Культурно-историческая психология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая психология.



Культурно-ист концепция происхожд чел-ка была разработана Л. С. Выготским, она появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению чел.Среди разнообразных подходов доминировали 2-биологич и идеальный.Выготский подошел к изучению этой проблемы по другому:он показал, что чел обладает особым видом псих функций, котор отсутств у животн-х.Эти функ-ии называются высшими псих функциями, составляют высший ур-нь психики чел-ка- сознание.Они формируются в ходе соц взаимодейств.Т е высшие псих функции или сознание имеют соц природу.Под высшими псих функциями подразумевается:произв память, произв внимание, логич мышление. В конц-ии В можно выделить 3 части.Первую часть можно сформулир в виде 2 тезисов:1-при переходе от живот-ых к чел-у произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.Раньше окр среда действовала на животное, заставляя приспосабл к себе, с появ чел-ка все измен-сь-он действует на природу и видоизменяет ее.Второй тезис объясн-т сущ-ие мех-ов изменения природу чел-ом.Этот мех-м заключ в создании орудий труда, развитие матер-го произ-ва.Вторая часть концепции тоже содержит 2 пол-я.Первое заключ в том, что овладение природой не прошло бесследно для чел-ка, он научился овладевать собственной психикой, у него появ высшие псих функ-и, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высш псих функ-ми Выг понимал способность чел-ка заставить себя запомнить некотор материал, обратить внимание на к-либо предмет.Второе пол-е заключ в том, что чел-к овладел своим повед, как и природой с помощью орудий, но орудий специальных-психологич-х.Эти псих орудия он назвал знаками.Знаками Выг назвал искусственные средства, с помощью кот первобытный чел-к смог овладеть своим повед, памятью и др псих процессами.Знаки были предметны-«узелок на память»или зарубка на дереве.Столкнувшись с подобным знаком, чел-к соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.Знаки-символы являлись пусковым мех-ом высших психич процессов, выступали в кач-ве псих-их орудий.Третья часть концепц Выг отвечает на вопрос «откуда беруться средства-знаки?».Выг исходил из того, что труд создал чел-к.В процессе совместн труда происходило общение м/у его участниками с помощью спец-х знаков, определяющих, что надо делать каждому.Вероятно, что первыми словами были слова-приказы-«сделай то», «возьми это».Эти первые слова по своей сути были словестными знаками.Чел-к, услышав определ-ое сочетание звуков, выполнял ту или иную труд операцию.Но в процессе деятельности чел стал обращать команды не на кого нибудь, а на себя.В рез-те из внешнекомандной функ-и слова родилась его организующая ф-я.Так чел-к научился управлять своим поведением.Следов-но возможность приказываь себе рождалась в процессе культурного развития чел-а..Сначала ф-ии чел-ка приказывающего и чел-ка выполн-го эти приказы были разделены и весь процесс по выраж-ю Выг был интерпсихологическим, т е межличностным.Затем эти отнош-я превратились в отнош-я с самим собой т е в интрапсихологические.Процесс превращения интерпсих отношений в интрапсих-е Выг назвал интериоризацией.В ходе интериориз-и происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние(образы, элементы внутр речи).В онтогенезе наблюдается то же самое.Сначала взрослый действует словом на реб-ка, побуждая его что-то сделать.Потом реб перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого, а потом реб начинает воздейств словом на самого себя.Развитие псики чел-а в процессе труда, познания и общения описал Ананьев.Он выделил 7 стадий развития чел-ка от рожд до юношества.:новорожд(1-10дн) грудн реб(10дн-1год),раннее детство(1-2года), первый период детства(3-7лет), второй период детства(8-12лет для мальч,8-11 для дев),подростк пер-д(12-16мал,12-15дев),юношеский(17-21муж 16-20жен).