Лекция 4. Государство и право в условиях кризиса социализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Государство и право в условиях кризиса социализма



Осенью 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, который принял новую Программу партии, наметившую переход общества от социализма к коммунизму. В Программе были изложены пути формирования бесклассового общества и передача функций государственного управления органам самоуправления трудящихся. Одна­ко в октябре 1964 г. Хрущев, с чьим именем ассоциировались грядущие перемены в обществе, был смещен с высшего государственного и партийного постов. Пришед­шая во главе с Брежневым новая партийная, группировка пыталась сочетать идеоло­гический консерватизм с экономическими реформами. Уже в конце 60-х гг. стала фор­мироваться жесткая программа внешнеполитического курса, опиравшегося на воен­но-промышленный комплекс страны. С начала 70-х г. г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на тяжелую, оборонную промышленность, энергети­ку и сельское хозяйство взяли верх над реформаторскими идеями либералов. Одно­временно с такими тенденциями укрепляются позиции партийно-государственной бюрократии, которая наделяется безграничными правами.

В 60-ег. г. была сделана попытка сочетать плановые начала с принципами хо­зяйственной автономии путем ослабления регламентации их хозяйственной деятель­ности и введения кредитных и ценовых рычагов.

Конституция 1977 г. преобразовала систему правоохранительных органов на­делив их большими властными полномочиями.

В это же время создается разветвленная сеть контрольных органов, которые осу­ществляли свою деятельность во всех структурах исполнитель ной власти, во всех го­сударственных органах управления, а также учреждениях и организациях. Все эти комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик работали под руководством Верховных Советов и Правительства. Одной из основных особен­ностей этой организации являлась ее массовость и широкий охват вопросов, входя­щих в их компетенцию. Т. о. система народного контроля существовала как парал­лельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение законности.

Работа над новой Конституцией общества развитого социализма заняла долгие годы, ее проект был подготовлен в мае 1977 г. Новая Конституция закрепляла свой приоритет над прежними 1918, 1924, 1936 г. г. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, свободу творчества. С большой определенностью основ­ной Закон СССР подчеркивал значение личности декларируя уважение и охрану ее прав и свобод. Все республиканские Конституции повторили в значительной мере основные положения союзной. Само определение Союза ССР как единого союзно­го многонационального государства говорило о стремлении усилить федеральные центристские начала

С 1985 г. началась радикальная реформа общества, призванная существенно изменить всю систему государства, но приведшая к его разрушению, т. к. сами ре­формы вышли из-под контроля реформаторов. В республиках СССР нарастала на­циональная напряженность, выдвигались требования возвращения на историчес­кую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий на­циональных республик и т. п. С 1988 г. на этой почве начались межнациональные вооруженные конфликты. В сфере экономики усиливались инфляционные процес­сы, сокращались показатели прироста промышленности и сельхозпроизводства. Начала формироваться рыночная экономика в связи с легализацией частного сек­тора, однако ее черты носили ярко выраженный спекулятивных трактор, т. к. стали «отмывать» деньги, полученные в «теневой» экономике.

На общем фоне политическая либерализация привела к значительному росту числа неформальных группировок, которые в конце 80-х гг. активно включились в политическую деятельность. Была утрачена монополия КПСС на власть, с середи­ны 90-х г. г. начался переход к многопартийности.

В январе 1991 г. проводилась денежная реформа, которая была направлена на борьбу с «теневой экономикой», что вызвало дополнительное недовольство в об­ществе.

На март 1991 г. был назначен референдум по вопросу сохранения СССР, в это время по всей стране прокатилась волна забастовок в национальных республиках, официальные власти не могли остановить данного политического процесса.

19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному поло­жению в СССР (ГКЧП), который заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал в СССР. Устанавливалось чрезвычайное положе­ние, вводилась цензура. Президент РСФСР Ельцин и парламент отказались подчи­няться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Пос­ле провала ГКЧП сразу же восемь союзных республик заявили о своей независимо­сти, три вновь образованные прибалтийские республики уже в сентябре 1991 г. были признаны СССР.

Свой пост Генерального секретаря КПСС вынужден был оставить первый пре­зидент СССР Горбачев, деятельность КПСС была приостановлена, а позднее зап­рещена Президентом России. Союз СССР после всех политических событий окон­чательно распался, было образовано СНГ, открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще 8 республик, и Горбачев объявил о прекращении им функций Президента СССР.

Большие законодательные изменения происходили в СССР в период перестрой­ки. Наиболее важным новшеством стал Закон от марта 1990 г. об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию.

Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого голосования и позднее представлял Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Гене­рального прокурора. Председателя Верховного суда. Президент на основе законов был наделен правом издавать указы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности», в котором перечислялись три ее основных формы: собственность граждан, коллективная и государственная.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета.

Демократизация социальных структур отразилась и в содержании новых законов.

Для решений хозяйственных споров между предприятиями в 1992 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В декабре 1992 г. был принят Закон, дающий право получать в частную собст­венность и на продажу земельные участки, т. о. земля перестала быть монопольной собственностью государства.

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятие специ­ального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России, для этих целей в июне 1993 г. был создан Совет по кадровой поли­тике при Президенте.

В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента РФ, в декабре прини­мается единое Положение о федеральной государственной службе.

Тысячелетний путь развития российского права не завершен, оно будет и впредь развиваться в контексте различных сложнейших исторических и политических про­цессов в Российском, государстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.005 с.)