Классификация методов психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов психологического исследования.



Гуманистическая психология.

Гум пс-я предлаг радикально др трактовку чел природы(в отлич от психоан и бихев).Ученые,причисл себя к этому течению(«развитие потенциала чел-а», «третья сила»),заявл,что чел от природы хорош и способен к самосоверш-ию.С т/зр гум псих-и,сама сущность чел-а постоянно движет его в направлении личностного роста,творч-ва и самодостаточн-и,если только чрезвычайно сильные обс-ва не мешают этому.Люди явл активными творцами собств жизни,облад-щие свободой выбирать стиль жизни.Сторонники гум пс-и утверждают, что люди в высшей степени сознательны,они без доминир-их бессознат потребностей и конфл-в.Находясь под влиянием экзест фил-и,гум псих-я в качестве основных принц-в выдвигает трактовку личн-и,как единого целого,воспиятие чел-а как сущ-ва положит и созидат в своей основе,и делает акцент на изучении психологич здоровья.Теория А Маслоу описывает человеч-ю мотивацию в терминах иерархии потребностей.Низшие потребности в иерархии сначала должны быть удовлетвор,прежде чем потребн высокого ур-я становятся доминантой.Иерархия потребн в порядке доминир:физеологические;безопасность и защита;принадлежность и любовь;самоуважение; самоактуализация Чел, достигщий ур-ня самоактуал-и добивается полного использования своих талантов,способн-й и потенциала личности.Самоакт личности присущи след особен-ти:полное принятие реальности,принятие др и себя,увлеченность любимым делом,независим-ть от соц среды,самостоят-ть суждений,способность к пониманию др людей,открытость новому опыту,спонтанность поведения,юмор,саморазвитие,готовность к решению новых проблем,самоактуал-ие творч-во. Были выделены патогенные мех-мы,мешающие развитию личности:пассовная позиция по отнош к действит-ти, вытеснение и др способы защиты Я(проекция,замещение).Деградации личности способств-т псих-ие и соц факторы. Этапы деградации личности:формирование психологии пешки,создание дефицита благ,в рез-те ведущими станов-ся первичные потр-ти в пище и безоп-ти;разделение людей на хороших и плохих,своих и чужих;создание культа самокритики;запрет на сомнение в основополагающих предпосылках идеологи; формир-ие специал-го языка,в рез-те чего сложные проблемы спрессовываются до коротких,легко запомин-ся выражений.В рез-те всех этих факторов для чел-ка станов-я привычным «нереальное сущ-ние»,поскольку из сложного,противор-го реального мира чел переходит в «нереальн мир»ясности и упрощенности.Образуется «экзестенциальный вакуум»,когда чел потерял «животные инстинкты,потерял соц нормы,традиции,определяющие,что чел должен делать,и в рез-те он сам не знает,что он хочет,и тогда он делает то,что хотят другие,выступая пешкой в чужих руках»(возникает так назыв-й «воскресный невроз».Такому чел-ку требуется логотерапия-борьба за смысл жизни.Если чел уверен,что смысл жизни сущ-ет,то он может возвысится над самыми неблагопр условиями.Смысл жизни можно найти тремя путями: совершением поступков;переживанием ценностей,переживанием единства с др людьми,переживанием любви; переживанием страдания.Разные пути самоакт-ии могут быть при условии,если у чел есть высшие метапотребности (потребности к пониманию своей жизни)к развитию,жизненные цели:истины,красоты,добра,справедливости.