РАЗДЕЛ IV. Государство и право Новейшего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ IV. Государство и право Новейшего времени



Тема 20. Советское государство и право(1917-1991гг.)

Лекция 1

Осенью 1917 г. в Петрограде скопилось большое количество вооруженных сол­дат, которые не желали отправляться на фронт. Большевики проводили активную работу по подготовке вооруженного восстания, воспользовавшись политической ситуацией, восстание начиналось и проводилось в строгом соответствии с планом.

К 25 октября 1917 г. все наиболее важные объекты были заняты отрядами Пет­роградского гарнизона и рабочей Красной Гвардии. Летом 1917г. был сформирован Совет Народных депутатов, который стал впоследствии правительством России.

Второй съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Сове­там, признав их единственной формой власти. Устранялись комиссары Временного правительства, съезд избрал новый ВЦИК. На втором съезде были созданы руково­дящие государственные органы и приняты впервые правовые акты, имевшие кон­ституционное значение.

Выборы в Учредительное собрание проходили в ноябре 1917 г., большинство мест получили представители меньшевиков и эсеров. 5 января 1918 г. Учредитель­ное собрание было открыто. На повестку дня были поставлены вопросы о верности союзникам и продолжении войны, о подготовке аграрной реформы земельными комитетами и об организации государственной власти. Выступающие подвергли осуждению действия революционных партий по захвату власти. Поэтому в конце дня красногвардейский караул закрыл заседание. На следующий день ВЦИК издал Декрет о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогна­ли в Петрограде демонстрацию, организованную в поддержку Учредительного со­брания.

После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом вла­сти в стране стал Всероссийский съезд Советов и рабочих депутатов.

Организацию и ведение текущей работы осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный, иногородний, агитационный, по национальному вопросу и ряд других. С октября 1917 г. по июль 1918 г. до принятии Конституции ВЦИКом было принято более 100 декретов, постановлений и других нормативных актов. В Июне 1918 г. ВЦИК из своего состава исключил эсеров и меньшевиков. В это же время началось формирование рабочих продовольственных отрядов — направляемых из города в деревню и наделенных чрезвычайными полномочиями по борьбе с дере­венской буржуазией, укрывающей хлеб, вплоть до применения вооруженной силы. В июне 1918г. ВЦИ К принял специальное постановление «Об исключении из соста­ва ВЦИК и местных советов представителей контрреволюционных партий эсеров и меньшевиков», проходила большевизация местных Советов. Деятельность централь­ных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и государственных партийных органов по наиболее важным вопросам.

Третий съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г. стал объединительным для Советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов, большинство на съезде принад­лежало партии большевиков. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксп­луатируемого народа», которая определяла Россию Республикой Советов и подчер­кивала всевластие этих органов в центре и на местах. Провозглашались социализа­ция земли, отмена частной собственности на землю, распределение земельных учас­тков по числу трудоспособных в каждой семье. Провозглашалось введение трудовой повинности в целях уничтожения паразитических элементов общества.

Съездом законодательно была закреплена система Советов как организация власти и федерацию национальных республик, эти документы позднее вошли в Кон­ституцию, решение о разработке которой было также принято съездом.

В декабре 1917г. ВЦИК издал декрет о национализации банков, летом 1918г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, а несколь­ко раньше — речной флот и внешняя торговля. Тогда же, в декабре 1917г. ВЦИК при­нял положение о рабочем контроле, который устанавливался на всех промышленных, торговых и других предприятиях, использующих наемный труд. Органы рабочего кон­троля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, а также контролировать деловую переписку и до­кументацию. Решения органов рабочего контроля являлись обязательными для вла­дельцев предприятий, их обжалование было возможно только в вышестоящих органах рабочего контроля. С ноября 1918 г. весь транспорт страны был переведен на военное положение. В феврале 1919г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустро­йстве, закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве основной линии развития сельского хозяйства был провозглашен переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (колхозам, коммунам и совхозам).

