Лекция VII. Государство и право российской империи в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX первая половина XX вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция VII. Государство и право российской империи в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX первая половина XX вв. )



В первой половине XIX века сформировались предпосылки для буржуазных ре­форм в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского пред­принимательства. Программа крестьянской реформы была утверждена императором Александром II в конце 1858 г. — это был выкуп крестьянских уделов и образование класса крестьян-собственников, в этой реформе победило либеральное направление. Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: должна быть сохранена собственность дворян, за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а затем в собственности за выкуп их дореформенных наделов, исчис­ление повинностей от их дореформенных размеров и выкупа от установленных по­винностей, участие государства в выкупной операции в роли кредитора. При этом крестьянам было запрещено и отказываться от надела в течение девяти лет, в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а вся община. Сами крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение 49 лет.

Правовое положение крестьянства должно было коренным образом изменить­ся, т. к. необходимо было уничтожить их личную зависимость и вотчинную власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление в лице волостного общества, сходов и сельских должностных лиц. Эти органы должны были стать основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, которые появились в резуль­тате реформ и контролировались местной администрацией.

В дальнейшем предполагалось ослабить власть общины, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства и увеличить наделы за счет госу­дарственных земель.

Накануне реформ был учрежден высший государственный орган — Совет ми­нистров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного сове­та и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император.

Министерство финансов образовывало на местах казенные палаты, которые ведали прямыми налогами, акцизные управления, ведавшие косвенными налогами и фабричные инспекции.

Реорганизация налоговой системы вызвала рост государственного бюджета, однако возросли и государственные расходы, большая часть которых уходила на содержание административного и полицейского аппаратов, а также армии. Важ­ную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел с пред­ставительствами на местах. Губернатор контролировал деятельность новых орга­нов местного управления, которые возникали в ходе реформы — присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления и т. п. В уез­дах главной была должность урядника.

Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, на него возла­гались обязанности генерал-губернатора.

В это время было расширено толкование политического преступления, а репрессив­ным органам были предоставлены неограниченные полномочия, в 1882 г. был принят специальный закон о полицейском надзоре, таким образом, был закончен либераль­ный периоде развитии российской государственности, и началась эпоха контрреформ.

В эти годы все чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного поряд­ка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поруче­но корпусу жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, ко­торый по своему усмотрению мог их направить в судебные инстанции, а мог принять меры к разрешению дела в административном порядке. После покушения на импера­тора Александра II усиливается правительственное наступление на судебную систе­му, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное «Положение о ме­рах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», возвра­тившее и закрепившее все сделанные ранее изъятия из общего судебного порядка.

В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участковых начальниках», раз­рушившее раздельность судебной и административной властей. Данное «Положение» нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их число значительно сократилось.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губернатора, в основном состоявшие из государствен­ных чиновников.

Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, касса­ционной — губернские присутствия, которые по своему существу являлись админи­стративными органами.

В 1892 г. было принято новое «Городовое положение», ранее к выборам в органы городского самоуправления допускались все налогоплательщики, по новому закону в число выборщиков могли войти только те лица, которые обладали определенным имущественным цензом в зависимости от ценности принадлежащего имущества.

Таким образом, эпоха контрреформ сделала крен «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития общества.

Наиболее важные законодательные акты не вступали в силу без санкции импе­ратора, однако законодательная деятельность резко активизировалась. В 1863 г. под контролем Сената было издано периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства, в него входили уставы акционерных обществ, кредитный об­ществ, а также постановления министров и сенатская практика.

В праве окончательно было сформулировано понятие юридического лица, пра­воспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятель­ности. Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц и учреждения.

По закону вещи делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприоб­ретенные. В отдельную группу были выделены земли: заповедные и майоратные.

Впервые законом было дано определение собственности, право которой защи­щалось исковой давностью, срок которой был установлен в десять лет.

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи. Надель­ную землю наследовали лица, приписанные к сельскому обществу. В крестьянских се­мьях к наследованию допускались и посторонние лица, ставшие членами крестьянско­го, двора, т. е. усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допуска­лись к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака. Раздел крестьян­ского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества.

В семейном праве был подчеркнут принцип раздельности имущества супругов, взыскания могли быть обращены только на. совместное имущество. Закон стремил­ся преодолеть установленные ранее традиции и порядки средневековья. Родовая недвижимость теряла свой сословный характер, т. к. из нее стали выделяться крес­тьянские наделы, на которых началось строительство заводов и фабрик.

