Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учащихся по разделу 2 «информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности»

Поиск

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу 2 «Информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности». Материалы: «Тестовые задания для проверки знаний по разделу 2 „Информационные источ­ники и информационные технологии в проектной деятельности"».

Тип урока: контроль знаний.

Структура урока

I. Организационный момент 7 мин

II. Оценивание учебных достижений учащихся по разделу 2

«Информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности» 32 мин

12. Итоги занятия 5 мин

13. Домашнее задание 1 мин

Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель доводит до сведения учащихся порядок прове­дения оценивания.

II. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗ­ДЕЛУ 2 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНФОРМА­ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тестовые задания для проверки знаний по разделу 2 «Ин­формационные источники и информационные технологии в про­ектной деятельности»

Вариант 1

1-йуровень

Укажите правильный ответ.

1.Программа Microsoft Office Publisher предоставляет:

а) наборы макетов различных публикаций;

б) списки необходимых web-сайтов;

в) наборы слайдов.

2.Презентация — это:

а) набор web-страниц;

б) набор слайдов;

в) набор публикаций.

3.Плакаты и баннеры можно создавать, используя программу:

а) Microsoft Office Power Point;

б) Microsoft Office Publisher;

в) Microsoft Office Excel.

2-йуровень

4.Дайте определение.

Публикация — это....

5.Укажите все правильные утверждения.

А Макеты публикаций для печати в типографиях можно со­здавать в программе Microsoft Office Publisher Б Если при создании публикации выделена опция Быстрый просмотр, то в окне предварительного просмотра можно посмотреть образцы оформления публикации.

В Программа Microsoft Office Publisher не дает возможнос­ти создавать собственные цветовые схемы в публикациях. Г Чтобы изменить макет публикации, следует нажать в об­ласти задач кнопку Макеты публикаций.

Д В программе Microsoft Office Publisher предусмотрено два набора личных данных: Основное место работы и Дом и семья.

6.Дополните предложение.

В презентацию можно включать...,...,...,....

3-йуровень

7.Опишите возможности программы Microsoft Office Publisher.

8. Заполните схему

IV уровень

9. Выберите вид публикации.

10. Составьте пошаговую схему создания выбранной публикации.

 

Вариант 2

1-йуровень

Укажите правильный ответ.

1.Программа Microsoft Office Power Point дает возможность создавать:

а) документы Word;

б) слайды;

в) публикации.

2.Web-сайт — это:

а) коллекция клипов;

б) несколько web-страниц;

в) набор слайдов.

3.Каталоги, содержащие много графики, можно создавать, ис­пользуя программу:

а) Microsoft Office Power Point;

б) Microsoft Office Publisher;

в) Microsoft Office Word.

2-йуровень

4.Дайте определение.

Мультимедийная презентация — это....

5.Укажите все правильные утверждения.

А Богатые графикой бюллетени можно создавать в программе Microsoft Office Power Point.

Б «Набор личных настроек» создается каждый раз при со­здании публикаций.

6.. Заполните схему «Виды плакатов в программе Microsoft Office Publisher».

В В программе Microsoft Office Publisher не предусмотрена возможность выбора шрифтовых схем.

Г Печать публикации на принтере выполняется так же, как и печать документа любого формата.

Д Для создания текстовой рамки в публикации используется кнопка «Надпись» на панели инструментов «Объекты».

XI. Дополните предложение.

Публикацию можно разместить в..., рассылать по..., распе­чатать на..., передать в....

3-йуровень

7.Опишите возможности программы Microsoft Office Power

Point.

8.Заполните схему «Виды буклетов в программе Microsoft Office

Publisher».

4-йуровень

9.Выберите вид публикации.

10. Составьте пошаговую схему создания выбранной публика­ции. (При необходимости увеличьте количество шагов.)

■=> i=>

Учащиеся выполняют тестовые задания.

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

Учитель сообщает об общих итогах по изучению раздела 2 «Информационные источники и информационные технологии в про­ектной деятельности», поощряет тех учащихся, которые при изу­чении тем демонстрировали высокий уровень усвоения материала и качества выполнения практических работ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщения по темам «Эргономика: основ­ные вопросы», «Эргономика: история становления науки».

 

ВОПРОС 18

ТЕМА. | ЭРГОНОМИКА В СТРУКТУРЕ

I ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: ознакомить с историей становления эргономики как науки, с вопросами, которые она решает, научить проводить эргономический анализ несложного прибора, раз­вивать техническое мышление, совершенствовать умения технического проекти­рования.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют основные понятия эргономики, называют ме­тоды и способы эргономических исследований, применяют их при проектировании несложного инструмента.

