Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики.



Психика-это св-ство высокоорганизованной живой материи, заключ-ся в активном отражении субъектом объективного мира, построение субъектом картины этого мира и регуляция на этой основе поведения и деят-ти..Высокорг-ая живая материя, обладающ-ая психикой, обладает способ-тью получения инф-ии об окр мире, это служит основой для регуляции внутрен-ей среды живого орг-ма и формир-ия его поведения.След-но живая материя способна реагир-ть на изменен внешн среды.Способн-сть реагировать на изменен. Внешн. среды наблюд. уже у простейших форм живой материи. Так амеба, представл-ая всего 1 жив. клетку удаляется от одних раздрожит-ей и приближ. к дрПодобное приспособление возможно благодаря существован-ю определ-го св-ва, отлич-его живую материю от неживой - раздрожимость. Внешне она выраж-ся в проявлении вынужден-ой активности живого орган-ма. Чем выше ур-ень развития орг-ма, тем более сложн форму имеет прояален-е его активности.Развитие раздр-ти у жив сущ-ств связано с усложнением условий жизни более развитых орг-ов, имеющ-их более сложное анатомич строение. Живые орган-ы данного ур-я развития вынуждены реаг-ть на более сложный комплекс факторов внешн среды. Сочетание этих внутр и внешн условий предопред-ет возникновение у жив орг-ов более сложных форм реагир-ия - чувствительности. Чувствит-ть хар-ет общую спос-ть к ощущениям.По мнению Леонтьева, появл-ие чувст-ти у жив-ых может служить объект-ым биолог-им признаком возникновения психики.в процессе развития органич материи у жив-ых сущ-тв постепенно формируется одно из главных св-ств психики-спос-ть опережающего и целостного отражения реальн мира. Это означает, что в поцессе эволюции животн-е способны получать инф об окр среде, анализир ее и реагир-ть на возможное воздействие со стороны любых окр-их объектов, как биолог значимых, так и биолог нейтральных.Выделяют 4 ур-ня развития психики-раздрожимость,чувствительность,поведение высших животных,сознание чел-ка.Выделяют 3 основные функции психики: отражение окр. действит-ти,сохранение целостности орг-ма,регуляция поведения.Данные ф-ции взаимосв между собой и явл элементами интеграт-й ф-ции психики, котор закл в обеспечении адаптации жив орг-ма.Чем более развито жив сущ-во, тем более сложны мех-ы его адаптации(самые сложные у чел-ка).Адаптац чел-ка имеет внутр и внешн направленность.Внутр-яя направл-ть обеспеч постоянство внутр среды орг-ма. Внешняя-обеспечение адекватного контакта с внешн средой, т е формир-е поведения у более развитых сущ-тв или поведенч реакций у менее развитых орг-ов.Адапт чел-а направлена не только на обеспеч его биолог сущ-ия, но и на сущ-ие в общ-ве(также у чел-ка происх псих-ая адаптация)Инстинктивное повед-это видовое повед, одинаково направленное у всех предст-ей одного и тогоже вида жив-ых.Оно заключ в обеспечении возможности существ-ия вида.Особенностью поведен жив-ых на ранних этапах развития явл. то, что оно всегда побужд-ся и управл-ся отдельн св-ми предметов, воздейст-их на жив-ое(напр паук регир на вибрац паутины)Эта стадия развития хар-ся тем, что повед жив-го побужд-ся отдельн-ми св-ми предмета в силу того что они связаны с осущ-ем осн-ых жизн фу-ий жив-ых, назув стадией элементарн поведения, а данный ур-нь разв-ия психики назыв стадией элемент-ой сенсорной псих-ки.Перемены в повед жив-ых объясн-ся развитием н.с.и гол.мозга.Главной физиолог-ой основой повед.явл условные рефлексы(Павлов- принцип замыкания усл-х нервн связей, принц-п внутр-го и внешн-го торможения, закон взаимной индукции-если один участок коры нах-ся в сост-ии возбужд, то в др участк, функцион-о с ним связ-ых возник торможение и наобор)Наличае описан выше мех-ов, а также возм-ть предметного восприятия мира позвол формир у жив-ых поведенч навыки.Особенностью этой стадии навыков и предметн восприятия явл закрепление сформир-ых движений;воспроизв внешний образ среды-появл представление, развив не только двигат-я но и образная память.След-ая наивысш ст-ия разв поведения жив-ых назыв стадией интеллект-го поведения.В актах повед-я присутств фаза подготовки к выполн-ю основного действия(обезьяна палки и банан)именно это и сост хар-ую черту интелект повед.Особен-ю повед жив-ых явл удовл-е своих основн биолог потребн-ей.Мы рассмотр стадии, описан Леоннтьевым.. Сознание-это высший ур-нь псих-го отражения объект-ой реалтн-ти, а также высший ур-нь саморегул, присущ только чел-у как соц сущ-ву.Псих-ое отобр-е мира чел-ом отлич от аналог процессов жив-ых.Чел-ка отлич не наличие процесса формир-я псих-их образов на основе предметн восприятия объектов, а специфич мех-мы его протекания.Сознание чел-а всегда активно(т е отображение происх по степени значимости предмета),также оно всегда направлено на какой-то объект, предмет т е обладает св-вом интенции-направленности, также созн-е чел-ка способно к рефлексии-самонабл, а также сознание носит мотивац-ценностн характер;возможн-ть проявлен самосознан или Я-концепц.Концепции антропогенеза:идеальн. подход-божеств. происх чел-ка;биол подход-чел имеет естеств происх-ие и явл частью природы,поэтому его псих жизнь можно описать как псих жизнь жив-тных(Павлов);культурн истор конц-я Выготского-чел-к обладает высшими псих функ-ми(произв вниман и

память,логич мышлен..), они формир в ходе соц взаимод,т е сознание чел-а имеет соц природу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.196.236 (0.005 с.)