Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема обоснования в этикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практически каждый проявляющий интерес к морали задает вопрос: каким образом можно обосновать ту или иную позицию? Самый легкий ответ на этот вопрос — это сказать, что моральная позиция, занимаемая субъектом, обоснована причинами, которые заставляют ее придерживаться. В то же время не все причины хороши и не все они достаточны для обоснования моральных взглядов. К примеру, хорошей причиной необходимости регулирования различных отраслей производства, связанных, в частности, с радиоактивными материалами, служит известный факт, что радиация представляет собой явную угрозу окружающей среде. Многие считают, что это является достаточным обоснованием регулирования, выражающегося в том числе и в государственных санкциях за загрязнение природы. Однако так ли это на самом деле? Против государственного регулирования можно привести не менее веский аргумент, а именно нарушение принципа свободы. Так, ограничения, накладываемые государственными органами, не позволяют предпринимателям действовать так, как они считают нужным. В свою очередь, для опровержения точки зрения противников государственного вмешательства по причине нарушения принципа свободы необходимо привести дополнительные аргументы, которые оправдывали бы нарушение такого принципа. Достаточно подумать об ужасающих последствиях отсутствия государственного вмешательства для предотвращения трагедий в результате нарушения правил эксплуатации объектов повышенной опасности, как это случилось в 1986 г. вЧернобыле, где произошла авария на атомной электростанции. Это еще раз доказывает, что можно привести целый ряд доводов в защиту противоположной позиции. В рассмотренном нами примере набор хороших аргументов в пользу государственного регулирования может быть, а может и не быть достаточным обоснованием необходимости регулирования в зависимости от качества аргументов. Любое человеческое убеждение подвержено критике и другим испытаниям и по этой причине нуждается в надежном обосновании. Не существует хороших и плохих причин, существуют хорошие и плохие аргументы. Необходимо точно знать, являются ли применимыми аргументы, на которых строится доказательство, чтобы использовать тот или иной довод в качестве доказательства или обоснования какого-либо тезиса. И существуют ли вообще нейтральные, лишенные субъективизма предпосылки? В ряде трудов по этике можно встретить суждение, что мораль служит лишь способом отражения в культуре чувств и стремлений индивидов.. Один антрополог описал племя, в котором родители, вырастившие детей и находящиеся еще в достаточно хорошем физическом состоянии, взбирались на высокое дерево. Затем их дети трясли дерево до тех пор, пока родители не падали на землю и не разбивались насмерть. Антропологу удалось выяснить, что, согласно верованиям племени, человек уходил в загробную жизнь в том физическом состоянии, в котором он находился в момент смерти. Таким образом, люди этого племени, желавшие, чтобы их родители жили в загробном мире здоровыми, проявляли ничуть не меньше заботы о них, чем носители современной культуры проявляют по отношению к своим родителям. И, несмотря на глубокие расхождения во взглядах на жизнь после смерти, в различных культурах нет значительных моральных разногласий по вопросу заботы детей о родителях. Итак, вопреки различным стандартам поведения и убеждениям люди приходят к согласию относительно высших моральных ценностей. Например, персональные выплаты за оказание определенных услуг в одних культурах рассматриваются как обычная практика, а в других наказываются как взяточничество. Нельзя отрицать, что налицо различные обычаи, но в то же время нельзя делать вывод о различии моральных принципов, определяющих то или иное поведение. Представители двух культур могут разделять основные моральные принципы, но иметь различное представление о том, как надо жить в соответствии с этими принципами. Мораль и культура Как уже было отмечено, мораль является совокупностью правил (что есть хорошо и что есть плохо), передаваемых из поколения в поколение внутри какой-либо культуры. Вся общественная жизнь строится по этим правилам, хорошо известным всем членам общества и разделяемым ими. Культура, таким образом, обладает в значительной мере нравственной объективностью, так как мораль по своей природе не существует в рамках индивидуальных предпочтений. Индивиды не могут сами создавать мораль или называть моралью собственную линию поведения. Отдельная корпорация не может формировать профессиональную этику сама по себе. Так, к примеру, медицинская корпорация не в состоянии создать этический кодекс, отмахиваясь от таких общепринятых вещей, как врачебная тайна или обязательное согласие больного на проведение операции. Аналогичным образом маклерская фирма не может разрешить конфликт интересов, опираясь лишь на собственные институциональные предпочтения. Если этические кодексы отклоняются от стандартных или общепринятых правил, их следует признать ошибочными и отказаться от них. Таким образом, создание новых этических норм или изменение старых ограничено определенным пониманием морали внутри данной культуры. Правила не могут стать моральными нормами просто потому, что индивид захотел сделать их таковыми. Структура морали Большинство современных ученых исходит из признания в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и реализуются нравственные идеи, чувства. Чем же характеризуются, что представляют собой эти области морали? Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования — отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика выражается в соответствующих понятиях "добро" и "зло", "справедливость", "совесть", "достоинство" и др., в устремленности к высшим ценностям. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Исходной точкой исследования морального сознания выступает конкретная личность, и именно потому, что сама мораль обращена прежде всего к индивиду. Поэтому необходимо рассмотреть внутренний мир отдельного человека. Со времен античности в человеческой душе выделяли три части: разумную, волевую и чувственную. В соответствии с этим мы можем указать три базовых компонента индивидуального морального сознания. Первый из них — понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях все это образует так называемую рациональную часть индивидуального морального сознания. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, тактику конкретных действий. И в повседневном общении понятия "разумный человек" и "человек нравственный" нередко рассматриваются как синонимы. Заблуждения, просчеты разума могут привести к печальным последствиям. Разум в определенных ситуациях может "обуздать" страсти. Однако всегда ли нам приятен человек, который живет одним рассудком? Не является ли такой человек олицетворением холодности и даже равнодушия? Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что нередко встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно, он "дает сбои". Здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства (совесть, долг, справедливость и т. д.) — второй компонент индивидуального морального сознания. Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые "холодный" рассудок просто не замечает. Они же являются мощным стимулятором действий, перевода намерений в конкретные поступки. Естественно напрашивается вывод о том, что для полноценной нравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они и не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения личности. В жизни нам нередко приходится сталкиваться с людьми, у которых, казалось бы, имеются вполне достойные убеждения. Однако в реальной деятельности они практически не реализуются, оставаясь "прекраснодушными мечтаниями". Классический пример тому — гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о третьем компоненте индивидуального морального сознания — воле, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам. Таким образом, мы рассмотрели три исходных компонента индивидуального морального сознания. Следует заметить, правда, что иногда исследователи, характеризуя структуру морального сознания, выделяют и иные ее компоненты — веру в торжество добра, справедливости, в существование высших нравственных ценностей, интуицию как прозрение в понимании сущности моральных явлений, нравственные потребности и др. Однако, судя по всему, последние проявления нравственной жизни можно свести к различным сочетаниям первых трех компонентов. Хорошо известно, что человек не может существовать и, следовательно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убеждения иначе как в обществе. Редкие случаи воспитания малолетних детей дикими животными убедительно и лишний раз свидетельствуют об этом. Индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является общество в целом. Общественное моральное сознание не является аморфным образованием, а имеет свою структуру. Отметим ее наиболее простой вариант, который включает обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникает (в зачаточном виде) еще в первобытном обществе. Второе складывается (в значительной мере целенаправленно) с отделением умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи (это священнослужители, философы, учителя и т. д.). В теоретическом моральном сознании центральное место занимает нравственная философия (этика). По сути своей обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Обыденное моральное сознание, его понятия отличаются размытостью, нечеткостью, противоречивостью. Они в значительной мере связаны с практическими, непосредственными нуждами людей (к примеру, добро нередко отождествляется с пользой). Мораль существует не только в виде сознания. Нравственные чувства и представления проявляются в самых разнообразных действиях, в которых и выражается отношение к другим людям, к обществу в целом, наконец, к самому себе. Иными словами, можно считать, что нравственные отношения представляют собой нравственную практику. Какова же специфика нравственных отношений? Во-первых, очевидно, что в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями. Во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно (как, например, нередко бывает с хозяйственными отношениями), а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий (конечно, в смысле определения их места в общественной жизни) покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т. д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (какая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний.. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной религии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации. Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и женщин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях и т. д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пунктуальности, восточном гостеприимстве, известна специфика межличностных отношений японцев, американцев и др.). Между моральным сознанием и нравственными отношениями имеется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку. Функции морали Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций, который для нее присущ в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей, Л.