Тема 28. Новейшие тенденции развития государства и права в США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 28. Новейшие тенденции развития государства и права в США



Новейшая история США продемонстрировала новые тенденции развития американского государства. Одной из самых значительных стало усиление регулирующей роли государства в сфере экономики, причиной чего стала монополизация как результат действия принци­па свободного бизнеса. К концу XIX — началу XX в. в Америке дей­ствовали гигантские тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции, диктующие такие условия существования частному предпринимательству, которые приводили к удушению по­ложения конкурентов, к разорению среднего и мелкого бизнеса.

Первым шагом в борьбе с монополизмом стало принятие 8 июля 1890 г. Закона Шермана («Акт с целью защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий») (по имени предложивше­го Закон конгрессмена). В ст. 1 этого Закона было записано: «Всякий договор, соглашение в форме треста или иной, или заговор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с ино­странным государством объявляется незаконным». Таким образом, признавалось незаконным любое объединение, направленное на мо­нополизацию торговли и производства. Закон за нарушение закреп­ленных в нем положений предусматривал большие штрафы и уголов­ные санкции в виде тюремного заключения.

На протяжении последующих нескольких лет большинство штатов приняло свои аналогичные законы. В 15 штатах принципы Закона Шермана были включены в конституции. В 1903 г. Верховный суд США подтвердил конституционность антитрестовского законодатель­ства. Но его применение оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила завершения). Более того, Закон Шермана фактически стал использо­ваться против профсоюзов и стачечного движения. Данное в нем опре­деление объединения, препятствующего торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы. В этом же году создается Министерство тор­говли и труда, в которое вошло бюро корпораций. В 1906 г. был принят Закон Хепберна, поставивший под государственный контроль железно­дорожную систему страны. Затем принимаются законы о государствен­ном контроле за производством продуктов питания и медицинских пре­паратов, об охране природных ресурсов. 1909 годом датируется прецедент, когда правительство выиграло в суде дело против могущест­венной нефтяной корпорации Рокфеллеров «Стандард Ойл», которой было предписано предпринять меры к демонополизации.

В 1914 г. была создана Федеральная промышленная комиссия и принят Закон Клэйтона, запрещавший дискриминацию и поглощение мелких компаний, позволявший регулировать ценовую политику, усиливавший роль профсоюзов и придававший труду особое социаль­ное качество. В период Первой мировой войны все управление эко­номикой было сконцентрировано в трех управлениях: военно-про­мышленном, военно-трудовом и военно-трудовой политики. Была создана база для ВПК (военно-промышленный комплекс). Благодаря этому, в частности, смог основать свою компанию Уильям Боинг в 1916 г. в Сиэтле (штат Вашингтон). Сегодня каждые четыре секунды на планете взлетает самолет Боинга.

В 1919 г. была создана Американская администрация помощи, со­средоточившая огромные продовольственные ресурсы. Ее директор — будущий Президент США Герберт Гувер при помощи продовольствия стал проводить политику глобальной американизации. Автором этой доктрины был президент Вудро Вильсон (1913—1920), профессор ис­тории с 25-летним стажем преподавания в ведущих университетах страны. Свою идею он сформулировал следующим образом: «Мир должен претерпеть радикальные изменения, и я убежден, правитель­ствам придется делать многое из того, что ныне выполняют отдельные лица и корпорации. Я убежден, что правительства должны будут взять на себя управление экономикой. Если я скажу об этом открыто, меня назовут социалистом, хотя я не являюсь таковым. Именно потому, что я не социалист, я верю во все это. Я считаю, что единственный путь предотвратить коммунизм -— действовать примерно так». Вудро Виль­сон объявил себя врагом монополий, требуя не уничтожения трестов, а снятия всех препон для развития бизнеса, прежде всего среднего и мелкого, путем обуздания нечестной конкуренции, результатом кото­рой, как он считал, и был монополизм.

Отход от политики Вильсона в 20-е годы, в период правления рес­публиканцев, вначале дал бурный рост экономики («тучные годы»), а затем вверг страну в «великую депрессию». С 1929 по 1932 г. американ­ская экономика фактически не работала, а общество находилось в со­стоянии шока. К началу 30-х годов производство в стране снизилось наполовину, национальный доход — на 48%, обанкротилось 40% бан­ков, безработица достигла небывалого в истории страны размаха — 17 млн человек (безработным оказался каждый четвертый рабочий и слу­жащий), разорившиеся вкладчики нередко кончали жизнь самоубийст­вом. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями, по имени прези­дента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в городе Чикаго эта практика возник­ла по инициативе гангстера Аль Капоне. Президент Гувер был подверг­нут импичменту за неспособность справиться с кризисом.

