Государственно-политическая структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-политическая структура



Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс (rex), по традиции его называли царем (отсюда и название периода). Полномочия рекса были ограничены.

Как и у афинского басилевса, они были сведены к военным, жреческим и судебным. Важнейшими делами общины ведал совет старейшин или сенат, который состоял из старейшин родов. Кроме сената, который предварительно обсуждал наиболее важные вопросы, существовало народное собрание (комиция). Оно собиралось по куриям (куриатные комиции). На куриатных комициях принимались законы, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь.

По своей значимости царь стоял рядом с сенатом и народным собранием. Римские цари отнюдь не были самодержавными владыками типа древневосточных деспотов, а были лишь выборными племенными вождями. Это касается периода, когда царями избирались представители латинско-сабинской династии. Положение изменилось, когда начали царствовать цари из этрусской династии. При них власть царя стала переходить по наследству.

Система должностных лиц была еще очень проста:

- префект города, замещавший рекса во время военных походов,

- всаднический трибун, руководивший охраной городских стен, укреплением города,

- военный трибун, командующий легионом, который также исполнял судебные полномочия в своей трибе.

 

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между плебеями и патрициями (были уже разбогатевшие плебеи, которые не имели все еще политических прав, были урезаны в гражданских: так для осуществления экономической деятельности, для обращения в суд они должны были найти себе патрона из патрициев, сами же приобретали статус клиента и обязаны были нести определенные повинности в пользу патрона, например, оказывать помощь в военных сборах и т.д.). Все это привело к необходимости реформ, которые были проведены предпоследним римским царем – Сервием Тулием.

Реформы Сервия Тулия:

- ввел новое административное устройство: вся территория Рима была поделена на 4 трибы теперь уже не по родоплеменному признаку, а территориальному,

- к новым трибам приписывалось все гражданское население: патриции и плебеи,

- разделил все мужское население на 5 классов в зависимости от имущественного ценза. Беднейшие слои населения не вошли не в один класс. Они получили название пролетариев (от слова «потомство». Этим подчеркивалось, что все их имущество и богатство состояло в потомстве),

- воины, в зависимости от имущественного положения, объединялись в воинские подразделения – центурии (сотни), то есть местонахождение в строю теперь определялось не принадлежностью к сословиям, а имущественным цензом, центурии были не только военной, но и политической единицей, так как наряду с куриатными комициями стали созываться центуриатные. Решения народного собрания по центуриям имели силу закона, значение куриатных комиций упало,

- все свободные граждане, имевшие землю и имущество, становились военнообязанными (воинская служба считалась почетной, а воинский стаж был обязательным для занятия гос. должностей), причем призывались наряду с патрициями в армию и плебеи,

- ввел постоянные налоги на содержание армии, организовал суд для обращения частных лиц.

Значение реформ

Завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанном на территориальном делении. Строй военной демократии изжил себя.

 

В конце 6 в. до н.э. в результате политического и экономического кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Беднота теряла свои наделы, но и родовая знать патрициев утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти (при этрусских царях), гордые римляне были недовольны тем, что их все чаще привлекают на общественные работы.

Последний римский царь Тарквиний вел себя как тиран: с сенатом не считался, подверг репрессиям видных его членов, самолично вершил суд и расправу, конфисковывал земли, вел беспутный образ жизни вместе со всеми своими родственниками и приближенными. Все это вызывало недовольство аристократов и общинников, восставший народ сверг царя, и вместе с семьей изгнал его из города. В 510 г. до н.э. царская власть прекратилась, Рим стал республикой.

Становление республики сопровождалось борьбой между плебсом и патрициями. Составляя большую часть ополчения, приняв активное участие в свержении царя, плебеи, между тем, не имели права на государственные (общественные) земли.

Методы воздействия:

1. - отказ воевать, уход из Рима – сецессии. Известно 6 «уходов» плебеев из Рима в связи с борьбой за свои права: 494, 471, 449, 445, 342, 287 гг. до н.э.

