Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассказ учителя Учитель знакомит учащихся с задачами курса «Технологии» на учебный год: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления. Учитель знакомит учащихся с некоторыми из этих методов. Метод мозговой атаки Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позволяет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы. Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&0. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода. Для проведения мозговой атаки определяется ведущий мозгового штурма и создаются две группы: 1.генераторы идей — участники, предлагающие новые варианты решения задачи; 2.критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. В эти группы следует отбирать людей, обладающих определенными качествами. «Ажурная пилка» Учитель организует изучение требований к личности участников мозгового штурма, используя интерактивную технологию «Ажурная пилка». Для этого подготавливаются карточки с соответствующей информацией. Карточка 1. Ведущий: требования к участнику. Слово учителя Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Карточка 2. Генератор идей: требования к участнику. Слово учителя Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики («фонтан идей»). Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей. Карточка 3. Аналитик: требования к участнику. После обмена информацией учитель знакомит учащихся с рекомендациями по проведению мозгового штурма. Как организовать мозговой штурм? Этапы и правила мозгового штурма 0 Рассказ учителя Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения. 1.Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. 2.Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон). 3.Заключительный этап — группировка, отбор и оценка идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный результат мозгового штурма. Беседа — Как вы считаете, для решения каких задач этот метод является эффективным? Какие недостатки мозгового штурма вы видите? После обсуждения учитель подводит итог. — Зоной оптимального использования мозгового штурма являются: -Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно. -Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п. -«Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья» и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры. Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени. Метод синектики Рассказ учителя Синектика (с греч.— «совмещение разнородных элементов») — это вид мозгового штурма при допущении обсуждения и отсеивания идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. Это интересно Синектика (Зупейю) — методика психологической активизации творчества, предложенная В. Дж. Гордоном в 50-е гг. XX в. Дж. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. При организации поиска новых решений методом синектики соблюдают те же правила, что и при использовании метода мозгового штурма. При этом следует учитывать, что отличие метода синектики состоит в том, что на стадии выдвижения идей приветствуется их критика и отсеивание тех идей, которые не соответствуют поставленной задаче. В процессе генерирования используется прием аналогий. Различают четыре вида аналогий. Работа в парах Учащиеся получают карточки с информацией о видах аналогий. Задание. Изучите виды аналогий. Выберите предмет для усовершенствования. Попробуйте усовершенствовать его, используя вид аналогии, наиболее близкий вам. Метод контрольных вопросов Рассказ учителя Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Этот метод можно применять в комбинации с методом мозгового штурма для генерирования идей, для формулировки ответов. В практике получили распространение универсальные вопросники, составленные Л. Осборном, Д. Пирсоном, Д. Пойя и др. Их достаточно много, но по своей сути они являются своеобразными шпаргалками для изобретателей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.) |