Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 28. Новейшие тенденции развития государства и права в СШАСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Новейшая история США продемонстрировала новые тенденции развития американского государства. Одной из самых значительных стало усиление регулирующей роли государства в сфере экономики, причиной чего стала монополизация как результат действия принципа свободного бизнеса. К концу XIX — началу XX в. в Америке действовали гигантские тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции, диктующие такие условия существования частному предпринимательству, которые приводили к удушению положения конкурентов, к разорению среднего и мелкого бизнеса. Первым шагом в борьбе с монополизмом стало принятие 8 июля 1890 г. Закона Шермана («Акт с целью защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий») (по имени предложившего Закон конгрессмена). В ст. 1 этого Закона было записано: «Всякий договор, соглашение в форме треста или иной, или заговор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранным государством объявляется незаконным». Таким образом, признавалось незаконным любое объединение, направленное на монополизацию торговли и производства. Закон за нарушение закрепленных в нем положений предусматривал большие штрафы и уголовные санкции в виде тюремного заключения. На протяжении последующих нескольких лет большинство штатов приняло свои аналогичные законы. В 15 штатах принципы Закона Шермана были включены в конституции. В 1903 г. Верховный суд США подтвердил конституционность антитрестовского законодательства. Но его применение оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила завершения). Более того, Закон Шермана фактически стал использоваться против профсоюзов и стачечного движения. Данное в нем определение объединения, препятствующего торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы. В этом же году создается Министерство торговли и труда, в которое вошло бюро корпораций. В 1906 г. был принят Закон Хепберна, поставивший под государственный контроль железнодорожную систему страны. Затем принимаются законы о государственном контроле за производством продуктов питания и медицинских препаратов, об охране природных ресурсов. 1909 годом датируется прецедент, когда правительство выиграло в суде дело против могущественной нефтяной корпорации Рокфеллеров «Стандард Ойл», которой было предписано предпринять меры к демонополизации.
В 1914 г. была создана Федеральная промышленная комиссия и принят Закон Клэйтона, запрещавший дискриминацию и поглощение мелких компаний, позволявший регулировать ценовую политику, усиливавший роль профсоюзов и придававший труду особое социальное качество. В период Первой мировой войны все управление экономикой было сконцентрировано в трех управлениях: военно-промышленном, военно-трудовом и военно-трудовой политики. Была создана база для ВПК (военно-промышленный комплекс). Благодаря этому, в частности, смог основать свою компанию Уильям Боинг в 1916 г. в Сиэтле (штат Вашингтон). Сегодня каждые четыре секунды на планете взлетает самолет Боинга. В 1919 г. была создана Американская администрация помощи, сосредоточившая огромные продовольственные ресурсы. Ее директор — будущий Президент США Герберт Гувер при помощи продовольствия стал проводить политику глобальной американизации. Автором этой доктрины был президент Вудро Вильсон (1913—1920), профессор истории с 25-летним стажем преподавания в ведущих университетах страны. Свою идею он сформулировал следующим образом: «Мир должен претерпеть радикальные изменения, и я убежден, правительствам придется делать многое из того, что ныне выполняют отдельные лица и корпорации. Я убежден, что правительства должны будут взять на себя управление экономикой. Если я скажу об этом открыто, меня назовут социалистом, хотя я не являюсь таковым. Именно потому, что я не социалист, я верю во все это. Я считаю, что единственный путь предотвратить коммунизм -— действовать примерно так». Вудро Вильсон объявил себя врагом монополий, требуя не уничтожения трестов, а снятия всех препон для развития бизнеса, прежде всего среднего и мелкого, путем обуздания нечестной конкуренции, результатом которой, как он считал, и был монополизм. Отход от политики Вильсона в 20-е годы, в период правления республиканцев, вначале дал бурный рост экономики («тучные годы»), а затем вверг страну в «великую депрессию». С 1929 по 1932 г. американская экономика фактически не работала, а общество находилось в состоянии шока. К началу 30-х годов производство в стране снизилось наполовину, национальный доход — на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории страны размаха — 17 млн человек (безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий), разорившиеся вкладчики нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями, по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в городе Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Президент Гувер был подвергнут импичменту за неспособность справиться с кризисом.