Роджерс счтал,что все повед чел реализуется объединяющим мотивом-тенденцией к актуализации,тенденц-й развивать свои способн-ти,чтобы сохранять и развивать личность. Роджерс считал,что единств-й способ не мешать тенденции актуал-ии-это дать ему безусловн позитивное внимание,т/е чел-а любят и принимают без критики и оговорок.Подход Роджерса к психотер назыв недериктивной терапией или терапией,центрированной на клиенте.В данной терапии психотерап-ты не дают советов,не отвечают на вопросы,не задают вопросы,они лишь пытаются отразить то,что сказал пациент,и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения,выполняя роль «зеркала»;т/е отразить пациенту более точно то,что он говорит и чувствует,понять самовосприятие пациента,установить благоприятн взаимоотнош с ним.Для осущ-ния конструктивных личностных изменений необход след-ие терапевтич условия:должен сущ-ть психол-й контакт,уважит-ые взаимоотнош м/у терапевтом и клиентом;терапевт понимает,что клиент находится в сост-ии несоответствия,он уязвим и тревожен; терапевт явл-ся гармоничным и интегрирован-ым,целостным и искренним во взаимоотношениях;терапевт проявл безусловн позитивн-е внимание относится тепло к пациенту,не дает оценок его чувсвам,переживаниям и действиям,в рез-те у пациента появл уверенность,что его понимают и принимают.Возникает спокойная атмосфера,в кот пациент может выразить свои искренние чувства,не боясь упрека.Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней позиции клиента,и стремится передать это ему.Пациент должен узнать,почувствовать,что его принимают,понимают,уважают,что психотер позитивно относ к нему.Сам пациент ответственен за любой личностн рост во время курса терапии;он является реальным действующим фактором изменения своей личности.Цель терапии-ликвидировать несоответствие м/у переживанием и Я-концепцией чел-а,тем самым открывая для него возможность жить более богатой,полной жизнью.Теор В.Франкла:в центре вним-я личность и проблема смысла жизни чел-а.Теор состоит из 3 частей:учение о стремлении к смыслу,учение о смысле жизни,учение о свободе воли.1-любой чел хочет обрести смысл,и ощущ фрустрацию,если это стремление не реализовано.Жизнь чел не может лишится смысла ни при каких обст-ах.Чел свободен найти и реализ-ть смысл жизни,даже если его свобода ограничена внешн обст-ми.Чел должен стремится к смыслу,а не к цели(напр к счастью стр-ся нельзя).Чел стремится к смыслу благодаря тому,что у него есть спос-ть к трансенденции(«выход за пределы самого себя»)2-достижение смысла жизни доступно кажд чел. Смысл жизни уникален для кажд чел в кажд момент времени.В общ-ве сущ-ют неие кристализован-е смыслы в ценности(универс-е смыслы),выдел 3 группы ценностей:ценности переживания-проявл в чувст-ти к явлениям окр мира;ценности созодания(творчества),основн путь их реализ-и это труд,труд поним,как вложение чел в жизнь общ-ва.Цености отношений,эти ценности доступны всемСмысл не может быть субъективным,чел должен найти смысл жизни в объективн действит-ти.3-учение о свободе воли:чел свободен по отнош к своим влечениям,чел свободен как позволить к-то потребности определять свое влечение,так и свободен не позволить.В основе свободы лежит спос-ть к самотрансценденции и самоотстранению(возм-ть посмотр на себя со стороны)Свобода нужна для того,чтобы взять на себя отв-ть.Логотерапия-лечен неврозов,примен мет-ка сократ-го диалога,психотер-я с пом мет-ов,основан на подходе к чел,как к сущ-ву способному к самотрансценд-и и самоотстранению.

