Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-историческая психология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурно-ист концепция происхожд чел-ка была разработана Л. С. Выготским, она появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению чел.Среди разнообразных подходов доминировали 2-биологич и идеальный.Выготский подошел к изучению этой проблемы по другому:он показал, что чел обладает особым видом псих функций, котор отсутств у животн-х.Эти функ-ии называются высшими псих функциями, составляют высший ур-нь психики чел-ка- сознание.Они формируются в ходе соц взаимодейств.Т е высшие псих функции или сознание имеют соц природу.Под высшими псих функциями подразумевается:произв память, произв внимание, логич мышление. В конц-ии В можно выделить 3 части.Первую часть можно сформулир в виде 2 тезисов:1-при переходе от живот-ых к чел-у произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.Раньше окр среда действовала на животное, заставляя приспосабл к себе, с появ чел-ка все измен-сь-он действует на природу и видоизменяет ее.Второй тезис объясн-т сущ-ие мех-ов изменения природу чел-ом.Этот мех-м заключ в создании орудий труда, развитие матер-го произ-ва.Вторая часть концепции тоже содержит 2 пол-я.Первое заключ в том, что овладение природой не прошло бесследно для чел-ка, он научился овладевать собственной психикой, у него появ высшие псих функ-и, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высш псих функ-ми Выг понимал способность чел-ка заставить себя запомнить некотор материал, обратить внимание на к-либо предмет.Второе пол-е заключ в том, что чел-к овладел своим повед, как и природой с помощью орудий, но орудий специальных-психологич-х.Эти псих орудия он назвал знаками.Знаками Выг назвал искусственные средства, с помощью кот первобытный чел-к смог овладеть своим повед, памятью и др псих процессами.Знаки были предметны-«узелок на память»или зарубка на дереве.Столкнувшись с подобным знаком, чел-к соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.Знаки-символы являлись пусковым мех-ом высших психич процессов, выступали в кач-ве псих-их орудий.Третья часть концепц Выг отвечает на вопрос «откуда беруться средства-знаки?».Выг исходил из того, что труд создал чел-к.В процессе совместн труда происходило общение м/у его участниками с помощью спец-х знаков, определяющих, что надо делать каждому.Вероятно, что первыми словами были слова-приказы-«сделай то», «возьми это».Эти первые слова по своей сути были словестными знаками.Чел-к, услышав определ-ое сочетание звуков, выполнял ту или иную труд операцию.Но в процессе деятельности чел стал обращать команды не на кого нибудь, а на себя.В рез-те из внешнекомандной функ-и слова родилась его организующая ф-я.Так чел-к научился управлять своим поведением.Следов-но возможность приказываь себе рождалась в процессе культурного развития чел-а..Сначала ф-ии чел-ка приказывающего и чел-ка выполн-го эти приказы были разделены и весь процесс по выраж-ю Выг был интерпсихологическим, т е межличностным.Затем эти отнош-я превратились в отнош-я с самим собой т е в интрапсихологические.Процесс превращения интерпсих отношений в интрапсих-е Выг назвал интериоризацией.В ходе интериориз-и происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние(образы, элементы внутр речи).В онтогенезе наблюдается то же самое.Сначала взрослый действует словом на реб-ка, побуждая его что-то сделать.Потом реб перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого, а потом реб начинает воздейств словом на самого себя.Развитие псики чел-а в процессе труда, познания и общения описал Ананьев.Он выделил 7 стадий развития чел-ка от рожд до юношества.:новорожд(1-10дн) грудн реб(10дн-1год),раннее детство(1-2года), первый период детства(3-7лет), второй период детства(8-12лет для мальч,8-11 для дев),подростк пер-д(12-16мал,12-15дев),юношеский(17-21муж 16-20жен).