Формирование основ нового права началось с создания первых декретов Вто­рого Всероссийского съезда Советов. Одной из первых сфер, в которой стало осу­ществляться законодательное нормирование, стали брачно-семейные отношения, в сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Церковный брак, как подчеркивалось в кодексе, не порождал никаких юридических последствий, переезд одного из супру­гов не мог повлечь обязанности другого следовать за ним, был отменен принцип общности имущества супругов. Воспитание детей являлось общественной обязан­ностью родителей, а не их частным делом. Запрещалось усыновление.

В декабре 1918 г. был принят первый кодекс законов о труде, который закреп­лял нормы труда, отдыха, устанавливал льготы для подростков и женщин. Боль­шая роль в этом отводилась профсоюзам, кодекс также вводил трудовую повин­ность для лиц от 16 до 58 лет.

В области гражданского права в апреле 1918 г. был принят декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования по закону и по завещанию от­менялись, наследственное имущество ограничивалось 10 тысячами рублей, а все остальное имущество переходило в собственность государства, таким образом, за­конодатель стремился перекрыть источник нетрудового обогащения.

В декабре 1919 г. были приняты руководящие начала по уголовному праву, ко­торые стали первой попыткой обобщения имеющейся практики судов и трибуна­лов. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования уго­ловного права и полагался только на социальное чутье пролетарского суда. Под правом кодекс понимал всю систему общественных отношений, а при назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его классовую принадлежность. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения. В кодексе вообще не расшиф­ровывались такие понятия, как форма вины, необходимая оборона и крайняя необ­ходимость. При совершении преступления и назначении наказания учитывались не противоправные общественно опасные действия виновного, а его принадлежность к неимущему классу, состояние нужды или голода и т. п. Свободный выбор наказа­ний был предоставлен ревтрибуналам.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустрой­стве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Все формы единоличного землеполь­зования рассматривались как отживающие. Созданное революционное правотвор­чество нуждалось в твердой конституционной основе.

В 1918 г. началась работа над проектом Конституции, которая продолжалась около четырех месяцев. В ходе работой над Конституцией обсуждались следующие вопросы:

—о федеративном устройстве государства,

—о системе Советов,

—о Совете народных комиссаров,

—о социально-экономических преобразованиях.

Первая Советская Конституция была принята на Пятом съезде Советов, где был избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

1.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,

2.Общие положения Конституции РСФСР,

3.Конструкция Советской власти,

4.Активное и пассивное избирательное право,

5.Бюджетное право,

6.О гербе и флаге РСФСР.

Комплекс конституционных прав граждан становился в тесную связь с их обя­занностями и объявлялся гарантированными, а не только провозглашенными. Ис­торическое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества, она закрепляла реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский Декрет СНК РСФСР 1917 г. — Декрет №1 о суде, который упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г., были ликвидированы прокуратура, институт судебных следовате­лей и адвокатура. Взамен были созданы местные коллегиальные суда, состоявшие из судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Обвинителями, защитниками и представителями в суде могли быть лю­бые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции.

В феврале 1918г. был принят Декрет о суде №2, расширивший подсудность ме­стных судов, воссоздавший следственные комиссии при окружных судах, избирае­мых местными Советами.

В июле 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3, еще более расширивший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, а наказания до пяти лет лишения свободы).

В конце ноября 1918 г. ВЦИКом было утверждено Положение о народном суде РСФСР, в котором учреждалась единая норма суда — народный суд из одного на­родного судьи и народных заседателей (от двух до шести). В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами Советской власти и социалисти­ческим правосознанием. Предварительное следствие проводили следственные ко­миссии, милиция или же сами судьи.

Съезды, проходившие в период с 1918 по 1920 г. г. внесли серьезный вклад по кодификации нового права.

После октября 1917 г. в России действовали ревтрибуналы, являющиеся органа­ми чрезвычайной юстиции, особенности судебных процессов того времени, харак­терные для ревтрибуналов,, были характерны для периода гражданской войны. В ревтрибуналах присутствовало ускоренное судопроизводство, право применения ими высшей меры наказания, использование в качестве обвинителей и защитников только штатных членов коллегий при Советах.

