Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Змістовий модуль 1. Спілкування як соціальний феномен. Особливості ділового спілкуванняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема1. ПРЕДМЕТ І ЗАДАЧИ КУРСУ. ОСНОВНІ КАТЕГОРІЇ ЕТИКИ ДІЛОВОГО СПІЛКУВАННЯ Зміст 1. 'Етика делового общения как учебная дисциплина, ее задачи. 2. Общение как основа жизнедеятельности людей и их взаимодействия. 3. Деловое общение и его особенности. 4. Культура делового общения. 5. Взаимодействие общепринятых взглядов, ценностей и поведения Цілі та завдання розділу: · простежити етимологію термінів «етика», «мораль»; · отримати уявлення про етику, ділову етику, мораль; · виявити основні категорії етики: добро, зло, свобода; · ознайомитися із походженням професійної етики; · розглянути основні принципи професійної етики. Методичні рекомендації до вивчення розділу 1.1. 1. Прочитайте. Складіть тезисний план. 2. Зверніть особливу увагу на поняття, виділені жирним шрифтом і курсивом. Випишіть їх пояснення. 3. Законспектуйте основні положення. НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Ключові поняття: етика, професійна етика, мораль, імперативність, добро, зло, свобода. Обьект дисциплины - деловое общение, предмет – его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы. Этика делового общения - это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой оказывали содействие различные области науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент, маркетинг и др). Тем не менее наиболее существенное влияние на нее, конечно, оказали этика и психология. Этика - наука о морали, ее развитии, принципах, и нормах, роли морали в обществе. Мораль можно определить как социально сформированную совокупность норм и правил, систему, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль имеет оценочный характер с точки зрения добра и зла. Вершиной человеческой нравственности один из современных украинских этиков В. Малахов называет общение. Он делает ударение, что человеческая нравственность проявляется не в сознании и даже не в деятельности человека, а именно в общении с другими людьми. Поскольку в полноценном общении человек проявляется как раз как субъект, всегда актуальной является проблема морального самоопределения партнеров один относительно другого. В зависимости от этого выбора и самоопределения общение может стать для человека самой высокой, наижеланнейшей роскошью (Экзюпери) и настоящим адом (Ж.П. Сартр). Моральное сознание, которое лежит во главе угла такого общения, является отображением моральной практики и моральных отношений. Она вытекает из совокупности определенных норм, моральных принципов, мотивов и ценностных ориентаций. Под последними зачастую понимают субъективную значимость определенных явлений реальности для конкретного человека и общества. Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. Под последней традиционно понимают субъективный образ объективного мира. Закономерности взаимодействия и деятельности людей, которое объединенны в группы, и психологические особенности самих этих групп изучает такая область психологической науки, как социальная психология. Поскольку и этика, и психология изучают поведение людей во взаимодействии, в процессе их общей деятельности, то можно сказать, что этика делового общения - дисциплина, которая возникла на стыке этики и психологии. Задача курса "Этика делового общения" – помочь студентам: - получить знание о философских, этических, психологических основах делового общения, его нормы и правила, пути применения, особенности этикета в различных условиях трудовой деятельности; - научиться анализировать конкретные ситуации, распознавать типы людей, уровень их нравственности и индивидуальные особенности, которые открываются во время делового общения; - овладеть системой способов делового общения, его стратегиями, научиться их выбирать соответственно психологических и социокультурных особенностей собеседников, соотносить с нормами и правилами гуманистической этики; - научиться творчески применять избранные способы в процессе общения с соотечественниками и иностранными партнерами во время индивидуальной беседы и коллективного обсуждения проблем, в выступлениях перед различными аудиториями, переговорах, при решении конфликтов и пр.; - наметить пути формирования культуры общения, обновление и самоусовершенствование индивидуального стиля общения соответственно этическим и психологическим нормам и правилам. 2. Общение как основа жизнедеятельности людей и их взаимодействия Общение является одной из центральных проблем, сквозь призму которой изучаются вопросы восприятия и людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные взаимоотношения и пр. Общение помогает глубже рассмотреть процесс межличностных взаимодействий и межличностных взаимоотношений. Интерес к общению проявляют представители различных слоев общества, поскольку общение является многомерным и многоуровневым: · общение как способ реализации общественных отношений, · вид деятельности где фиксируются субъект-субъектные отношения, · влияние общения на формирование личности. · осознание значимости Другого и ценность обращения к нему как к равноправному. Следует отметить, что основой такой науки как менеджмент, является именно общение. Менеджер, руководитель расходует на общение до 80 % рабочего времени, чтобы реализовать свою роль в межличностных взаимоотношениях, информационном обмене, процессе принятия решений и выполнения управленческих функций планирования, организации и контроля. Поэтому общение для для них процесс, что связывает все основные виды управления. 75 % американских, 63 % английских и 85 % японских предпринимателей считают, что неэффективное общение является полным препятствием на пути положительного результата в их деятельности, тоесть нерезультативное общение – одна из основных причин возникновения проблем в их работе. Известно, что американский миллионер Дж.Д.Рокфеллер утверждал: общение с людьми - это товар, за который он готов заплатить больше, чем за что-то другое.