В ходе их описания было сделано ряд выводов Возникнов сознания у чел имеет как биол так и культурно-общественную обусловленность.Врез-те эволюц природы нервн с-ма и гол мозг достигли уровня развития, позвол чел заним-я трудом..Под возд труда у чел начали развив психич процессы,обуславл возникн сознания.Разв-ие псих реб во многом повторяет законом-и обществ-историч развития чел-а.Хар-ка развития психики реб явл иллюстр того, как в процессе развит благодаря разнообразн формам деят-ти,в том числе манипул предметами на ранних этапах развит и детск играм происх формир созн-я.Развитие сознан вне общества невозможно.Основн условиями возникн и развит созн-я явл соответств-й ур-нь биолог организации,наличие соц окруж-я и коллективн труд.Концепц Леонтьева о происхожд соз-ия чел: Одно из главных отличий чел от животного заключ в его отнош с природой.Жив-ое явл элементом природы, а чел стремится в определ степени подчин ее себе, создав орудия труда.Спос-ть создавать орудия труда для преобраз-я природы свидет о спос-ти сознат трудиься.Труд-это специфич, присущий только чел-ку вид деят-ти, заключ в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечен условий своего существ-ия. Основная особ-ть труда закл в том, что труд деят-ть осущ совместно с др людьми.В процессе труд деят-ти чел вступает в определ отношения с др людьми.Следов-о труд способств-л образ-ю определен-х чел сообществ, кот отлич от сообществ жив-ых.Они закл в том что объединен перывобыт людей было вызвано стремлен не просто выжить, а выжить путем преобраз природн усл-ий с пом-ю коллект-го труда.Во вторых важн услов сущ-я человеч сообщ-в явл уровень развития коммуникаций(чем он выше темвыше ур-нь развит психики)Речь обусловила иной ур-нь регул-ии психич состояний и повед-с пом-ю слова.Таким обр труд привел к изменен принципов построен взаимоотнош м/у людьми.С позиции деятельностного подхода психология-это наука о законах пораждения, функц-ия психич отражения индивидом объект-й реальности в процессе деят-ти чел-а.Т е деят-ть поним-ся как исходная реальность, а психика рассматр-я как производная от нее и одновременно как неотъемлем сторона.Т е психика не может рассматр вне деят-ти так же как и деят-ть-без психики.Т обр-м с позиции деят-го подхода предметом псих-и явл психически управл-ая деят-ть.Деят-ть,кот заним чел в значит степени опред развитие его мотивов и жизнен ценностей, опред-их общую направл-ть субъекта.Следов-о основн виды деят-ти влияют на закономер-ти псих развития чел.
Гуманистическая психология. Гум пс-я предлаг радикально др трактовку чел природы(в отлич от психоан и бихев).Ученые,причисл себя к этому течению(«развитие потенциала чел-а», «третья сила»),заявл,что чел от природы хорош и способен к самосоверш-ию.С т/зр гум псих-и,сама сущность чел-а постоянно движет его в направлении личностного роста,творч-ва и самодостаточн-и,если только чрезвычайно сильные обс-ва не мешают этому.Люди явл активными творцами собств жизни,облад-щие свободой выбирать стиль жизни.Сторонники гум пс-и утверждают, что люди в высшей степени сознательны,они без доминир-их бессознат потребностей и конфл-в.Находясь под влиянием экзест фил-и,гум псих-я в качестве основных принц-в выдвигает трактовку личн-и,как единого целого,воспиятие чел-а как сущ-ва положит и созидат в своей основе,и делает акцент на изучении психологич здоровья.Теория А Маслоу описывает человеч-ю мотивацию в терминах иерархии потребностей.Низшие потребности в иерархии сначала должны быть удовлетвор,прежде чем потребн высокого ур-я становятся доминантой.Иерархия потребн в порядке доминир:физеологические;безопасность и защита;принадлежность и любовь;самоуважение; самоактуализация Чел, достигщий ур-ня самоактуал-и добивается полного использования своих талантов,способн-й и потенциала личности.