Следующему президенту Франклину Делано Рузвельту (1882 — 1945) — кандидату от демократической партии, до этого дважды изби­равшемуся губернатором Нью-Йорка, пришлось форсировать доктри­ну Вильсона. Рузвельт окончил Гарвардский университет, а после того учился в высшей юридической школе нью-йоркского Колумбийско­го университета. С 1907 по 1910 г. он занимался адвокатской прак­тикой, специально изучал морское право. До избрания президентом США занимал один из самых видных постов — мэра Нью-Йорка. За «новый курс» Рузвельта американцы проголосовали четыре раза, т.е. четыре раза он избирался президентом, и только смерть 12 апреля 1945 г. не позволила ему стать президентом в пятый раз.

«Новый курс» был обеспечен мощной законодательной базой, так как за все время президентства Рузвельта демократическая партия контролировала обе палаты Конгресса. 9 марта 1933 г. был принят Чрезвычайный банковский закон, по которому президентская адми­нистрация стала осуществлять контроль за золотым запасом страны, за эмиссиями; получила право изымать золото из частного владения (обязательной сдаче резервным банкам подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долларов). Экспорт золота был запрещен. Доллар был девальвирован на 14%. Количество частных банков сокра­тилось в пять раз. Вводилась система государственного страховании вкладов на сумму до 5000 долларов. Биржевая деятельность была при­остановлена.

Полный контроль над промышленностью и сельским хозяйством администрация президента получила по законам о восстановлении промышленности, о помощи фермерам 1933 г., о плодородии почв 1936 г., о государственном контроле за поступлением на рынок основ­ных сельскохозяйственных продуктов. Эти законы имели временные рамки. Были установлены государственный максимум продолжитель­ности рабочей недели и минимум почасовой оплаты труда. Вводилось 557 основных и 189 дополнительных «кодексов честной конкуренции» по всем отраслям и объединениям предприятий, где были заняты 95% промышленных рабочих страны. «Кодексы честной конкуренции» оп­ределяли квоты выпускаемой продукции, распределяли рынки сбыта, фиксировали цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень заработной платы и т.д.

В мае 1933 г. был принят Закон по борьбе с безработицей, на реа­лизацию которого сразу выделялось 500 млн долларов. Для распреде­ления этих средств была создана Федеральная администрация по ока­занию чрезвычайной помощи. Правительство организовало систему молодежных лагерей, где безработная молодежь получала работу сро­ком до шести месяцев с бесплатным питанием, спецодеждой и гаран­тированной оплатой в 30 долларов в неделю. В этих лагерях выполня­лись общественные работы (строительство и ремонт дорог, мостов, аэродромов и т.д.) и работы по консервации природных ресурсов. Через эти лагеря прошли свыше 2 млн человек, что сняло социальную напряженность в городах. В тех же целях были созданы специальные общефедеральные органы — Администрация гражданского стро­ительства, Администрация гражданских работ, на которые возлага­лись обязанности и права по финансированию общественных работ в любом месте США. На эти программы было истрачено 4,5 млрд дол­ларов, на военные нужды в 1933—1934 финансовом году — всего 553 млн долларов.

Закон о страховании, принятый 17 августа 1935 г., впервые вводил пособие по безработице и пенсии по старости (с 65 лет), инвалиднос­ти, сиротству и вдовству. Пособие по безработице устанавливалось за счет 3-процентного налога с фонда заработной платы, а пенсии — за счет 1-процентного налога с предпринимателей и служащих.

В соответствии с «новым курсом» произошла легализация профсо­юзной деятельности. Благодаря Закону Вагнера (5 июля 1935 г.) проф­союзы превращались в реальную силу в борьбе с предпринимателями за права рабочих. Этим Законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забас­товках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами кол­лективные договоры; признавалось право на забастовки, если наруша­лись предписания Закона, и проч. Закон возлагал на Национальное управление по трудовым отношениям обязанность пресекать «нечест­ную трудовую практику».

