Лекция 2. Государство и право в период перехода от капитализма к социализму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Государство и право в период перехода от капитализма к социализму



Новый политической режим укрепился в России в ходе гражданской войны. В конце 1920 г. «белые» армии были разгромлены, практически в стране была ликви­дирована внутренняя оппозиция, при помощи репрессивно-политического аппа­рата оформлялась партийная номенклатура. С марта 1919 г. право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам, а вся высшая власть от ЦК постепенно стала переходить к Политбюро, подчинившее своему вли­янию все высшие государственные органы. Борьба за власть могла теперь осуще­ствляться непосредственно в правящей партии. В марте 1921 г. проходил десятый съезд РКП(б), на котором был провозглашен принцип партийного политического единства, невыполнение постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.

В начале 1921 г. на территории Тамбовской губернии сформировалась повстан­ческая армия Антонова, состоявшая из эсеровских боевых отрядов. Повстанцы бо­ролись за свободу торговли и переизбрании Советов на основе всеобщего и равного голосования.

В начале 1921 г. власти начали новую серию репрессий против социалистической оппозиции. Летом 1922 г. Верховный трибунал рассматривал дело по обвинению лидеров партии социалистов-революционеров в антигосударственной деятельнос­ти. В 1923 г. прокатилась волна репрессий против всех членов оппозиционных со­циалистических партий.

В феврале 1922 г. по обвинению в конспиративной деятельности была арестована большая группа ведущих членов партии эсеров, в июле начался судебный процесс над ними. В вину обвиняемых ставились политические преступления, совершенные ими в период деятельности Временного правительства и гражданской войны.

В начале 20-х гг. состав ВЦИК был существенно увеличен за счет включения представителей новых автономных и союзных республик. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия — Госплан, разрабатывающий

перспективный план народного хозяйства В начале лета 1921 г. стали возникать ' первые тресты, осуществляющие управление государственной промышленностью, введение хозрасчета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельны­ми субъектами права.

В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, была создана сеть кооперации во главе с Центросоюзом, таким образом, завершалось огосударствление кооперации. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-про­даже. В июле 1921 г. было принято постановление, разрешающее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы местного обо­рота и переходить к купле-продаже. Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям:

—легализация конкретных форм торговой деятельности,

—включения в оборот все новых и новых предметов. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. С лета 1921 г. для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный порядок ре­гистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда. Бо­лее крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам, а собст­венником продолжало оставаться государство.

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение ввели новую денеж­ную единицу с золотым обеспечением и проведен обмен старых денег на новые.

В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между го­сорганами, частный посредник мог участвовать только в заключении сделок между госорганом и частным лицом. Таким образом, было положено начало размежева­нию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» от 1925 г. этот институт был упразднен в государственном секторе.

Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствен­ной деятельности и им соответствующих правовых институтов. В условиях пере­ходного периода плановые и товарные элементы теснейшим образом переплелись, Организационные формы государственной промышленности должны были стро­иться в строгом соответствии с двумя основными функциями государства в сфере хозяйствования — это регулированием торговой деятельности и ее организацией. С правовой точки зрения главной задачей овладения рынком являлось создание норм торгового законодательства.

Хозяйственная ситуация 1921 - 1922 гг. позволяла противопоставлять в сфере гражданско-правовых отношений трест другим хозяйственным организациям. Трест одновременно являлся хозяйствующим субъектом и хозяйственным органом. Струк­тура треста включала его внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона трес­та представляла заимствование из частного хозяйства техники и основных приемов работы, внутренняя сторона выглядела как публично-хозяйственное содержание. По декрету о трестах 1923 г. имущество треста распадалось на основной и оборот­ный капитал, формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборо­та, на него не распространялась имущественная ответственность по долгам.

