Тема 26. Новейшие тенденции развития государства и права в Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Новейшие тенденции развития государства и права в Великобритании



Изменения в политической системе страны определялись наличи­ем классической двухпартийной системы. Консервативная партия су­ществовала под синим флагом, лейбористская — под красным.

1945—1951 гг. страной управляли лейбористы,

1951—1964 гг. — консерваторы,

1964—1970 гг. — лейбористы,

1970—1974 гг. — консерваторы,

1974—1979 гг. — лейбористы,

1979—1996 гг. — период правления Маргарет Тэтчер,

с 1997 — нынешний Энтони Блейер.

В XX в. значительно возросла роль лидера партии. На выборах 1951 г. Уинстон Черчилль обратился к одному из избирателей: «...В поддержите меня», на что тот ответил: «Я скорее проголосую за дья­вола». Черчилль, не смутившись, парировал: «Но если ваш друг не будет баллотироваться, тогда вспомните обо мне».

В обеих партиях действует механизм, позволяющий корректиро­вать политический курс до выборов. Каждый член лейбористской партии может претендовать на пост председателя партии, потребо­вать партийного референдума. Ежегодно после «тронной речи» в те­чение 28 дней любой депутат-консерватор, заручившись поддержкой двух своих коллег, может спровоцировать перевыборы председателя партии. Голосует только консервативная фракция парламента. В первом туре необходим 15-процентный отрыв претендента, во втором туре достаточно преимущества в один голос. Перевыборы председателя партии означают смену премьера до очередных вы­боров.

Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX—XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тен­денций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка тра­диционного английского парламентаризма, заметно падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные за­коны, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал более целенаправленно использо­вать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная система. В XX в. в Англии сохраняется ее двухпартийность, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы, обра­зованные в середине XIX в.: консервативная партия оформилась на основе партии тори, в настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников; либеральная партия, опирающаяся на средний класс, возникла на основе партии вигов. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия — одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла в 1901 г. как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (соци­ал-демократической федерации, фабианского общества и др.). Созда­на была лейбористская (трудовая) партия в 1906 г. на базе Комитета рабочего представительства, включала на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и т.д. С 1918 г. в уставе партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. В Хартии 1947 г. уже фигурировала идея «по­строения государства всеобщего благоденствия». Практические уста­новки партии подразумевали расширение национализации промыш­ленности, усиленное налогообложение богатых и т.п. (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного част­ного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). По партийному уставу 1950 г. коллективное членство, главным образом тред-юнионов, обеспечило массовость партии (свыше 6,5 млн коллективных и до 0,3 млн индивидуальных членов к концу XX в.). В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, второе было со­здано в 1929 г.

Нынешние установки лейбористов во многом совпадают с консер­вативными. В 1989 г. лейбористы приняли новую программу. В ней, в частности, сказано: «Мы живем в капиталистическом обществе, и наша цель — не привести его к социализму, а заставить капитализм работать лучше». Партия перестала называться партией рабочих, она стала партией среднего класса.

Эволюция британского парламента Новейшего времени вырази­лась, во-первых, в возрастании приоритета одной палаты по отно­шению к другой, во-вторых, в изменении взаимоотношений с пра­вительством. Деятельность депутатов палаты общин стала чисто профессиональной. С 1911 г. они начали получать постоянное жа­лованье и, кроме того, суммы на содержание секретариата и долж­ностные дела. Важной особенностью палаты лордов (к началу 90-х годов в ее составе было 1195 пэров) стало резкое увеличение числа так называемых назначенных, или пожизненных, пэров (пожалован­ных по представлению правительства, которому в этом случае по традиции монарх не может отказать). Пожизненные пэры впер­вые были назначены еще в 1876 г. в качестве специалистов — судей палаты.

Эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения палаты общин по сравнению с палатой лордов. Это был объ­ективный процесс повышения веса демократически избранных депу­татов, отражающих позиции массовых партий, и следствие ряда при­нятых законов. Закон о парламенте 1911 г. установил законодатель­ный приоритет палаты общин: любой признанный финансовым законопроект палаты общин впредь не требовал одобрения лордов. По этому же Закону не требовалось согласие лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен палатой общин на трех сессиях подряд. Отменялось право полного законодательного вето со стороны палаты лордов, за ней сохранилось лишь право отсрочить введение закона на два года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 г. устанавливалось, что палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый общинами во исполнение предвыборной программы побе­дившей партии. Наконец, с 1949 г. право отлагательного вето за пала­той лордов сохранялось лишь на один год. Такое очевидное снижение веса палаты лордов вызвало в обществе (особенно в конце 60-х — на­чале 70-х годов) стремление вообще преобразовать палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов и т.д.