Основные понятия: эргономика, миниэргономика, мидиэргономика, макроэргономика, эргоно­мические требования.

Тип урока: комбинированный.

Структура УРОКа

I. Организационный момент 1 мин

II. Актуализ. опорных знаний и умений учащихся-5 мин

III.Изучение нового материала 34 мин

14. История становления эргономики как науки.

15. Общие вопросы эргономики.

16. Эргономические требования к орудиям труда.

IV.Закрепление новых знаний и умений уч-3 мин

V. Итоги урока 1 мин

VI. Домашнее задание 1 мин

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

N. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель предлагает заслушать сообщения, подготовлен­ные учащимися. Обсуждение сообщений.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. История становления эргономики как науки

Учитель обобщает и систематизирует соответствующие вы­ступления учащихся.

Учитель дает определение науки «эргономика».

Эргономика (от греч. ergon — работа, nomos — закон) — науч­ная дисциплина, комплексно изучающая проблемы взаимодействия человека и техники в конкретных условиях трудовой деятельности в целях оптимизации орудий, условий и организации труда. Эрго­номика изучает движения человеческого тела во время работы, за­траты энергии и производительность конкретного труда человека.

Рассказ учителя

Истоки эргономики восходят к временам первобытного об­щества, которое научилось сознательно изготовлять орудия труда, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям че­ловека были вопросом жизни и смерти. Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. Раз­витие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей.

Учитель знакомит учащихся с этапами становления эрго­номики.

Термин «эргономика» возник в Англии в 1949 г., когда груп­па английских ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации «Эргономического исследовательского обще­ства». Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США — «ис­следование человеческих факторов» (Human Factors (HF)), в ФРГ — «антропотехника».

В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В. М. Бех­терева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея созда­ния научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-1930-х гг. А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, H. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эп­пле и другие ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области. Второе рождение эргономики в России произошло в начале 60-х гг. XX в. В эти годы в промышлен­но развитых и многих развивающихся странах стали образовы­ваться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961 г. была создана Международная эргономическая ассоциа­ция, издающая в Англии журнал «Эргономика» и др.

 

В связи с целями исследований развитие эргономики харак­теризуют по десятилетиям XX в.:

1950-е годы — военная эргономика;

1960-е годы — промышленная эргономика;

1970-е годы — эргономика товаров широкого потребления;

1980-е годы — интерфейс «человек — компьютер» и эргоно­мика программного обеспечения;

1990-е годы — когнитивная и организационная эргономика.

К концу XX в. выделились три главных направления внутри эргономики:

1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими характеристи­ками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наи­более актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку ма­териалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социотехнической системы.

3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социотехнических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

4. В 2010 г. Международной ассоциацией эргономйки (1ЕА) было принято более широкое определение эргономики, которое звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

2. Общие вопросы эргономики

Учитель обобщает и систематизирует выступления учащихся по этому вопросу.

Рассказ учителя

Эргономика — междисциплинарная наука, возникшая на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены труда. Она тесно взаимосвязана с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, технической эстетикой и научной организацией труда, а также органично соединяется с дизайном, целью которого является формирование гармоничной рабочей среды.

Эргономика преследует две цели в своих исследованиях, которые тесно переплетаются:

1.повышение эффективности производства;

2.предоставление человеку лучших условий труда.

Результатом эргономических исследований является разработка форм предметов и системы взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании. В конечном итоге это влечет за собой повышение производительности труда, а соответственно и эффективности производства в целом. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест — как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.

В зависимости от целей и задач, решаемых эргономикой, раз­личают следующие разделы эргономики.

Макроэргономика занимается исследованием и проектиро­ванием систем «человек — общество», «организация — система организаций».

Мидиэргономика исследует и проектирует системы «чело­век — коллектив», «коллектив — машина», «человек — сеть», «коллектив — организация». Мидиэргономика исследует взаимо­действия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сфе­ру интересов мидиэргономики входят:

-проектирование организаций;

-планирование работ;

-обитаемость рабочих помещений;

-гигиена труда;

-проектирование интерфейсов сетевых программных про­дуктов и др.

Микроэргономика занимается исследованием и проектиро­ванием систем «человек — машина». Человеко-машинная систе­ма — система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производ­ства материальных ценностей, управления, обработки информа­ции и т. д.

Задание. Заполнить схему «Разделы эргономики» и сформу­лировать задачи, решаемые в каждом разделе.