В результате первой сецессии плебеи добились важного права: избирать на трибутных собраниях народного трибуна, который мог защищать их интересы, налагать вето на решения должностных лиц и даже постановления Сената.

2. следующим шагом в отстаивании прав плебеями явилась запись обычного права (законы 12 таблиц) – первая кодификация обычаев. Эти законы практически уравняли в гражданских правах плебеев и патрициев;

3. были разрешены браки между плебеями и патрициями;

4. плебеи добились прав на занятие государственных должностей, вплоть до консула, законом 367 г. до н.э. было предусмотрено, чтобы один из консулов был обязательно из плебеев;

5. был установлен максимум земельного владения, плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям,

6. постановления народных собраний не нуждались в утверждении сената, сенат отодвигался от законодательного процесса,

7. было запрещено закабалять свободных граждан, запрещена продажа детей в рабство римскими гражданами,

8. плебеи получили право избираться на жреческие должности.

Как следствие – сложилась единая гражданская община в рамках римского полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая название нобилитета.

9. образовались 2 политические группировки: оптиматов (защищали интересы аристократов) и популяров (городского и сельского плебса).

 

Республика существовала около 5-ти столетий (с 6 по 1 вв. до н.э.). На всех этапах она была рабовладельческой по историческому типу и аристократической по форме правления.

Народ, как совокупность свободных граждан, считался источником власти.

Центральными органами власти и управления были:

- сенат,

- народные собрания (комиции),

- магистраты (выборные должностные лица).

Сенат – высший постоянно действующий орган власти. Изначально в нем была представлена верхушка патрициев, с 5 в. до н.э. плебеи получили доступ в сенат. Срок полномочия – 5 лет.

Сенат контролировал:

- законодательную деятельность центуриатных собраний,

- рассматривал предварительно законопроекты,

- ведал казной, устанавливал налоги, определял государственные расходы,

- утверждал избранных народными собраниями должностных лиц,

- контролировал религиозные культы,

- осуществлял внешнюю политику государства,

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Заседание сената созывал и вел консул. Регламента для выступления не было, прерывать сенатора запрещалось.

Комиции считались законодательными органами. Они были 3-х видов: куриатные, центуриатные, трибутные.

Главную роль играли центуриатные комиции, в компетенцию которых входило:

- принятие законов,

- избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров),

- объявление войны и заключение мира,

- рассмотрение жалобы на приговоры о смертной казни.

Вторыми по значению являлись трибутные или плебейские комиции. Избирали народных трибунов, младших магистратов, могли досрочно лишить этих должностных лиц полномочий.

С повышением роли плебеев эти комиции расширяли свои полномочия.

Куриатные комиции решали вопросы брака, выхода из рода, наследства, утверждали завещания.

Законопроект в народные собрания могли внести только магистрат, трибун или претор. Прений по проекту не было, голосование было открытое, что было на руку знати.

Магистраты

В их ведении находилась исполнительно-распорядительная власть, управленческая деятельность.

Магистратуры – государственные должности, все магистраты избирались комициями на 1 год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах на срок не более 6 месяцев и цензоров – на 5 лет).

Магистратуры делились на высшие:

- консул,

- претор,

- диктатор,

- цензор,

- народный трибун

и низшие – все остальные (квесторы, эдилы и др.)

Консулы возглавляли всю систему магистратур, обладали военными полномочиями, распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными территориями.

Преторы– замещали консулов в их отсутствие, руководили судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая нормы права.

Цензоры избирались на 5 лет – составляли списки граждан для распределения по трибам, классам, для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам).

Все должности магистратов были:

- выборными и коллегиальными (за исключением диктатора),

- подотчетными,

- срочными,

- безвозмездными (таким образом, только обеспеченные граждане могли занимать государственные должности).

Социальный срез римского общества

По статусу свободы все население делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Свободные распадались на две социально-классовые группы:

- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев),

- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), люмпен пролетарии – городская беднота.

