Лекция 3. Государство и право в период государственно-партийного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Государство и право в период государственно-партийного государства



После ликвидации оппозиции власть РКП(б), а позднее - ВКП(б) становится бесконтрольной, после 1921 года деятельность всяких фракций внутри партии была категорически запрещена. Партийная власть быстрыми темпами сращивалась с вла­стью государственного аппарата, руководители партии одновременно занимали и руководящие должности в государственном аппарате. Складывающаяся админист­ративно-командная система привела к тому, что государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках центра­лизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался именно в этот исторический период привилегированный слой буржуазии, которая занимала вид­ные места во всех государственных, партийных и советских органах. С конца 20-х годов регулярно стали проводиться партийные чистки, исключались классово чуж­дые, двурушнические и враждебные элементы, а также карьеристы, морально раз­ложившиеся и политически неграмотные члены партии.

К 1934 г. значительно усилились репрессивные меры, была завершена коллекти­визация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливалась уголовная ответ­ственность для семей репрессированных и ряд других жестких мер. После убийства Кирова в декабре 1934 г. были проведены многочисленные аресты членов оппози­ции, а в 1935 г. сторонниками Сталина были заняты все ключевые посты в государ­стве и стали проводить планомерные чистки в госаппарате.

Характерным признаком советской политико-государственной системы до се­редины 50-х годов стал установившийся режим личной власти Генерального секре­таря партии, ставшего одновременно и главой государства.

В стране с 1929 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства, уп­равление коллективными хозяйствами осуществлял Колхозцентр, который с массо­востью коллективизации был наделен дополнительными полномочиями. Заготови­тельная кампания в сельском хозяйстве к осени 1929 г. приняла насильственный при­нудительный характер, полностью были сломлены все рыночные механизмы. Но­ябрьский пленум ЦК поставил вопрос о минимальных сроках коллективизации, в связи с чем уже в начале 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график проведения в стране коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллекти­визация должна быть завершена на Северном Кавказе, а также Нижнем и Среднем Поволжье. Уже в этом же году, в декабре специальная комиссия разработала гло­бальную программу борьбы с кулачеством. В состав кулачества были включены следующие категории крестьян:

1)кулаки, которые занимались контрреволюционной деятельностью,

2)кулаки, не оказывающие активного сопротивления советской власти,

3)кулаки, признанные лояльными к советской власти.

Представители кулачества первой и второй категории подвергались арестам и высылке в Сибирь или Казахстан, их имущество подлежало конфискации в доход государства. Кулаки, лояльно относящиеся к власти, подвергались принудительно­му переселению на необработанные земли, но в пределах областей своего прежнего проживания. Списки раскулаченных крестьян составлялись при активном содействии деревенских активистов и бедноты.

Данная политика привела к снижению поступления зерновых из деревни госу­дарству, а потому в конце 1931 года в деревню направляется очередной контингент уполномоченных для оказания помощи местным властям. В августе 1932 г. прини­мается закон, сурово карающий за мелкие хищения колхозной собственности. Од­новременно начались аресты и очередная чистка государственного аппарата. Со­зданные продотряды направлялись в деревни и проводили карательные мероприя­тия, связанные с реквизицией. Ситуация резко усугубилась массовым голодом в не­которых районах страны.

Местные советы были наделены рядом больших полномочий, в число которых входили право созывать или разрешать сельские сходы, определять повестку дня и контролировать их деятельность. Однако после завершения сплошной коллективи­зации сельские сходы перестали созывать вообще.

В 1934 г., согласно постановления СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными вла­стями, невыполнение данного предписания грозило имущественными и уголовны­ми санкциями. Государство контролировало и размер посевных площадей и урожа­ев. В том же 1934 г. были установлены ставки денежного обложения крестьян-еди­ноличников, и был увеличен размер налога. В 1935 г. сплошная коллективизация была полностью завершена, частный сектор в сельском хозяйстве был окончатель­но ликвидирован.

