Тема 27. Новейшие тенденции развития государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 27. Новейшие тенденции развития государства и права



Во Франции

Развитие политической системы Франции в XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило к частным изменениям в политическом курсе.

Кризис Третьей республики выразился в постоянной обструк-тивной борьбе за власть внутри парламента и крайней неустойчи­вости правительств. И парламентарии, и министры ставили свои партийные и даже личные интересы выше национальных интересов Франции.

В сентябре 1939 г. Франция объявила войну гитлеровской Герма­нии, выполняя свои союзнические обязательства перед Польшей. На­чалась «странная война», когда французская армия не предпринимала никаких действий на фронте. В результате, несмотря на линию Ма-жино (лучшее оборонительное сооружение на франко-германской границе), в мае 1940 г. германские войска, обойдя ее, перешли в на­ступление и в июне взяли Париж. 2/з страны было оккупировано, а наюге сформировано марионеточное правительство 84-летнего маршала Филиппа Петэна. Гитлер, чтобы подчеркнуть национальное унижение Франции, приказал доставить в Компьенский лес под Парижем имен­но тот вагон маршала Фоша, в котором в 1918 г. Германии пришлось подписывать акт о своей капитуляции. Таким образом, 22 июня 1940 г. Франция по Компьенскому акту потеряла национальную госу­дарственность. Маршал Петэн, выступая по радио из своей резиден­ции в городе Виши, оправдываясь, сказал: «...Я желаю победы Герма­нии, потому что без нее завтра же повсюду воцарился бы большевизм».

С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэ­на в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Франция» (с 1942 г. «Сражающаяся Франция»), имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Ш. де Голль был признан «главой всех свободных францу­зов». Летом 1943 г. создается единый Французский комитет нацио­нального освобождения, позже реорганизованный во Временное пра­вительство Франции во главе с генералом Ш. де Голлем. 30 августа 1944 г. была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, боровшихся или выступавших за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Фран­ции, и в результате их действий в союзе с общенациональным движе­нием Сопротивления к концу 1944 г. Франция была в основном осво­бождена.

Перед страной встал вопрос о &е будущем государственном уст­ройстве.

21 октября 1945 г. были проведены первые послевоенные выборы в Учредительное собрание, в котором французская компартия заняла 152 места, социалистическая партия — 142, Народно-республикан­ское движение, объединившее все правые силы, — 141 место.

Победа левых в Собрании была обусловлена их активной борьбой в Сопротивлении. Это «левое» Собрание выработало «левую» Консти­туцию, которая была вынесена на референдум. 5 мая 1946 г. 10,6 млн французов проголосовали против нее, за — 9,4 млн.

Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Теперь в нем преобладали правые. Проект новой Конституции был разработан и принят в сентябре 1946 г. Затем нация дважды проголо­совала за эту Конституцию на референдумах 13 октября и 13 декабря 1946 г. 24 декабря 1946 г. Конституция вступила в силу после опубли­кования. Начался период Четвертой республики.

Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов. В преамбуле Конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, закреплялись: равноправие всех граждан вне зависимости от пола; право на получение работы и должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероиспо­ведания; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу. Декларировалась социальная помощь де­тям, матерям, престарелым. Обеспечивалось бесплатное образова­ние всех ступеней. Конституция предусматривала возможность на­ционализации.

Франция, согласно Конституции, должна представлять собой пар­ламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат — Национальной ассамблеи и Совета Республики. Нижняя палата — Национальное собрание (627 депутатов) — избиралась на основе всеобщего и прямого избиратель­ного права сроком на пять лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет Республики (320 членов) избирался коммунами и департа­ментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по Конститу­ции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на семь лет с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на меж­дународной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осущест­влял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Со­нета министров и членов правительства назначал президент после ут­верждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед На­циональным собранием за проводимую политику. В случае вынесе­ния абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству оно в полном составе уходит в отставку. Если в течение 18 месяцев пройдут две отставки правительства, предусматривалась возможность досрочных выборов в Националь­ное собрание.

Национальное собрание избирало Верховный суд (в составе пред­седателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет.

Принципиально новым учреждением был Конституционный ко­митет, который образовывал и президент, председатели палат и по семь выборных на год от каждой палаты парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конститу­ции, правда, без властных и реальных судебных полномочий.

Депутаты образовывали особое Собрание французского народа в количестве 240 человек и Экономический совет для управления всеми колониями Франции.

Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные тради­ции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты.

1.Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придава­ло стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся дву­кратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция с учетом опыта Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократи­ческого законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.

2.Право принимать законы было предоставлено только одной па­лате — Национальному собранию, которому по Конституции запре­щалось его делегирование.

3.Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.

4.Вводился режим с зависимой от Национального собрания пра­вительственной властью.

Тогда во Франции противником этого строя был один де Голль. Он по-солдатски сравнивал Четвертую республику с «писанием про­тив ветра». 12 лет существования этой республики не принесли Фран­ции стабильности: парламент переизбирался трижды, сменились два президента и 22 правительства. В итоге республика впала в «алжир­ский кризис».