Следующему президенту Франклину Делано Рузвельту (1882 — 1945) — кандидату от демократической партии, до этого дважды избиравшемуся губернатором Нью-Йорка, пришлось форсировать доктрину Вильсона. Рузвельт окончил Гарвардский университет, а после того учился в высшей юридической школе нью-йоркского Колумбийского университета. С 1907 по 1910 г. он занимался адвокатской практикой, специально изучал морское право. До избрания президентом США занимал один из самых видных постов — мэра Нью-Йорка. За «новый курс» Рузвельта американцы проголосовали четыре раза, т.е. четыре раза он избирался президентом, и только смерть 12 апреля 1945 г. не позволила ему стать президентом в пятый раз. «Новый курс» был обеспечен мощной законодательной базой, так как за все время президентства Рузвельта демократическая партия контролировала обе палаты Конгресса. 9 марта 1933 г. был принят Чрезвычайный банковский закон, по которому президентская администрация стала осуществлять контроль за золотым запасом страны, за эмиссиями; получила право изымать золото из частного владения (обязательной сдаче резервным банкам подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долларов). Экспорт золота был запрещен. Доллар был девальвирован на 14%. Количество частных банков сократилось в пять раз. Вводилась система государственного страховании вкладов на сумму до 5000 долларов. Биржевая деятельность была приостановлена. Полный контроль над промышленностью и сельским хозяйством администрация президента получила по законам о восстановлении промышленности, о помощи фермерам 1933 г., о плодородии почв 1936 г., о государственном контроле за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Эти законы имели временные рамки. Были установлены государственный максимум продолжительности рабочей недели и минимум почасовой оплаты труда. Вводилось 557 основных и 189 дополнительных «кодексов честной конкуренции» по всем отраслям и объединениям предприятий, где были заняты 95% промышленных рабочих страны. «Кодексы честной конкуренции» определяли квоты выпускаемой продукции, распределяли рынки сбыта, фиксировали цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень заработной платы и т.д. В мае 1933 г. был принят Закон по борьбе с безработицей, на реализацию которого сразу выделялось 500 млн долларов. Для распределения этих средств была создана Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи. Правительство организовало систему молодежных лагерей, где безработная молодежь получала работу сроком до шести месяцев с бесплатным питанием, спецодеждой и гарантированной оплатой в 30 долларов в неделю. В этих лагерях выполнялись общественные работы (строительство и ремонт дорог, мостов, аэродромов и т.д.) и работы по консервации природных ресурсов. Через эти лагеря прошли свыше 2 млн человек, что сняло социальную напряженность в городах. В тех же целях были созданы специальные общефедеральные органы — Администрация гражданского строительства, Администрация гражданских работ, на которые возлагались обязанности и права по финансированию общественных работ в любом месте США. На эти программы было истрачено 4,5 млрд долларов, на военные нужды в 1933—1934 финансовом году — всего 553 млн долларов.
Закон о страховании, принятый 17 августа 1935 г., впервые вводил пособие по безработице и пенсии по старости (с 65 лет), инвалидности, сиротству и вдовству. Пособие по безработице устанавливалось за счет 3-процентного налога с фонда заработной платы, а пенсии — за счет 1-процентного налога с предпринимателей и служащих. В соответствии с «новым курсом» произошла легализация профсоюзной деятельности. Благодаря Закону Вагнера (5 июля 1935 г.) профсоюзы превращались в реальную силу в борьбе с предпринимателями за права рабочих. Этим Законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания Закона, и проч. Закон возлагал на Национальное управление по трудовым отношениям обязанность пресекать «нечестную трудовую практику». Официальное завершение политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г., что означало появление основ высокоэффективного механизма государственного регулирования. За прошедшие годы Рузвельт инициировал и провел до 200 законов и мероприятий, за что получил прозвище «Розовый президент». Верховный суд отменил часть его законов, предполагавших введение в США плановой экономики. Благодаря, по сути, социалистической политике Рузвельта Америка в беспрецедентные сроки вышла из кризиса. «Новый курс» предопределил развитие США на последующие десятилетия. Наиболее активно дело Рузвельта воплощали в жизнь при президентах Джоне Кеннеди с его новой экономической политикой и Линдоне Джонсоне с его программой великого общества и ликвидации бедности (ассигновано 50 млрд долларов).