На первом совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1925 г. декрет о трестах был подвергнут критике, особенно по вопросу правового режима имущества трестов. По заданию правительства специально созданная комиссия ВСНХ начала работу по пересмотру Положения о трестах. Новые задачи были сфор­мулированы следующим образом — ликвидация ранее существовавшего деления уставного капитала треста на основной и оборотный. Вместо этого предусматрива­лось деление имущества на изъятое и неизъятое из оборота. Сложность и особен­ность хозяйственной ситуации заключалась в том, что необходимо было учитывать одновременно две различные силы — план и стихию, чтобы хозяйственный расчет и извлечение прибыли вместе с плановым началом стимулировали хозяйственный интерес на построение социализма.

В 1924 г. была образована комиссия по пересмотру акционерного законодатель­ства, определившая, что смешанные акционерные общества по составу капитала близки к частноправовым организациям, но к ним можно применить льготы, каса­ющиеся государственных предприятий. Государственное имущество могло посту­пать в фонд смешанных акционерных обществ или на правах владения, или на пра­вах аренды. В 1927 г. было принято специальное положение «Об акционерных об­ществах», где были определены цели акционерных обществ, выраженные в том, что им неформирование капитала, а хозяйственная деятельность, для которой наиболее подходила форма паевого товарищества. Акции акционерных обществ не котиру­ются на бирже, не переходят из рук в руки в виде товара, играя роль вкладов, свя­занных с конкретным вкладчиком. На государственные акционерные общества ста­ли распространяться все положения о государственных предприятиях. Позднее ак­ционерная фирма была признана неприемлемой для государственных предприятий. Она стала вытесняться из обобществленного сектора, а позднее из всего народного хозяйства.

В первые годы нэпа частные предприниматели, не имевшие других источников кредитования, стремились поддерживать связь с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе снача­ла всячески поощрялось государством, законодатель сначала поощрял различные виды кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК), которые с 1924 г. стали привлекать все большее число частных клиентов. В их работе возрос удель­ный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все очевиднее они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оптовиков. Кредитная политика государства, в первые годы НЭПа, начала о поощрения част­ного кредита, государство стремилось сделать эту систему контролируемой. По мере усиления госсектора государство начинает наступление на частный капитал, исполь­зуя кредитную политику как способ регламентации и вытеснения частного капита­ла. В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге. В марте 1922 г. были введены новые правила взимания промыслового налога, предусматри­вающие многократное обложение. Налоговые ставки для частных промышленных предприятий стали постепенно подниматься. В это же время стало возрастать зна­чение другого налога — подоходного. Подоходное обложение имело четкую соци­альную направленность, которая усиливалась в каждом следующем Положении о подоходном налоге. В июне 1926 г. вводится Положение о налоге на сверхприбыль, для ее исчисления устанавливался нормативный принцип, заключающийся в том, что налоговые органы устанавливали норматив обложения, а доля дохода, превы­шающая норму, считалась сверхприбылью. В 1921-1922 г. г. законодательством был установлен перечень объектов, облагаемых местными налогами и предельные став­ки обложения. К налоговым платежам относились расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов и т. п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кус­тарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. Таким образом, в сфере налоговой политики главными объектами становились го­сударственные хозрасчетные предприятия и частнокапиталистические предприятия.

При относительно небольшой численности буржуазии налоговая тяжесть налого­вое бремя ложилось на нее и постоянно возрастало.

Стремление ограничишь конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных администра­тивных полномочий. Продовольственные комиссары на местах получали право зап­рещать торговлю в отдельных районах, если там не выполнялись обязательства по сбору налогов. Исполкомы в свою очередь, контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В некоторых губерниях проводились закрытия рынков милици­ей. Часть районов страны бронировались исключительно под государственные за­готовки, и торговля в них запрещалась.

В октябре и декабре 1921 г. были приняты декреты СНК, устанавливающие от­ветственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений о деятельности хозяй­ственного предприятия. С октября 1952 г. частные предприятия были обязаны де­лать публичные отчеты о своей деятельности, балансах, основном капитале, типе, товарищества, составе участников и юридическом адресе. Для контроля за финан­совым положением предприятий в августе 1923 г. было создано Кредитбюро.