 

Когнитивная психология

Становление когнит псих-ии какнаучного направления относят к 50-60 годам.Этот подход возник с возвратом интереса к проблемам сознания,познания, психич процессвм.Слоко «когн-й» происход от лат «знать».Сторонники этого подхода утвержд,что чел это не машина,слепо реагир-ая на внутренние факторы или события внешнего мира,напротив разуму чел-а доступно большее:анализир-ть инф о реальной действит-ти,проводить сравнения,принимать решения,разрешать проблемы.Основная черта когн подхода-мех-м переработки знания рассматр как центральное звено психики чел-а.Когн подход означает привнесение в псих-ю точности.Он привел к развитию мат методов и комп моделированияКогн подход выходит за обл-ть когн псих-и и распростр на соц псих-ю, псих-ю личности,эмоций..Обл-ть когн псих-и понимается как научн направление от психофизиологии до соц псих-и.Предмет когнит псих-и-процессы познания. Интеллект(Пиаже)-это наиболее совершенная форма адаптация организма к среде,представл собой единство процессов ассимиляции(воспроизведение эл-тов среды в психике субъекта в виде когн психич схем)и процесса аккомодации(изменение этих когнитивн схем в зависимости от требован когнит мира).Т/о,суть инт-та закл в возможности осущ гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физическ и соц действит-и, а его основное назначение-в структурир-и взаимод-я чел со средой.Возникн интел в онтогенезе:посредником м/у реб и окр миром явл предметное действие.По мере накопления и усложнения опыта реб-а,по взаимод с объектами происходит интериоризация предметных действий,т е их постепенное обращение в умств операции(действия,выполн во внутрен мыслен плане)Развитие инт-та-это стихийн, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операцион-х структур,выраст из предметно-житейского опыта реб;этот процесс проходит неск стадий.Развитие операцион структур:мыслит операции преобретают качественно новые св-ва:координацию(согласованность операций),обратим-ть(возможность вернутся к начальной точке рассужден),автоматизир-ть(непроизв-ть применения),сокращенность (свернутость отдельных звеньев).Др линия интел развития хар-ет рост инвариантности(объективности)детских представл о действит-ти.Теория познания Брунера:позават развитие,с т/зр Брунера складне просто из ряда стадий(как у Пиаже),оно включ овладение реб тремя сферами представлений:действий,образов и символов,кот явл способами познан мира.Сначала реб познает мир благодаря привычн действиям;затем мир представл-я в образах,относит свободных от действий.Постепенно появл новый путь-перевод действия и образов в языковые ср-ва.Первая сфера представлений-действие.Предмет и действие слиты,предмет станов-я продолжением действия.Первонач-но действия неразрывны с восприятием,затем эти сферы отделяются др от др.Со временем реб освобождает образные представления из-под контроля действий.Вторая сфера представ-ий,кот реб овладевает-это образ:в раннем детстве реб нах-ся во власти ярких зрит представлений,он сосредоточен на внешней стороне вещей.Третья сфера-символ: симолич представления сначала развив на образной основе.Словарн запас включ круг узких знакомых категорий и лишь постепен увелич.Бр-ер считает,что высота развития инт-та определ степенью развития всех трех сфер представления.В50-е г в Гарвордск унив-те Дж Миллер увлекся проблемами переработки инф и моделирования мышлен с помощью комп.У. Найссер был студентом Миллера,он рассматривал познание,как линейно-последовательный процесс постадийной переработки инф,включ получение сенсорных данных,их обработку, накопление,воспроизв,использование.Процесс переработки инф чел осущ по определенным прогр-ам,в этом его сходство с переработкой инф комп-ом.Програмное обеспечение комп выступает в кач-ве модели чел познания. У.Найсер вводит понятие когнитивной схемы,она позволяет ассимилировать инф об окр среде,отделяя известное от неизвестного.Когн цикл вкл процесс предвосхищения поступающ-й извне инф,организацию ее с помощью когнит схемы.Познвние в модели Найссера рассматривается как непрерывный,активный,проходящий при взаимод чел и среды процесс.Он всегда актуален и опирается на прежний опыт,на основе кот возник предвосхищающая схема.В 1961г Сперлинг проводит экспер-ы,направленные на определение объема визуальной кратковр памяти.Он предявл испыт матрицу3на3или4на3,в кажд клетке кот была напис буква;время экспозиции=100мс.Через некотор интервал испыт-у подавался звук сигнал,отлич-я по высоте тона(низкий,средн,высок)и испыт-й должен был воспроизв буквы в той строке,кот соответствует высоте звук-го сигнала.Было выявл 2феномена:1-объем к/п составл9-12ед;2-время отсрочки явл критическим фактором для удержания визуал инф:начиная с700мс процент воспроизв снижается от 100 до20%.Эта память получ название иконической.Аткинсон при построении трехчленной модели памяти ссылается на данные Сперлинга и назавает этот вид памяти сенсорным регистром.Предполагалось,что для каждой модальности сущ-ет свой,строго определ-й регистр,где инф хранится непродолжит-е время(от неск сот мс,до неск сек)т е зрительн стимул оставляет «фотографич след»,далее инф пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.В1968г Аткинсон и Шиффрин разработали модель памяти,согласно кот инф не просто перекачивается из одног блока в др (КП и ДП),а копируется путем переведения в др коды.Сначала инф поступает на многочисл сенсорные регистры,где кажд стимул хар-ся набором первичных признаков,а затем-в кратковременное хранилище(КВХ)-длит периода хранения в кот обычно зависит от индивида.Для поддержания инф в КВХ испыт-ый создает своего рода буферную емкость для повторения,способн-ю удерживать небольшое кол-во эл-ов(7-9цифр)в течен 30сек.Авторы выделили в КВХ особую слуховую вербально-языковую сист-му,кот обеспеч повторение инф в КВХ.Каждый из эл-тов,поступ-их в буфер,вытесняет один из эл-ов наход-я там.;поступление эл-ов в буфер можно контролир-ть,поэтому КВХ можно считать оперативн памятью.КВХ связ с долговрем хранилищем(ДВХ),откуда могут поступать верб ассоциации и необх-я для выполнения текущ задач инф.Инф из КВХ поступ в ДВХ в рез-те перекодир-я в особый концептуал-й код кот структурир-ет инф,обеспечивая тем самым ее долговремен хранение.Аткинсоном были введены понятия сенсорн памяти(сенсорного регистра)и понятие оперативной памяти(внутри КП выдел-т 2 составл-е,одна выполн ф-ию хранения, др-функ-ю переработки). Когнитивная соц-я психология: когнит подход в соц психологии означает понимание соц поведения чел-ка как определяемого знаниями чел-ка о мире и способами получения этих знаний.