Другой тенденцией развития США стала централизация государственной власти, которая происходила поэтапно: 1) с начала XX в., включая годы мировой войны, когда стали появляться новые государственные структуры в исполнительной власти; 2) период «нового курса» Рузвельта, когда появляется наиболее важный институт президентской власти — Исполнительное управление президента — ИУП (1939 г.); 3) после Второй мировой войны (после 1945 г.), когда ИУПстановится ключевым органом управления страной. ИУП состоит из Администрации бюджетного управления, Экономического совета, Совета национальной безопасности, Центрального разведывательного управления (ЦРУ), Национального управления по аэронавигационным и космическим исследованиям; Федерального авиационного управления, Совета экономических консультантов, Управления по развитию политики и др. В 1947 г. было создано Министерство обороны путем слияния двух военных ведомств. Здание этого Министерства — Пентагон имеет протяженность коридоров в 17 миль (27 км). Министром обороны может быть только гражданское лицо, назначенное президентом. С 1954 г. президент как главнокомандующий имеет «черный чемоданчик», контролирующий стратегическое ядерное оружие. С 1973 г. США перешли к профессиональной армии. Таким образом, институт президентства стал играть ключевую роль в государственном управлении. Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные. Существует 94 судебных округа, границы которых не совпадают с границами штатов. К специальным судам относятся: претензионный суд, рассматривающий денежно-имущественные претензии граждан к федеральному правительству; суд по делам внешней торговли; налоговый суд. 12 судов третьей и четвертой группы исполняют роль промежуточных инстанций между федеральными судами и Верховным судом. Независимость федеральных судов была усилена после принятия Конгрессом Закона об административном управлении федеральных судов в 1939 г. По этому Закону административные и кадровые функции перешли от Министерства юстиции к Административному управлению во главе с национальным администратором федеральных судов. Американская судебная система основывается на суде присяжных. Его составляют большое (23 человека) и малое (12 человек) жюри. Большое жюри определяет, достаточно ли оснований для привлечения гражданина к суду. Малое жюри во главе со старшиной выносит вердикт и по делам, предусматривающим высшую меру наказания. Причем для вынесения такого приговора требуется, чтобы за него проголосовали все члены жюри единогласно. Судья, выбираемый по партийным спискам, следит за судебным процессом, определяет меру наказания, рассматривает ходатайство об отклонении кандидатуры присяжных. Запрещается быть присяжными лицам, ранее судимым, не имеющим гражданства, работы, семьи, военнослужащим и всем должностным лицам. Отказаться быть присяжным могут служители культа, адвокаты, полицейские, пожарные, граждане старше 70 лет, матери, имеющие детей до 16 лет. Сегодня кандидатуры присяжных подбирает компьютер.