Репрессивные меры административного характера применялись к нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства. Час­тные предприниматели подвергались взысканиям за нарушение правил торговли, налоговой отчетности, охраны труда, а также соблюдения и публикации цен.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, при разра­ботке этого Положения большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам, по горизонтали — местным исполкомам.

ВЦИК учредил государственную прокуратуру в составе Наркомюста. При три­буналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Респуб­лики. Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и других центральных ведомств, опротесто­вывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК руководить деятельностью проку­роров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитни­ков, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии одно­временно не могли работать в государственных организациях, адвокаты оказывали юридическую помощь гражданам и защищали их интересы в суде.

В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и арбитражных комиссиях. Но­тариат занимался вопросами регистрации сделок с недвижимостью и другим иму­ществом, арбитражные комиссии рассматривали имущественные споры, касающи­еся государственных органов и хозяйственных организаций.

С конца 1922 г. начала создаваться новая судебная реформа, создавалась еди­ная судебная система:

—народный суд в составе постоянного народного судьи,

—народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных засе­дателей,

—губернский суд,

—Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, кре­стьян и военнослужащих. Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных пре­ступлениях — первой инстанцией. В эти годы резко сократилось число ревтрибуна­лов, были сохранены только военные трибуналы фронтов, округов и дивизий, а также военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

В феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по пре­дупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, а также охрана государственной тайны, борьба со шпионажем и враж­дебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлеж­ности. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных мероприятий, доз­нания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Подго­товленные следственными органами дела из ГПУ передавались в судебные инстан­ции. Устанавливались процессуальные сроки проведения предварительного рассле­дования, а также условия проведения обысков и арестов.

В армии и на флоте создавались особые отделы, на транспорте — транспортные отделы. В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. Надзор за деятельностью ОГПУ был возложен на Прокурора Верховного суда СССР с 1924 г.

После гражданской войны были предприняты новые меры против церкви, в фев­рале 1922 г. были конфискованы церковные ценности, малейшее сопротивление цер­кви подавлялось любыми средствами вплоть до военных, ее представители, не при­знавшие Советскую власть, ссылались в Сибирь. Церковная оппозиция была пол­ностью подавлена в 1928 г. В апреле 1929 г. был издан декрет, усиливающий конт­роль органов местной власти за церковными приходами. Власти упразднили церковные праздники за счет введения шестидневной рабочей недели. На этой вол­не все более расширялась атеистическая пропаганда.

В период с 1918 по 1922 г. национальные республики входили в состав РСФСР на основе договоров, заключавшимися между этими республиками и РСФСР. Ос­нову договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономичес­ком союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной облас­тью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

В период с 1921 по 1922 г. были ликвидированы границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и еди­ное. На общих принципах строилось и налоговое законодательство, республики совместно финансировали многие хозяйственные проекты. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР действовало на территориях республик с их непосредственного согласия.

В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая их вышеперечисленных республик на тот период времени уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции, которая была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. Двенадцатый съезд РКП(б) урегулировал возникшие разногласия по вопросам

национально-государственного устройства. Конституция СССР состояла из двух разделов:

1.Декларация об образовании СССР, в которой указывалось на особый харак­тер национальной политики Советского государства, причины объединения совет­ских республик и принципы их объединения — добровольность и равноправие.