Быстрыми темпами стало развиваться коммерческое законодательство, издава­лись «Торговый» и «Ремесленный уставы», а также «Устав о торговой несостоя­тельности» и т. д.

Совершенствовалось уголовное законодательство, закон стал различать следу­ющие категории преступлений: тяжкие — за которые могли быть назначены смерт­ная казнь, каторга, поселение. Преступления, за которые могли назначаться заклю­чение в крепость, тюрьму, исправительный дом, проступки, за которые назначался арест и штраф.

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступ­ления были разделены на хладнокровно совершенные или же в состоянии аффекта. По Своду законов наказывалась неосторожная вина, но только на основании осо­бых постановлений или по усмотрению суда при наличии особых обстоятельств.

Законом предусматривалось наказание в разряде государственных преступле­ний за голый умысел, а также за хотя бы нереальную, но угрозу поджога. Наказыва­лось и приготовление к преступлению, если приобретение средств для совершения преступления само по себе являлось незаконным или же было связано с угрозой об­ществу или конкретному лицу.

По Уложению 1885 г. были выделены следующие виды соучастия:

—скоп, включающий главных виновников и участников,

—сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели, по­собники,

—шайка, состоявшая из главных виновных, сообщников и пособников.

Наряду с институтом соучастия Уложение 1885 г. знало понятие прикосновен­ности, куда были отнесены попустители, укрыватели и недоносители. Наказания подразделялись на:

—главные, к которым были отнесены смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест и штраф,

—дополнительные — это лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, помещение в работный дом и конфискация имущества,

—заменяющие, к которым относились принудительное лечение и опека.

Уложением 1885 г. предусматривалась смертная казнь через повешение.

Каторга назначалась от четырех до двадцати лет или бессрочно. Ссылка была 30 степеней, на срок от года до четырех лет в разные районы страны. Заключение в исправительный дом могло продолжаться от полутора до шести лет, тюремное зак­лючение назначалось на срок от двух месяцев до двух лет, арест — от одного дня до шести месяцев.

В 1903 г. вступило в силу новое уголовное Уложение, в котором число составов преступлений было значительное сокращено, однако четко различались общая и особенная части. Кроме того, впервые было дано определение распространения дей­ствия закона на всю территорию России и на лиц, на ней пребывающих. Была упро­щена система наказаний, они стали подразделяться на главные, дополнительные и заменяющие. Сословная принадлежность обвиняемого и потерпевшего учитывались при определении наказания. Смертная казнь совершалась через повешение, публично и не применялась к лицам моложе семнадцати лет, приговоренные к смерти лишались всех прав состояния и других прав. Каторга назначалась без установления срока от четырех до пятнадцати лет, ссылка также назначалась без срока, но с правом дос­рочного освобождения за хорошее поведение. Заключение в крепость назначалось на срок до шести лет, в тюрьму — до двух лет, арест — на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом — до восьми лет.

Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора, в стране нарастала социальная напряженность, обусловленная быст­рым развитием новых экономических форм. Все больше углублялся конфликт меж­ду помещичьим и крестьянским секторами экономики. Сельская община уже не могла сдерживать социальной дифференциации крестьянства, крепнущая российская бур­жуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая упорное противо­действие дворянства в государственной бюрократии. Главная опора самодержавия, таким образом, теряла свою монополию на власть. Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революционных настроений. В феврале 1905 г. было опубликовано два правительственных акта, взаимоисключающих друг друга, это указ, разрешающий населению подавать проекты об усовершенствовании государ­ственного устройства, и манифест, провозглашавший незыблемость самодержавия.

В политической жизни началось формирование партий правительственного ла­геря, противостоящему демократам и либералам.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве, правитель­ству пришлось отказаться от ряда уступок, сделанных в ходе революции (свобода печати, собраний и т. п.).

Революция 1905 г. превратила самодержавную власть в конституционную монар­хию. Начали происходить заметные перемены в положении отдельных ведомств, кото­рые стали объединять с другими министерствами, данный факт привел к появлению Совета государственной обороны. Фактически Министерству внутренних дел перестали подчиняться департамент полиции и отделения жандармерии, заметно возросла на этом фоне роль полиции. С 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи, тогда же было создано Главное управление по делам печати.

Система местного управления также была подвергнута значительным измене­ниям, при охранных отделениях Министерства внутренних дел были открыты реги­страционные конторы, одновременно упразднялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобразовались в местные комитеты по печати, в их компетен­цию входила регистрация образовавшихся обществ.