 

По статусу гражданства свободное население делилось на граждан и иностранцев. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Они были едины в правовом положении. Однако из-за имущественной дифференциации приблизительно с 3 века до н.э. из общей массы граждан выделилась патрицианско-плебейская прослойка знати – нобилитет, пополнявшая сенат, представители которой избирались на высшие государственные должности.

Вторым сословием являлись всадники – торгово-финансовая знать и средние землевладельцы. Верхушка всадников, слившись с нобилями, получили доступ в Сенат и к государственным должностям.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей. Все остальные члены семьи находились под властью домовладыки.

Полной правосубъектностью обладали свободные граждане-главы семей.

Истоки права лежат еще в догосударственном периоде истории Рима. Наиболее древними нормами были нравы и обычаи.

Законы 12 Таблиц (середина 5 века до н.э.) стали первым законченным сводом писаных норм. Они были выполнены на 12 медных досках и выставлены на форуме – центре политической жизни Рима для ознакомления. Знание законов было обязательным. Законы 12 Таблиц в первоначальном своем виде не сохранились (погибли в 390 г.), текст их был реконструирован по работам римских ученых, юристов, писателей. Считается, что они были разработаны 10 магистратами (децемвирами), изучавшими афинское право.

Подробно в законах говорится о границах земельных наделов, порядке наследования земли, сделках с ней.

Право частной собственности считалась абсолютным. Допускалась физическая расправа с нарушителями этого права.

Законы 12 Таблиц жестко регулировали кредитные отношения. Должник полностью находился во власти кредитора, вплоть до убийства. Если было несколько кредиторов, должника могли рассечь на части по числу кредиторов (в 336 г. до н.э. плебеи добились отмены этого правила).

Законы содержали нормы о преступлениях и наказаниях, семье, браке, закрепляли огромную власть домовладыки. Свободный гражданин от преступления, раб отвечал жизнью. Римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством. Наказание дифференцировалось в зависимости от возраста.

 

 

Лекция 2

Тема 4. Императорский Рим. Классическое римское право.

 

 

Переход к империи обусловлен многими причинами социально-политического и экономического характера. Главная из них – резкое обострение противоречий в обществе в связи с упадком мелкого землевладения и развития рабовладельческого уклада.

Первой была диктатура Суллы (82-79 гг. до н.э.), видного военачальника и лидера оптиматов. Сулла получил диктаторский титул пожизненно, был наделен полной властью в отношении римских граждан. При нем были сокращены полномочия народных трибунов. Отпущенные на волю 10 тысяч рабов составили силу, на которую новая власть всегда могла рассчитывать.

Особо выделяется в истории Римского государства диктатура Цезаря, получившего титул императора. Опираясь на верное ему войско, подкупая членов Сената, он сосредоточил в своих руках широкие полномочия.

После убийства Цезаря власть перешла к усыновленному внуку Цезаря Октавиану. Формально все учреждения и магистратуры старой республики сохранились, но их полномочия были существенно урезаны. Вся власть сосредоточилась в одних руках, а в 27 г. Октавиан получил имя Август, ранее употреблявшееся при обращении к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства – периода империи.

 

Система управления принципата, домината

Период империи принято делить на 2 этапа:

принципат (1-3 вв.)

доминат (3-5 вв.).

Власть в период принципата была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом, которая со временем постоянно усиливалась, и республиканскими учреждениями, которые теряли свои властные позиции.

Императору принадлежали:

трибунская власть,

проконсульская власть над провинциями,

права главного понтифика.

Со временем принцепс стал единолично принимать решения о войне и мире, выдвигать кандидатуры на должности, даровать гражданство, распоряжаться казной. В конце 1 в. стал цензором – надзирателем за нравами граждан. Опорой принцепса стали жители провинций. 2/3 армии состояло из союзников, жителей провинций, добившихся римского гражданства и включенных в территориальные трибы. Это подорвало исключительное положение римской общины и значение республиканских институтов.