Задачи макроэргономики:....

Задачи мидиэргономики:....

Задачи микроэргономики:....

Рассказ учителя

В современном мире в связи с усложнением технических средств и глубокими изменениями в содержании труда на произ­водстве одним из центральных разделов эргономики становится изучение проблем, связанных с развитием системотехники. Со­здание и эксплуатация сложных машинных систем исследуются эргономикой с целью оптимального распределения функций между человеком и машиной. При этом также оцениваются надежность, точность и стабильность работы человека-оператора с учетом его функциональных возможностей.

3. Эргономические требования к орудиям труда 0 «Микрофон»

Какие требования к орудиям труда можно назвать эрго­номическими?

Учитель выбирает примеры несложных орудий труда (моло­ток, дрель, нож и т. п.) и предлагает учащимся сформулировать эргономические требования к ним.

Рассказ учителя

Учитель систематизирует ответы учащихся.

Эргономические требования предъявляются к тем элементам орудия труда, которые сопряжены с человеком при выполнении им трудовых действий в процессе эксплуатации, монтажа, ремонта, регулирования, транспортирования и хранения.

Эргономические требования к орудиям труда устанавливают их соответствие антропометрическим, физиологическим, психо­физиологическим и психологическим свойствам человека, а также санитарно-гигиеническим требованиям с целью сохранения здоро­вья человека и достижения высокой эффективности труда.

Производственная обстановка — это взаимосвязанный комп­лекс факторов и элементов среды, окружающих человека в процес­се труда и оказывающих влияние на его здоровье, величину энер­гетических затрат в целом и на выполнение конкретных действий, работоспособность и производительность, самочувствие и эмоцио­нальное состояние.

В соответствии с классификацией НИИ труда все элементы производственной обстановки подразделяются на три группы:

санитарно-гигиенические, определяемые эргономическими тре­бованиями к орудиям труда в комплексе, включая природно- климатические условия внешней среды, особенно в строитель­стве, сельском и лесном хозяйстве, добывающих отраслях;

эстетические, формирующие у человека отношение к трудовой деятельности на основе культуры производства, внешнего стро­ения, выразительности и целостности композиции изделий, орудий труда и интерьеров и создающие для человека функ­циональный, психологический и бытовой комфорт;

• социально-психологические, определяемые социально-пси-

хологическим климатом в коллективе, дисциплиной труда,

формой управления и объемом информации о результатах

трудовой деятельности.

Соблюдение эргономических требований к орудиям труда и создание благоприятной производственной обстановки непосредственно ведет к более эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда.

В соответствии с этим можно выделить такие группы требований к орудиям труда-.

1. Антропометрические и физиологические требования (соответствие конструкции орудий труда антропометрическим и физиологическим данным человека, что обеспечивает комфортные условия труда, простота конструкции, удобная форма, удобная рабочая поза при использовании орудия труда, зона досягаемости, влияние орудия на эффективность деятельности человека и т. п.).

 

2. Эстетические требования (красивый внешний вид, приятный цвет, внешние свойства материала, из которого изготовлено орудие труда, мягкость, гладкость и т. п.).

3. Гигиенические требования (применение безопасных материалов, красящих веществ, легкость ухода и т. п.).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа в малых группах

Карточка

Сумка-кенгуру Chicco YOU & ME была разработана в сотрудничестве с Международной ассоциацией эргономики с целью обеспечения полного комфорта маме и ребенку благодаря абсолютному соблюдению всех необходимых условий эргономики.

 

Задание. Распределите перечисленные эргономические характеристики по соответствующим колонкам таблицы.

 

A. Имеет двойную систему регулировки по высоте и ширине, чтобы следовать за ростом ребенка.

 

Б. Внутренняя система вентиляции обеспечивает правильную циркуляцию воздуха, не позволяя спине взрослого вспотеть.

 

B. Плечевые ремни, выполненные из сетчатой дышащей ткани, обеспечивают оптимальное распределение веса и повышенный комфорт.

 

Г. Используемые ткани обеспечивают идеальный воздухообмен.

 

Д. Необычайно легкое использование, множество возможных положений.

Е. Обеспечивает взрослому оптимальную постоянную поддер­жку спины.

Ж. Выполнена из качественных материалов, обеспечивающих оптимальную вентиляцию, мягкость и прочность.

3. Имеет функциональный инновационный дизайн.

Антропометрические и физиологические характеристики Эстетические характеристики Гигиенические характеристики
     
     
     

ИТОГИ УРОКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.72 (0.009 с.)