В ходе их описания было сделано ряд выводов Возникнов сознания у чел имеет как биол так и культурно-общественную обусловленность.Врез-те эволюц природы нервн с-ма и гол мозг достигли уровня развития, позвол чел заним-я трудом..Под возд труда у чел начали развив психич процессы,обуславл возникн сознания.Разв-ие псих реб во многом повторяет законом-и обществ-историч развития чел-а.Хар-ка развития психики реб явл иллюстр того, как в процессе развит благодаря разнообразн формам деят-ти,в том числе манипул предметами на ранних этапах развит и детск играм происх формир созн-я.Развитие сознан вне общества невозможно.Основн условиями возникн и развит созн-я явл соответств-й ур-нь биолог организации,наличие соц окруж-я и коллективн труд.Концепц Леонтьева о происхожд соз-ия чел: Одно из главных отличий чел от животного заключ в его отнош с природой.Жив-ое явл элементом природы, а чел стремится в определ степени подчин ее себе, создав орудия труда.Спос-ть создавать орудия труда для преобраз-я природы свидет о спос-ти сознат трудиься.Труд-это специфич, присущий только чел-ку вид деят-ти, заключ в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечен условий своего существ-ия. Основная особ-ть труда закл в том, что труд деят-ть осущ совместно с др людьми.В процессе труд деят-ти чел вступает в определ отношения с др людьми.Следов-о труд способств-л образ-ю определен-х чел сообществ, кот отлич от сообществ жив-ых.Они закл в том что объединен перывобыт людей было вызвано стремлен не просто выжить, а выжить путем преобраз природн усл-ий с пом-ю коллект-го труда.Во вторых важн услов сущ-я человеч сообщ-в явл уровень развития коммуникаций(чем он выше темвыше ур-нь развит психики)Речь обусловила иной ур-нь регул-ии психич состояний и повед-с пом-ю слова.Таким обр труд привел к изменен принципов построен взаимоотнош м/у людьми.С позиции деятельностного подхода психология-это наука о законах пораждения, функц-ия психич отражения индивидом объект-й реальности в процессе деят-ти чел-а.Т е деят-ть поним-ся как исходная реальность, а психика рассматр-я как производная от нее и одновременно как неотъемлем сторона.Т е психика не может рассматр вне деят-ти так же как и деят-ть-без психики.Т обр-м с позиции деят-го подхода предметом псих-и явл психически управл-ая деят-ть.Деят-ть,кот заним чел в значит степени опред развитие его мотивов и жизнен ценностей, опред-их общую направл-ть субъекта.Следов-о основн виды деят-ти влияют на закономер-ти псих развития чел.

 

Гуманистическая психология.

Гум пс-я предлаг радикально др трактовку чел природы(в отлич от психоан и бихев).Ученые,причисл себя к этому течению(«развитие потенциала чел-а», «третья сила»),заявл,что чел от природы хорош и способен к самосоверш-ию.С т/зр гум псих-и,сама сущность чел-а постоянно движет его в направлении личностного роста,творч-ва и самодостаточн-и,если только чрезвычайно сильные обс-ва не мешают этому.Люди явл активными творцами собств жизни,облад-щие свободой выбирать стиль жизни.Сторонники гум пс-и утверждают, что люди в высшей степени сознательны,они без доминир-их бессознат потребностей и конфл-в.Находясь под влиянием экзест фил-и,гум псих-я в качестве основных принц-в выдвигает трактовку личн-и,как единого целого,воспиятие чел-а как сущ-ва положит и созидат в своей основе,и делает акцент на изучении психологич здоровья.Теория А Маслоу описывает человеч-ю мотивацию в терминах иерархии потребностей.Низшие потребности в иерархии сначала должны быть удовлетвор,прежде чем потребн высокого ур-я становятся доминантой.Иерархия потребн в порядке доминир:физеологические;безопасность и защита;принадлежность и любовь;самоуважение; самоактуализация Чел, достигщий ур-ня самоактуал-и добивается полного использования своих талантов,способн-й и потенциала личности.