Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод фокальных объектов (МФО), или метод случайностей

Поиск

Рассказ учителя

Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска но­вых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, расширения ассор­тимента товаров, создании рекламы товаров, сфер применения из­вестных веществ, отходов производства, а также для тренировки воображения.

Целью метода является совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объ­екта с неожиданными свойствами.

Суть метода состоит в перенесении признаков случайно вы­бранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Воз­никшие необычные сочетания развиваются путем свободных ассо­циаций.

Это интересно

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. Э. Кунце — профессор Берлин­ского университета. В 1950-х гг. его усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими, практически неограниченными возможностями поиска новых точек

| зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Алгоритм действий при использовании МФО:

-Выделить объект, подлежащий усовершенствованию. Фо­кальным объектом (ФО) может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет крите­рием, по которому потом будут отбираться идеи.

-Выбрать три-четыре случайных объекта (открыв любую кни­гу, газету и т. п.).

Выписать для каждого из них несколько характерных при­знаков (свойств). Лучше использовать случайные слова из раз­ных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как краси­вый, желтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероят­ность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свой­ства, признаки, которые объект проявляет иногда. Например: лампочка — потухшая, автомобиль — буксующий, ветер — завывающий, кошка — грязная, листок — дырявый.

-Полученные признаки перенести на ФО и получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассо­циаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

-Зафиксировать все интересные идеи.

-Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точ­ки зрения реализации. Результатом применения МФО явля­ется список идей и предложений по новым модификациям объекта. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Достоинствами МФО является его универсальность, просто­та освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей. Однако этот метод имеет и недостатки. Его невозможно применить при решении сложных задач, отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых идей.

Работа в малых группах

Задание. Попробуйте таким образом соединять данные внизу слова, чтобы у вас получились названия новых предметов, которые, быть может, вам захочется сделать.

10. Доска Станок
11. Бетон Замок
12. Магнит Кран
13. Лед Дом
14. Радио Воздух
15. Указка Ручка
16. Пенал Шар
17. Каток Стекло
1. Автомобиль Палатка  
2. Альбом Сумка  
3. Ковер Лодка  
4. Картина Ткань  
5. Полотно Аэродром  
6. Дорога Колесо  
7. Дерево Душ  
8. Стекло Телевизор  
9. Корабль Радио  

 

Учитель организует обсуждение результатов работы групп. Выбираются наиболее интересные в практическом смысле варианты.

5. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Рассказ учителя

Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода опреде­ляет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.

Методические рекомендации. По ходу рассказа следует при­влекать учащихся к процессу составления гирлянд ассоциаций и си­нонимов, используя технологию «Микрофон».

Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

Задача: необходимо предложить новые, оригинальные и по­лезные модификации стульев для расширения ассортимента ме­бельной фабрики.

Алгоритм метода.

-Определение синонимов объекта.

Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул — кресло — та­бурет — диван — скамейка.

-Произвольный выбор случайных объектов.

Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа — решетка — карман — кольцо — цветок (учащиеся могут предложить другой набор случайных слов).

-Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.

-Составление перечня признаков случайных объектов.

Для удобства их объединяют в таблицу (таблицу можно на­чертить на доске и графу «Признаки» заполнять совместно с уча­щимися).

НАИМЕНОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Наименование Признаки
Лампочка Стеклянная, электрическая, колбообразная, с цоколем, прозрачная, матовая
Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, кованая, гибкая, крупная, мелкая
Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег
Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, надувное, эмалированное, с орнаментом, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна  
Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, зонтич­ный, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметрич­ный, лекарственный  
       

-Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно вы­бранных объектов.

Например, введя в гирлянду синонимов признаки лампочки, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, теплоиз­лучающее кресло, колбообразный табурет, прозрачный стул и т. д.

Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов — решетки, кармана, кольца, цветка.

Работа в малых группах

Учитель предлагает учащимся составить такие конструкции. Результаты работы фиксируются.

-Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.

Генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта «лампочка». Этим признаком является слово «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается путем постановки вопроса: «Что напоминает слово “стеклянная”»? Ответ может быть таким: «Стеклянное волокно». Далее задается вопрос: «Что напо­минает слово “волокно”»? Это может напоминать ткань, плетение, вязание. Аналогично, продолжая поиск элементов гирлянды ассо­циации, можно увеличить длину гирлянды. Ткань может напоми­нать платье для праздника, который проходил в летний солнечный день. Солнце может нам напомнить орбиты, по которым движутся планеты. Это ассоциируется с космонавтами, которые летают на огромные расстояния от Земли. Дальние расстояния быстро пре­одолеваются на самолете. Самолетами управляют летчики, которые в случае аварии могут катапультироваться. Катапульты применя­ются для запуска летательных аппаратов в воздух с военных ко­раблей, охраняющих морские границы, и т. д.

Гирлянда ассоциаций в этом случае может выглядеть так: стекло — волокно — ткань — платье — праздник — солнце — юг — жара — планета — космонавт — самолет — летчик — авария — катапульта — летательный аппарат — воздух — военный корабль — море — граница и т. д.

-Генерирование новых идей.

К элементам гирлянды синонимов технического объекта по­очередно пытаются присоединить элементы гирлянды ассоциаций.

Так, например, используя только первую гирлянду ассоци­аций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, пуф, обтянутый тканью, кресло для катапульты, курортное кресло, кресло от жары (или создающее жару), кресло с зонтиком, летний стул, кресло для загара, кресло для отдыха, кресло для космонавта, стул для праздника, обтяну­тый красивой тканью, самолетное кресло, спасательный стул при авариях и т. д.

-Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: про­должать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

-Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10. Отбор оптимального варианта.

Отбор оптимального варианта из рациональных осуществля­ется разными приемами оптимизации. Весьма простым и эффек­тивным является метод экспертной оценки.

Вывод: анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу.

Работа в малых группах

Аналогичным образом учащиеся создают гирлянды ассоци­аций по всем признакам объектов, перечисленных на четвертом шаге. Итогом их работы будет несколько рациональных вариантов, из которых учащиеся отбирают оптимальный вариант, который мо­жет иметь реальную реализацию.

Учитель организует обсуждение реальных и пригодных для практической реализации результатов, выбранных учащимися.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Тест для проверки усвоения нового материала (фронтально)

 

ИТОГИ УРОКА Слово учителя

Жизнь неустанно подбрасывает задачи для творчества и по­буждает человека вновь и вновь искать пути в незнаемое, совершать открытия. Вы тоже можете приобщиться к творчеству, научиться изобретать, выработать для себя умение посмотреть на привычные вещи под необычным ракурсом. В жизни всегда есть место твор­честву. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Методы творческого мышления (мозго­вой штурм, синектика, метод фокальных объектов и пр.) как раз и позволяют развивать у себя качества творческой личности.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать интересные факты по изученным методам творче­ского мышления.

Выполнить задания в рабочей тетради.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.009 с.)