Самоакт личности присущи след особен-ти:полное принятие реальности,принятие др и себя,увлеченность любимым делом,независим-ть от соц среды,самостоят-ть суждений,способность к пониманию др людей,открытость новому опыту,спонтанность поведения,юмор,саморазвитие,готовность к решению новых проблем,самоактуал-ие творч-во. Были выделены патогенные мех-мы,мешающие развитию личности:пассовная позиция по отнош к действит-ти, вытеснение и др способы защиты Я(проекция,замещение).Деградации личности способств-т псих-ие и соц факторы. Этапы деградации личности:формирование психологии пешки,создание дефицита благ,в рез-те ведущими станов-ся первичные потр-ти в пище и безоп-ти;разделение людей на хороших и плохих,своих и чужих;создание культа самокритики;запрет на сомнение в основополагающих предпосылках идеологи; формир-ие специал-го языка,в рез-те чего сложные проблемы спрессовываются до коротких,легко запомин-ся выражений.В рез-те всех этих факторов для чел-ка станов-я привычным «нереальное сущ-ние»,поскольку из сложного,противор-го реального мира чел переходит в «нереальн мир»ясности и упрощенности.Образуется «экзестенциальный вакуум»,когда чел потерял «животные инстинкты,потерял соц нормы,традиции,определяющие,что чел должен делать,и в рез-те он сам не знает,что он хочет,и тогда он делает то,что хотят другие,выступая пешкой в чужих руках»(возникает так назыв-й «воскресный невроз».Такому чел-ку требуется логотерапия-борьба за смысл жизни.Если чел уверен,что смысл жизни сущ-ет,то он может возвысится над самыми неблагопр условиями.Смысл жизни можно найти тремя путями: совершением поступков;переживанием ценностей,переживанием единства с др людьми,переживанием любви; переживанием страдания.Разные пути самоакт-ии могут быть при условии,если у чел есть высшие метапотребности (потребности к пониманию своей жизни)к развитию,жизненные цели:истины,красоты,добра,справедливости.Роджерс счтал,что все повед чел реализуется объединяющим мотивом-тенденцией к актуализации,тенденц-й развивать свои способн-ти,чтобы сохранять и развивать личность. Роджерс считал,что единств-й способ не мешать тенденции актуал-ии-это дать ему безусловн позитивное внимание,т/е чел-а любят и принимают без критики и оговорок.Подход Роджерса к психотер назыв недериктивной терапией или терапией,центрированной на клиенте.В данной терапии психотерап-ты не дают советов,не отвечают на вопросы,не задают вопросы,они лишь пытаются отразить то,что сказал пациент,и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения,выполняя роль «зеркала»;т/е отразить пациенту более точно то,что он говорит и чувствует,понять самовосприятие пациента,установить благоприятн взаимоотнош с ним.Для осущ-ния конструктивных личностных изменений необход след-ие терапевтич условия:должен сущ-ть психол-й контакт,уважит-ые взаимоотнош м/у терапевтом и клиентом;терапевт понимает,что клиент находится в сост-ии несоответствия,он уязвим и тревожен; терапевт явл-ся гармоничным и интегрирован-ым,целостным и искренним во взаимоотношениях;терапевт проявл безусловн позитивн-е внимание относится тепло к пациенту,не дает оценок его чувсвам,переживаниям и действиям,в рез-те у пациента появл уверенность,что его понимают и принимают.Возникает спокойная атмосфера,в кот пациент может выразить свои искренние чувства,не боясь упрека.Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней позиции клиента,и стремится передать это ему.Пациент должен узнать,почувствовать,что его принимают,понимают,уважают,что психотер позитивно относ к нему.Сам пациент ответственен за любой личностн рост во время курса терапии;он является реальным действующим фактором изменения своей личности.Цель терапии-ликвидировать несоответствие м/у переживанием и Я-концепцией чел-а,тем самым открывая для него возможность жить более богатой,полной жизнью.Теор В.Франкла:в центре вним-я личность и проблема смысла жизни чел-а.Теор состоит из 3 частей:учение о стремлении к смыслу,учение о смысле жизни,учение о свободе воли.1-любой чел хочет обрести смысл,и ощущ фрустрацию,если это стремление не реализовано.Жизнь чел не может лишится смысла ни при каких обст-ах.