2.Договор состоял из одиннадцати глав. Согласно Конституции в исключитель­ное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование эко­номики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Исключительной компетенцией Съезда Советов являлось утверждение и изменение основных начал Конституции. За союзной республикой было сохранено право сво­бодного выхода из Союза, территория республики могла быть изменена только с ее согласия, для граждан всех республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Съезд Советов объявлялся высшим органом власти СССР, в период между съез­дами высшим органов власти был Исполнительный Комитет СССР, (ЦИК СССР) который состоял из Союзного Совета, избираемого съездом из представителей рес­публик пропорционально населению, а также Совета Национальностей, в который входили представителя союзных республик (пять депутатов от каждой республики) и автономных областей по одному депутату от каждой. Работа ЦИК СССР осуще­ствлялась в сессионном порядке, а число председателей ЦИК СССР соответствова­ло числу союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный Орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместитель и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отрас­лями промышленности, пять из них были наркомами общесоюзными — иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов и военных и морских дел. Пять наркоматов являлись объединенными, к ним относились ВСНХ, продо­вольствия, финансов, труда, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на терри­тории союзных республик через уполномоченных. Ряд наркоматов были республи­канскими, к ним относились наркомат юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, социального обеспечения и просвещения. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров. ЦИК союзной респуб­лики не мог приостанавливать решений СНК, однако мог их обжаловать в ЦИК.

Конституцией было предусмотрено создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Всесоюзный съезд Сове­тов был наделен правом вносить изменения в Конституцию. Постепенно союзные рес­публики становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его ор­ганов власти и управления. Интересы республик были предоставлены такими государственными органами, как Президиум ЦИК СССР и Совет Национальностей.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юриди­ческое оформление азиатских республик в составе СССР, и уже в 1925 г. Третий -съезд Советов СССР принял в состав Союза Туркмению и Узбекистан. В этом же 1924 г. пересматривались территориальные границы РСФСР, часть уездов и волос­тей были переданы из состава российских в связи с компактным проживанием на этих территориях белорусского населения и переданы в состав Белорусской ССР. В 1924 г. в со ставе Украинской ССР была образована Молдавская автономная респуб­лика, в составе Азербайджанской ССР — автономная область Нагорный Карабах и Нахичеванская автономная республика. В Карабахе преобладающим было армянс­кое население.

В 1924г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей.

Позднее, в 1925 г. была принята Конституция РСФСР, строящаяся на основных положениях Конституции СССР 1924 г. В Конституции РСФСР закреплялась сис­тема органов власти и управления, закреплялась избирательная система, права и обязанности граждан и государственная символика.

Мирное строительство, начавшееся после окончания гражданской войны, акти­визировало дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства. Пе­ред страной было поставлено несколько проблем, в числе которых вопросы о право­вых источниках и, юридической технике. После Октябрьской революции первона­чальную роль источника права играло революционное правосознание. Были прове­дены первоначальные попытки сделать разграничение таких понятий, как револю­ционная совесть, означавшая субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, и революционное правосознание — это объектив­ное содержание права. После перехода к НЭПу в стране развернулась очередная дискуссия о революционной законности в ее отношении к экономике переходного периода. Теперь уже под революционной законностью стали понимать правопоря­док, признанный верховными органами пролетарской диктатуры как целесообраз­ный и общеобязательный. Правосознание рассматривалось как ведущий принцип правотворчества, положенного в основу законодательства и более определенно вы­являющегося в содержании принимаемых кодексов.

В выработанной правовой теории 20-х годов революционной законностью ста­ли считать установленный и определенный государством правопорядок, свод пра­вил, связанных с необходимостью разработки системы соответствующих норм.

В 1919г. было предложено начать кодификацию нового советского права. Глав­ное в этой кодификации было отведено Конституции, а завершало кодификацию правила о труде и международное право. Это была первая попытка подхода к воп­росу о системе права, обусловленная необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства. В 20-е годы вступили в действие Гражданс­кий, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и Земель­ный кодексы.

В 1922 г. был введен в действие Земельный кодекс, который завсегда отменил право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный зе­мельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Покуп­ка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвер­гались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота, при трехполье — три года и т. я. При этом допускалась трудо­вая аренда, но с оговоркой о том, что никто не может получать по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополни­тельно к своему наделу обрабатывать силами своего хозяйства. Субаренда была запрещена законом. В отношении наемных сельскохозяйственных рабочих действо­вали нормы КЗоТ.

