Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы творческого и критического мышления в проектной технологии

Поиск

МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Цель:

ознакомить с содержанием и заданиями курса «Технологии» на учебный год, с ме­тодами критического мышления, областями их применения; научить использовать метод синектики для решения задач проекта, развивать творческие способности, умение работать в команде, прививать навыки культуры труда.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют технологии и методы творческой деятельнос­ти (метод мозговой атаки, синектика, метод фокальных объектов (МФО), метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод контрольных вопросов), формулируют решение проблемы с использованием основных аналогий синектики.

Основные понятия: методы творческой деятельности человека: метод мозговой атаки (мозгово­го штурма), синектика, виды аналогий, метод фокальных объектов (МФО), метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод контрольных вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

I. Организационный момент 1 мин

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин

III. Изучение нового материала 31 мин

1. Метод мозговой атаки.

2. Метод синектики.

3. Метод контрольных вопросов.

4. Метод фокальных объектов (МФО), или метод случайностей.

5. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся 5 мин

V. Итоги урока 2 мин

VI. Домашнее задание 1 мин

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя

Учитель знакомит учащихся с задачами курса «Технологии» на учебный год:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя

Огромное количество периодически возникающих нестан­дартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления.

Учитель знакомит учащихся с некоторыми из этих методов.

Метод мозговой атаки

Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позво­ляет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации про­изводства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы.

Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Алекс Осборн, сотруд­ник рекламного агентства BBD&0. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода.

Для проведения мозговой атаки определяется ведущий моз­гового штурма и создаются две группы:

1.генераторы идей — участники, предлагающие новые вариан­ты решения задачи;

2.критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В эти группы следует отбирать людей, обладающих опреде­ленными качествами.

«Ажурная пилка»

Учитель организует изучение требований к личности участ­ников мозгового штурма, используя интерактивную технологию «Ажурная пилка». Для этого подготавливаются карточки с соот­ветствующей информацией.

Карточка 1. Ведущий: требования к участнику.

Слово учителя

Успех мозгового штурма зависит от психологической атмо­сферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозго­вом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Карточка 2. Генератор идей: требования к участнику.

Слово учителя

Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой пред­ложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики («фонтан идей»). Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей.

Карточка 3. Аналитик: требования к участнику.

После обмена информацией учитель знакомит учащихся с ре­комендациями по проведению мозгового штурма.

Как организовать мозговой штурм? Этапы и правила моз­гового штурма

0 Рассказ учителя

Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и прави­лами их проведения.

1.Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.

2.Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограниче­ний, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон).

3.Заключительный этап — группировка, отбор и оценка идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный результат мозгового штурма.

Беседа

Как вы считаете, для решения каких задач этот метод является эффективным? Какие недостатки мозгового штурма вы видите?

После обсуждения учитель подводит итог.

Зоной оптимального использования мозгового штурма яв­ляются:

-Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.

-Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п.

-«Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья» и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры.

Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.

Метод синектики

Рассказ учителя

Синектика (с греч.— «совмещение разнородных элементов») — это вид мозгового штурма при допущении обсуждения и отсеивания идей на стадии их выдвижения и определении приемов генериро­вания идей.

Это интересно

Синектика (Зупейю) — методика психологической активизации творчества, пред­ложенная В. Дж. Гордоном в 50-е гг. XX в. Дж. Гордон разработал этот метод решения

проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

При организации поиска новых решений методом синектики соблюдают те же правила, что и при использовании метода моз­гового штурма. При этом следует учитывать, что отличие метода синектики состоит в том, что на стадии выдвижения идей приветс­твуется их критика и отсеивание тех идей, которые не соответству­ют поставленной задаче.

В процессе генерирования используется прием аналогий. Раз­личают четыре вида аналогий.

Работа в парах

Учащиеся получают карточки с информацией о видах ана­логий.

Задание. Изучите виды аналогий. Выберите предмет для усо­вершенствования. Попробуйте усовершенствовать его, используя вид аналогии, наиболее близкий вам.

