Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Поиск

Рассказ учителя

Учитель знакомит учащихся с задачами курса «Технологии» на учебный год:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя

Огромное количество периодически возникающих нестан­дартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления.

Учитель знакомит учащихся с некоторыми из этих методов.

Метод мозговой атаки

Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позво­ляет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации про­изводства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы.

Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Алекс Осборн, сотруд­ник рекламного агентства BBD&0. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода.

Для проведения мозговой атаки определяется ведущий моз­гового штурма и создаются две группы:

1.генераторы идей — участники, предлагающие новые вариан­ты решения задачи;

2.критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В эти группы следует отбирать людей, обладающих опреде­ленными качествами.

«Ажурная пилка»

Учитель организует изучение требований к личности участ­ников мозгового штурма, используя интерактивную технологию «Ажурная пилка». Для этого подготавливаются карточки с соот­ветствующей информацией.

Карточка 1. Ведущий: требования к участнику.

Слово учителя

Успех мозгового штурма зависит от психологической атмо­сферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозго­вом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Карточка 2. Генератор идей: требования к участнику.

Слово учителя

Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой пред­ложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики («фонтан идей»). Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей.

Карточка 3. Аналитик: требования к участнику.

После обмена информацией учитель знакомит учащихся с ре­комендациями по проведению мозгового штурма.

Как организовать мозговой штурм? Этапы и правила моз­гового штурма

0 Рассказ учителя

Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и прави­лами их проведения.

1.Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.

2.Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограниче­ний, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон).

3.Заключительный этап — группировка, отбор и оценка идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный результат мозгового штурма.

Беседа

Как вы считаете, для решения каких задач этот метод является эффективным? Какие недостатки мозгового штурма вы видите?

После обсуждения учитель подводит итог.

Зоной оптимального использования мозгового штурма яв­ляются:

-Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.

-Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п.

-«Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья» и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры.

Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.

Метод синектики

Рассказ учителя

Синектика (с греч.— «совмещение разнородных элементов») — это вид мозгового штурма при допущении обсуждения и отсеивания идей на стадии их выдвижения и определении приемов генериро­вания идей.

Это интересно

Синектика (Зупейю) — методика психологической активизации творчества, пред­ложенная В. Дж. Гордоном в 50-е гг. XX в. Дж. Гордон разработал этот метод решения

проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

При организации поиска новых решений методом синектики соблюдают те же правила, что и при использовании метода моз­гового штурма. При этом следует учитывать, что отличие метода синектики состоит в том, что на стадии выдвижения идей приветс­твуется их критика и отсеивание тех идей, которые не соответству­ют поставленной задаче.

В процессе генерирования используется прием аналогий. Раз­личают четыре вида аналогий.

Работа в парах

Учащиеся получают карточки с информацией о видах ана­логий.

Задание. Изучите виды аналогий. Выберите предмет для усо­вершенствования. Попробуйте усовершенствовать его, используя вид аналогии, наиболее близкий вам.

Метод контрольных вопросов

Рассказ учителя

Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подго­товленных вопросов. Этот метод можно применять в комбинации с методом мозгового штурма для генерирования идей, для форму­лировки ответов. В практике получили распространение универ­сальные вопросники, составленные Л. Осборном, Д. Пирсоном,

Д. Пойя и др. Их достаточно много, но по своей сути они являются своеобразными шпаргалками для изобретателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.)