Официальное завершение политики «нового курса» было провоз­глашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г., что означало появление основ высокоэффективного механизма государственного регулирования. За прошедшие годы Рузвельт инициировал и провел до 200 законов и мероприятий, за что получил прозвище «Розовый президент». Верховный суд отменил часть его законов, предполагав­ших введение в США плановой экономики.

Благодаря, по сути, социалистической политике Рузвельта Америка в беспрецедентные сроки вышла из кризиса. «Новый курс» предопре­делил развитие США на последующие десятилетия. Наиболее активно дело Рузвельта воплощали в жизнь при президентах Джоне Кеннеди с его новой экономической политикой и Линдоне Джонсоне с его программой великого общества и ликвидации бедности (ассигновано 50 млрд долларов).

Другой тенденцией развития США стала централизация государ­ственной власти, которая происходила поэтапно: 1) с начала XX в., включая годы мировой войны, когда стали появляться новые государ­ственные структуры в исполнительной власти; 2) период «нового курса» Рузвельта, когда появляется наиболее важный институт прези­дентской власти — Исполнительное управление президента — ИУП (1939 г.); 3) после Второй мировой войны (после 1945 г.), когда ИУПстановится ключевым органом управления страной. ИУП состоит из Администрации бюджетного управления, Экономического совета, Совета национальной безопасности, Центрального разведывательного управления (ЦРУ), Национального управления по аэронавигацион­ным и космическим исследованиям; Федерального авиационного уп­равления, Совета экономических консультантов, Управления по раз­витию политики и др. В 1947 г. было создано Министерство обороны путем слияния двух военных ведомств. Здание этого Министерства — Пентагон имеет протяженность коридоров в 17 миль (27 км).

Министром обороны может быть только гражданское лицо, назна­ченное президентом. С 1954 г. президент как главнокомандующий имеет «черный чемоданчик», контролирующий стратегическое ядер­ное оружие. С 1973 г. США перешли к профессиональной армии.

Таким образом, институт президентства стал играть ключевую роль в государственном управлении.

Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: ок­ружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные. Существует 94 судебных округа, границы которых не совпадают с гра­ницами штатов. К специальным судам относятся: претензионный суд, рассматривающий денежно-имущественные претензии граждан к фе­деральному правительству; суд по делам внешней торговли; налоговый суд. 12 судов третьей и четвертой группы исполняют роль промежуточ­ных инстанций между федеральными судами и Верховным судом.

Независимость федеральных судов была усилена после принятия Конгрессом Закона об административном управлении федеральных судов в 1939 г. По этому Закону административные и кадровые функции перешли от Министерства юстиции к Административному управлению во главе с национальным администратором федеральных судов.

Американская судебная система основывается на суде присяжных. Его составляют большое (23 человека) и малое (12 человек) жюри. Боль­шое жюри определяет, достаточно ли оснований для привлечения граж­данина к суду. Малое жюри во главе со старшиной выносит вердикт и по делам, предусматривающим высшую меру наказания. Причем для вынесения такого приговора требуется, чтобы за него проголосовали все члены жюри единогласно. Судья, выбираемый по партийным спискам, следит за судебным процессом, определяет меру наказания, рассматри­вает ходатайство об отклонении кандидатуры присяжных. Запрещается быть присяжными лицам, ранее судимым, не имеющим гражданства, работы, семьи, военнослужащим и всем должностным лицам. Отказать­ся быть присяжным могут служители культа, адвокаты, полицейские, пожарные, граждане старше 70 лет, матери, имеющие детей до 16 лет. Сегодня кандидатуры присяжных подбирает компьютер.

Мощным рычагом судебной власти является ФБР (Федеральное бюро расследования), созданное в 1908 г. как орган тайного сыска по инициативе министра юстиции Чарльза Бонапарта. Оно состоит из 59 отделов, 516 местных отделений, 16 постов связи за рубежом; в нем насчитывается 20 тыс. агентов, в том числе 10 тыс. спецагентов. В 1970 г. ФБР была разработана Программа по защите свидетелей, создана Служба Маршала (первого руководителя), в которую набирают «честных и неприкасаемых» полицейских. При ФБР работает Федераль­ная служба учета внутренних доходов. Его бюджет в среднем составляет 1,5 млрд долларов. Сегодня ФБР работает по восьми направлениям:

1) борьба с терроризмом;

2) наркобизнес;

3) контрразведка;

4) организованная преступность;

5) тяжкие уголовные преступления;

6) преступления государственных служащих;

7) проверка кандидатов на ключевые государственные должности;

8) соблюдение гражданских прав.