Право пользования землей было определено как бессрочное и прекращалось только в строгом соответствии с законом. В 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. По этим правилам, основные условия найма определялись договорами сторон, проф­союз подписывался от имени нанимающейся стороны такой договор. В таком дого­воре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работ­нику достойных условий труда и отдыха. Предпочтение в земельном кодексе отда­вались коллективным формам землепользования. Земельный кодекс также регла­ментировал правовое положение крестьянского двора. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в конце 1922 г. и предусматривал в качестве основных право­вых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Недействитель­ными считались договоры, которые ухудшали положение нанимающихся на рабо­ту. Законом регламентировались правила и порядок включения трудовых догово­ров, выплата компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и вре­мени отдыха, а также труд женщин и несовершеннолетних.

Огромное внимание было уделено законодателем трудовым отношениям в час­тном секторе.

Законом были предусмотрены санкции для нарушителей трудового законода­тельства. Большинство споров между нанимателем и наемными рабочими рассмат­ривались в трудовых сессиях судов. Соглашения, достигнутые в третейских судах, приобретали силу договора и защищались статья ми Уголовного кодекса.

С лета 1922 г. вошел в силу Уголовный кодекс РСФСР, который пере­квалифицировал некоторые составы преступлений, ввел специальные статьи, пре­дусматривающие ответственность частных торговцев за нарушение цен.

Закон давал широкое толкование статьи 128 УК РСФСР, о должностных пре­ступлениях. В число субъектов этих преступлений входили не только должностные лица, но и частные, но в качестве соучастников этих должностных лиц.

Было зафиксировано несколько форм уклонения от налогов, к ним относились совершение преступления по сговору, сокрытие источников доходов под чужим именем или подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии и т. п. Были расширены права суда толковать закон.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден в 1923 г. и закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность, гласность, за исключе­нием уголовных дел, содержащих военную, государственную тайну или же сведения об интимной жизни граждан.

По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР вступил в действие в сентябре 1923 г., он обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материала­ми, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. При этом необходимо было руководствоваться общими началами советского законодательства и общей поли­тикой Рабоче-Крестьянского Правительства. Для охраны публичных интересов дело могло слушаться в закрытом заседании.

Кассационный порядок пересмотра судебных решений действовал в уголовном и гражданском процессе.

Все кодексы РСФСР использовались как основа для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности пра­вового, социального и экономического строя. Другим не менее важным этапом, бы­ло проведение кодификационной работы для создания основ союзного законода­тельства.

В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Данный документ определял пределы действия уголовного законодательства, его виды, цели и условия применения уголовных на­казаний. В отличие от предыдущей редакции в новом Уголовном кодексе были под­робно разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях.

С декабря 1928 г. принимаются Общие начала землепользования и зе­млеустройства СССР. Основой земельного строя была объявлена национализация земли и установление на нее исключительно государственной собственности СССР. Все сделки с землей, согласно законодательства, считались недействительными. Зем­лю могли лишь получать лица, которые ее обрабатывали своим трудом. В послед­нюю очередь земля предоставлялась лицам лишенным права избирать в Советы, им земля предоставлялась в трудовое пользование. Такая земля предоставлялась в пользование на неопределенный период времени. По заявкам государственных пред­приятий и учреждений землеустройство производилось без очереди, в то время, как по заявкам хуторских хозяйств - в самую последнюю очередь с оговоркой, что это мероприятие не приведет к укреплению кулачества. Наибольшие преимущества и льготы при выделении земли предоставлялись коллективным хозяйствам и мало­мощным крестьянским хозяйствам. Вместе с тем, кулацким хозяйствам было запре­щено брать в аренду землю. Использование наемного труда в кулацких хозяйствах регулировалось КЗоТом.

Нэп заканчивался, начинался новый период государственно-правовой истории нашей страны, на смену экономическому либерализму пришло жесткое планирова­ние. Полностью исчезли такие понятия, как революционное правосознание, на их смену пришли целесообразность и нормативизм, т. о. складывалась закрытая систе­ма права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.042 с.)