А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим. 1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако,как известно, оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т. д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет. Определенные ограничения существуют лишь там, где Действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мирр — как собственном, так и других людей). Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. В области морали в значительной степени все образно, размыто, значительно большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум. 3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на вопросы, касающиеся смысла жизни. Но для решения таких вопросов очень важно выявить место человека в мире. Однако сделать это невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о мире в целом. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же. Мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. В моральном сознании (прежде всего в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д. 4. Воспитательная функция — одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания — непрерывного, интенсивного и целенаправленного — невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности. 5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в регулировании поведения. Как известно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего, совесть) человека. Отмечая важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность. Причин этому немало. Отметим, что и моральное сознание отдельных индивидов имеет недостаточный уровень развития, и общественное мнение может быть ошибочным; кроме того, условия жизни порой подавляют моральные чувства. Бывают и другие обстоятельства подобного рода.
Лекция № 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 1. Дилеммы профессиональной морали. 2. Медицинская этика как пример профессиональной этики. 3.Профессиональная и универсальная этика. 4.Социальные функции профессиональной этики. Методичні рекомендації до вивчення розділу 1. Прочитайте. Складіть тезисний план. 2. Зверніть особливу увагу на поняття, виділені жирним шрифтом і курсивом. Випишіть їх пояснення. 3. Законспектуйте основні положення. 4. Складіть самостійно контрольні питання до розділу.
В различных источниках термин «Профессиональная этика» применяют по отношению к кодексу поведения, обеспечивающему нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих из их профессиональной деятельности. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии. В связи с этим, применительно к профессиональной этике встает проблема соотношения общего и особенного в нравственности. Не вызывает сомнений, что в морали находят отражение те или иные групповые и индивидуальные интересы, но, с другой стороны, существует собственно нравственная позиция, которая имеет смысл только если рассматривается как общезначимая, общечеловеческая. Здесь мы возвращаемся к разграничению морали и нравственности, проведенному в первой лекции. В марксистско - ленинской этике мораль рассматривалась как социально-классовое явление, поэтому, например, выделялась буржуазная мораль, пролетарская мораль. Причем, за этой социально сформированной и закрепленной совокупностью норм терялось собственно понятие нравственности. Различие в профессиональных кодексах поведения, в частности, трактовалось как результат деформирующего влияния различных факторов общественной жизни, отражающих обособление интересов различных профессий в эксплуататорских обществах. В то же время предполагалось, что при социализме профессиональные и общественные интересы людей в основном совпадают. В идеале, наверное, так и должно было бы быть. Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности человека, и профессиональной чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества. Поэтому, если человек честно выполняет свой профессиональный долг, то его деятельность неизбежно будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики, в основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это – то общее, что заключено в профессиональной морали. В то же время, в различных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения участников. Этика административно- управленческого аппарата: - безусловное уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения; - запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством. Врачебная этика: - руководствоваться представлениями о гуманном предназначении труда медика, соображениями о необходимости поддержания телесного и духовного здоровья пациентов (не считаясь с трудностями, а иной раз и с требованиями собственной безопасности); - сохранение врачебной тайны; - недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях. Этика правоохранительных органов: - неподкупность, верность духу и букве закона; - соблюдение принципа равенства всех перед законом; - презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина); - использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя. - Педагогическая этика: - уважение личности ученика, но и требовательность к нему; - поддержание авторитета самого учителя, педагогического коллектива. Этика научного работника: - искать и отстаивать истину, готовность воспринимать конструктивную критику, научная добросовестность, личная честность; - осуждение конъюнктурщины, плагиата, приукрашивания результатов, стремления к монополизму; - соблюдать