Чел свободен найти и реализ-ть смысл жизни,даже если его свобода ограничена внешн обст-ми.Чел должен стремится к смыслу,а не к цели(напр к счастью стр-ся нельзя).Чел стремится к смыслу благодаря тому,что у него есть спос-ть к трансенденции(«выход за пределы самого себя»)2-достижение смысла жизни доступно кажд чел. Смысл жизни уникален для кажд чел в кажд момент времени.В общ-ве сущ-ют неие кристализован-е смыслы в ценности(универс-е смыслы),выдел 3 группы ценностей:ценности переживания-проявл в чувст-ти к явлениям окр мира;ценности созодания(творчества),основн путь их реализ-и это труд,труд поним,как вложение чел в жизнь общ-ва.Цености отношений,эти ценности доступны всемСмысл не может быть субъективным,чел должен найти смысл жизни в объективн действит-ти.3-учение о свободе воли:чел свободен по отнош к своим влечениям,чел свободен как позволить к-то потребности определять свое влечение,так и свободен не позволить.В основе свободы лежит спос-ть к самотрансценденции и самоотстранению(возм-ть посмотр на себя со стороны)Свобода нужна для того,чтобы взять на себя отв-ть.Логотерапия-лечен неврозов,примен мет-ка сократ-го диалога,психотер-я с пом мет-ов,основан на подходе к чел,как к сущ-ву способному к самотрансценд-и и самоотстранению.
Когнитивная психология Становление когнит псих-ии какнаучного направления относят к 50-60 годам.Этот подход возник с возвратом интереса к проблемам сознания,познания, психич процессвм.Слоко «когн-й» происход от лат «знать».Сторонники этого подхода утвержд,что чел это не машина,слепо реагир-ая на внутренние факторы или события внешнего мира,напротив разуму чел-а доступно большее:анализир-ть инф о реальной действит-ти,проводить сравнения,принимать решения,разрешать проблемы.Основная черта когн подхода-мех-м переработки знания рассматр как центральное звено психики чел-а.Когн подход означает привнесение в псих-ю точности.Он привел к развитию мат методов и комп моделированияКогн подход выходит за обл-ть когн псих-и и распростр на соц псих-ю, псих-ю личности,эмоций..Обл-ть когн псих-и понимается как научн направление от психофизиологии до соц псих-и.Предмет когнит псих-и-процессы познания. Интеллект(Пиаже)-это наиболее совершенная форма адаптация организма к среде,представл собой единство процессов ассимиляции(воспроизведение эл-тов среды в психике субъекта в виде когн психич схем)и процесса аккомодации(изменение этих когнитивн схем в зависимости от требован когнит мира).Т/о,суть инт-та закл в возможности осущ гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физическ и соц действит-и, а его основное назначение-в структурир-и взаимод-я чел со средой.Возникн интел в онтогенезе:посредником м/у реб и окр миром явл предметное действие.По мере накопления и усложнения опыта реб-а,по взаимод с объектами происходит интериоризация предметных действий,т е их постепенное обращение в умств операции(действия,выполн во внутрен мыслен плане)Развитие инт-та-это стихийн, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операцион-х структур,выраст из предметно-житейского опыта реб;этот процесс проходит неск стадий.Развитие операцион структур:мыслит операции преобретают качественно новые св-ва:координацию(согласованность операций),обратим-ть(возможность вернутся к начальной точке рассужден),автоматизир-ть(непроизв-ть применения),сокращенность (свернутость отдельных звеньев).Др линия интел развития хар-ет рост инвариантности(объективности)детских представл о действит-ти.Теория познания Брунера:позават развитие,с т/зр Брунера складне просто из ряда стадий(как у Пиаже),оно включ овладение реб тремя сферами представлений:действий,образов и символов,кот явл способами познан мира.Сначала реб познает мир благодаря привычн действиям;затем мир представл-я в образах,относит свободных от действий.Постепенно появл новый путь-перевод действия и образов в языковые ср-ва.Первая сфера представлений-действие.Предмет и действие слиты,предмет станов-я продолжением действия.