Метод контрольных вопросов

Рассказ учителя

Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подго­товленных вопросов. Этот метод можно применять в комбинации с методом мозгового штурма для генерирования идей, для форму­лировки ответов. В практике получили распространение универ­сальные вопросники, составленные Л. Осборном, Д. Пирсоном,

Д. Пойя и др. Их достаточно много, но по своей сути они являются своеобразными шпаргалками для изобретателей.

Рассказ учителя

Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска но­вых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, расширения ассор­тимента товаров, создании рекламы товаров, сфер применения из­вестных веществ, отходов производства, а также для тренировки воображения.

Целью метода является совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объ­екта с неожиданными свойствами.

Суть метода состоит в перенесении признаков случайно вы­бранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Воз­никшие необычные сочетания развиваются путем свободных ассо­циаций.

Это интересно

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. Э. Кунце — профессор Берлин­ского университета. В 1950-х гг. его усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими, практически неограниченными возможностями поиска новых точек

| зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Алгоритм действий при использовании МФО:

-Выделить объект, подлежащий усовершенствованию. Фо­кальным объектом (ФО) может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет крите­рием, по которому потом будут отбираться идеи.

-Выбрать три-четыре случайных объекта (открыв любую кни­гу, газету и т. п.).

Выписать для каждого из них несколько характерных при­знаков (свойств). Лучше использовать случайные слова из раз­ных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как краси­вый, желтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероят­ность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свой­ства, признаки, которые объект проявляет иногда. Например: лампочка — потухшая, автомобиль — буксующий, ветер — завывающий, кошка — грязная, листок — дырявый.

-Полученные признаки перенести на ФО и получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассо­циаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

-Зафиксировать все интересные идеи.

-Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точ­ки зрения реализации. Результатом применения МФО явля­ется список идей и предложений по новым модификациям объекта. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Достоинствами МФО является его универсальность, просто­та освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей. Однако этот метод имеет и недостатки. Его невозможно применить при решении сложных задач, отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых идей.

Работа в малых группах

Задание. Попробуйте таким образом соединять данные внизу слова, чтобы у вас получились названия новых предметов, которые, быть может, вам захочется сделать.

10. Доска Станок
11. Бетон Замок
12. Магнит Кран
13. Лед Дом
14. Радио Воздух
15. Указка Ручка
16. Пенал Шар
17. Каток Стекло
1. Автомобиль Палатка  
2. Альбом Сумка  
3. Ковер Лодка  
4. Картина Ткань  
5. Полотно Аэродром  
6. Дорога Колесо  
7. Дерево Душ  
8. Стекло Телевизор  
9. Корабль Радио  

 

Учитель организует обсуждение результатов работы групп. Выбираются наиболее интересные в практическом смысле варианты.

5. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Рассказ учителя

Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода опреде­ляет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.

Методические рекомендации. По ходу рассказа следует при­влекать учащихся к процессу составления гирлянд ассоциаций и си­нонимов, используя технологию «Микрофон».

Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

Задача: необходимо предложить новые, оригинальные и по­лезные модификации стульев для расширения ассортимента ме­бельной фабрики.

Алгоритм метода.

-Определение синонимов объекта.

Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул — кресло — та­бурет — диван — скамейка.

-Произвольный выбор случайных объектов.

Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа — решетка — карман — кольцо — цветок (учащиеся могут предложить другой набор случайных слов).

-Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.

-Составление перечня признаков случайных объектов.

Для удобства их объединяют в таблицу (таблицу можно на­чертить на доске и графу «Признаки» заполнять совместно с уча­щимися).

НАИМЕНОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ СЛУЧАЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Наименование Признаки
Лампочка Стеклянная, электрическая, колбообразная, с цоколем, прозрачная, матовая
Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, кованая, гибкая, крупная, мелкая
Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег
Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, надувное, эмалированное, с орнаментом, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна  
Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, зонтич­ный, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметрич­ный, лекарственный  
       

-Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно вы­бранных объектов.