В мае 1929 Пятый съезд Советов СССР принял первый пятилетний план. Имен­но с этого времени начинается изгнание старых специалистов из промышленности, на руководящие посты стали выдвигать рабочих. С сентября 1932 г. вводятся тру­довые книжки, в которых были зафиксированы все предыдущие места работы, их предъявление было обязательным элементом устройства на работу. Для уменьше­ния текучести кадров была введена прописка. Меры воздействия за неявку на рабо­ту были очень суровыми — немедленное увольнение с работы, лишение продоволь­ственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Уже в начале 1933 г. ры­ночную экономику заменила административно-командная система.

Планированию уделяется огромное внимание, в 1929 г. был принят первый пер­спективный пятилетний план развития, носивший характер директивы.

Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования при­вела к серьезным преобразованиям кредитной системы, в мае 1927 г. были закрыты все частные кредитные организации, в связи с выявлением в их деятельности спеку­лятивных тенденций. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магази­ны и лавки. Госбанк превратился в единственного распределителя кредитов, кото­рые стали выдаваться по целевому назначению исключительно для хозяйственных целей. Перераспределение кредитов между предприятиями тоже должно было осуществляться в строгом соответствии с указаниями Госбанка.

Централизация кредитной системы проходила одновременно с централизацией системы управления промышленностью.

Основным итогом формирования командно-административной системы явилось установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования.

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, на которую возлагались обязанности по надзору за соответствием всех постановлений, прини­маемых центральными и местными органами власти и управления, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, а также закон­ностью действий органов милиции, ОГПУ, по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из под­чинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и авто­номных республик», в котором была закреплена унифицированная судебная систе­ма. Первой инстанцией, согласно закону, являлся народный суд, второй инстанци­ей выступал краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Выс­шими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики. Вер­ховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Были сохранены и специальные суды, к которым относились военные трибуналы, линейные суда же­лезнодорожного и водного транспорта.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, таким образом, органы охра­ны общественного порядка были включены в систему органов государственной бе­зопасности, а ОГПУ продолжало действовать как управление при СНК. Дополни­тельно в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, поэтому исполнитель­ские функции управления дополнялись судебными.

Началась эпоха показательных процессов, ответственность по этим делам, кро­ме обвиняемых, возлагалась на членов их семей, обвинявшихся в недоносительстве. Все политические процессы носили ярко выраженный политический характер, до­казательствами по такой категории служили материалы следственных органов, по­лученные в нарушение требований УПК, а также кампании давления в виде митин­гов и решения партийных органов.

В июле 1934 г. был принят закон, устанавливающий ответственность за измену Родине, соответственно и для членов семьи обвиняемого. Именно такая норма широко использовалась в показательных процессах 30-х годов. На первом таком про­цессе устанавливалась наличие оппозиционного блока, направленного на соверше­ние террористического заговора. Второй судебный процесс в большей части, кон­статировал факты масштабного саботажа в народном хозяйстве всей страны. Вол­на репрессий прокатилась по всем союзным республикам.

В конце 20-х, начале 30-х годов сформировался новый правящий слой, создав­ший свою бюрократию и своих идеологов. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой изменений в Конституции, которая была принята в 1936 г. Политическую основу СССР, согласно Конституции составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Социалистическая систе­ма хозяйствования составляла экономическую основу СССР. Социалистическая соб­ственность выступила в двух формах: государственной и кооперативной. Труд рас­сматривался как обязанность каждого члена общества.

Государственное устройство страны определялось как федеративное объедине­ние республик, исчерпывающим перечнем прав федеративных органов. Конститу­ция определяла и единое гражданство. Кроме того, глава 9 Конституции была по­священа ряду изменений в избирательной системе, было закреплено всеобщее, рав­ное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с во­семнадцатилетнего возраста.