правила корректного ведения дискуссий, способов закрепления приоритета исследований, форм выражения признательности коллегам: - использование научных достижений во благо человека, а не во вред. Этика в сфере обслуживания: - культура общения, честность; - недопустимость круговой поруки, протекционизма. Этика военнослужащих: - взаимоотношения определены уставами и основное требование выражается в неукоснительном их выполнении; - для экстремальных ситуаций существует «суворовский» принцип: сам погибай, а товарища выручай; - существует и негласный кодекс «офицерской чести». Ряд проблем, возникающие первоначально как казалось бы сугубо профессиональные, приобретают общественнозначимый характер. Так, например, возникает экологическая этика, рассматривающая возможности выживания человека в условиях техногенной цивилизации, или биоэтика, охватывающая широкий круг проблем медицины и здравоохранения (проблемы контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения состояния смерти, проблемы самоубийства и эвтаназии, информирования и обеспечения прав пациента и ряд других). Как видим человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные этические нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных специфических областях деятельности. Существует, например, универсальная этическая заповедь "не убий". Но не являются ли в таком случае служба в армии, защита Отечества с оружием в руках аморальными? Конечно, нет. Кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани? Вместе с тем это не означает, что любые поступки, совершенные на войне, не могут быть осуждены. Как же вести себя офицеру и солдату, чтобы их действия могли быть признаны правильными с этической точки зрения? Для аргументированного ответа на подобные вопросы и существует понятие "воинская этика"', в которой универсальные этические нормы согласуются со спецификой данного рода_деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, харакстерные для такой деятельности. Профессйональная или другими словами функционально-дифференцированная, ролевая этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между этикой ролевой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение. Так, например, журналисты обязаны показывать детали случившегося настолько объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего уровня в развивающихся странах с репрессивными режимами часто увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой — фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь. Каким обязательствам должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и уходом с места допроса. Для лучшего понимания особенностей профессиональной этики рассмотрим подробнее одну из наиболее разработанных профессиональных этик — медицинскую этику, или, как еще ее иногда называют, деонтологию. Медицинская этика как пример профессиональной этики Медицинская этика — одна из самых древних профессиональных этик. Разумеется, она появилась первоначально не как некоторая теоретическая наука, а как кодифицированная система ответственности врача, его обязанностей перед пациентом, правил его поведения. Ее возникновение почти совпадает с рождением самой медицины — уже в Древнем Вавилоне и в Индии в ведийскую эпоху, т. е. более 3000 лет назад, врачу надлежало придерживаться кодекса медицинской этики. Всегда будь терпелив, внимателен, учтив, Будь скромен, подчини дела железной логике ума, Старайся исцеленье дать больному, Не требуя ни жертв, ни блага для себя так говорилось в одном из древних индийских трактатов по медицине. До сегодняшних дней при посвящении во врачи студенты повторяют древнейший кодекс профессиональной этики — клятву Гиппократа. Однако развитие медицины и общества привело к тому, что сфера медицинской этики не осталась неизменной за последние две тысячи лет. Повышенный интерес к вопросам медицинской этики, деонтологии, биоэтики, медицинского права в настоящее время связан, по мнению специалистов, с одной стороны, с прогрессом биологии и медицины и, с другой — с расширением прав человека. Ученые выделяют в истории врачебного дела две модели медицинской этики: классическую, сложившуюся еще со времен Гиппократа, и современную. Классическая модель включает четыре основных объекта моральной регуляции: 1) врачебную тайну; 2) прерывание беременности; 3) эвтаназию; 4) благо пациента. К новым проблемам, возникшим в наши дни, относятся: 1) трансплантация органов (с одной стороны, орган должен быть "живым", если имеется в виду его приживление, а с другой — донор должен быть "мертвым", прежде чем орган подвергнется удалению; 2) искусственные внутренние органы; 3) искусственное оплодотворение; 4) влияние на генофонд; 5) проблема справедливого распределения благ при реабилитации ("каждому по совести", "каждому то же самое", "каждому по заслугам", "каждому либо минимум, либо ничего", "каждому по потребностям") и др. Рассмотрим некоторые классические и современные этические проблемы медицинской практики. Врачебная тайна Предохранить частную жизнь человека от вмешательства других людей призвана врачебная тайна (или правило конфиденциальности). По роду своей деятельности врач знает о пациенте гораздо больше, чем другие люди. Однако та информация, которую пациент передает врачу или сам врач получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента (диагноз заболевания, данные о состоянии здоровья, прогноз и т. д.). В форме понятия "врачебная тайна" правило конфиденциальности зафиксировано во многих этических кодексах, начиная уже с клятвы Гиппократа. Но врачебная тайна как