Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Государство и право в условиях кризиса социализма
Осенью 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, который принял новую Программу партии, наметившую переход общества от социализма к коммунизму. В Программе были изложены пути формирования бесклассового общества и передача функций государственного управления органам самоуправления трудящихся. Однако в октябре 1964 г. Хрущев, с чьим именем ассоциировались грядущие перемены в обществе, был смещен с высшего государственного и партийного постов. Пришедшая во главе с Брежневым новая партийная, группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами. Уже в конце 60-х гг. стала формироваться жесткая программа внешнеполитического курса, опиравшегося на военно-промышленный комплекс страны. С начала 70-х г. г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на тяжелую, оборонную промышленность, энергетику и сельское хозяйство взяли верх над реформаторскими идеями либералов. Одновременно с такими тенденциями укрепляются позиции партийно-государственной бюрократии, которая наделяется безграничными правами. В 60-ег. г. была сделана попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии путем ослабления регламентации их хозяйственной деятельности и введения кредитных и ценовых рычагов. Конституция 1977 г. преобразовала систему правоохранительных органов наделив их большими властными полномочиями. В это же время создается разветвленная сеть контрольных органов, которые осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнитель ной власти, во всех государственных органах управления, а также учреждениях и организациях. Все эти комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик работали под руководством Верховных Советов и Правительства. Одной из основных особенностей этой организации являлась ее массовость и широкий охват вопросов, входящих в их компетенцию. Т. о. система народного контроля существовала как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение законности. Работа над новой Конституцией общества развитого социализма заняла долгие годы, ее проект был подготовлен в мае 1977 г. Новая Конституция закрепляла свой приоритет над прежними 1918, 1924, 1936 г. г. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, свободу творчества. С большой определенностью основной Закон СССР подчеркивал значение личности декларируя уважение и охрану ее прав и свобод. Все республиканские Конституции повторили в значительной мере основные положения союзной. Само определение Союза ССР как единого союзного многонационального государства говорило о стремлении усилить федеральные центристские начала
С 1985 г. началась радикальная реформа общества, призванная существенно изменить всю систему государства, но приведшая к его разрушению, т. к. сами реформы вышли из-под контроля реформаторов. В республиках СССР нарастала национальная напряженность, выдвигались требования возвращения на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий национальных республик и т. п. С 1988 г. на этой почве начались межнациональные вооруженные конфликты. В сфере экономики усиливались инфляционные процессы, сокращались показатели прироста промышленности и сельхозпроизводства. Начала формироваться рыночная экономика в связи с легализацией частного сектора, однако ее черты носили ярко выраженный спекулятивных трактор, т. к. стали «отмывать» деньги, полученные в «теневой» экономике. На общем фоне политическая либерализация привела к значительному росту числа неформальных группировок, которые в конце 80-х гг. активно включились в политическую деятельность. Была утрачена монополия КПСС на власть, с середины 90-х г. г. начался переход к многопартийности. В январе 1991 г. проводилась денежная реформа, которая была направлена на борьбу с «теневой экономикой», что вызвало дополнительное недовольство в обществе. На март 1991 г. был назначен референдум по вопросу сохранения СССР, в это время по всей стране прокатилась волна забастовок в национальных республиках, официальные власти не могли остановить данного политического процесса. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), который заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал в СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент РСФСР Ельцин и парламент отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. После провала ГКЧП сразу же восемь союзных республик заявили о своей независимости, три вновь образованные прибалтийские республики уже в сентябре 1991 г. были признаны СССР.
Свой пост Генерального секретаря КПСС вынужден был оставить первый президент СССР Горбачев, деятельность КПСС была приостановлена, а позднее запрещена Президентом России. Союз СССР после всех политических событий окончательно распался, было образовано СНГ, открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще 8 республик, и Горбачев объявил о прекращении им функций Президента СССР. Большие законодательные изменения происходили в СССР в период перестройки. Наиболее важным новшеством стал Закон от марта 1990 г. об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого голосования и позднее представлял Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора. Председателя Верховного суда. Президент на основе законов был наделен правом издавать указы. В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности», в котором перечислялись три ее основных формы: собственность граждан, коллективная и государственная. В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Демократизация социальных структур отразилась и в содержании новых законов. Для решений хозяйственных споров между предприятиями в 1992 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В декабре 1992 г. был принят Закон, дающий право получать в частную собственность и на продажу земельные участки, т. о. земля перестала быть монопольной собственностью государства. Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятие специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России, для этих целей в июне 1993 г. был создан Совет по кадровой политике при Президенте. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента РФ, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе. Тысячелетний путь развития российского права не завершен, оно будет и впредь развиваться в контексте различных сложнейших исторических и политических процессов в Российском, государстве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.005 с.) |