Представительные органы на местах стали заменять различными чиновничьими комитетами, какими были биржевые комитеты, различного рода советы.

После разгрома вооруженного восстания в Москве был издан указ «Об измене­нии положения о выборах в Государственную думу», которым был расширен круг избирателей. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными категориями избирателей — землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими. Мелкие землевладельцы выбирали уполномо­ченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми, т. к. сначала выбирали пред­ставителей на волостной сход, далее — на уездный съезд уполномоченных от воло­стей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание. Рабо­чие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Весной 1908 г. Дума начала свою работу. Наиболее острым был вопрос между Думой и правительством при решении аграрного вопроса, правительство обрати­лось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором был отвергнут принцип принудительного отчуждения, в свою очередь Дума заявила, что она не отступит от этого принципа, а потому требовала отставки правительства. Усмотрев в действиях Думы признаки незаконности, правительство 3 июня 1906 г. ее распус­тило. В выборах во вторую Думу преимущество было на стороне левых партий, 3 феврале 1907 г. вторая Дума начала свою работу, но думская левая оппозиция ве­сьма критически встретила программу правительства, в которой содержались буду­щие реформы о крестьянском равноправии, реформе местного управления и суда и ряда других. По этим основаниям вторая Дума, просуществовав 102 дня, также была распущена. Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября» в котором были консерваторы. Крайне левые и крайне правые получили незначительное количество мест. Именно такой состав Думы и позволил правительству совместно с Думой провести целый ряд пре­образований. В июне 1912 г. был издан целый ряд законов о социальном страхова­нии рабочих. По инициативе правительства Дума приняла законы о введении земс­кого самоуправления в южных и запасных губерниях.

В августе 1915г. после начала первой мировой войны в Думе был образован Про­грессивный блок, в который вошло три четверти депутатов. Программа блока требо­вала создания Министерства общественного доверия, проведения целого ряда реформ и политической амнистии. 25 февраля 1917 г. император издал указ о роспуске Госу­дарственной думы, 27 февраля депутаты создали Временный комитет Государствен­ной думы, на основе которого позднее было создано Временное правительство.

Проведения правовой политики совпало с началом революции. В этот период были увеличены избирательные права крестьян, которые допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян. 9 ноября 1906 г. был провозглашен свобод­ный порядок выхода из общины и закрепления наделов в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставлялись в пользовании выделившихся крестьян.

Все аграрные указы были закреплены в законах, принятых Думой. В июне 1910 г. был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о кресть­янском землевладении». Данный закон закреплял право крестьян выделять свои наследственные наделы, при этом сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся по решению простого боль­шинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.

Земским начальникам поручалось вести собрания, решающие вопросы о раз­верстке земель, споры по ним решались в уездной комиссии. Обжаловать принятые решения мог Сенат. Правовая регламентация аграрных отношений положительно сказалась на развитии этого сектора экономики.

В ходе первой русской революции правительство неоднократно обращалось к пересмотру уголовно-правового и судебного законодательства.

В марте 1906 г. был издан указ «О временных правилах об обществах и союзах». Обществом признавалось соединение лиц с определенной целью, союзом — соединение нескольких обществ. Министерство внутренних дел наделялось правом закрывать об­щества, если их деятельность угрожала общественному спокойствию. Регистрация об­ществ осуществлялась только после представления их устава соответствующему ми­нистру. Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Заявление о регистрации общества по­давалось губернатору, а затем в присутствие по делам об обществах. Общество при усмотрении губернатора могло быть закрыто, если его деятельность носила явно ан­тиобщественный характер. Были запрещены всякие объединения профсоюзов. Заяв­ка с регистрации профсоюза подавалась фабричному инспектору, а их дальнейшая деятельность контролировалась Министерством торговли и промышленности.

В этом же 1906 г. был принят указ «О временных правилах и собраниях», в дан­ном указе речь шла о том, что непубличные собрания можно было проводить без разрешения правительственных властей, а в учебных заведениях без соответствующе­го разрешения можно было проводить только учебные собрания. Собрания разреша­лось проводить с разрешения полиции или самого губернатора, причем место их про­ведения должно быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты, если речь шла о закрытых помеще­ниях, и на две версты, если собрания проходили на улицах. Запрещено было устраи­вать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собра­ния необходимо было предупреждать полицию за трое суток с указанием места, вре­мени и регламента проведения собрания. К участникам и устроителям несанкциони­рованных, т. е. незаконных собраний применялись меры уголовной ответственности.