Таким образом, принятие новой Конституции не придало необхо­димой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониаль­ной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. Начиная с 1954 г. в Алжире (считавшемся составной частью Республики с 1830 г. и разделенном на несколько полноправных де­партаментов с более чем миллионным французским населением на 8 млн арабов) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства породили всплеск правых на­ционалистических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против правительства под лозунгом национального спасения. В результате Франция была поставлена на грань гражданской войны. Острая по­литическая обстановка усугублялась с нарастанием идейных противо­речий между основными партиями парламентского большинства. Президент выступил с инициативой создания правительства нацио­нального спасения во главе с де Голлем, которому предполагалось предоставить исключительные полномочия. В этих условиях парла­мент был вынужден передать всю полноту государственной власти ге­нералу де Голлю как политику, имевшему наибольший авторитет в стране, и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициати­ве де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79,25% населения страны, и 4 ок­тября' 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Она определила принципы государственного устройства Пятой республики.

Центром политической системы Франции стал президент, изби­равшийся на семь лет прямым всеобщим голосованием. Ему отводи­лась роль национального арбитра, призванного обеспечить нормаль­ное функционирование органов государственной власти. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широки­ми полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являл­ся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Националь­ного собрания, представлял Францию на международной арене, назначал на высшие гражданские и военные должности и т.д. Глава государства был наделен значительными полномочиями и в законо­дательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать зако­ны, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; мог оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии Конституции. Согласно ст. 19 свои наиболее важные полномочия — назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрассигнирования со стороны премьера и соответствующих мини­стров.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме Конституция отводит правительству во главе с премьер-министром. На правительство воз­лагаются задача обеспечения выполнения законов, руководство во­оруженными силами и проведение практической политики. Прави­тельство было ответственно перед парламентом, который мог выразить ему недоверие.

Парламент республики состоит, по Конституции, из двух палат — Национального собрания и Сената. Национальное собрание избира­ется всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представи­тельство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе па­латы практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в ст. 34 Конституции рамках — в сфере гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, налогов, в отношении принципов организации го­сударственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законо­дательных прерогатив парламента, регулируются нормативными акта­ми правительства.

Политический режим, установленный Конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую формы правления, с преобладанием полномочий пре­зидента. Эта политическая система действует в стране и сегодня. Ини­циатива пересмотра Конституции принадлежит президенту, а также членам парламента (ст. 89).

В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преем­ственность власти (даже после ухода де Голля с поста президента в апреле 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался доста­точно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современ­ным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная пере­стройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация национальной валюты, упрочение международного по­ложения страны. Эта политика была названа голлизмом. 21 декабря 1958 г. в возрасте 68 генерал де Голль лет был избран первым прези­дентом Пятой республики. К тому времени он пережил более 19 по­кушений в связи с Эвианскими соглашениями, в результате которых Алжир получил независимость. Более 10 лет управляя страной, де Голль заложил основные на­правления государственного развития, которым Франция следует и в наши дни. Среди них: экономический «дирижизм», приоритет про­фессионализма, урбанизация, поддержка фундаментальной науки, экспорт капитала, деколонизация, ядерное вооружение, развитие кос­мической техники, неучастие в военных блоках, создание Общего дома от Атлантики до Урала, политика антикоммунизма.

Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК, который положил начало ревизии всей наполеоновской коди­фикации. УПК 1958 г., а также ряд законов 1970 и 1972 гг. значитель­но демократизировали судебный процесс, усилили гарантии индиви­дуальных прав граждан, упростили судопроизводство, упорядочили деятельность следственных органов, суда и присяжных.

Возбуждение уголовного дела, по УПК 1958 г., осуществляется прокуратурой, которая обычно опирается на данные полицейского дознания. Сам же уголовный процесс включает в себя три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнитель­ное производство.

Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляцион­ном или кассационном порядке.

Предварительное следствие проводится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля за следствием.

По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республи­ки. Последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело, и следственный судья или выносит постанов­ление о его прекращении, или направляет в соответствующую судеб­ную инстанцию.

Решения могут быть двух видов: прекращение уголовного пресле­дования или предание обвиняемого суду. В качестве суда могут выступать: полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяж­ных («назначенных посредством жеребьевки»).

В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.

После объявления обвинительного приговора осужденный под конвоем доставляется в арестный дом, где он находится до вынесения решения по апелляции или кассационной жалобе.

Приговор вступает в законную силу по истечении срока, установ­ленного для обжалования. Он подлежит исполнению всеми государ­ственными органами и может быть пересмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь от­крывшиеся обстоятельства.

Во Франции вплоть до 1994 г. действовал УК 1810 г., который не­однократно дополнялся и частично изменялся. В 1992 г. был принят, а в 1994 г. введен в действие новый УК, воплотивший современные методы решения технико-юридических вопросов и современные ори­ентиры в уголовно-правовой политике. Соответственно в УК 1994 г. наряду с традиционными составами преступлений (убийство, нанесе­ние телесных повреждений, сексуальная агрессия и проч.) особое внимание уделяется таким получившим широкое распространение в XX в. преступлениям против человека, как похищение и задержание людей, взятие в заложники, посягательство на психическую непри­косновенность личности, проведение на человеке биомедицинских опытов без его свободно выраженного согласия, посягательство на права человека с использованием картотек и данных ЭВМ, опублико­вание письменных документов и снимков определенного человека, полученных без его согласия, дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам.

Кодекс ориентирован на усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления. По многим из них назначается пожиз­ненное заключение. Это терроризм, геноцид, депортация, производ­ство и распространение наркотиков, захват транспортных средств, вымогательство (рэкет), различные виды мошенничества, включая компьютерное, и некоторые другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.025 с.)