Руководит работой палаты общин спикер, выбираемый на четы­ре года. После избрания спикер оставляет свою партийную принад­лежность, он становится «общим голосом», в его отсутствие палата пребывает в полном молчании. Значительную роль спикера подчер­кивает и его внешний вид: черная мантия, расшитая золотом, парик, в руках председательствующий молоток. Спикер обладает большой властью. Он определяет очередность обсуждения резолюций и зако­нопроектов и голосования, может потребовать от премьера и любого члена кабинета ответа на любой вопрос, приостановить деятельность правительства и назначить чрезвычайные дебаты. Важная функция спикера — обеспечение соблюдения культуры, этики в общении членов палаты, в процессе ее работы. «Великая политика не может быть сформулирована низкими словами». С 1871 г. в палате исполь­зуется нормативный справочник, в который заносятся грубые слова, сказанные каким-нибудь депутатом и запрещенные к употреблению. Спикер может удалить из зала любого нарушителя, обратившись к приставу. Спикер никому не подотчетен, руководствуется своей со­вестью и вековыми парламентскими традициями. После оставле­ния своей должности он становится пожизненным лордом-пэром Англии.

Среди государственных институтов Новейшего времени важное место продолжает занимать правительство. В реальной политике его влияние превосходило влияние парламента. Новейшее время характе­ризовалось дальнейшим снижением роли монарха в государственных делах и усилением власти премьер-министра. Последний приобрел самостоятельный конституционный статус. К середине XX в. уже было общепризнано, что премьер возглавляет правительство. С 20-х годов он избирается только из членов палаты обшин, хотя не менее половины членов правительства составляют лорды. Премьеру как лидеру преобладающей в палате общин партии принадлежит право ре­шать вопрос о роспуске парламента, и монарх по обычаю должен сле­довать этой его просьбе. По личному представлению премьера произ­водятся награждения большинством британских орденов, титулами и т.п. Премьер определяет и персональный состав правительства (в соответствии с пожеланиями партий).

На протяжении XX в. становится разнообразнее состав правитель­ства. В него входят, как минимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т.е. государственные секретари и лорды, 2) министры «без портфеля» (появились с 1915 г.), и лорды специальных поручений, 3) государственные министры — заместители первых, должности ко­торых были учреждены в 1969 г., 4) младшие министры, или парла­ментские секретари. 20—22 члена правительства традиционно состав­ляют Кабинет, на который возлагались полномочия по 1) окончатель­ному определению политики, 2) руководству всем исполнительным аппаратом, 3) постоянной координации работы министерств и ве­домств.

Менее заметную роль в осуществлении государственной власти иг­рают Корона и палата лордов. Корона по-прежнему считается симво­лом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конститу­ции власть короля определяется установившимися политическими обычаями. За британским монархом, например, формально сохраня­ется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения пре­мьер-министра. Королева председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю заслушивает доклад премьер-министра. Кроме того, она остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании.

Таким образом, развитие государственно-политической системы Великобритании в рассматриваемый период свидетельствует о боль­шом политическом весе правительственных институтов исполнитель­ной власти даже при наличии свободной системы партийно-полити­ческого представительства.

Развитие избирательной системы на протяжении XX в. было отме­чено ее демократизацией и установлением всеобщего избирательного права. Первая избирательная реформа была проведена непосредствен­но после Первой мировой войны, в 1918—1919 гг., и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голос получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяю­щие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие поме­щением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины имели право голоса, если достигли возраста 30 лет и вла­дели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов стерлин­гов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при ус­ловиях оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или пред­приятием).

В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосо­вать дважды — по месту жительства и по месту нахождения недвижи­мости). Отныне каждый мог голосовать только в одном округе.

Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, снизивший возрастной ценз с 21 года до 18 лет.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и полити­ческой системе нашли отражение во взаимодействии высших испол­нительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти. В руках правительства сосре­доточилась особая законодательная власть, делегированная ему пар­ламентом. Делегированное законодательство — акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. Такой поря­док имел место еще в XVI—XVIII вв. В Новейшее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. На основании Акта о чрезвычайных полномочиях 1920 г. правительство получило право из­давать от имени короля указ о чрезвычайном положении в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продоволь­ствие, транспорт, энергия и т.п.). Такой указ мог предусматривать применение чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась, теперь он предоставлял правительству исключительные полномочия в любых

 

чрезвычайных условиях. Акт о министрах Короны 1937 г. определил размеры жалованья высшим должностным лицам государства. Пре­мьер-министр наряду с другими министрами стал получать жалованье из государственной казны. Делегированное законодательство по су­ществу стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании.

Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал Суд Короны, вошедший в систему высших судов страны. Эта система (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд Короны (уголовные дела и часть граждан­ских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верхов­ном суде.

Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголов­ном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяж­ных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было раньше, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. С 1972 г. в отношении присяжных заседателей отменен имущественный и сни­жен возрастной цензы.

Все указанные изменения были консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяж­ных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, в так называемом суммарном по­рядке.

В Англии нет УК, поэтому некоторые вопросы, такие, например, как, необходимая оборона, регулируются Законом «Об уголовном праве» 1967 г.

В Англии развивается социальное законодательство. Так, Закон 1994 г. гласит, что финансист, обманувший вкладчиков, присвоив­ший их деньги, приговаривается к общественным работам независи­мо от своего социального положения. Это наказание находится в плоскости морально-психологического воздействия, и оно действует довольно эффективно, так как в Англии честность — это тоже ка­питал.

После Второй мировой войны верховенство Кабинета в государ­ственной машине Великобритании стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система правления Кабинета трансформировалась в систему правления премьер-мини­стра, так как тот без консультаций с Кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы Кабинета и его повестку дня, решать во­просы о созыве и роспуске палаты общин и проч. В заседаниях внутреннего кабинета участвуют лишь 4—5 наиболее доверенных главе правительства министров. Они по его поручению рассматри­вают основные вопросы текущей политики и могут докладывать о своих решениях исключительно премьер-министру.

Период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер (дочери владельца бакалейной лавки, что не помешало ей получить блестящее экономическое и юридическое образование) — эпоха в политической истории Англии. В это время происходит даль­нейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра. Убежденный сторонник свободного пред­принимательства, М. Тэтчер, победив на выборах 1979 г., осуществила распродажу частным компаниям части государственных предприятий, сославшись на их недостаточную эффективность. Она без колебаний урезала ассигнования на здравоохранение, образование и социальные нужды (на 1 млрд фунтов), поначалу прекратила субсидирование на­ционализированных лейбористами предприятий, а затем перешла к политике денационализации, что практически свело на нет полити­ческую акцию лейбористов.

Вершиной социальной политики Тэтчер стало введение подуш­ного налога в апреле 1990 г., который впервые в Англии пытались узаконить в 1377 г., что вызвало восстание Уота Тайлера в 1380 г. В настоящее время аналогичный налог существует только в Па­пуа — Новой Гвинее. Согласно закону М. Тэтчер все англичане с 18-летнего возраста должны думать о своем благополучии, и чем бо­гаче они являются, тем выгоднее становится их положение. Прави­тельство ориентировало местные власти на сумму от 170 до 200 фун­тов в год.

Главной целью Тэтчер было сломать механизм, введенный лейбо­ристами, и вернуть Англию к традиционным формам правления. Ны­нешний премьер, представляя конкурирующую партию, во многом действует в духе Тэтчер. И сегодня в Англии актуально ее высказывание: «...Наш метод — экономика, наша цель — изменить души». И далее: «...Не на какой-то экономической теории, а на вещах, на ко­торых я была воспитана вместе с миллионами подобных мне: честная работа и честный заработок; не тратить больше, чем зарабатываешь; жить по средствам; сбережения на черный день; своевременная опла­та счетов; поддержка полиции. Моим идеалом является строгий отец с его моральными абсолютами и набором викторианских ценностей, почетное место среди которых занимают дисциплинированность и трудолюбие. Я верну стране целеустремленность и уверенность. Бес­платный сыр бывает только в мышеловке».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.016 с.)