Война с Германией милитаризировала российскую экономику. Сокращались по­севные площади под сельскохозяйственные культуры, следовательно, сокращался и товарооборот. В мае 1915 г. был созван съезд представителей промышленности и тор­говли, где была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, в компетенцию которых входила организация экономики, а также участие в управлении государственной политикой, кроме того, комитеты становились посредниками между казной и промышленностью, распределяли военные заказы, снабжали предприятия сырьем, регулировали рынок труда и т. п. При военно-промышленных комитетах были созданы рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Все эти органы за­нимались вопросами улаживания конфликтов между предпринимателями и рабочими.

Летом 1916 г. созданы особые совещания по обороне, которые координировали работу отдельных ведомств. В их задачи входило требовать от частных предпринимателей принятия военных заказов и отчетов по их выполнению, отстранять дирек­торов и управляющих государственных и частных предприятий, проводить реви­зию торговых и промышленных предприятий всех видов и секторов.

Из системы совещаний по обороне со временем выделились совещания по топ­ливу, взяв на себя функции распределения топлива между потребителями и прину­дительного выкупа топлива по фиксированным ценам. Особые совещания по про­довольствию проводили проверку наличия продуктов, при возникшей необходимо­сти могли проводить их реквизицию. Особые совещания по перевозкам устанавли­вали порядок принудительного пользования транспортом.

Главнейшим направлением регулирования экономики была борьба с дорого­визной и дефицитом продовольствия, в этих условиях цены устанавливались госу­дарством не на основе себестоимости продукции, а по рыночным ценам. Твердые цены устанавливались особыми совещаниями или законодательным путем во все­российском масштабе.

Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавли­вать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции в тех случаях, когда товаровладельцы отказывались продавать товары по установленным ценам.

Уже в мае 1915 г. был создан Главный продовольственный комитет, занимаю­щийся сбором сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц. На местах создавались отраслевые отделения, комитета и местные губернские комите­ты. Они являлись чрезвычайными экономическими органами. Для населения была установлена карточная система, продукты продавались только несколько раз в неде­лю, был ограничен отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппози­цию, так было прервано заседание Государственной думы, была запрещена деятель­ность Союза земств и городов, проводились аресты рабочих групп военно-промыш­ленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. Одновременно оппози­ционная буржуазия стала более активнее проникать в военно-промышленные орга­ны и различные союзы и общественные организации.

Система источников права в этот исторический период начинает пополняться новыми элементами — постановлениями Совета министров и мнениями Государствен­ного совета. Несмотря на то, что эти формы носили подзаконный характер, все же имели обязательную силу для всех исполнительных органов. В годы войны чрезвы­чайные меры стали применяться даже в торгово-промышленной сфере, для этих це­лей использовали особые совещания, которые подменяли и контролировали деятель­ность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормирование цен и реквизиция стали чрезвычайными мерами в период войны. Были ограничены сделки с некоторыми товарами, запрещался, например, залог хлеба, т. к. этот продукт под­вергался нормированному распределению. Также запрещалось вывозить некоторые продовольственные товары за пределы того района, где они производились.

В годы войны процессуальное и судебное право подверглось целому ряду изме­нений, вызванных именно чрезвычайными обстоятельствами, судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке и заключалось в краткосрочном слушании дела, отсутствии защиты, невозможности обжалования вынесенного приговора.

Появилась административная юстиция, являющаяся прообразом арбитража, ее появление было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений.

Лекция VIII. Государство и право в период Буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 года)

Власть императора прекратила свое существование 27 февраля 1917 г., сразу же после этого Государственная дума в целях подержания порядка сформировала Вре­менный комитет, а 1 марта он стал называться Временным правительством. Временное правительство сразу же провозгласило политическую амнистию, права и свободы граждан, создание милиции, заменившей полицию и стало готовиться к Учредительному собранию. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от пре­стола. Сразу же после этого были упразднены жандармерия и управление по печа­ти, т. е. цензура. При министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следствен­ная комиссия по расследованию деятельности бывших министров.