Например, введя в гирлянду синонимов признаки лампочки, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, теплоиз­лучающее кресло, колбообразный табурет, прозрачный стул и т. д.

Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов — решетки, кармана, кольца, цветка.

Работа в малых группах

Учитель предлагает учащимся составить такие конструкции. Результаты работы фиксируются.

-Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.

Генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта «лампочка». Этим признаком является слово «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается путем постановки вопроса: «Что напоминает слово “стеклянная”»? Ответ может быть таким: «Стеклянное волокно». Далее задается вопрос: «Что напо­минает слово “волокно”»? Это может напоминать ткань, плетение, вязание. Аналогично, продолжая поиск элементов гирлянды ассо­циации, можно увеличить длину гирлянды. Ткань может напоми­нать платье для праздника, который проходил в летний солнечный день. Солнце может нам напомнить орбиты, по которым движутся планеты. Это ассоциируется с космонавтами, которые летают на огромные расстояния от Земли. Дальние расстояния быстро пре­одолеваются на самолете. Самолетами управляют летчики, которые в случае аварии могут катапультироваться. Катапульты применя­ются для запуска летательных аппаратов в воздух с военных ко­раблей, охраняющих морские границы, и т. д.

Гирлянда ассоциаций в этом случае может выглядеть так: стекло — волокно — ткань — платье — праздник — солнце — юг — жара — планета — космонавт — самолет — летчик — авария — катапульта — летательный аппарат — воздух — военный корабль — море — граница и т. д.

-Генерирование новых идей.

К элементам гирлянды синонимов технического объекта по­очередно пытаются присоединить элементы гирлянды ассоциаций.

Так, например, используя только первую гирлянду ассоци­аций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, пуф, обтянутый тканью, кресло для катапульты, курортное кресло, кресло от жары (или создающее жару), кресло с зонтиком, летний стул, кресло для загара, кресло для отдыха, кресло для космонавта, стул для праздника, обтяну­тый красивой тканью, самолетное кресло, спасательный стул при авариях и т. д.

-Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: про­должать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

-Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10. Отбор оптимального варианта.

Отбор оптимального варианта из рациональных осуществля­ется разными приемами оптимизации. Весьма простым и эффек­тивным является метод экспертной оценки.

Вывод: анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу.

Работа в малых группах

Аналогичным образом учащиеся создают гирлянды ассоци­аций по всем признакам объектов, перечисленных на четвертом шаге. Итогом их работы будет несколько рациональных вариантов, из которых учащиеся отбирают оптимальный вариант, который мо­жет иметь реальную реализацию.

Учитель организует обсуждение реальных и пригодных для практической реализации результатов, выбранных учащимися.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Тест для проверки усвоения нового материала (фронтально)

 

ИТОГИ УРОКА Слово учителя

Жизнь неустанно подбрасывает задачи для творчества и по­буждает человека вновь и вновь искать пути в незнаемое, совершать открытия. Вы тоже можете приобщиться к творчеству, научиться изобретать, выработать для себя умение посмотреть на привычные вещи под необычным ракурсом. В жизни всегда есть место твор­честву. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Методы творческого мышления (мозго­вой штурм, синектика, метод фокальных объектов и пр.) как раз и позволяют развивать у себя качества творческой личности.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать интересные факты по изученным методам творче­ского мышления.

Выполнить задания в рабочей тетради.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

УРОК 2

Беседа

Какова сфера применения метода мозгового штурма? В чем отличие методов мозгового штурма и синектики? Каковы преиму­щества метода фокальных объектов? Какой из изученных методов вы считаете: а) наиболее универсальным; б) более простым в ис­пользовании?

Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)

Рассказ учителя

ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод тех- нико-экономического исследования систем, направленный на оп­тимизацию соотношения между их потребительскими свойствами и затратами на достижение этих свойств. Метод разработал конструк­тор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев.

Задачей ФСА является достижение наивысших потребитель­ских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Суть метода — поэлементный анализ конструкции (системы, услуги и т. п.). Ю. М. Соболев предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принци­пу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа стало ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Ю. М. Соболев при­менил свой метод на узле крепления микротелефона, и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.