профессиональное этическое требование, зафиксированное в форме закона, часто сталкивается с другими этическими требованиями и нормами, в результате чего возникают этические коллизии. Представим себе такую ситуацию. Обычная квартира. Ребенок заболел корью. Мать просит врача, чтобы он не сообщал эпидемиологу, а она посидит с ребенком, поскольку не работает. И врач идет ей навстречу, соблюдая, так сказать, врачебную тайну. А через три дня, когда ребенку стало лучше, его мать разрешила ему, чтобы он не капризничал, поиграть с мальчиком из соседней квартиры. Инфекция идет дальше. Вывод очевиден: врач должен соблюдать врачебную тайну лишь тогда, когда это не вредит другим людям. Можно привести и иные морально обоснованные примеры нарушения права человека на тайну его здоровья: при подозрении на СПИД вне зависимости от желания человека у него берут кровь, если он из группы риска. И если обнаружат вирусы ВИЧ у иностранца, то его депортируют. В медицине нередко бывают ситуации, когда права отдельного человека не соблюдаются, исходя из интересов общества, поскольку один человек может заразить многих людей. Трансплантация органов Российские исследователи В.М. Голубчик и Н.М. Тверская приводят следующий пример. В октябре 1973 г. в Окленде (США) произошло весьма примечательное заседание суда штата Калифорния. Подсудимому было предъявлено обвинение в убийстве. Адвокат потребовал заменить формулировку "убийство" на "вооруженное нападение". Что же позволило ему выступить с подобным требованием? За месяц до суда преступник выстрелом в голову убил человека по фамилии Мур. Врачи установили факт смерти от огнестрельного ранения в мозг. Еще живое сердце убитого было извлечено и доставлено вертолетом в другой город, где его пересадили пациенту. Адвокат потребовал замены формулировки (ибо за этим — другая статья Уголовного кодекса, а значит, иное наказание!), сославшись на то, что Мура после ранения нельзя было считать мертвым, если его сердце продолжает биться в груди другого человека. "Кто же совершил убийство, — обратился он к суду, — тот, кто стрелял, или хирург?" Вопрос адвоката смутил многих. В Японии и мусульманском мире проблемы трансплантологии вообще не существует. Ее противники ссылаются на то, что в качестве донорских могут быть использованы только живые органы, а значит, и прежнего их владельца нельзя считать мертвым. На этом вопрос считается исчерпанным. Сам факт смерти не всегда легко констатировать. Старинные способы определения смерти: зажженная свеча, зеркало, расширение зрачков, отсутствие дыхания, пульса — и даже современные, например энцефалограмма, не могут безошибочно определить, жив человек или мертв. Медицинская практика знает много примеров, когда официально признанный мертвым человек "оживал" через несколько часов после констатации смерти Аборты Согласно официальной статистике, в нашей стране делается 7 млн. абортов в год. Сколько их делается неофициально — не знает никто. В конце XX в. на каждую тысячу новорожденных приходилось более 2 тыс. абортов. Как защитить жизнь человека, пока он во чреве матери? В ФРГ, например, это делается так. В Уголовном кодексе в параграфе 218 записано, что освобождение врача от наказания за сделанный аборт может быть осуществлено в следующих случаях: медицинское показание (угроза жизни либо здоровью беременной) предусматривает аборт, невзирая на сроки беременности; генетическое показание (опасность рождения физически либо умственно неполноценного ребенка) предусматривает аборт до 22 недель беременности; этическое показание (беременность, возникшая в результате изнасилования) предусматривает аборт в первые 12 недель; социальные показания (рождение ребенка может повлечь чрезвычайную ситуацию для матери: воспрепятствовать окончанию школы, привести к депрессии, резко ухудшить материальное положение) предусматривают аборт до 12 недель. В нашей стране существовал запрет на аборты, снятый в 50-е годы. Затем были введены ограничения: аборт делается в первые 12 недель; аборт делается, если существует угроза здоровью или жизни матери, при любом сроке беременности. Эвтаназия В переводе с греческого языка эвтаназия означает безболезненную смерть. В медицине данный термин означает умерщвление пациента ради его блага. Современные технические возможности в целом ряде случаев позволяют на протяжении многих месяцев поддерживать в вегетативном состоянии организм безнадежно больного, страдающего или необратимо потерявшего сознание человека. Это не только приводит к длительным мукам пациента, но и требует больших расходов и привлечения ресурсов, которые можно было бы использовать для возвращения к нормальной жизни многих других больных. Кроме того, проблема эвтаназии обостряется в связи с широким распространением методов трансплантации органов — чем дольше пациент находится в коматозном состоянии, тем меньше остается возможностей для использования его органов в операциях по пересадке. В этих случаях в медицинской практике ряда стран, например в США, эвтаназия, проводимая с согласия пациента (если он успел оставить так называемое прижизненное завещание, находясь в сознании) или его родственников (доверенных лиц), получает все большее распространение. Один из основных моральных аргументов сторонников эвтаназии — утверждение права каждого человека самому распоряжаться своей жизнью. Вместе с тем у эвтаназии есть много противников. Их аргументы можно свести к следующим: за время жизнеобеспечивающего лечения могут быть найдены новые медицинские средства, позволяющ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.013 с.) |