Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 27. Новейшие тенденции развития государства и права
Во Франции Развитие политической системы Франции в XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило к частным изменениям в политическом курсе. Кризис Третьей республики выразился в постоянной обструк-тивной борьбе за власть внутри парламента и крайней неустойчивости правительств. И парламентарии, и министры ставили свои партийные и даже личные интересы выше национальных интересов Франции. В сентябре 1939 г. Франция объявила войну гитлеровской Германии, выполняя свои союзнические обязательства перед Польшей. Началась «странная война», когда французская армия не предпринимала никаких действий на фронте. В результате, несмотря на линию Ма-жино (лучшее оборонительное сооружение на франко-германской границе), в мае 1940 г. германские войска, обойдя ее, перешли в наступление и в июне взяли Париж. 2/з страны было оккупировано, а наюге сформировано марионеточное правительство 84-летнего маршала Филиппа Петэна. Гитлер, чтобы подчеркнуть национальное унижение Франции, приказал доставить в Компьенский лес под Парижем именно тот вагон маршала Фоша, в котором в 1918 г. Германии пришлось подписывать акт о своей капитуляции. Таким образом, 22 июня 1940 г. Франция по Компьенскому акту потеряла национальную государственность. Маршал Петэн, выступая по радио из своей резиденции в городе Виши, оправдываясь, сказал: «...Я желаю победы Германии, потому что без нее завтра же повсюду воцарился бы большевизм». С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Франция» (с 1942 г. «Сражающаяся Франция»), имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Ш. де Голль был признан «главой всех свободных французов». Летом 1943 г. создается единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом Ш. де Голлем. 30 августа 1944 г. была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, боровшихся или выступавших за освобождение Франции.
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий в союзе с общенациональным движением Сопротивления к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. Перед страной встал вопрос о &е будущем государственном устройстве. 21 октября 1945 г. были проведены первые послевоенные выборы в Учредительное собрание, в котором французская компартия заняла 152 места, социалистическая партия — 142, Народно-республиканское движение, объединившее все правые силы, — 141 место. Победа левых в Собрании была обусловлена их активной борьбой в Сопротивлении. Это «левое» Собрание выработало «левую» Конституцию, которая была вынесена на референдум. 5 мая 1946 г. 10,6 млн французов проголосовали против нее, за — 9,4 млн. Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Теперь в нем преобладали правые. Проект новой Конституции был разработан и принят в сентябре 1946 г. Затем нация дважды проголосовала за эту Конституцию на референдумах 13 октября и 13 декабря 1946 г. 24 декабря 1946 г. Конституция вступила в силу после опубликования. Начался период Четвертой республики. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов. В преамбуле Конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, закреплялись: равноправие всех граждан вне зависимости от пола; право на получение работы и должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Обеспечивалось бесплатное образование всех ступеней. Конституция предусматривала возможность национализации. Франция, согласно Конституции, должна представлять собой парламентскую республику. Парламент состоял из двух палат — Национальной ассамблеи и Совета Республики. Нижняя палата — Национальное собрание (627 депутатов) — избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.
Совет Республики (320 членов) избирался коммунами и департаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето. Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на семь лет с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов. Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Сонета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом. Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству оно в полном составе уходит в отставку. Если в течение 18 месяцев пройдут две отставки правительства, предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание. Национальное собрание избирало Верховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет. Принципиально новым учреждением был Конституционный комитет, который образовывал и президент, председатели палат и по семь выборных на год от каждой палаты парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции, правда, без властных и реальных судебных полномочий. Депутаты образовывали особое Собрание французского народа в количестве 240 человек и Экономический совет для управления всеми колониями Франции. Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты. 1.Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция с учетом опыта Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты. 2.Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому по Конституции запрещалось его делегирование. 3.Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть. 4.Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью. Тогда во Франции противником этого строя был один де Голль. Он по-солдатски сравнивал Четвертую республику с «писанием против ветра». 12 лет существования этой республики не принесли Франции стабильности: парламент переизбирался трижды, сменились два президента и 22 правительства. В итоге республика впала в «алжирский кризис».
