Понятие конфликта. Типы конфликтов. Стадии конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конфликта. Типы конфликтов. Стадии конфликта.



 

Отношения между людьми не всегда являются безоблачными. Они могут принимать форму конфликта, представляющего собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

- наличие противоречий между интересами, ценностями целями, мотивами, ролями членов общества или группы;

- присутствие противоборства между различными людьми;

- разрыв отношений между определенными группами;

- появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств;

Конфликт играет как конструктивную так и деструктивную.

Обычно конфликты имеют свою структуру (стороны конфликта и конфликтную ситуацию, т.е. столкновение сторон, в нем участвующих) и динамику:

- при появлении конфликтной ситуации фиксируется возник­новение противоречий между членами группы;

- осознание конфликт­ной ситуации активизирует участников конфликта на при­нятие необходимых мер;

- конфликтное взаимодействие;

- разрешение конфликта приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих людей;

- послеконфликтной стадии происходит разрядка напря­женности.

Может иметь место и затухание конфликта т.е. временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта.

Конфликт, кроме того, может быть урегулирован или устранен.

Различают социальные конфликты, свойственные для всего общества в целом конкретных его групп. Они могут играть как положительную, так и отрицательную роль.

Конфликты могут классифицироваться также по сферам общества. Конфликты в социально-экономичес­кой сфере. Конфликты в политической сфере. Конфликтов сфере культуры.

По составу участников социальные конфликты - это меж­групповые конфликты.

Формой межгрупповых нередко бывают и межличностные конфликты.

Основные типы конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт. Может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, когда, например, производственные требования не согласуются с личными потребностями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и в организации, а также со стрессом.

2) Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Такой конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

3) Конфликт между личностью и группой. Возникает, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

4) Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Яркий такой конфликт – конфликт между профсоюзом и администрацией.

Конфликты можно классифицировать и по степени проявления: скрытый и открытый.

Скрытый – затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но когда у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт перерастает в открытый. Также различают: случайные - стихийно возникающие и хронические – сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным негативным поступкам и наносит коллективу и личности ущерб. Интриги, как правило, очень тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию.

Стадии конфликта:

1) латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопление негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей.

2) острая – «взрыв» негативных эмоций, активное выяснение отношений, негативное восприятие человека или группы, также как и результатов труда. Обычно в данной стадии прибегают к вмешательству вышестоящих органов как арбитров в данной ситуации.

3) затухающая – стадия разрешения конфликта, снижение «накала» ситуации, поиск вариантов разрешения конфликта, либо искусственное разрешение конфликта, возможно формирование хронического конфликта.

 

Профессиональные конфликты

Профессиональные конфликты принято называть конфликтами между руководителем и подчиненным, т.е. конфликтами «по вертикали».

Объективные причины возникновения конфликта на рабочем месте делят на две группы:

а) неблагоприятные условия труда; недостаток в организации труда; перенагруженность; несовершенство системы оплаты; несоответствие прав и обязанностей; плохое оснащение оргтехникой; непонимание и недоверие среди коллег.

б) ошибочные действия со стороны руководителя, т.е. нарушение трудового законодательства и несправедливая оценка руководителя.

Между руководителем и подчиненным существует субординация:

- личностная сторона отношений – зависит от индивидуальной психологической особенности, нрава, моральных устоев и деловых качеств, как самого подчиненного, так и непосредственного руководителя;

- функциональная сторона – направлена на выполнение указаний «сверху», при которой руководитель отдает распоряжения, а подчиненный безоговорочно их выполняет.

Чаще всего по причине несоблюдения субординации - возникает 80% всех межличностных конфликтов. Если рассмотреть четыре вида взаимодействия человека: «человек-машина»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-природа» - то комбинация взаимодействия «человек-человек» - является конфликтной по своей природе.

Субъективные причины профессиональных конфликтов:

а) управленческие причины – возникают из-за необоснованности, ошибочно принятых решений, излишней опеки со стороны руководителя. Недостаточной профессиональной подготовки, неравномерной трудовой нагрузки, отсутствия мотивации.

б) личностные причины - возникают из-за низкого уровня культуры общения, грубости, стремления руководителя поставить на место подчиненного, показать свое превосходство над ним и повысить свой авторитет, негативного отношения руководителя к подчиненному или, наоборот, напряженных отношения между руководителем и подчиненным, психологических особенностей, таких как тревожность, недоверие, эмоциональная неустойчивость, завышенная самооценка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.009 с.)