На основе новой Конституции в предвоенный период была проведена существен­ная перестройка государственного аппарата. В феврале 1941 г. объединенный Нар­комат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ). Совершенно очевидно, что вся политика государства в предвоенный период с включением и репрессивных мер, была направлена на цент­рализацию и усиление госаппарата, за которым сразу же стоял аппарат ВКП(б). Уже в марте 1937 г. был введен институт военных комиссаров, который просуще­ствовал до 1940 г., а затем на их место была введена должность заместителей коман­диров по политической части. Единоначалие оставалось за командиром, а идеоло­гический и политический контроль — у замполитов.

1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», кото­рый распространялся на всех граждан государства. По этому закону были увеличе­ны сроки военной службы, был снижен призывной возраст, удлинялся срок пребы­вания в запасе. С февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил принимал присягу. В 1940 г. был принят новый Дисциплинарный устав, повышающий уго­ловную ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.

В июне 1941 г. до начала войны за неделю Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. После начала войны началась эвакуация предприятий в восточные районы страны, для этой цели был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. А в октябре 1941 г. образовался Комитет по эвакуации продовольственных запасов, про­мышленных товаров и предприятий промышленности.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на территориях, оккупированных противником. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего был образован Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре — особое Главное командование партизанского движения.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро и Наркомата обороны. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

В области военной юстиции при армиях образовывались трибуналы, которые действовали в составе трех постоянных членов, а позднее в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения в трибуналах уголовных дел были очень коротки­ми, вынесенные приговоры не подлежали кассационному обжалования, могли пе­ресматриваться только в порядке надзора, сами дела слушались при закрытых две­рях. Командующие армиями и округами, военные Советы имели право приостанав­ливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры приводились в ис­полнение немедленно после их провозглашения. Военные власти были наделены компетенцией самим определять компетенцию и подсудность конкретного уголов­ного дела. В местностях, объявленных на осадном положении, к провокаторам, шпи­онам и другим агентам врага, призывающим к нарушениям порядка, расстрел при­менялся на месте.

После окончания войны изменился подход к формированию идеологии, в кото­рой усилились национально-патриотические мотивы и культ Сталина. Вновь были возрождены многие политически символы, воинские и гражданские звания, народные комиссары были преобразованы в министров, а Рабоче-Крестьянская Красная Армия в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б), в Коммунистическую партию Со­ветского Союза.

В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных сельских и районных Советах. С 1954 г. начинается реорганизация государственных структур, происхо­дит разукрупнение министерств и преобразование комитетов в министерства. Пос­ле проведения такой реорганизации были упразднены некоторые министерства и тресты, и произведено сокращение численности аппарата не только местного, но и центрального.

В сельском хозяйстве в послевоенный период также произошли значительные ре­организации, сельскохозяйственная техника была передана в собственность колхо­зов за соответствующий выкуп. В 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, вводивший погектарное обложение и облегчал налоговое бремя на коллективные и личные хозяйства. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельхозпродук­тов колхозами, они были заменены государственными закупками, соответственно были повышены закупочные цены. Вторая реформа коснулась укрупнения колхозов, кото­рые способствовали эффективному развитию индустриальной базы. Эта же реформа упразднила районные партийные организации, полномочия которых были перенесе­ны на производственные зоны. Одновременно происходила перестройка системы ме­стных органов власти, были утверждены положения о местных Советах, в которых конкретизировались организационные принципы, сроки созыва сессий, компетенция исполкомов и постоянных комиссий, а также статус депутата.

Усиление партийного контроля на государственный аппарат сопровождалось интенсивной борьбой внутри руководства страны. В конце 40-х гг. был восстанов­лен жесткий контроль над сельским хозяйством и промышленностью, что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.

В 1945 г. в связи с реально возможной угрозой власти со стороны высокопостав­ленных военных чинов были предприняты меры по усилению идеологической рабо­ты в армии и изоляции некоторых высших армейских чинов, была осуществлена отправка из центра на периферию маршала Жукова Г. К.

