Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 26. Новейшие тенденции развития государства и права в ВеликобританииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изменения в политической системе страны определялись наличием классической двухпартийной системы. Консервативная партия существовала под синим флагом, лейбористская — под красным. 1945—1951 гг. страной управляли лейбористы, 1951—1964 гг. — консерваторы, 1964—1970 гг. — лейбористы, 1970—1974 гг. — консерваторы, 1974—1979 гг. — лейбористы, 1979—1996 гг. — период правления Маргарет Тэтчер, с 1997 — нынешний Энтони Блейер. В XX в. значительно возросла роль лидера партии. На выборах 1951 г. Уинстон Черчилль обратился к одному из избирателей: «...В поддержите меня», на что тот ответил: «Я скорее проголосую за дьявола». Черчилль, не смутившись, парировал: «Но если ваш друг не будет баллотироваться, тогда вспомните обо мне». В обеих партиях действует механизм, позволяющий корректировать политический курс до выборов. Каждый член лейбористской партии может претендовать на пост председателя партии, потребовать партийного референдума. Ежегодно после «тронной речи» в течение 28 дней любой депутат-консерватор, заручившись поддержкой двух своих коллег, может спровоцировать перевыборы председателя партии. Голосует только консервативная фракция парламента. В первом туре необходим 15-процентный отрыв претендента, во втором туре достаточно преимущества в один голос. Перевыборы председателя партии означают смену премьера до очередных выборов. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX—XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, заметно падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни. Претерпела значительные изменения и партийная система. В XX в. в Англии сохраняется ее двухпартийность, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы, образованные в середине XIX в.: консервативная партия оформилась на основе партии тори, в настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников; либеральная партия, опирающаяся на средний класс, возникла на основе партии вигов. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия — одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла в 1901 г. как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (социал-демократической федерации, фабианского общества и др.). Создана была лейбористская (трудовая) партия в 1906 г. на базе Комитета рабочего представительства, включала на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и т.д. С 1918 г. в уставе партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. В Хартии 1947 г. уже фигурировала идея «построения государства всеобщего благоденствия». Практические установки партии подразумевали расширение национализации промышленности, усиленное налогообложение богатых и т.п. (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного частного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). По партийному уставу 1950 г. коллективное членство, главным образом тред-юнионов, обеспечило массовость партии (свыше 6,5 млн коллективных и до 0,3 млн индивидуальных членов к концу XX в.). В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, второе было создано в 1929 г.
Нынешние установки лейбористов во многом совпадают с консервативными. В 1989 г. лейбористы приняли новую программу. В ней, в частности, сказано: «Мы живем в капиталистическом обществе, и наша цель — не привести его к социализму, а заставить капитализм работать лучше». Партия перестала называться партией рабочих, она стала партией среднего класса. Эволюция британского парламента Новейшего времени выразилась, во-первых, в возрастании приоритета одной палаты по отношению к другой, во-вторых, в изменении взаимоотношений с правительством. Деятельность депутатов палаты общин стала чисто профессиональной. С 1911 г. они начали получать постоянное жалованье и, кроме того, суммы на содержание секретариата и должностные дела. Важной особенностью палаты лордов (к началу 90-х годов в ее составе было 1195 пэров) стало резкое увеличение числа так называемых назначенных, или пожизненных, пэров (пожалованных по представлению правительства, которому в этом случае по традиции монарх не может отказать). Пожизненные пэры впервые были назначены еще в 1876 г. в качестве специалистов — судей палаты.
Эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения палаты общин по сравнению с палатой лордов. Это был объективный процесс повышения веса демократически избранных депутатов, отражающих позиции массовых партий, и следствие ряда принятых законов. Закон о парламенте 1911 г. установил законодательный приоритет палаты общин: любой признанный финансовым законопроект палаты общин впредь не требовал одобрения лордов. По этому же Закону не требовалось согласие лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен палатой общин на трех сессиях подряд. Отменялось право полного законодательного вето со стороны палаты лордов, за ней сохранилось лишь право отсрочить введение закона на два года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 г. устанавливалось, что палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый общинами во исполнение предвыборной программы победившей партии. Наконец, с 1949 г. право отлагательного вето за палатой лордов сохранялось лишь на один год. Такое очевидное снижение веса палаты лордов вызвало в обществе (особенно в конце 60-х — начале 70-х годов) стремление вообще преобразовать палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов и т.д. Руководит работой палаты общин спикер, выбираемый на четыре года. После избрания спикер оставляет свою партийную принадлежность, он становится «общим голосом», в его отсутствие палата пребывает в полном молчании. Значительную роль спикера подчеркивает и его внешний вид: черная мантия, расшитая золотом, парик, в руках председательствующий молоток. Спикер обладает большой властью. Он определяет очередность обсуждения резолюций и законопроектов и голосования, может потребовать от премьера и любого члена кабинета ответа на любой вопрос, приостановить деятельность правительства и назначить чрезвычайные дебаты. Важная функция спикера — обеспечение соблюдения культуры, этики в общении членов палаты, в процессе ее работы. «Великая политика не может быть сформулирована низкими словами». С 1871 г. в палате используется нормативный справочник, в который заносятся грубые слова, сказанные каким-нибудь депутатом и запрещенные к употреблению. Спикер может удалить из зала любого нарушителя, обратившись к приставу. Спикер никому не подотчетен, руководствуется своей совестью и вековыми парламентскими традициями. После оставления своей должности он становится пожизненным лордом-пэром Англии. Среди государственных институтов Новейшего времени важное место продолжает занимать правительство. В реальной политике его влияние превосходило влияние парламента. Новейшее время характеризовалось дальнейшим снижением роли монарха в государственных делах и усилением власти премьер-министра. Последний приобрел самостоятельный конституционный статус. К середине XX в. уже было общепризнано, что премьер возглавляет правительство. С 20-х годов он избирается только из членов палаты обшин, хотя не менее половины членов правительства составляют лорды. Премьеру как лидеру преобладающей в палате общин партии принадлежит право решать вопрос о роспуске парламента, и монарх по обычаю должен следовать этой его просьбе. По личному представлению премьера производятся награждения большинством британских орденов, титулами и т.п. Премьер определяет и персональный состав правительства (в соответствии с пожеланиями партий).