Власть императора не была наследственной, хотя преемника, как правило, определял сам император. Сенат, утверждая кандидатуру нового императора, лишь узаконивал свершившийся акт воли предыдущего правителя.

Народные собрания практически перестали созываться, их полномочия перешли к Сенату, который был послушен императору (подумайте почему?). Трибуны лишились права вето и возражений на решения Сената и принцепса.

При Октавиане была реорганизована армия. Она была разделена на три части: 1) Преторианская гвардия, состоящая из римских граждан и провинциалов. Гвардейцы служили 16 лет, 2) Легионеры набирались из числа граждан провинций, служили 20 лет и могли завести мелкое рабовладельческое хозяйства; 3) Вспомогательные войска состояли из свободных жителей провинций, имевших римское гражданство. Они служили 25 лет. Многих привлекала служба в армии тем, что давала возможность приобрести римское гражданство.

Огромные денежные средства в руках принцепса, наличие профессиональной, оторванной от народа армии помогали ему управлять страной по своему усмотрению. Была подготовлена почва для второго этапа в развитии римской империи. С 3 в. установился режим неограниченной личной власти монарха – доминат.

Доминат – практически «чистая» монархия. Император получил новый статус. Его постановления стали безусловны, решения обязательны, законы приоритетны.

Императору принадлежала вся полнота власти

– законодательная,

– исполнительная,

– военная.

При императоре был создан Государственный совет, являвшийся высшей судебной инстанцией. На Совете обсуждались законы, он также осуществлял управление государством. Члены Совета назначались персонально императором. В его состав входили министры (министр дворца, чиновников, управляющий имениями императора, министр финансов и др). Выборность как принцип замещения гос. должностей был аннулирован.

Прежний сенат был практически отстранен от дел, звание сенатора осталось как почетный титул.

Другой важной опорой монарха стала полиция, которая имела несколько подразделений: ночная, тайная, по борьбе с пожарами и др.

Установление домината в истории Римского государства связана с именами Диоклетиана и Константина. Диоклетиан (284-305 гг.) был сыном вольноотпущенника, сделал карьеру в армии.

Чтобы разрешить политический и экономический кризис, Диоклетиан решил разделить свои полномочия с соправителями. Империя была разделена на 4 части. Двумя управляли императоры, двумя – соправители-цезари, которые были помощниками императоров. Такая система центральной власти в империи получила название тетрархии (власть четырех). Диоклетиан между тем обладал высшей властью как старший август.

Тетрархия была недолговечна как форма управления, просуществовала 19 лет. В 324 г. Константин стал единственным правителем Римской империи. Управление государством стало определяться императорским дворцом и административным аппаратом.

Диоклетианом и Константином в 4 в. были проведены военная, финансово-податная реформы. Военная реформа заключалась в том, что был введен рекрутский набор. Обязанность поставлять рекрутов была возложена на землевладельцев. Число рекрутов зависело от размеров земельной собственности. В армию стали привлекаться рабы, добровольцы из варварских племен (варварами римляне называли всех, кто не разговаривал на непонятном для них языке). Количество солдат было доведено до 600 тыс.

Финансово-податная реформа: была проведена перепись населения, введены денежные и натуральные налоги, главным был земельный налог. Сбор налогов становится прерогативой особых чиновников, а не частных лиц, как это было раньше.

Столица из Рима в 330 г. была перенесена в Византию (Константинополь – современный Стамбул). Новая столица не была связана старыми традициями Рима, что было выгодно для развивающегося домината. Кроме того, было принято христианство как единая государственная религия, способствовавшая централизации власти. С принятием христианства образовалась новая религиозная иерархия. Глава церкви – епископ, с 5 в. – папа.

Отныне три силы являлись постоянной опорой домината: армия, бюрократический аппарат и христианство.

В 395 г. произошло разделение Римского государства на 2 государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе той и другой стояли родные братья, а в юридической теории сохранялась идея единой империи, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами. Процесс исторического развития на западе и в Византии стал приобретать разные формы и пошел разными путями. В Восточной империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора в Константинополе.