В марте 1953 г. после смерти Сталина Верховный Совет СССР объявил амнис­тию осужденным за политические и уголовные преступления, а также партработни­ков, военных и хозяйственников. В связи с такими обстоятельствами в некоторых местах лишения свободы летом 1953 г. вспыхивали восстания среди заключенных, на которых амнистия не была распространена.

В мае 1955 г. было принято новое Положение о прокурорском надзоре СССР, было подчеркнуто, что органы прокуратуры подчиняются только Генеральному прокурору. Были сформулированы конкретные задачи и функции прокуратуры, зак­лючающиеся в общем контроле, надзоре за дознанием и следствием и законностью судебных решений, а также осуществление контроля за местами лишения свободы.

Усиливалась судебная власть, упразднялись управления юстиции при област­ных Советах, часть их функций была передана соответствующим судам. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, которое расширило надзорные права республиканских судов, при этом значитель­но ослабевала судебная союзная централизация. Верховный суд в основном, был сосредоточен на работе по обобщению судебной практики.

В конце 50-х гг. были проведены административные реформы, которые заклю­чались в том, что стали создаваться сотни региональных совнархозов, произведено укрупнение колхозов, техника передавалась в собственность колхозов.

Демократические преобразования, проводимые Хрущевым, коснулись и трудо­вых отношений, было отменено прикрепление рабочих к предприятиям, введенное в 1940 г., удвоился размер пенсий, сокращалась продолжительность рабочей неде­ли, удлинился отпуск по беременности, были отменены обязательные государствен­ные займы.

В политической жизни страны было проведено массовое освобождение полит­заключенных из лагерей с их последующей реабилитацией, в феврале 1957 г. про­изошла реабилитация ряда народностей, репрессированных во время культа лично­сти. Кроме того, в 1956-1958 гг. частично реабилитировали некоторых партийных и военных начальников.

В декабре 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства, на осно­ве которых формировались кодексы союзных республик. Было упразднено понятие «враг народа», повысился возраст, с которого лицо привлекалось к уголовной от­ветственности, судебные заседания кроме политических, содержащих государствен­ную и военную тайну, а также преступлений, касающихся интимных вопросов, ста­новились открытыми.

Полоса оттепели период коллегиального руководства заканчивается, а эконо­мические трудности, возникшие в этот период, привели к усилению авторитарных методов регулирования. Это выражалось в том, что в 1961 г. к обвиняемым в эконо­мических преступлениях стала применяться такая исключительная мера, как смерт­ная казнь. Весной 1962 г. резко повысились цены на продукты питания.

В сентябре 1962 г. была проведена важная партийная реформа, заключающаяся в том, что все партийные организации были разделены на контролирующие про­мышленность и сельское хозяйство. Районные партийные организации упраздня­лись. Проведение такого рода реформ поставили под сомнение само существование многих партийных структур, чем и вызвали недовольство у партийной элиты. В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.

Согласно Конституции 1936 г., закрепившей федеративную систему, состояв­шую из разнородных субъектов, полноправными субъектами федерации, однако, являлись только союзные республики. Территория СССР расширялась за счет вклю­чения в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, ко­торые были аннексированы у Польши, Румынии и Финляндии. Присоединение рес­публик осуществлялось следующим образом: советские войска оккупировали тер­ритории, распускали враждебные им организации и устанавливали свой порядок, а несколько позднее, так называемые народные собрания выносили решения о присо­единении к СССР, конфискации помещичьих земель и национализации промыш­ленности. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Бело­русской ССР, мотивируя свое решение обращением к нему народных собраний обе­их территорий. В это же время были образованы республики Прибалтики.

За период войны изменилось административно-территориальное устройство СССР, были созданы новые области, одновременно разукрупнены некоторые края и области, в октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.

В некоторых районах, освобождаемых от немецкой оккупации, против советских властей начали вооруженную борьбу разного рода националистические организа­ции. С 1944 по 1950 г. на территории Украины действовала повстанческая армия, пытавшаяся создать национальное правительство, поддерживаемая церковью. В при­балтийских республиках до 1948 г. действовали антисоветские национальные парти­занские формирования. Их сопротивление, как и на Украине, было жестоко подав­лено путем жестких во оружейных акций.