Мощным рычагом судебной власти является ФБР (Федеральное бюро расследования), созданное в 1908 г. как орган тайного сыска по инициативе министра юстиции Чарльза Бонапарта. Оно состоит из 59 отделов, 516 местных отделений, 16 постов связи за рубежом; в нем насчитывается 20 тыс. агентов, в том числе 10 тыс. спецагентов. В 1970 г. ФБР была разработана Программа по защите свидетелей, создана Служба Маршала (первого руководителя), в которую набирают «честных и неприкасаемых» полицейских. При ФБР работает Федеральная служба учета внутренних доходов. Его бюджет в среднем составляет 1,5 млрд долларов. Сегодня ФБР работает по восьми направлениям: 1) борьба с терроризмом; 2) наркобизнес; 3) контрразведка; 4) организованная преступность; 5) тяжкие уголовные преступления; 6) преступления государственных служащих; 7) проверка кандидатов на ключевые государственные должности; 8) соблюдение гражданских прав. В ведении ФБР находится самый крупный в мире компьютерный центр. В академию ФБР всегда огромный конкурс, при приеме проводится строжайший отбор. Политический режим в США определяется весьма стабильной двухпартийной системой. В XX в. республиканская и демократическая партии превратились в классические предвыборные объединения с одинаковой структурой: 1)общенациональный конвент, выдвигающий кандидата в президенты; 2) национальный партийный комитет; 3) центральный комитет штата; 4) комитет избирательного участка. Руководители и члены этих партийных подразделений выбираются на четыре года и активно действуют только в период выборов. Обе партии стали не только структурными близнецами, но и политическими. Обеими партиями активно эксплуатируется призыв к реформам во имя процветания американского образа жизни как универсального для всего мира. Схожесть партий привела к абсентеизму (снижению числа участвующих в выборах). Например, на президентских выборах 1996 г. голосовали немногим более 10% имеющих право голоса граждан. Ужесточение американской политической системы было связано с антикоммунизмом. Закон Смита 1940 г. (Акт о регистрации иностранцев) запретил партии, «проповедующие необходимость, желательность или уместность свержения правительства США». По закону Смита уголовная ответственность наступала за печатание и распространение «подрывных материалов», за участие в подрывных организациях. Закон о внутренней безопасности 1950 г. (Закон Маккарена-Вуда) сделал невозможной деятельность партий и организаций, «пропагандирующих доктрины мирового коммунизма и любой другой формы тоталитаризма». По этому Закону устанавливался контроль за почтовыми отправлениями «подрывных организаций», их членам запрещалось занимать государственные должности, получать заграничные паспорта. В начале 1950-х годов сенатор от штата Висконсин Д. Маккарти, инициатор расследований в Конгрессе по выявлению «шпионов и коммунистов» в государственном аппарате США, развернул кампанию террора против инакомыслящих. В рамках маккартиз-ма был принят Закон Хэмфри-Батлера в 1954 г., который сделал возможным появление «черного списка», куда внесли 733 неблагонадежные политические организации. Верховный суд во главе с Фрэдом Винсоном ввел в судебную практику так называемое автоматическое осуждение в соответствии со списком. Закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью прямо объявил американскую коммунистическую партию «орудием заговора, замышляющего свержение правительства США», и объявил ее вне закона. Особенностью американской политической системы является узаконенный лоббизм («проталкивание»). Этот процесс давления на законодателей имеет свою историю. Закон 1878 г. рассматривал лоббизм как преступление. Закон 1907 г. запретил трестам вносить деньги в партийные фонды. Закон о федеральной регистрации 1946 г. признал легальным лоббизм той группы давления, которая представляла правительству информацию о своем составе, направленности интересов и заработке. Закон 1971 г. установил размеры взносов с неизвестных лиц в 5 тыс. долларов безналичными и не более 100 долларов наличными. Закон 1974 г. признал незаконным любое тайное финансирование партий и парламентариев. Закон 1993 г. запрещает быть лоббистами государственным служащим даже после их отставки в течение пяти лет и не позволяет лоббирование в пользу иностранных фирм, организаций и государств. Американский федерализм приобрел статус образцового в XX в. Основой его является делегирование полномочий от штатов (суверенных государств) федеральным органам власти. В структурном плане федеральное устройство и устройство штатов однородны. Субъектами федерации признаются города и тауншипы. Города имеют однородную структуру власти: городской совет, муниципалитет и мэр. Городские власти, как правило, занимаются трудовыми отношениями, транспортом, телекоммуникациями, коммунальным развитием, культурой, проблемами престарелых. 50% бюджета города идет на полицейское управление. Тауншипы неоднородны и многообразны. В та-уншип входят не менее 5 тыс. жителей сельской местности. Властью является их общее собрание. Полицию здесь представляет выбираемый шериф. Противоречия и конфликты между субъектами федерации и федеральной властью разрешаются в Верховном суде.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.017 с.) |