Самоакт личности присущи след особен-ти:полное принятие реальности,принятие др и себя,увлеченность любимым делом,независим-ть от соц среды,самостоят-ть суждений,способность к пониманию др людей,открытость новому опыту,спонтанность поведения,юмор,саморазвитие,готовность к решению новых проблем,самоактуал-ие творч-во. Были выделены патогенные мех-мы,мешающие развитию личности:пассовная позиция по отнош к действит-ти, вытеснение и др способы защиты Я(проекция,замещение).Деградации личности способств-т псих-ие и соц факторы. Этапы деградации личности:формирование психологии пешки,создание дефицита благ,в рез-те ведущими станов-ся первичные потр-ти в пище и безоп-ти;разделение людей на хороших и плохих,своих и чужих;создание культа самокритики;запрет на сомнение в основополагающих предпосылках идеологи; формир-ие специал-го языка,в рез-те чего сложные проблемы спрессовываются до коротких,легко запомин-ся выражений.В рез-те всех этих факторов для чел-ка станов-я привычным «нереальное сущ-ние»,поскольку из сложного,противор-го реального мира чел переходит в «нереальн мир»ясности и упрощенности.Образуется «экзестенциальный вакуум»,когда чел потерял «животные инстинкты,потерял соц нормы,традиции,определяющие,что чел должен делать,и в рез-те он сам не знает,что он хочет,и тогда он делает то,что хотят другие,выступая пешкой в чужих руках»(возникает так назыв-й «воскресный невроз».Такому чел-ку требуется логотерапия-борьба за смысл жизни.Если чел уверен,что смысл жизни сущ-ет,то он может возвысится над самыми неблагопр условиями.Смысл жизни можно найти тремя путями: совершением поступков;переживанием ценностей,переживанием единства с др людьми,переживанием любви; переживанием страдания.Разные пути самоакт-ии могут быть при условии,если у чел есть высшие метапотребности (потребности к пониманию своей жизни)к развитию,жизненные цели:истины,красоты,добра,справедливости.Роджерс счтал,что все повед чел реализуется объединяющим мотивом-тенденцией к актуализации,тенденц-й развивать свои способн-ти,чтобы сохранять и развивать личность. Роджерс считал,что единств-й способ не мешать тенденции актуал-ии-это дать ему безусловн позитивное внимание,т/е чел-а любят и принимают без критики и оговорок.Подход Роджерса к психотер назыв недериктивной терапией или терапией,центрированной на клиенте.В данной терапии психотерап-ты не дают советов,не отвечают на вопросы,не задают вопросы,они лишь пытаются отразить то,что сказал пациент,и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения,выполняя роль «зеркала»;т/е отразить пациенту более точно то,что он говорит и чувствует,понять самовосприятие пациента,установить благоприятн взаимоотнош с ним.Для осущ-ния конструктивных личностных изменений необход след-ие терапевтич условия:должен сущ-ть психол-й контакт,уважит-ые взаимоотнош м/у терапевтом и клиентом;терапевт понимает,что клиент находится в сост-ии несоответствия,он уязвим и тревожен; терапевт явл-ся гармоничным и интегрирован-ым,целостным и искренним во взаимоотношениях;терапевт проявл безусловн позитивн-е внимание относится тепло к пациенту,не дает оценок его чувсвам,переживаниям и действиям,в рез-те у пациента появл уверенность,что его понимают и принимают.Возникает спокойная атмосфера,в кот пациент может выразить свои искренние чувства,не боясь упрека.Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней позиции клиента,и стремится передать это ему.Пациент должен узнать,почувствовать,что его принимают,понимают,уважают,что психотер позитивно относ к нему.Сам пациент ответственен за любой личностн рост во время курса терапии;он является реальным действующим фактором изменения своей личности.Цель терапии-ликвидировать несоответствие м/у переживанием и Я-концепцией чел-а,тем самым открывая для него возможность жить более богатой,полной жизнью.Теор В.Франкла:в центре вним-я личность и проблема смысла жизни чел-а.Теор состоит из 3 частей:учение о стремлении к смыслу,учение о смысле жизни,учение о свободе воли.1-любой чел хочет обрести смысл,и ощущ фрустрацию,если это стремление не реализовано.Жизнь чел не может лишится смысла ни при каких обст-ах.