Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Государство и право в период перехода от капитализма к социализму
Новый политической режим укрепился в России в ходе гражданской войны. В конце 1920 г. «белые» армии были разгромлены, практически в стране была ликвидирована внутренняя оппозиция, при помощи репрессивно-политического аппарата оформлялась партийная номенклатура. С марта 1919 г. право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам, а вся высшая власть от ЦК постепенно стала переходить к Политбюро, подчинившее своему влиянию все высшие государственные органы. Борьба за власть могла теперь осуществляться непосредственно в правящей партии. В марте 1921 г. проходил десятый съезд РКП(б), на котором был провозглашен принцип партийного политического единства, невыполнение постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии. В начале 1921 г. на территории Тамбовской губернии сформировалась повстанческая армия Антонова, состоявшая из эсеровских боевых отрядов. Повстанцы боролись за свободу торговли и переизбрании Советов на основе всеобщего и равного голосования. В начале 1921 г. власти начали новую серию репрессий против социалистической оппозиции. Летом 1922 г. Верховный трибунал рассматривал дело по обвинению лидеров партии социалистов-революционеров в антигосударственной деятельности. В 1923 г. прокатилась волна репрессий против всех членов оппозиционных социалистических партий. В феврале 1922 г. по обвинению в конспиративной деятельности была арестована большая группа ведущих членов партии эсеров, в июле начался судебный процесс над ними. В вину обвиняемых ставились политические преступления, совершенные ими в период деятельности Временного правительства и гражданской войны. В начале 20-х гг. состав ВЦИК был существенно увеличен за счет включения представителей новых автономных и союзных республик. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия — Госплан, разрабатывающий перспективный план народного хозяйства В начале лета 1921 г. стали возникать ' первые тресты, осуществляющие управление государственной промышленностью, введение хозрасчета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами права. В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, была создана сеть кооперации во главе с Центросоюзом, таким образом, завершалось огосударствление кооперации. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже. В июле 1921 г. было принято постановление, разрешающее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы местного оборота и переходить к купле-продаже. Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям:
—легализация конкретных форм торговой деятельности, —включения в оборот все новых и новых предметов. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. С лета 1921 г. для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда. Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам, а собственником продолжало оставаться государство. В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение ввели новую денежную единицу с золотым обеспечением и проведен обмен старых денег на новые. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, частный посредник мог участвовать только в заключении сделок между госорганом и частным лицом. Таким образом, было положено начало размежеванию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» от 1925 г. этот институт был упразднен в государственном секторе. Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйственной деятельности и им соответствующих правовых институтов. В условиях переходного периода плановые и товарные элементы теснейшим образом переплелись, Организационные формы государственной промышленности должны были строиться в строгом соответствии с двумя основными функциями государства в сфере хозяйствования — это регулированием торговой деятельности и ее организацией. С правовой точки зрения главной задачей овладения рынком являлось создание норм торгового законодательства.
Хозяйственная ситуация 1921 - 1922 гг. позволяла противопоставлять в сфере гражданско-правовых отношений трест другим хозяйственным организациям. Трест одновременно являлся хозяйствующим субъектом и хозяйственным органом. Структура треста включала его внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона треста представляла заимствование из частного хозяйства техники и основных приемов работы, внутренняя сторона выглядела как публично-хозяйственное содержание. По декрету о трестах 1923 г. имущество треста распадалось на основной и оборотный капитал, формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, на него не распространялась имущественная ответственность по долгам. На первом совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1925 г. декрет о трестах был подвергнут критике, особенно по вопросу правового режима имущества трестов. По заданию правительства специально созданная комиссия ВСНХ начала работу по пересмотру Положения о трестах. Новые задачи были сформулированы следующим образом — ликвидация ранее существовавшего деления уставного капитала треста на основной и оборотный. Вместо этого предусматривалось деление имущества на изъятое и неизъятое из оборота. Сложность и особенность хозяйственной ситуации заключалась в том, что необходимо было учитывать одновременно две различные силы — план и стихию, чтобы хозяйственный расчет и извлечение прибыли вместе с плановым началом стимулировали хозяйственный интерес на построение социализма. В 1924 г. была образована комиссия по пересмотру акционерного законодательства, определившая, что смешанные акционерные общества по составу капитала близки к частноправовым организациям, но к ним можно применить