Лекция 3. Древнеиндийское Государство и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Древнеиндийское Государство и право



Историю Древней Индии можно условно разделить на 2 периода: доарийский (до середины 2-го тыс. до н.э.) и арийский (с середины 2-го тыс. до н.э.).

В III- нач. II-го тыс. до н.э. в долине Инда возникли первые в Индии очаги цивилизации (Хараппской), стоявшие на пути формирования надобщинных структур и социального расслоения. Эти политические объединения имели сильную централизованную власть и прочную общинную систему.

Верховным органом власти в общине (гане) было общее собрание взрослых членов племени - сабха. Глава общины – ганапати – выбирался сабхой. Ганапати также исполнял религиозную функцию. Племя состояло из нескольких общин. Общее собрание племени называлось самити, оно избирало главу племени и племенного ополчения – раджу, то есть изначально главной функцией раджи была военная.

Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением в середине 2-го тыс. до н.э. древнеиранских племен (индроариев), племен белой расы. Арии – воинственный народ, подчинили аборигенов Индии – дравидов, называли себя расой господ, а аборигенов – «дасы», что означало раб, слуга, превратив их в неравноправных. В дальнейшем все важные посты в государстве занимали потомки ариев.

После расселения ариев в долине Ганга, здесь создаются предпосылки для возникновения классического индийского рабовладельческого государства.

Процесс образования государства в Древней Индии был длительным. К середине первого тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершился процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные, однако родоплеменные пережитки были еще сильны. Царь, хотя и являлся повелителем народа, не мог править без его согласия. Сабха и самити еще имели определенную законодательную и исполнительную власть, решали вопрос об избрании царя.

Со временем царская власть становится наследственной. С усилением власти царя, сабха и самити заменяют паришады – советы знати при царе.

При царе большое значение обретает царский жрец – пурохита.

Первая половина первого тыс. – время постоянных войн между отдельными государствами за лидерство и объединение. В результате ожесточенных войн в 4 в. до н.э. возвышается государство Магадхи, правители которого из династии Маурьев создали первое в истории Индии рабовладельческую державу общеиндийского масштаба.

 

Концентрация собственности, профессия, положение на социальной лестнице предопределило формирование 4-х замкнутых групп – варн в Индии: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр.

Принадлежность к варне определялось рождением, и переход в другую варну в принципе был невозможен.

Первая варна – брахманы– занимали верховное положение. Сюда входили представители жречества и царских родов. Им было предоставлено право знакомить людей со священными писаниями, им была доверена духовная жизнь народа. Все должны были считаться с ними, даже цари должны были внимать их советам. Они требовали преклонения, пытались ограничить власть правителя.

Правители из кшатриев не ладили с брахманами, между ними постоянно шла конкуренция за власть и влияние.

Вторая варна – кшатрии, в которую входила военная знать. В руках кшатриев была реальная власть, военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти все цари были их кшатриев. Цари- брахманы преследовали кшатриев и наоборот, хотя шастры предписывали им сотрудничество.

Третья варна – вайшьи – занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Это основная масса налогоплательщиков. Вайшьи имели право, хотя и ограниченное, участвовать в управлении государством. Некоторые занимали высокое положение в обществе.

Первые три варны считались дважды рожденными, так как вторым рождением считалось посвящение в форме обряда в члены общины уже возмужавшего соплеменника. Они имели право изучать священные книги.

Четвертая варна – шудры (из ступней) – должны были служить дважды рожденным. Они не участвовали в управлении государством, были лишены многих прав, не могли изучать веды, должны были питаться со стола хозяина, носить его старую одежду. Он не мог иметь богатство.

К концу 1-го тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали еще более дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы - со своими правилами поведения, интересами. Таких наследственных замкнутых групп - каст - стало насчитываться несколько сот.

 

Основателем империи Маурьев является Чандрагупта, знаменитый полководец, сумевший силой оружия подчинить многие мелкие государств.