Область применения метода ФСА: непрерывное совершенс­твование продукции, услуг, производственных технологий, а также структуры организаций.

Основные идеи ФСА:

-Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.

-Потребитель стремится сократить свои затраты.

-Интересующие потребителя функции (свойства) можно полу­чить различными способами, а следовательно, с различной эффективностью и затратами.

-Среди возможных альтернатив реализации функций (свойств) существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.

-Именно такие функции- (свойства) и должна иметь продук­ция, и ничего лишнего, что только поднимает цену товара.

Работа в малых группах

Учащиеся выбирают предмет для усовершенствования (товар, услугу) и предлагают пути снижения его стоимости, используя ме­тод ФСА.

По окончании работы учитель организует обсуждение резуль­татов.

Рассказ учителя

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представ­ляет собой обобщенный опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Появление ТРИЗ было вызвано пот­ребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, сле­пой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настрое­ния и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений.

 

 

Главный принцип ТРИЗ базируется на утверждении, что каждая задача имеет бесконечное количество решений. Условия задач должны быть общими, абстрактными, не связанными с кон­кретными жизненными ситуациями. Еще одно очень важное ус­ловие формулирования творческой задачи ТРИЗ — ориентация на результат.

Учитель приводит пример. Фраза «сходи за хлебом» пред­полагает конкретное действие конкретным способом, «купи хлеб» дает более широкий простор для фантазии: за хлебом можно побе­жать, поехать, попрыгать, в конце концов. А вот условие «добудь хлеб» открывает вообще широчайшее поле деятельности.

Упрощенный алгоритм решения творческих задач

-Понять задачу и настроиться на ее решение, «встать в охот­ничью стойку». Воспроизвести задачу своими словами, сделать ри­сунок (подключить образное мышление). Определить тип задачи — логическая, творческая, техническая и т. д.

-Попробовать решить задачу традиционными методами: ме­тодом проб и ошибок, следуя здравому смыслу (логике), по частям, по аналогии (не решал ли я подобной задачи?), по ассоциации, ме­тодом поиска компромисса, путем экспертных оценок (посовето­ваться с мудрым доброжелательным человеком).

-Если задача творческая и сложная и ее не удалось решить традиционными методами, тогда используйте следующие шаги:

-Сформулируйте противоречие, укажите вредную функ­цию.

ТРИЗ выделяет три вида противоречий (в порядке возраста­ния сложности разрешения):

1.административное противоречие: «надо улучшить систе­му, но я не знаю, как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть разрешено либо изучением дополнительных матери­алов, либо принятием административных решений;

2.техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра»;

3.физическое противоречие: «для улучшения системы, ка- кая-то ее часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».

Сформулируйте идеальное конечное решение (ИКР) и от­ветьте на вопрос: «Что мешает получить ИКР?».

Определите, какие основные части участвуют в задаче (составьте модель задачи).

Поищите ресурс (возможности для решения) в каждой из этих частей, необходимый для получения ИКР и разре­шения противоречия

Используйте приемы для разрешения противоречия, най­дите несколько решений.

Определите силу полученных решений и выберите наи­лучшее решение для данных конкретных условий по за­данным критериям.

Морфологический анализ

Это интересно

Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средне­вековым монахом Раймондом Луллием (примерно 1235-1316 гг.) и астрофизиком Фрицем

Цвикки, работавшим в США в середине XX в.

Рассказ учителя

Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологического ящика), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект, и указывается возможно большее количество известных и возможных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Последовательность действий при этом следующая:

1.Точно сформулировать проблему.

2.Определить важнейшие элементы объекта (ряды таблицы).

3.Определить варианты исполнения элементов (столбцы таблицы).

4.Занести их в таблицу (заполнить ячейки).

5.Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6.Выбрать оптимальный вариант.

Главными недостатками метода являются:

1) упрощенность подхода к анализу объекта;

2) возможность получения слишком большого списка для рассмотрения числа вариантов.

