивационную систему образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вины, удивление, интерес; 2. каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; 3.фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; 4. эмоциональные процессы взаимодействуют с другими процессами, все процессы оказывают обоюдное влияние друг на друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.004 с.)