Летом 1946 г. был издан Указ Верховного Совета СССР о высылке за коллек­тивное предательство ряда народностей за пределы территорий, ими населяемых.

В действительности переселение стало проводиться еще в период войны, в авгу­сте 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944 г. в Си­бирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, карачаев­цы, балкарцы и ингуши.

В середине 50-х годов из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое количество промышленных предприятий. Для координа­ции межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образо­вана Экономическая комиссия Совета Национальностей для подготовки законопро­ектов и планов. В задачи комиссии входило согласование экономических интересов автономных республик. В 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР в составе РСФСР образованы Калмыцкая автономная область также в составе РСФСР и ряд других национальных республик. Остался нерешенным вопрос территориаль­ного расселения немцев Поволжья и крымских татар.

В 30-е годы все больше постановлений правительства стали приниматься совме­стно с руководящими партийным органом. Издаваемые партийные решения приобретали характер нормативных актов. Это обуславливалось представлением о праве как об инструменте государственной политики, поэтому все нормативные акты, ка­сающиеся государственной и политической жизни страны всегда исходили из двух источников: партии и правительства.

Чем больше концентрировалась партийная власть в руках партийных и госу­дарственных чиновников, тем меньше гражданских прав оставалось у населения страны. Административный контроль за населением был усилен за счет прописки и всеобщей паспортизации в городах. Наоборот, сельские жители были лишены воз­можности получения паспортов и фактически не имели права передвигаться по стра­не. Аналогичная ситуация складывалась в промышленности, с июля 1940 г. была повышена обязательная мера труда, вместо шести или семичасового рабочего дня был установлен восьмичасовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Еще через месяц, другим Указом Президиума Верховного Совета СССР, был запре­щен самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия на другое. Наркоматам было предоставлено право перевода рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке.

В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливалась уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений с 14 летнего возраста.

В период Отечественной войны ужесточилась уголовная ответственность в об­ласти трудовых отношений и уголовного права. С 1942 г. в состав такого преступ­ления, как спекуляция были включены соответствующие дополнения, к этому пре­ступлению были включены такие действия, как продажа самогона и махорки в больших количествах. Кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах, на­пример, во время воздушного налета и т. п., приравнивалась по аналогии к бандитизму.

Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке.

В области гражданского права военная ситуация также привела к ряду измене­ний, была расширена практика присвоения предприятиями бесхозного или находя­щегося в их пользовании имущества, такое действие, как договор купли-продажи заменялся простой передачей имущества от одного госоргана к другому.

В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в фев­рале 1945 г. — в Ялте, где обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы.

В послевоенный период в сфере правового регулирования произошли серьез­ные изменения, так в области трудового законодательства было вновь возобновле­но заключение коллективных договоров между хозорганом и профсоюзами.

В 1954 г. при правительстве был создан Комитет по вопросам труда и заработ­ной платы, занимающуюся вопросами упорядочения заработной платы. С 1956 г. сократилась продолжительность рабочего дня, работа в праздничные дни, была увеличена продолжительность отпусков по беременности и родам.

С 1958 г. было принято Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза, на которые возлагался контроль за выполнением админист­рацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности. Увольнение работающих по инициативе администрации могло быть решено только при согласовании с фабзавкомом. В этом же, 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции и натуроплаты, а вместо них был уста­новлен порядок закупки государством сельскохозяйственной продукции.

В уголовном праве были изменены наказания в связи с отменой чрезвычайного положения. Одновременно усилилась уголовная ответственность за хищение госу­дарственного и общественного имущества, В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие главнейшие принци­пы, как осуществление правосудия только судом на началах равенства всех перед законом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и под­чинение их только закону и др. В этот период кодификационная работа велась очень интенсивно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.04 с.)