Область применения: морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где воз­можно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных главных параметров (выбрать главное поче­му-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы.

Учитель приводит пример применения морфологического анализа, привлекая учащихся для совместной работы (объединить учащихся в группы).

Работа в малых группах

Проблема: создать презентационный буклет.

Нарисуйте таблицу (примерно 5 столбцов на 10 рядов).

В первом ряду выпишите основные параметры задачи (на­пример, формат, материалы, отделка, обложка, стилистика).

Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров (например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями, калька, алюминий, плас­тик, шелк, наждачная бумага и т. д.). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов,— вы всегда потом успеете к ним вернуться.

Произвольным образом компонуйте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответс­твует задаче (например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой,). Не за­бывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углубляясь в их критику.

Когда наберется достаточное количество вариантов, выбе­рите наиболее подходящий.

4. Изобретательство Рассказ учителя

Изобретательство — область интеллектуальной деятельнос­ти, где творческий процесс нахождения нового решения техничес­кой задачи, нацеленного на достижение существенного эффекта, воплощается в изобретении. Изобретение — это решение техни­ческой задачи, относящееся к материальному объекту (продукту) или процессу осуществления действий над материальным объектом при помощи материальных средств (способу). Чтобы быть признан­ным изобретением, соответствующее техническое решение должно обладать:

-новизной (не быть известным из существующего уровня тех­ники);

-изобретательским уровнем (не быть очевидным, исходя из

текущего уровня знаний специалистов);

возможностью промышленного применения.

Изобретение является объектом интеллектуальной собствен­ности. Право на изобретение возникает при его государственной регистрации. Документом, подтверждающим право на изобретение, является патент на изобретение.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 0 Беседа

Охарактеризуйте области применения метода ФСА (ТРИЗ, морфологического анализа).

Тест

ИТОГИ УРОКА

Слово учителя

Огромное количество периодически возникающих нестан­дартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Эти методы дают возможность научиться изобретать более успешно, направленно, сочетать их с соответствующими природными способностями, раз­вивая их.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Выполнить задания в рабочей тетради.

-Подготовиться к оцениванию по теме «Методы творческого

и критического мышления в проектной технологии».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Ход работы

1.Точно сформулируйте проблему.

2.Создайте таблицу (морфологический ящик).

3.Определите важнейшие параметры (элементы) объекта (3-6 параметров).

4.Определите варианты исполнения параметров (элементов) (до 5 вариантов).

5.Занесите их в таблицу (морфологический ящик).

Параметры Варианты исполнения параметров
         
           

6.Произвольным способом компонуйте параметры и вари­анты и заполните ячейки таблицы.

7.Оцените, насколько все полученные в таблице варианты ре­шения проблемы соответствуют задаче.

8.Выпишите понравившиеся варианты.

9.Выберите оптимальный вариант.

Мы выбираем такой вариант:

10Оформите подготовленные результаты в портфолио вашего проекта.

 

 

ВОПРОС 17.

ТЕМА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель: ознакомить с видами презентаций, технологией создания публикации, web-сайта, систематизировать знания учащихся по использованию информационных техноло­гий, научить использовать мультимедийные средства для презентации проблемы, создавать публикации при помощи программы Microsoft Office Publisher, развивать навыки пользования информационно-коммуникационными технологиями.

Ожидаемые результаты: учащиеся используют мультимедийные и другие коммуникационные средства для презентации темы или проблемы проекта, применяют технологии создания публикации по теме проекта, используя программу Microsoft Office Publisher.

Основные понятия: виды презентаций (печатные, электронные), публикация, мультимедийная презентация, мастер публикаций.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

I. Организационный момент 2 мин

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 3 мин

VI. Изучение нового материала 32 мин

6. Виды презентаций.

7. Технология создания публикации.

VII. Закрепление новых знаний и умений учащихся 5 мин

V. Итоги урока 2 мин

VI. Домашнее задание 1 мин

Методические рекомендации по проведению урока.