Главным советником и помощником Чандрагупты был ученый брахман Каутилья, которому приписывают авторство Артхашастр - свода рекомендаций по управлению государством, вопросам внутренней и внешней политики, финансам, судебной деятельности и др.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

 

Индийская государственность продвинулась по пути усиления монархии. Правитель стал рассматриваться как главный элемент в государстве: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники («Артхашастра»)».

Царская власть происходила от арийских военных вождей. Среди населения всячески поддерживался культ царя, и распространялось учение о божественном происхождении царской власти.

Главными фигурами царской администрации были министры, назначаемые раджой по пригодности делу, а не знатности. Министры выполняли волю царя.

Второй уровень администрации составляли различные чиновники, деятельность которых строго специализировалась.

Должностные лица:

  • управляющий царской администрации,
  • командующий войсками,
  • главный жрец,
  • главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкованию законов и др.

 

Важная роль отводилась паришаду, в который входила военная и жреческая знать. От прежней эпохи сохранилась сабха – собрание представителей знати, сельского и городского населения. Оно созывалось теперь по воле царя. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители.

Царские чиновники получали за службу жалованье или оплату в натуре.

Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, на исключением столицы, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или доверенные царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями (инспекторами), так как государство Маурьев – сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной.

В обязанности инспекторов входил контроль над организацией общественных работ, сбором налогов, судебный надзор и др.

Важной особенностью древнеиндийской государственности является сохранение на протяжении длительного периода общинного уклада. Община была автономным самоуправляющимся органом, сама себя экономически обслуживала. Являлась собственником земли, воды, рабов, иного имущества. Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь общины. В общине существовало самоуправление, то есть свои выборные органы – старосты, например.

 

Среди источников права можно выделить следующие:

  • кодифицированные нормы обычного права дхармашастры и дхармасутры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм), составляемые брахманами; Цель дхармы – указать наилучший путь достижения великой и возвышенной цели по обретению абсолютной свободы.
  • «Артхашастра» – трактаты о политике и праве Каутильи;
  • законы и акты правителя.

Наиболее известной и полной является дхармашастра - «Законы Ману». Законы Ману – это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, обычаев.

Основным в ЗМ является защита собственности, интересов, здоровья, жизни господствующих сословий. Это прослеживается в различии наказаний за одни и те же деяния для представителей различных сословий.

ЗМ ограничивают, между тем, законодательные полномочия царей, их право распоряжаться земельными наделами других собственников. Раджа не мог отобрать землю у общинника, то есть ЗМ стояли на защите частного и коллективного собственника.

ЗМ регулировали брачно-семейные отношения, содержали нормы о преступлениях и наказаниях.

 

Брачно-семейные отношения

 

ЗМ знают 8 видов брака и только в 1 у невесты спрашивали согласие. Брачный возраст для девушек 8-12 лет, мужчин – не меньше 20. Лучшей считалась разница в возрасте, когда возраст невесты составлял третью часть от возраста жениха. Учитывалось положение молодых в варнах, кастах. Выбором, в основном, занимались родители.

Муж мог купить жену, мог и продать, отдать в рабство, но не терял на нее права. Муж мог взять другую жену, если жена не могла родить ребенка, была больна. Мог принудить ее к сожительству с другим для рождения ребенка, причем сам муж являлся отцом рожденного от другого мужчины ребенка.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жена должна была следовать за мужем даже после смерти.

С развитием государства положение женщины ухудшилось. Если раньше она могла наравне участвовать в собраниях соплеменников, то в условиях патриархального общества «в детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, а после его смерти – сыновей».

 

Преступления и наказания

 

Представители высших варн несли меньшую ответственность за одинаковые преступления, чем низших.

Преступления:

- убийство,

- прелюбодеяние, изнасилование, причем между ними не было различий;

- взяточничество;

- лживые доносы;

- мужеложство;

- пьянство и др.

Наказания были щадящие: замечание, выговор, покаяние. Затем следуют штраф, телесные наказания, членовредительство, смертная казнь простая и квалифицированная (посажение на кол, сожжение на костре и др.).

Уголовный закон наряду с исполнителями карал соучастников – пособников, укрывателей.

Судебная система была еще примитивной. Уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела решал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.026 с.)