Чтобы понять научную природу общения, можно воспользоваться подходами, в основе которых лежит роль которую играет для нас Другой, с которым мы вступаем в контакт: моносубъектный, полииндивидный, интериндивидный и субъект-субъектный Согласно с моносубъектным подходом человек в этом мире почти одинок. Общение для него - эпизод, в котором Другой не играет заметной роли. Полииндивидный - индивид не просто один, а один среди других. Личностями становятся лишь отдельные люди - "вожаки", "герои", "руководители". Здесь влияние одного человека предусматривает учет психики других. На признании этого строится прикладная дисциплина "имиджелогия". Во главе угла интериндивидного подхода лежит согласие, то есть одинаковое восприятие людьми ситуации. Во время такого общения люди уступают одно одному, приноравливаются один к другому. Тем не менее если роль Другого не отвечает ожиданиям, то основной будет собственная позиция, а Другой станет объектом, а не субъектом общения. Если же Другой является для собеседника значащей, уникальной, неповторимой личностью, то общение будет иметь субъект - субъектный характер. Ни один из описаных подходов не является "положительным" или "отрицательным". Все они помогают познать механизмы общения, расширяют спектр научных данных. Общаясь, люди обмениваются информацией, обобщениями, мыслями, чувствами. Таким образом общение можно охарактеризовать так: - коммуникация, восприятие и передача информации (разумеется, что информацию можно получить также благодаря наблюдению); - взаимодействие, взаємовлияние, обмен мыслями, ценностями, действиями, восприятие и понимание друг друга, познание себя и другого. - Следовательно, общение - это межличностное и межгрупповое взаимодействие, основу которого представляет познание один одного и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мыслями, чувствами, оценками и тому подобное). Иными словами, общение - это взаимодействие двух или больше людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания взаимоотношений и достижения общего результата. Без общения невозможное существование человеческого общества. В особенности это ощущают те, кто продолжительное время жил в дали от людей. Американский исследователь на протяжении 6 месяцев находился один среди снегов Антарктиды, писал, что человек не может обойтись без звуков, голосов, без общения с Другими, как не может жить без фосфора или кальция. В одиночестве он искал покоя и духовного отдыха, а нашел лишь разочарование и безысходность. Известно, что наиболее страшным наказанием в Древней Греции был т.н. остракизм, то есть запрет на общение с осужденным. Конечно, иногда человеку необходимо побыть наедине с собой некоторое время. Такое пребывание один на один со своими мыслями М. Монтень, например, относит к одному из видов общения. И хоть этот взгляд разделяют далеко не все ученые, но и он имеет право на существование. 3. Деловое общение и его особенности Люди, как правило, начинают общаться по какому либо поводу. при этом их действия связаны с предметом общения, что определяет его сущность, дает возможность определить направленность общения. Существует, например, общение интимное, дружеское, профессиональное, деловое, анонимное и пр. Во время делового общения легче устанавливается контакт между людьми, если они говорят "одним языком" и стремятся к продуктивному сотрудничеству. При этом основами их общения являются этические нормы и культура общения. Вместе с тем эта культура имеет индивидуальный характер и сказывается в способах общения, которые выбирает субъект в определенных деловых ситуациях относительно конкретных людей. Налаживая деловые отношения с иностранцами, надлежит помнить о национальных особенностях общения. У каждого народа есть свои культурные традиции, свой национальный характер. Их нельзя игнорировать. Пока интересы сторон совпадают, национальные отличия практически не заметны. Если возникает конфликт - они играют важную роль. Национальный стиль общения – это наиболее ярко выраженные особенности мышления и поведения. Эти черты присущи не обязательно всем представителям определенной нации. Но всегда при встречах с иностранцами эта информация должна служить ориентиром, поскольку национальные особенности могут повлиять на результаты общения. 1.4. Культура делового общения Во время опроса, проведенного среди студентов институтов, колледжей, учеников старших классов, на вопрос "Что такое культура общения? " отвечали, что это: совокупность умений человека анализировать поступки других людей, уважать их; составная культуры речь; умение вести себя культурно, иметь четкое произношение; умение в любой ситуации обнаружить правильный и деликатный подход; желание быть приятным собеседником и пр. Как видно, опрашиваемые не дифференцируют культуру речи, поведения и общения. Культура речи - это способность использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые приемы. Культура общения является составной частью культуры человека вцелом. Она характеризуется состоянием общества, его историей, традициями, национальными особенностями. Важной составляющей общения являются комуникативные установки. Установка - это этап готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты и субъекты. В процессе общения КУ возникают, изменяются, или исчезают.
Схематично культуру общения можно изобразить так: КО = КУ + 3 + В, Где КУ -коммуникативные установки; 3 - знание с этики и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике. Известно, что поведение человека изменяется в зависимости от конкретной ситуации. Различно проявляются даже такие черты характера, как честность и способность вызывать доверие. Человек бывает честным в одной ситуации и нечестным в другой, это зависит от внешней среды, цели влияния обстоятельств или других людей. Приспособится к окружению, в котором приходится работать, не всегда легко. Когда человек ощущает себя не достаточно комфортно, производительность его труда намного снижается. Некоторые западные компании, хорошо понимая необходимость адаптации нового человека, создают специальные программы профоиентации и информации, где речь идет о том, как служащие могут общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации. В некоторых заграничных фирмах даже создана специальная служба человеческих взаимоотношений. Кроме того, на культуру поведения и общения человека влияет то, с чем он вроде непосредственно не соприкасается, но вместе с тем зависит от этого. Например, человека безусловно, волнует то, что происходит в мире, в его стране, как повышаются цены на товары и продукты питания и т. пр. Под влиянием этого человек иногда сознательно, а чаще бессознательно свое недовольство, раздражение "выливает" на других. Общая деятельность субъекта с группой является тем важным фактором, что нередко определяет эффективность взаимодействия, а следовательно, и культуру общения. Поэтому, желая достичь положительного результата в сотрудничестве, необходимо учитывать то влияние, которое оказывает на нас общение с другими людьми. Лекция 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.012 с.) |