льготы, касающиеся государственных предприятий. Государственное имущество могло поступать в фонд смешанных акционерных обществ или на правах владения, или на правах аренды. В 1927 г. было принято специальное положение «Об акционерных обществах», где были определены цели акционерных обществ, выраженные в том, что им неформирование капитала, а хозяйственная деятельность, для которой наиболее подходила форма паевого товарищества. Акции акционерных обществ не котируются на бирже, не переходят из рук в руки в виде товара, играя роль вкладов, связанных с конкретным вкладчиком. На государственные акционерные общества стали распространяться все положения о государственных предприятиях. Позднее акционерная фирма была признана неприемлемой для государственных предприятий. Она стала вытесняться из обобществленного сектора, а позднее из всего народного хозяйства. В первые годы нэпа частные предприниматели, не имевшие других источников кредитования, стремились поддерживать связь с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе сначала всячески поощрялось государством, законодатель сначала поощрял различные виды кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК), которые с 1924 г. стали привлекать все большее число частных клиентов. В их работе возрос удельный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все очевиднее они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оптовиков. Кредитная политика государства, в первые годы НЭПа, начала о поощрения частного кредита, государство стремилось сделать эту систему контролируемой. По мере усиления госсектора государство начинает наступление на частный капитал, используя кредитную политику как способ регламентации и вытеснения частного капитала. В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге. В марте 1922 г. были введены новые правила взимания промыслового налога, предусматривающие многократное обложение. Налоговые ставки для частных промышленных предприятий стали постепенно подниматься. В это же время стало возрастать значение другого налога — подоходного. Подоходное обложение имело четкую социальную направленность, которая усиливалась в каждом следующем Положении о подоходном налоге. В июне 1926 г. вводится Положение о налоге на сверхприбыль, для ее исчисления устанавливался нормативный принцип, заключающийся в том, что налоговые органы устанавливали норматив обложения, а доля дохода, превышающая норму, считалась сверхприбылью. В 1921-1922 г. г. законодательством был установлен перечень объектов, облагаемых местными налогами и предельные ставки обложения. К налоговым платежам относились расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов и т. п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. Таким образом, в сфере налоговой политики главными объектами становились государственные хозрасчетные предприятия и частнокапиталистические предприятия.
При относительно небольшой численности буржуазии налоговая тяжесть налоговое бремя ложилось на нее и постоянно возрастало. Стремление ограничишь конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных административных полномочий. Продовольственные комиссары на местах получали право запрещать торговлю в отдельных районах, если там не выполнялись обязательства по сбору налогов. Исполкомы в свою очередь, контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В некоторых губерниях проводились закрытия рынков милицией. Часть районов страны бронировались исключительно под государственные заготовки, и торговля в них запрещалась.
В октябре и декабре 1921 г. были приняты декреты СНК, устанавливающие ответственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений о деятельности хозяйственного предприятия. С октября 1952 г. частные предприятия были обязаны делать публичные отчеты о своей деятельности, балансах, основном капитале, типе, товарищества, составе участников и юридическом адресе. Для контроля за финансовым положением предприятий в августе 1923 г. было создано Кредитбюро. Репрессивные меры административного характера применялись к нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства. Частные предприниматели подвергались взысканиям за нарушение правил торговли, налоговой отчетности, охраны труда, а также соблюдения и публикации цен. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, при разработке этого Положения большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам, по горизонтали — местным исполкомам. ВЦИК учредил государственную прокуратуру в составе Наркомюста. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и других центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК руководить деятельностью прокуроров на местах. Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии одновременно не могли работать в государственных организациях, адвокаты оказывали юридическую помощь гражданам и защищали их интересы в суде. В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и арбитражных комиссиях. Нотариат занимался вопросами регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, арбитражные комиссии рассматривали имущественные споры, касающиеся государственных органов и хозяйственных организаций. С конца 1922 г. начала создаваться новая судебная реформа, создавалась единая судебная система: —народный суд в составе постоянного народного судьи, —народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, —губернский суд, —Верховный суд РСФСР и его коллегии. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. В эти годы резко сократилось число ревтрибуналов, были сохранены только военные трибуналы фронтов, округов и дивизий, а также военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.
В феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, а также охрана государственной тайны, борьба со шпионажем и враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Подготовленные следственными органами дела из ГПУ передавались в судебные инстанции. Устанавливались процессуальные сроки проведения предварительного расследования, а также условия проведения обысков и арестов. В армии и на флоте создавались особые отделы, на транспорте — транспортные отделы. В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. Надзор за деятельностью ОГПУ был возложен на Прокурора Верховного суда СССР с 1924 г. После гражданской войны были предприняты новые меры против церкви, в феврале 1922 г. были конфискованы церковные ценности, малейшее сопротивление церкви подавлялось любыми средствами вплоть до военных, ее представители, не признавшие Советскую власть, ссылались в Сибирь. Церковная оппозиция была полностью подавлена в 1928 г. В апреле 1929 г. был издан декрет, усиливающий контроль органов местной власти за церковными приходами. Власти упразднили церковные праздники за счет введения шестидневной рабочей недели. На этой волне все более расширялась атеистическая пропаганда. В период с 1918 по 1922 г. национальные республики входили в состав РСФСР на основе договоров, заключавшимися между этими республиками и РСФСР. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК. В период с 1921 по 1922 г. были ликвидированы границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось и налоговое законодательство, республики совместно финансировали многие хозяйственные проекты. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР действовало на территориях республик с их непосредственного согласия. В декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая их вышеперечисленных республик на тот период времени уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции, которая была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. Двенадцатый съезд РКП(б) урегулировал возникшие разногласия по вопросам национально-государственного устройства. Конституция СССР состояла из двух разделов: 1.Декларация об образовании СССР, в которой указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, причины объединения советских республик и принципы их объединения — добровольность и равноправие. 2.Договор состоял из одиннадцати глав. Согласно Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Исключительной компетенцией Съезда Советов являлось утверждение и изменение основных начал Конституции. За союзной республикой было сохранено право свободного выхода из Союза, территория республики могла быть изменена только с ее согласия, для граждан всех республик устанавливалось единое союзное гражданство. Съезд Советов объявлялся высшим органом власти СССР, в период между съездами высшим органов власти был Исполнительный Комитет СССР, (ЦИК СССР) который состоял из Союзного Совета, избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению, а также Совета Национальностей, в который входили представителя союзных республик (пять депутатов от каждой республики) и автономных областей по одному депутату от каждой. Работа ЦИК СССР осуществлялась в сессионном порядке, а число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный Орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместитель и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями промышленности, пять из них были наркомами общесоюзными — иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов и военных и морских дел. Пять наркоматов являлись объединенными, к ним относились ВСНХ, продовольствия, финансов, труда, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных. Ряд наркоматов были республиканскими, к ним относились наркомат юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, социального обеспечения и просвещения. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК, однако мог их обжаловать в ЦИК. Конституцией было предусмотрено создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Всесоюзный съезд Советов был наделен правом вносить изменения в Конституцию. Постепенно союзные республики становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Интересы республик были предоставлены такими государственными органами, как Президиум ЦИК СССР и Совет Национальностей. В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление азиатских республик в составе СССР, и уже в 1925 г. Третий -съезд Советов СССР принял в состав Союза Туркмению и Узбекистан. В этом же 1924 г. пересматривались территориальные границы РСФСР, часть уездов и волостей были переданы из состава российских в связи с компактным проживанием на этих территориях белорусского населения и переданы в состав Белорусской ССР. В 1924 г. в со ставе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР — автономная область Нагорный Карабах и Нахичеванская автономная республика. В Карабахе преобладающим было армянское население. В 1924г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей. Позднее, в 1925 г. была принята Конституция РСФСР, строящаяся на основных положениях Конституции СССР 1924 г. В Конституции РСФСР закреплялась система органов власти и управления, закреплялась избирательная система, права и обязанности граждан и государственная символика. Мирное строительство, начавшееся после окончания гражданской войны, активизировало дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства. Перед страной было поставлено несколько проблем, в числе которых вопросы о правовых источниках и, юридической технике. После Октябрьской революции первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Были проведены первоначальные попытки сделать разграничение таких понятий, как революционная совесть, означавшая субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, и революционное правосознание — это объективное содержание права. После перехода к НЭПу в стране развернулась очередная дискуссия о революционной законности в ее отношении к экономике переходного периода. Теперь уже под революционной законностью стали понимать правопорядок, признанный верховными органами