Чел свободен найти и реализ-ть смысл жизни,даже если его свобода ограничена внешн обст-ми.Чел должен стремится к смыслу,а не к цели(напр к счастью стр-ся нельзя).Чел стремится к смыслу благодаря тому,что у него есть спос-ть к трансенденции(«выход за пределы самого себя»)2-достижение смысла жизни доступно кажд чел. Смысл жизни уникален для кажд чел в кажд момент времени.В общ-ве сущ-ют неие кристализован-е смыслы в ценности(универс-е смыслы),выдел 3 группы ценностей:ценности переживания-проявл в чувст-ти к явлениям окр мира;ценности созодания(творчества),основн путь их реализ-и это труд,труд поним,как вложение чел в жизнь общ-ва.Цености отношений,эти ценности доступны всемСмысл не может быть субъективным,чел должен найти смысл жизни в объективн действит-ти.3-учение о свободе воли:чел свободен по отнош к своим влечениям,чел свободен как позволить к-то потребности определять свое влечение,так и свободен не позволить.В основе свободы лежит спос-ть к самотрансценденции и самоотстранению(возм-ть посмотр на себя со стороны)Свобода нужна для того,чтобы взять на себя отв-ть.Логотерапия-лечен неврозов,примен мет-ка сократ-го диалога,психотер-я с пом мет-ов,основан на подходе к чел,как к сущ-ву способному к самотрансценд-и и самоотстранению.

 

Когнитивная психология

Становление когнит псих-ии какнаучного направления относят к 50-60 годам.Этот подход возник с возвратом интереса к проблемам сознания,познания, психич процессвм.Слоко «когн-й» происход от лат «знать».Сторонники этого подхода утвержд,что чел это не машина,слепо реагир-ая на внутренние факторы или события внешнего мира,напротив разуму чел-а доступно большее:анализир-ть инф о реальной действит-ти,проводить сравнения,принимать решения,разрешать проблемы.Основная черта когн подхода-мех-м переработки знания рассматр как центральное звено психики чел-а.Когн подход означает привнесение в псих-ю точности.Он привел к развитию мат методов и комп моделированияКогн подход выходит за обл-ть когн псих-и и распростр на соц псих-ю, псих-ю личности,эмоций..Обл-ть когн псих-и понимается как научн направление от психофизиологии до соц псих-и.Предмет когнит псих-и-процессы познания. Интеллект(Пиаже)-это наиболее совершенная форма адаптация организма к среде,представл собой единство процессов ассимиляции(воспроизведение эл-тов среды в психике субъекта в виде когн психич схем)и процесса аккомодации(изменение этих когнитивн схем в зависимости от требован когнит мира).Т/о,суть инт-та закл в возможности осущ гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физическ и соц действит-и, а его основное назначение-в структурир-и взаимод-я чел со средой.Возникн интел в онтогенезе:посредником м/у реб и окр миром явл предметное действие.По мере накопления и усложнения опыта реб-а,по взаимод с объектами происходит интериоризация предметных действий,т е их постепенное обращение в умств операции(действия,выполн во внутрен мыслен плане)Развитие инт-та-это стихийн, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операцион-х структур,выраст из предметно-житейского опыта реб;этот процесс проходит неск стадий.Развитие операцион структур:мыслит операции преобретают качественно новые св-ва:координацию(согласованность операций),обратим-ть(возможность вернутся к начальной точке рассужден),автоматизир-ть(непроизв-ть применения),сокращенность (свернутость отдельных звеньев).Др линия интел развития хар-ет рост инвариантности(объективности)детских представл о действит-ти.Теория познания Брунера:позават развитие,с т/зр Брунера складне просто из ряда стадий(как у Пиаже),оно включ овладение реб тремя сферами представлений:действий,образов и символов,кот явл способами познан мира.Сначала реб познает мир благодаря привычн действиям;затем мир представл-я в образах,относит свободных от действий.Постепенно появл новый путь-перевод действия и образов в языковые ср-ва.Первая сфера представлений-действие.Предмет и действие слиты,предмет станов-я продолжением действия.