На протяжении XX в. становится разнообразнее состав правительства. В него входят, как минимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т.е. государственные секретари и лорды, 2) министры «без портфеля» (появились с 1915 г.), и лорды специальных поручений, 3) государственные министры — заместители первых, должности которых были учреждены в 1969 г., 4) младшие министры, или парламентские секретари. 20—22 члена правительства традиционно составляют Кабинет, на который возлагались полномочия по 1) окончательному определению политики, 2) руководству всем исполнительным аппаратом, 3) постоянной координации работы министерств и ведомств. Менее заметную роль в осуществлении государственной власти играют Корона и палата лордов. Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции власть короля определяется установившимися политическими обычаями. За британским монархом, например, формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра. Королева председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю заслушивает доклад премьер-министра. Кроме того, она остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании. Таким образом, развитие государственно-политической системы Великобритании в рассматриваемый период свидетельствует о большом политическом весе правительственных институтов исполнительной власти даже при наличии свободной системы партийно-политического представительства. Развитие избирательной системы на протяжении XX в. было отмечено ее демократизацией и установлением всеобщего избирательного права. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918—1919 гг., и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голос получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины имели право голоса, если достигли возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.
В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при условиях оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или предприятием). В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды — по месту жительства и по месту нахождения недвижимости). Отныне каждый мог голосовать только в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, снизивший возрастной ценз с 21 года до 18 лет. Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство — акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. Такой порядок имел место еще в XVI—XVIII вв. В Новейшее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. На основании Акта о чрезвычайных полномочиях 1920 г. правительство получило право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т.п.). Такой указ мог предусматривать применение чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась, теперь он предоставлял правительству исключительные полномочия в любых
чрезвычайных условиях. Акт о министрах Короны 1937 г. определил размеры жалованья высшим должностным лицам государства. Премьер-министр наряду с другими министрами стал получать жалованье из государственной казны. Делегированное законодательство по существу стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании. Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал Суд Короны, вошедший в систему высших судов страны. Эта система (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд Короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.
Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было раньше, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. С 1972 г. в отношении присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы. Все указанные изменения были консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, в так называемом суммарном порядке. В Англии нет УК, поэтому некоторые вопросы, такие, например, как, необходимая оборона, регулируются Законом «Об уголовном праве» 1967 г. В Англии развивается социальное законодательство. Так, Закон 1994 г. гласит, что финансист, обманувший вкладчиков, присвоивший их деньги, приговаривается к общественным работам независимо от своего социального положения. Это наказание находится в плоскости морально-психологического воздействия, и оно действует довольно эффективно, так как в Англии честность — это тоже капитал. После Второй мировой войны верховенство Кабинета в государственной машине Великобритании стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система правления Кабинета трансформировалась в систему правления премьер-министра, так как тот без консультаций с Кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы Кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и проч. В заседаниях внутреннего кабинета участвуют лишь 4—5 наиболее доверенных главе правительства министров. Они по его поручению рассматривают основные вопросы текущей политики и могут докладывать о своих решениях исключительно премьер-министру. Период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер (дочери владельца бакалейной лавки, что не помешало ей получить блестящее экономическое и юридическое образование) — эпоха в политической истории Англии. В это время происходит дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра. Убежденный сторонник свободного предпринимательства, М. Тэтчер, победив на выборах 1979 г., осуществила распродажу частным компаниям части государственных предприятий, сославшись на их недостаточную эффективность. Она без колебаний урезала ассигнования на здравоохранение, образование и социальные нужды (на 1 млрд фунтов), поначалу прекратила субсидирование национализированных лейбористами предприятий, а затем перешла к политике денационализации, что практически свело на нет политическую акцию лейбористов. Вершиной социальной политики Тэтчер стало введение подушного налога в апреле 1990 г., который впервые в Англии пытались узаконить в 1377 г., что вызвало восстание Уота Тайлера в 1380 г. В настоящее время аналогичный налог существует только в Папуа — Новой Гвинее. Согласно закону М. Тэтчер все англичане с 18-летнего возраста должны думать о своем благополучии, и чем богаче они являются, тем выгоднее становится их положение. Правительство ориентировало местные власти на сумму от 170 до 200 фунтов в год. Главной целью Тэтчер было сломать механизм, введенный лейбористами, и вернуть Англию к традиционным формам правления. Нынешний премьер, представляя конкурирующую партию, во многом действует в духе Тэтчер. И сегодня в Англии актуально ее высказывание: «...Наш метод — экономика, наша цель — изменить души». И далее: «...Не на какой-то экономической теории, а на вещах, на которых я была воспитана вместе с миллионами подобных мне: честная работа и честный заработок; не тратить больше, чем зарабатываешь; жить по средствам; сбережения на черный день; своевременная оплата счетов; поддержка полиции. Моим идеалом является строгий отец с его моральными абсолютами и набором викторианских ценностей, почетное место среди которых занимают дисциплинированность и трудолюбие. Я верну стране целеустремленность и уверенность. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.0 (0.018 с.) |