В эти же дни в Петрограде деятелями социалистических партий был создан Со­вет рабочих и солдатских депутатов, упразднивший дисциплинарную власть офи­церов в воинских частях с ее передачей выборным комитетам. В результате таких событий в Петрограде возникло двоевластие: с одной стороны имевшее очень мало реальной власти Временное правительство и Совет, не имевший четко определен­ных функций, но тем не менее, обладавший реальной властью благодаря поддержке солдат и рабочих. Временное правительство готовило выборы в Учредительное со­брание, которые были назначены на сентябрь, а также реформу местного самоуп­равления, земельную реформу, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Однако усиление власти советов среди населения не могло способствовать автори­тету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества, верховным главнокомандующим был назначен популярный в патриоти­ческих кругах, генерал Корнилов. Именно он выдвинул требование об укреплении воинской дисциплины в армии и наведения порядка в тылу, с этой целью в Петрог­рад он направил конный корпус. Однако глава Временного правительства Керенс­кий действия генерала Корнилова воспринял как попытку военного переворота, а поэтому при поддержке большевиков для защиты от Корнилова был создан Коми­тет борьбы с контрреволюцией. С этого времени началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП) б). Временное правительство своими непродуманными действиями потеряло авторитет среди насе­ления и стало искать поддержки в кругу социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. В октябре были распущены выборные члены Государ­ственного совета, одновременно распускается и Государственная дума, которая пы­талась оказать влияние на деятельность правительства.

В самом начале революции, в марте 1917 г. постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали утверждаться временные суды, состояв­шие из мирового судьи и двух заседателей, в их компетенцию входили дела местно­го уровня. После 3 июля 1917 г. эти органы были упразднены.

В мае 1917 г. была возрождена, система административной юстиции, в апреле 1917г. полиция упразднена и учреждается милиция, в компетенцию которой входили функ­ции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам вла­сти, а также содействие органам судебного ведомства и военным органам. Милиция в своей деятельности отчитывалась перед уездными, земскими и городскими управами.

В сентябре 1917 г. в систему административной юстиции были включены земель­ные и продовольственные комитеты, которые должны были заниматься подготовкой земельной реформы для ее окончательного утверждения на учредительном собрании. В задачи земельных комитетов входили сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель и урегулирование земельных споров.

В сентябре 1917 г. также были созданы полевые земельные суды, призванные разрешать дела о земельных спорах и беспорядках.

В марте 1917 г. в резолюции 3 съезда партии эсеров подчеркивалась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность, вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.

В апреле 1917г. Всероссийская конференция партии большевиков целью аграр­ной реформы называла немедленную конфискацию всех помещичьих земель, немед­ленный ее переход к Советам крестьянских депутатов, большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжения — местным органам, именно поэтому землю надо было брать немедленно, не дожида­ясь открытия Учредительного собрания.

На партийной конференции меньшевиков, проходившей в мае 1917г., отмечалась необходимость конфискации всех излишков частновладельческих земель, превыша­ющих установленную норму, с передачей метеным органам, которые затем переда­дут ее населению.

В ходе революции Советами осуществлялась экономическая деятельность по следующим направлениям:

—явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях,

—вводилось рабочее управление, когда рабочие заменяли правление предприя­тий или реквизировали само предприятие,

—исполком Петроградского совета в марте 1917 г. заставил частных предпри­нимателей ввести восьмичасовой рабочий день,

—регулирование земельных отношений, когда Советы крестьянских депутатов
отбирали у частных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, с после­дующей передачей в бесплатное пользование крестьянам.

В июне 1917 г. в Петрограде состоялся Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выразил поддержку правительству (боль­шевики настаивали на передаче всей полноты власти советам), связывая свою поли­тику с предстоящим Учредительным собранием.

Весной 1917 г. произошла демократизация России, было принято несколько по­становлений, различных правовых актов, которые расширили демократические пра­ва и свободы граждан. Однако после июльских событий политика правительства ужесточилась, после подавления вооруженного восстания было принято постанов­ление «О наказаниях за публичные призывы» к тяжким преступлениям, в том числе и убийствам. В специальном постановлении «О печати» установили наказание за призывы к гражданской войне, сделанные в средствах массовой информации.

В июле 1917г. было принято положение «О Министерстве продовольствия» ком­петенцией которого стало снабжение армии и населения продовольствием, содей­ствие производству продовольствия, регулирование производства и потребления и т. п.

Большую по своим масштабам деятельность предполагалось осуществлять об­разованному в мае 1917г. Совету по вопросам развития производительных сил стра­ны, целями которого были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскание общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей про­мышленности.

Однако Октябрьская революция разрушила действующую систему власти, уп­равления и суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.246 (0.062 с.)