Урок желательно проводить в кабинете информатики.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

И. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Беседа

В ходе беседы учитель определяет уровень освоения учащи­мися технологий создания презентаций, публикаций с использова­нием программ Microsoft Office.

Вопросы

1.Приходилось ли вам использовать программы Microsoft Office для создания презентаций?

2.Какие программы вы использовали?

Микрофон»

Каковы возможности мультимедиийных презентаций?

Учитель подводит итоги выступлений учащихся и обобщает их ответы.

Неоспоримое достоинство мультимедийных презентаций — это возможность внедрения в них фактически любых форматов. Такие презентации в зависимости от формата могут отличаться ди­намикой и полноценной анимацией (анимационные презентации), оригинальной подачей информации, возможностью добавления зву­ка, музыки и многим другим. Подобный формат интерактивных презентаций позволяет интегрировать в презентацию звук, видео­файлы, анимацию, интерфейс (систему меню — управление), трех­мерные объекты и любые другие элементы без ущерба для качест­ва. При помощи удобной системы меню можно сделать возможным «подкачку» различных файлов, вплоть до автоматического выхода на сайт объекта презентации.

По сути, мультимедийные презентации могут быть имидже­выми, т. е. в качестве имиджевого ролика (анимационного роли­ка) находить отличное применение на презентациях, выставках, конференциях, семинарах и любых других мероприятиях, а также с легкостью способны заменить оратора или лектора, рекламный каталог или сайт компании. Технологические возможности мульти­медиапрезентаций позволяют справляться практически с любой за­дачей. Сбалансированное использование информации, чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда — все это делает мультимедийные презентации максимально комфор­тными и удобными в использовании.

Рассказ учителя

Программа Microsoft Office Publisher позволяет создавать множество самых разных публикаций — от визиток и рекламных листков до сложных брошюр и каталогов.

Публикация — это процесс размещения документов в Ин­тернете, где они становятся доступными для всех желающих. Как правило, публикация состоит в передаче данных на компьютер, постоянно подключенный к Интернету и принадлежащий компа­нии, которая предоставила место на своем сервере. Публикация может осуществляться путем передачи данных через Интернет или передачей информации на съемном носителе. Используя программу Microsoft Office Publisher 2010, обмениваться публикациями стало еще проще. Их сохраняют в виде PDF- или XPS-документов либо в одном из форматов изображений, таких как JPEG, чтобы лег­ко распечатывать и распространять. PDF-файлы можно защищать паролями.

Задание. Заполнить схему «Виды электронных презентаций» (индивидуально).

0 Это интересно

По некоторым оценкам, объем Интернета удваивается каждые три года. Для сравнения: количество web-сайтов в конце 2006 г. — 100 млн сайтов (половина из них обновляется), а 10 лет назад — 18 тыс. сайтов. Согласно последним данным, Интернетом пользуется около 2 млрд человек.

2. Технология создания публикации 0 Рассказ учителя

Используя программу Microsoft Office Publisher, можно со­здавать:

1.богатые графикой печатные и электронные бюллетени;

2.каталоги, богатые графикой;

3.открытки (имеются типы и макеты открыток, которые можно настраивать для любых деловых и личных потребностей);

4.плакаты и баннеры (имеются макеты плакатов и баннеров, позволяющие легко выбрать значения длины и ширины, со­ответствующие требованиям);

5.3- или 4-секционные брошюры или рекламные листки (име­ется большой выбор макетов с дополнительным местом для адресов и формы для заказов, ответов);

6.визитные карточки (имеются виды макетов, соответствующие всем документам для делового общения);

7.макеты публикаций для печати в типографиях и многое другое.

Микрофон»

Как запустить программу Microsoft Office Publisher?

 

Вывод', учитель формулирует последовательность действий для начала работы программы Microsoft Office Publisher и про­водит демонстрацию на компьютере (используя помощь наиболее знающих учащихся).

1.Щелкните на кнопке Пуск. Откроется главное меню.

2.Щелкните на Про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.013 с.)