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий подчиняемых ВЧК, им предоставлялось право на аресты, обыски, реквизиции и кон­фискации. Честные органы ВЧК превращались, таким образом, в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибу­налы, а рассматривали их по существу и определяли меру наказания.

Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами при ВЧК в октябре 1919 г. был создан Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразд­нении ВЧК. которая трансформировалась в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

В октябре 1918 г. была создана рабоче-крестьянская милиция, занимающаяся охраной общественного порядка и борьбой с преступностью. В систему органов ми­лиции входили городская, уездная, промышленная, железнодорожная, водная и розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения, когда исполь­зовалась в боевых действиях. Руководство милицией осуществлял НКВД.

С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам, в таких комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности и работники различных государственных органов. Еще одним выс­шим органов государственного управления, возникшем в условиях гражданской войны, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В особых условиях военного времени ряд орга­нов были наделены чрезвычайными полномочиями.

В январе 1918 г. была создана новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия, ко­торая формировалась на основе добровольности и рекомендаций от войсковых ко­митетов, партийных и профсоюзных организаций. Войсковые части при вступле­нии в Красную Армию были связаны круговой порукой и поименным голосовани­ем. С 1918 г. началась массовая подготовка призывников, открывались военные кур­сы, школы и академии. С 1919 г. были установлены единая форма одежды и знаки различия, а также первые советские ордена.

В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий для восстановительных и оборонительных работ.

Власть на большей части бывшей Российской империи постепенно переходила к Советам. Для оказания сопротивления революционным силам офицеры старой царской армии сгруппировались в так называемое «белое движение». На территориях, занятых «белыми», восстанавливалась деятельность органов местного самоуправления (земства, городские думы), которые ранее были ликвидированы Советами. В апреле 1920 г. Пра­вительство Юга России образовало комиссию по разработке земельного вопроса, все наделяемые землей, получали ее в собственность за определенный выкуп, размеры уча­стков определялись земельными Советами и утверждались правительством. Правитель­ство Юга России также разработало «Правила о восстановлении волостных и уездных земств». На территории Правительства Юга России действовала система военно-поле­вых судов. Приговоры утверждались военными начальниками. При несогласии этих начальников с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.

В Сибири в 1918-1919 г. г. был установлен политический режим во главе с Вер­ховным правителем России, Колчаком. Режим был либеральный по сравнению с тем, что был на юге России. На территории Сибирского правительства было созда­но Учредительное собрание, были восстановлены земские и городские органы са­моуправления, мировые суды, начали вновь действовать уставы и уложения, кото­рые были приняты до октября 1917 г. На территории, оккупированной войсками иностранных государств, был установлен военный режим, и применялись нормы права этих государств. Под Контролем этих оккупированных властей действовали и органы местного самоуправления, формировались новые системы права. Однако нескоординированность военно-политических акций «белых» армий и режимов, а также изменения во внешнеполитической ситуации, связанные с революцией в Гер­мании и прекращения интервенции со стороны союзных держав и соответственно, поддержки «белых» армий привели к поражению «белого» движения.

Распад Российской империи начался в период февральской революции, когда заметно усилились движения сепаратистов на окраинах России. После октябрьской революции для проведения национальной политики был создан Народный комис­сариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались нацио­нальные отделы и национальные комиссариаты.

Конституция 1918г. закрепила принцип национально-территориальной федера­ции. Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР. Вновь образовавшиеся национальные республики объединялись во­круг РСФСР как федеративного центра, используя ее государственные и правовые модели. ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального цент­ра, в состав его центра были включены представители других республик. Наркома­ты РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, нацио­нальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды Сове­тов, представители ВЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

В периоде 1918 по 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Часть территорий бывшей Импе­рии в этот союз не вошла, там образовывались независимые национальные государ­ства — Латвия, Литва, Эстония. Особое место в этом ряду принадлежало Дальневос­точной республике, представлявшую мост между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы и оккупационными армиями на Дальнем Востоке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.022 с.)