В ведении ФБР находится самый крупный в мире компьютерный центр. В академию ФБР всегда огромный конкурс, при приеме про­водится строжайший отбор.

Политический режим в США определяется весьма стабильной двухпартийной системой. В XX в. республиканская и демократичес­кая партии превратились в классические предвыборные объединения с одинаковой структурой:

1)общенациональный конвент, выдвигающий кандидата в прези­денты;

2) национальный партийный комитет;

3) центральный комитет штата;

4) комитет избирательного участка.

Руководители и члены этих партийных подразделений выбираются на четыре года и активно действуют только в период выборов. Обе пар­тии стали не только структурными близнецами, но и политическими. Обеими партиями активно эксплуатируется призыв к реформам во имя процветания американского образа жизни как универсального для всего мира. Схожесть партий привела к абсентеизму (снижению числа участвующих в выборах). Например, на президентских выборах 1996 г. голосовали немногим более 10% имеющих право голоса граждан.

Ужесточение американской политической системы было связано с антикоммунизмом. Закон Смита 1940 г. (Акт о регистрации ино­странцев) запретил партии, «проповедующие необходимость, жела­тельность или уместность свержения правительства США». По закону Смита уголовная ответственность наступала за печатание и распро­странение «подрывных материалов», за участие в подрывных органи­зациях. Закон о внутренней безопасности 1950 г. (Закон Маккарена-Вуда) сделал невозможной деятельность партий и организаций, «про­пагандирующих доктрины мирового коммунизма и любой другой формы тоталитаризма». По этому Закону устанавливался контроль за почтовыми отправлениями «подрывных организаций», их членам за­прещалось занимать государственные должности, получать загранич­ные паспорта. В начале 1950-х годов сенатор от штата Висконсин Д. Маккарти, инициатор расследований в Конгрессе по выявлению «шпионов и коммунистов» в государственном аппарате США, развер­нул кампанию террора против инакомыслящих. В рамках маккартиз-ма был принят Закон Хэмфри-Батлера в 1954 г., который сделал воз­можным появление «черного списка», куда внесли 733 неблагонадеж­ные политические организации. Верховный суд во главе с Фрэдом Винсоном ввел в судебную практику так называемое автоматическое осуждение в соответствии со списком. Закон Хэмфри-Батлера о кон­троле над коммунистической деятельностью прямо объявил амери­канскую коммунистическую партию «орудием заговора, замышляю­щего свержение правительства США», и объявил ее вне закона.

Особенностью американской политической системы является уза­коненный лоббизм («проталкивание»). Этот процесс давления на за­конодателей имеет свою историю. Закон 1878 г. рассматривал лоб­бизм как преступление. Закон 1907 г. запретил трестам вносить деньги в партийные фонды. Закон о федеральной регистрации 1946 г. при­знал легальным лоббизм той группы давления, которая представляла правительству информацию о своем составе, направленности интере­сов и заработке. Закон 1971 г. установил размеры взносов с неизвест­ных лиц в 5 тыс. долларов безналичными и не более 100 долларов наличными. Закон 1974 г. признал незаконным любое тайное финан­сирование партий и парламентариев.

Закон 1993 г. запрещает быть лоббистами государственным служа­щим даже после их отставки в течение пяти лет и не позволяет лоб­бирование в пользу иностранных фирм, организаций и государств.

Американский федерализм приобрел статус образцового в XX в. Основой его является делегирование полномочий от штатов (суверен­ных государств) федеральным органам власти. В структурном плане федеральное устройство и устройство штатов однородны. Субъектами федерации признаются города и тауншипы. Города имеют однород­ную структуру власти: городской совет, муниципалитет и мэр. Город­ские власти, как правило, занимаются трудовыми отношениями, транспортом, телекоммуникациями, коммунальным развитием, куль­турой, проблемами престарелых. 50% бюджета города идет на поли­цейское управление. Тауншипы неоднородны и многообразны. В та-уншип входят не менее 5 тыс. жителей сельской местности. Властью является их общее собрание. Полицию здесь представляет выбирае­мый шериф. Противоречия и конфликты между субъектами федера­ции и федеральной властью разрешаются в Верховном суде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.02 с.)