 

Интеллект и креативность.

Понятие интеллекта. Интеллект - высокое развитие познавательных способностей, эрудированность, прозорливость. Интеллект в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн. Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности). Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или кристаллизованным интеллектом. Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Природа и функции интеллекта. Основные подходы к трактовке природы интеллекта:

1. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).

2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодей­ствия человека с внешним миром).

3. Процессуально - деятелъностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности).

4. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения).

5. Информационный подход (интеллект как совокуп­ность элементарных процессов переработки инфор­мации).

6. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания).

7. Структурно-уровневый подход (интеллект как си­стема разно уровневых познавательных процессов).

8. Регуляционный подход (интеллект как фактор само регуляции психической активности).

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Структура интеллекта. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Согласно Ж. Пиаже, интеллект - это наиболее совер­шенная форма адаптации организма к среде, представляю­щая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективно­го мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчи­вое приспособление к физической и социальной действи­тельности, а его основное назначение - в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.

Интеллект в онтогенезе: "посредником" между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ни­чего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия. Действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами (вещами, их свойствами, формой и т.д.). По мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняе­мые во внутреннем мысленном плане). По мере формирования операций взаимодействие ребен­ка с миром все в большей мере приобретает интеллектуаль­ный характер. Ибо, как пишет Пиаже, интеллектуальный акт (состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный пред­мет или найти скрытый смысл художественного образа) предполагает определенное множество путей действования (в реальном либо ментальном пространстве и времени). В развитии интеллекта, согласно теоретическим воззре­ниям Пиаже, выделяются две основные линии. Первая свя­зана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая - с ростом инвариантности (объективности) инди­видуальных представлений о действительности.

Теории интеллекта: двухфакторная модель интеллекта Ч.Спирмена, Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (матем., литер. и т.д.). При обработке данных тестирования обнаружил связь между уровнем мышления, памяти, внимания и восприятия. Предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некая общая способность, 2) способность, специфическая для данной деятельности. Существует общий фактор J (общий интеллект) – сложноинтегрированное качество психики, обеспечивающее индивидуальную успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии" (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: 1 - показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций и 2 - комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна Определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. В интеллект входит 7 первичных умственных способностей: счетная(способность оперировать числами и выполнять арифметические действия), вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность рассуждениям, быстрота восприятия сходств и различий.

Л. Терстоун предложил метод многофакторного анализа матриц корреляций. Этот метод позволяет выделить не­сколько независимых «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи резуль­татов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых Дж.Гилфорда, Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизи­руя результаты своих исследований в области общих способностей. По своей структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме: стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» — результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интел­лекта в модели — шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как пси­хический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание. Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семан­тика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения). Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разде­ление дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление свя­зано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностиру­ется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда явля­ется несоответствие результатам большинства факторно-аналитических иссле­дований. модель множественного интеллекта Х.Гарднера, Гарднер считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Главным методом изучения человеческого интеллекта, на его взгляд, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в ходе лонгитюдного исследования. А тесты, интервью и прочие инструментальные методы пригодны лишь для измерения когнитивных навыков, мотивации и общей активности личности. Гарднер выделяет в качестве основных компонентов интеллекта, помимо традиционных (по Терстоуну): музыкальные способности, мотивацию, инициати­ву, сенсомоторные способности и т.д. В одной из последних своих работ он рассматривает 7 видов интеллекта:

Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).

Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).

Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).

Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-про­странственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).

6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).

7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).

концепция интеллекта как ментального опыта М.А.Холодной. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего.

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: «1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень раз­вития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова — способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-времен­ных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опы­та; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, при­емы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементар­ных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления "и контроля психической активности». Классификация типов интеллекта Холодной: общий – частные интеллетульные способности, конвергентный – дивергентный, репродуктивный – продутивный, кристаллизированный (вербальный) – текучий (неверб.) Измерение интеллекта. Методики исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные). Первые дают наиболее быстрый и четкий результат. Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке. Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты полученные с помощью этой группы методик не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы. Бинэ и Симоном были созданы первые тесты, традиционно называемые тестами интеллекта. Они придумали шкалы для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале количество тестов было увеличено, и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся. Тесты Бине оказались очень успешными и были очень быстро взяты на вооружение английскими и американскими психологами. Результаты тестов были закреплены в одном понятии, т. н. “коэффициент интеллекта” или IQ. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16. Понятие и концепции креативности. Креативность - творческая, созидательная, новаторская деятельность. Люди могут быть креативными по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Многие писатели считают креативность частью общего интеллекта, но различия в креативности у людей с равным IQ опровергают это. Креативность действительно связана с интеллектом и уровнем IQ, но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую. Креативность - изобретательность мышления ("творческость"). Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание): индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Гилфорд заявил, что в процессе извлечения информации из памяти могут вовлекаться два вида операций – конвергентное воспроизведение и дивергентное воспроизведение. Конвергентное воспроизведение – поиск специфичной информации, для решения проблемы, требующей один, логически необходимый, правильный ответ. Дивергентное воспроизведение – требуется для решения проблем, которые могут иметь много разных и равно приемлемых решений. Гилфорд заявил, что креативность вовлекает дивергентное мышление, представленное беглостью, гибкостью и оригинальностью мыслительных процессов. Люди с хорошо развитыми способностями к формированию и восприятию идей вырабатывают гораздо больше способов решения проблемы за короткое время. Они обладают высокой гибкостью и могут легко переключаться с одного подхода к решению проблемы на другой, новый, если проблема и ее условия новы и требуют соответствующего к себе подхода. Оригинальные люди могут создавать новые и универсальные предположения и идеи (беглость), “ломать границы” для атаки проблемы с новой позиции (гибкость) и вырабатывать новые и подлинно уникальные идеи (оригинальность). Характеристики творческой личности. Творческим людям присуще следующие личностные черты: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Диагностика креативности. Торренс разработал множество тестов для измерения дивергентного мышления. В них входят задания для создания новых способов использования коробок или кирпичей, или для предложений, как можно улучшить чучело животного, чтобы с ним было легче играть. Реакции и ответы на эти задания были основным критерием измерения беглости, гибкости и оригинальности. Эти тесты имеют низкую корреляцию, но большое значение по отношению к IQ – тестам. Исследования Торренса показывают, что дети с низким IQ не показывали хороших результатов в тестах на дивергентное воспроизведение. Люди, набиравшие наибольшее количество баллов в тестах на дивергентное мышление, имели обычно средний уровень интеллекта, однако высший IQ не дает гарантии того, что способности к дивергентному воспроизведению будут очень хорошими. Гетзелс и Джэксон были у самых истоков изучения отношений между дивергентным мышлением, интеллектом и креативным действием. В группе, организованной в основном из самых выдающихся студентов, они обнаружили поразительные различия между учащимися с высочайшими уровнями интеллекта и с низкими уровнями дивергентного мышления и студентами с выдающимися показателями дивергентного мышления, но с низким показателями IQ.

Акцентуации личности

Понятие акцентуаций личности.Под акцентуацией личности понимается наличие у данного человека акцентированных, то есть ярко выраженных черт, обладающих тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Акцентуации как характерологические особенности.Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни Теория психопатической личности П.Б.Ганнушкина и типология характеров.Типология психопатических личностей П.Б.Ганнушкина - классификация патологических и околопатологических личностей. В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституциональноглупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоциональнолабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.

Критерии дифференциации акцентуаций и психопатий. Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую - малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина - Кербикова. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат. Третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Типология акцентуаций характера и темперамента К.Леонгарда Гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.03 с.)