Таким образом, принятие новой Конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. Начиная с 1954 г. в Алжире (считавшемся составной частью Республики с 1830 г. и разделенном на несколько полноправных департаментов с более чем миллионным французским населением на 8 млн арабов) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства породили всплеск правых националистических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против правительства под лозунгом национального спасения. В результате Франция была поставлена на грань гражданской войны. Острая политическая обстановка усугублялась с нарастанием идейных противоречий между основными партиями парламентского большинства. Президент выступил с инициативой создания правительства национального спасения во главе с де Голлем, которому предполагалось предоставить исключительные полномочия. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как политику, имевшему наибольший авторитет в стране, и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79,25% населения страны, и 4 октября' 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Она определила принципы государственного устройства Пятой республики. Центром политической системы Франции стал президент, избиравшийся на семь лет прямым всеобщим голосованием. Ему отводилась роль национального арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене, назначал на высшие гражданские и военные должности и т.д. Глава государства был наделен значительными полномочиями и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; мог оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии Конституции. Согласно ст. 19 свои наиболее важные полномочия — назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрассигнирования со стороны премьера и соответствующих министров.
Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы. Второе место в государственном механизме Конституция отводит правительству во главе с премьер-министром. На правительство возлагаются задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить ему недоверие. Парламент республики состоит, по Конституции, из двух палат — Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в ст. 34 Конституции рамках — в сфере гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, налогов, в отношении принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства. Политический режим, установленный Конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую формы правления, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система действует в стране и сегодня. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит президенту, а также членам парламента (ст. 89). В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти (даже после ухода де Голля с поста президента в апреле 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация национальной валюты, упрочение международного положения страны. Эта политика была названа голлизмом. 21 декабря 1958 г. в возрасте 68 генерал де Голль лет был избран первым президентом Пятой республики. К тому времени он пережил более 19 покушений в связи с Эвианскими соглашениями, в результате которых Алжир получил независимость. Более 10 лет управляя страной, де Голль заложил основные направления государственного развития, которым Франция следует и в наши дни. Среди них: экономический «дирижизм», приоритет профессионализма, урбанизация, поддержка фундаментальной науки, экспорт капитала, деколонизация, ядерное вооружение, развитие космической техники, неучастие в военных блоках, создание Общего дома от Атлантики до Урала, политика антикоммунизма.
Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК, который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд законов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали судебный процесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, упростили судопроизводство, упорядочили деятельность следственных органов, суда и присяжных. Возбуждение уголовного дела, по УПК 1958 г., осуществляется прокуратурой, которая обычно опирается на данные полицейского дознания. Сам же уголовный процесс включает в себя три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство. Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном или кассационном порядке. Предварительное следствие проводится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля за следствием. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики. Последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело, и следственный судья или выносит постановление о его прекращении, или направляет в соответствующую судебную инстанцию. Решения могут быть двух видов: прекращение уголовного преследования или предание обвиняемого суду. В качестве суда могут выступать: полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных («назначенных посредством жеребьевки»). В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный. После объявления обвинительного приговора осужденный под конвоем доставляется в арестный дом, где он находится до вынесения решения по апелляции или кассационной жалобе. Приговор вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Он подлежит исполнению всеми государственными органами и может быть пересмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь открывшиеся обстоятельства. Во Франции вплоть до 1994 г. действовал УК 1810 г., который неоднократно дополнялся и частично изменялся. В 1992 г. был принят, а в 1994 г. введен в действие новый УК, воплотивший современные методы решения технико-юридических вопросов и современные ориентиры в уголовно-правовой политике. Соответственно в УК 1994 г. наряду с традиционными составами преступлений (убийство, нанесение телесных повреждений, сексуальная агрессия и проч.) особое внимание уделяется таким получившим широкое распространение в XX в. преступлениям против человека, как похищение и задержание людей, взятие в заложники, посягательство на психическую неприкосновенность личности, проведение на человеке биомедицинских опытов без его свободно выраженного согласия, посягательство на права человека с использованием картотек и данных ЭВМ, опубликование письменных документов и снимков определенного человека, полученных без его согласия, дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам. Кодекс ориентирован на усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления. По многим из них назначается пожизненное заключение. Это терроризм, геноцид, депортация, производство и распространение наркотиков, захват транспортных средств, вымогательство (рэкет), различные виды мошенничества, включая компьютерное, и некоторые другие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.025 с.) |