Первонач-но действия неразрывны с восприятием,затем эти сферы отделяются др от др.Со временем реб освобождает образные представления из-под контроля действий.Вторая сфера представ-ий,кот реб овладевает-это образ:в раннем детстве реб нах-ся во власти ярких зрит представлений,он сосредоточен на внешней стороне вещей.Третья сфера-символ: симолич представления сначала развив на образной основе.Словарн запас включ круг узких знакомых категорий и лишь постепен увелич.Бр-ер считает,что высота развития инт-та определ степенью развития всех трех сфер представления.В50-е г в Гарвордск унив-те Дж Миллер увлекся проблемами переработки инф и моделирования мышлен с помощью комп.У. Найссер был студентом Миллера,он рассматривал познание,как линейно-последовательный процесс постадийной переработки инф,включ получение сенсорных данных,их обработку, накопление,воспроизв,использование.Процесс переработки инф чел осущ по определенным прогр-ам,в этом его сходство с переработкой инф комп-ом.Програмное обеспечение комп выступает в кач-ве модели чел познания. У.Найсер вводит понятие когнитивной схемы,она позволяет ассимилировать инф об окр среде,отделяя известное от неизвестного.Когн цикл вкл процесс предвосхищения поступающ-й извне инф,организацию ее с помощью когнит схемы.Познвние в модели Найссера рассматривается как непрерывный,активный,проходящий при взаимод чел и среды процесс.Он всегда актуален и опирается на прежний опыт,на основе кот возник предвосхищающая схема.В 1961г Сперлинг проводит экспер-ы,направленные на определение объема визуальной кратковр памяти.Он предявл испыт матрицу3на3или4на3,в кажд клетке кот была напис буква;время экспозиции=100мс.Через некотор интервал испыт-у подавался звук сигнал,отлич-я по высоте тона(низкий,средн,высок)и испыт-й должен был воспроизв буквы в той строке,кот соответствует высоте звук-го сигнала.Было выявл 2феномена:1-объем к/п составл9-12ед;2-время отсрочки явл критическим фактором для удержания визуал инф:начиная с700мс процент воспроизв снижается от 100 до20%.Эта память получ название иконической.Аткинсон при построении трехчленной модели памяти ссылается на данные Сперлинга и назавает этот вид памяти сенсорным регистром.Предполагалось,что для каждой модальности сущ-ет свой,строго определ-й регистр,где инф хранится непродолжит-е время(от неск сот мс,до неск сек)т е зрительн стимул оставляет «фотографич след»,далее инф пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.В1968г Аткинсон и Шиффрин разработали модель памяти,согласно кот инф не просто перекачивается из одног блока в др (КП и ДП),а копируется путем переведения в др коды.Сначала инф поступает на многочисл сенсорные регистры,где кажд стимул хар-ся набором первичных признаков,а затем-в кратковременное хранилище(КВХ)-длит периода хранения в кот обычно зависит от индивида.Для поддержания инф в КВХ испыт-ый создает своего рода буферную емкость для повторения,способн-ю удерживать небольшое кол-во эл-ов(7-9цифр)в течен 30сек.Авторы выделили в КВХ особую слуховую вербально-языковую сист-му,кот обеспеч повторение инф в КВХ.Каждый из эл-тов,поступ-их в буфер,вытесняет один из эл-ов наход-я там.;поступление эл-ов в буфер можно контролир-ть,поэтому КВХ можно считать оперативн памятью.КВХ связ с долговрем хранилищем(ДВХ),откуда могут поступать верб ассоциации и необх-я для выполнения текущ задач инф.Инф из КВХ поступ в ДВХ в рез-те перекодир-я в особый концептуал-й код кот структурир-ет инф,обеспечивая тем самым ее долговремен хранение.Аткинсоном были введены понятия сенсорн памяти(сенсорного регистра)и понятие оперативной памяти(внутри КП выдел-т 2 составл-е,одна выполн ф-ию хранения, др-функ-ю переработки). Когнитивная соц-я психология: когнит подход в соц психологии означает понимание соц поведения чел-ка как определяемого знаниями чел-ка о мире и способами получения этих знаний.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.012 с.) |