Задатки, способности, одаренность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задатки, способности, одаренность.



Понятие способностей. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на: природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Признаки способностей по Б.П.Теплову. Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способно­сти — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности; 3) спо­собности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Задатки. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Общие и специальные способности. Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Различая специальные и общие способности, Д. Н. Завалишина вслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями веду­щих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными видами деятельности. Виды общих способностей по В.Н.Дружинину. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии). Каждой из них соответствует специфичекая мотивация и специфическая форма ативности: креативность – самоактуализация и творческая активность, интеллет – мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемость – познавательная мотивация. Понятие одаренности, Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...
Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов: интеллектуальные способности выше среднего уровня; креативность; мотивационная включенность.
Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта. Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности: 1. Критерий превосходства (тестового); 2. Критерий редкости (нетипичности); 3. Критерий продуктивности; 4. Критерий демонстративности (повторяемости); 5. Критерий ценности (для данной культуры). Талант Талант- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Отдельно взятая способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла высокого уровня развития и ярко выражена. Гениальность Высший уровень развития способностей (как общих, так и специальных). О наличии гениальности можно говорить лишь случае достижения личностью таких рузельтутов деятельности, которые состявляют эпоху в жизни общества, в развитии культура. Гениальность является общественной оценкой достижения личности. Ф.Гальтон – основоположник эмпирического изучения способностей. Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность). Гальтон стал основоположником эпиричекого подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми пользуются и по сей день, в его работах обозначились основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития. Гальтогн пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми. Два фактора влияют на разитие человека – наследтвенность и среда (предложил использовать сравнение близнецов). Гальтон разробтвал вместе с Пирсоном онования для орреляционного анализа. В конечном итоге гальтон пришел к вывод, что необходимо искусстенное поддеражние интеллектуального потенциала в человеческой сообществе и явился основоположником евгеники Интеллект как общая познавательная способность. Интеллет, как полагал Штерн, есть некая общая способность приспособления к новым жизненнм условиям. Согласно Полани интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Общие творческие способности. Существует как минимум три подхода к проблеме творческих способностей: 1. как таковых творческих способностей нет (интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в творческом поведении играют мотивации, ценности, личностные черсты), 2. торческая способность (кретивность) является амотоятельнм фактором, независимым от интеллета, 3. высокий уровень развития интеллета предполагает высокий уровень творческих спообностей и наоборот. Понять природу торческих способностей без понимания сущности творчества невозможно. Творчество – форма преобразующей поведенческой активности, создающей новую среду, иначе – конструктивная активность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.43.79 (0.004 с.)