Первонач-но действия неразрывны с восприятием,затем эти сферы отделяются др от др.Со временем реб освобождает образные представления из-под контроля действий.Вторая сфера представ-ий,кот реб овладевает-это образ:в раннем детстве реб нах-ся во власти ярких зрит представлений,он сосредоточен на внешней стороне вещей.Третья сфера-символ: симолич представления сначала развив на образной основе.Словарн запас включ круг узких знакомых категорий и лишь постепен увелич.Бр-ер считает,что высота развития инт-та определ степенью развития всех трех сфер представления.В50-е г в Гарвордск унив-те Дж Миллер увлекся проблемами переработки инф и моделирования мышлен с помощью комп.У. Найссер был студентом Миллера,он рассматривал познание,как линейно-последовательный процесс постадийной переработки инф,включ получение сенсорных данных,их обработку, накопление,воспроизв,использование.Процесс переработки инф чел осущ по определенным прогр-ам,в этом его сходство с переработкой инф комп-ом.Програмное обеспечение комп выступает в кач-ве модели чел познания. У.Найсер вводит понятие когнитивной схемы,она позволяет ассимилировать инф об окр среде,отделяя известное от неизвестного.Когн цикл вкл процесс предвосхищения поступающ-й извне инф,организацию ее с помощью когнит схемы.Познвние в модели Найссера рассматривается как непрерывный,активный,проходящий при взаимод чел и среды процесс.Он всегда актуален и опирается на прежний опыт,на основе кот возник предвосхищающая схема.В 1961г Сперлинг проводит экспер-ы,направленные на определение объема визуальной кратковр памяти.Он предявл испыт матрицу3на3или4на3,в кажд клетке кот была напис буква;время экспозиции=100мс.Через некотор интервал испыт-у подавался звук сигнал,отлич-я по высоте тона(низкий,средн,высок)и испыт-й должен был воспроизв буквы в той строке,кот соответствует высоте звук-го сигнала.Было выявл 2феномена:1-объем к/п составл9-12ед;2-время отсрочки явл критическим фактором для удержания визуал инф:начиная с700мс процент воспроизв снижается от 100 до20%.Эта память получ название иконической.Аткинсон при построении трехчленной модели памяти ссылается на данные Сперлинга и назавает этот вид памяти сенсорным регистром.Предполагалось,что для каждой модальности сущ-ет свой,строго определ-й регистр,где инф хранится непродолжит-е время(от неск сот мс,до неск сек)т е зрительн стимул оставляет «фотографич след»,далее инф пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.В1968г Аткинсон и Шиффрин разработали модель памяти,согласно кот инф не просто перекачивается из одног блока в др (КП и ДП),а копируется путем переведения в др коды.Сначала инф поступает на многочисл сенсорные регистры,где кажд стимул хар-ся набором первичных признаков,а затем-в кратковременное хранилище(КВХ)-длит периода хранения в кот обычно зависит от индивида.Для поддержания инф в КВХ испыт-ый создает своего рода буферную емкость для повторения,способн-ю удерживать небольшое кол-во эл-ов(7-9цифр)в течен 30сек.Авторы выделили в КВХ особую слуховую вербально-языковую сист-му,кот обеспеч повторение инф в КВХ.Каждый из эл-тов,поступ-их в буфер,вытесняет один из эл-ов наход-я там.;поступление эл-ов в буфер можно контролир-ть,поэтому КВХ можно считать оперативн памятью.КВХ связ с долговрем хранилищем(ДВХ),откуда могут поступать верб ассоциации и необх-я для выполнения текущ задач инф.Инф из КВХ поступ в ДВХ в рез-те перекодир-я в особый концептуал-й код кот структурир-ет инф,обеспечивая тем самым ее долговремен хранение.Аткинсоном были введены понятия сенсорн памяти(сенсорного регистра)и понятие оперативной памяти(внутри КП выдел-т 2 составл-е,одна выполн ф-ию хранения, др-функ-ю переработки). Когнитивная соц-я психология: когнит подход в соц психологии означает понимание соц поведения чел-ка как определяемого знаниями чел-ка о мире и способами получения этих знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.008 с.)