Византийская империя превратилась в феодальное государство, и смогло просуществовать еще тысячу лет вплоть до 15 в. (1453 г.).

В Западной римской империи центральная власть римского императора постепенно ослабевала. На ее территории формируются самостоятельные политические образования – варварские королевства в результате завоеваний территории империи племенами вестготов, франков, ютов, саксов, др. германских племен.

Германские племена достигли уже той степени развития, когда большое значение приобрели военные походы для захвата добычи и новых земель.

В 476 г. командующий императорской гвардией, которая состояла в основном из германских наемников, Одоакр - сам по происхождению из германского племени скиров - низложил 16-летнего императора. Таким образом, был уничтожен сам институт Западно-римской империи.

Римская империя перестала существовать, на ее развалинах стали возникать новые государства с феодальным укладом.

В истории наступил новый период – средневековье.

 

Долгое время обычай признавался как источник права. Самый древний писаный систематизированный источник права – законы 12 Таблиц. Затем идут законы, принятые комициями, в том числе плебисциты – «веления народа»; постановления (мнения) сената, преторские эдикты. Высоко ценилось мнение юристов. В период империи основным источником права стали акты императора.

Разделение права на публичное и цивильное (частное) сохранилось. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в мире.

 

Уголовное право

Преступления разделялись по объекту:

* Государственные (измена, оскорбление принцепса, императора словами, действиями, спекуляция продовольствием, фальшивомонетничество, осуждение монархической формы правления и др.)

* Против нравов (развращение подопечных, похищение женщины, отцеубийство, с принятием христианства – сожительство вне брака и др.),

* Против частных лиц (убийство, поджог, насильственное обращение с рабами, лжесвидетельство, грабеж, воровство, кража со взломом и т.д.)

* Воинские (измена, сон на посту, утрата оружия, дезертирство).

При вынесении наказания принималось во внимание:

вид преступление: частное или публичное,

совершено с умыслом или по необходимости,

социальная принадлежность преступника и потерпевшего,

возраст потерпевшего и преступника,

применялось ли насилие, с оружием в руках или без него.

Смертная казнь для свободного могла быть заменена изгнанием. При этом осужденному давалась отсрочка 10 дней: предполагалось, что он за это время может покончить с собой, сняв частично позор с фамилии. Преступника более низкого сословия могли бросить на растерзания зверям, муренам.

Кроме смертной казни, распространены были штрафы, ограничение в правах (вымогательство, взяточничество), лишение гражданства (подкуп влиятельных лиц), конфискация имущества, запрет избираться магистратом и др. В период домината наказания ужесточились: распятие, сожжение, вливание раскаленного свинца и т.д.

 

Брачно-семейные отношения

 

Инициатива заключения брака принадлежала главам семейств. Для заключения брака должны были быть соблюдены условия:

согласие жениха и невесты (кроме брака «с властью мужа», где согласие невесты не спрашивалось),

достижение брачного возраста: для невесты - 12, жениха – 14,

не должны были состоять в другом браке,

запрещались в древнее время браки между патрициями и плебеями

Браки были 3-х видов:

«с властью мужа, с наложение руки» - женщина переходила под власть мужа, ее имущество поступало в полное распоряжение мужа. Развод допускался только для мужа,

«без власти мужа, без наложения руки» - жена переходило под опеку, а не власть мужа. Ее имущество переходило только в управление мужа. Развод был свободен для обоих, имущество жены возвращалось ей,

«конкубинат» - сожительство мужчина и женщины. После введения христианства был запрещен. Кроме того, развод после принятия христианства был запрещен вообще.

Появление богатых семей ослабило власть домовладыки, нравы в целом упали. Браки создавали по расчету, а также фиктивные – для выхода из под власти отца и т.д. Все это заставило государство провести ряд реформ в области семейных отношений. В начале 1 века были приняты законы об обязательном вступлении в брак, холостые подвергались ограничениям. Женщинам, родившим более трех детей, полагались льготы в области наследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.066 с.)