пролетарской диктатуры как целесообразный и общеобязательный. Правосознание рассматривалось как ведущий принцип правотворчества, положенного в основу законодательства и более определенно выявляющегося в содержании принимаемых кодексов. В выработанной правовой теории 20-х годов революционной законностью стали считать установленный и определенный государством правопорядок, свод правил, связанных с необходимостью разработки системы соответствующих норм. В 1919г. было предложено начать кодификацию нового советского права. Главное в этой кодификации было отведено Конституции, а завершало кодификацию правила о труде и международное право. Это была первая попытка подхода к вопросу о системе права, обусловленная необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства. В 20-е годы вступили в действие Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и Земельный кодексы. В 1922 г. был введен в действие Земельный кодекс, который завсегда отменил право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота, при трехполье — три года и т. я. При этом допускалась трудовая аренда, но с оговоркой о том, что никто не может получать по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обрабатывать силами своего хозяйства. Субаренда была запрещена законом. В отношении наемных сельскохозяйственных рабочих действовали нормы КЗоТ. Право пользования землей было определено как бессрочное и прекращалось только в строгом соответствии с законом. В 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. По этим правилам, основные условия найма определялись договорами сторон, профсоюз подписывался от имени нанимающейся стороны такой договор. В таком договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойных условий труда и отдыха. Предпочтение в земельном кодексе отдавались коллективным формам землепользования. Земельный кодекс также регламентировал правовое положение крестьянского двора. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в конце 1922 г. и предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Недействительными считались договоры, которые ухудшали положение нанимающихся на работу. Законом регламентировались правила и порядок включения трудовых договоров, выплата компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также труд женщин и несовершеннолетних. Огромное внимание было уделено законодателем трудовым отношениям в частном секторе. Законом были предусмотрены санкции для нарушителей трудового законодательства. Большинство споров между нанимателем и наемными рабочими рассматривались в трудовых сессиях судов. Соглашения, достигнутые в третейских судах, приобретали силу договора и защищались статья ми Уголовного кодекса. С лета 1922 г. вошел в силу Уголовный кодекс РСФСР, который переквалифицировал некоторые составы преступлений, ввел специальные статьи, предусматривающие ответственность частных торговцев за нарушение цен. Закон давал широкое толкование статьи 128 УК РСФСР, о должностных преступлениях. В число субъектов этих преступлений входили не только должностные лица, но и частные, но в качестве соучастников этих должностных лиц. Было зафиксировано несколько форм уклонения от налогов, к ним относились совершение преступления по сговору, сокрытие источников доходов под чужим именем или подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии и т. п. Были расширены права суда толковать закон. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден в 1923 г. и закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность, гласность, за исключением уголовных дел, содержащих военную, государственную тайну или же сведения об интимной жизни граждан. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР вступил в действие в сентябре 1923 г., он обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. При этом необходимо было руководствоваться общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства. Для охраны публичных интересов дело могло слушаться в закрытом заседании. Кассационный порядок пересмотра судебных решений действовал в уголовном и гражданском процессе. Все кодексы РСФСР использовались как основа для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности правового, социального и экономического строя. Другим не менее важным этапом, было проведение кодификационной работы для создания основ союзного законодательства. В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Данный документ определял пределы действия уголовного законодательства, его виды, цели и условия применения уголовных наказаний. В отличие от предыдущей редакции в новом Уголовном кодексе были подробно разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях. С декабря 1928 г. принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Основой земельного строя была объявлена национализация земли и установление на нее исключительно государственной собственности СССР. Все сделки с землей, согласно законодательства, считались недействительными. Землю могли лишь получать лица, которые ее обрабатывали своим трудом. В последнюю очередь земля предоставлялась лицам лишенным права избирать в Советы, им земля предоставлялась в трудовое пользование. Такая земля предоставлялась в пользование на неопределенный период времени. По заявкам государственных предприятий и учреждений землеустройство производилось без очереди, в то время, как по заявкам хуторских хозяйств - в самую последнюю очередь с оговоркой, что это мероприятие не приведет к укреплению кулачества. Наибольшие преимущества и льготы при выделении земли предоставлялись коллективным хозяйствам и маломощным крестьянским хозяйствам. Вместе с тем, кулацким хозяйствам было запрещено брать в аренду землю. Использование наемного труда в кулацких хозяйствах регулировалось КЗоТом. Нэп заканчивался, начинался новый период государственно-правовой истории нашей страны, на смену экономическому либерализму пришло жесткое планирование. Полностью исчезли такие понятия, как революционное правосознание, на их смену пришли целесообразность и нормативизм, т. о. складывалась закрытая система права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.042 с.) |