Профессиональная психодиагностика. Интегральная индивидуальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная психодиагностика. Интегральная индивидуальность



2.4.1 Требования к методам профессиональной психодиагностики.

2.4.2 Психологические классификации профессий

2.4.3 Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

 

Требования к методам профессиональной психодиагностики

Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:

1)использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.;

2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье «Об объективном методе в психологии» Б. М. Теплов;

3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот.

Это очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

Требования к методу наблюдение:

1) систематичность - Предварительная программа, Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого. Фиксация полученных результатов. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности;

2) объективность - К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения. Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Требования к методу анализа продуктов деятельности:

1) Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)

2) Систематичность, всесторонность подбора фактов

3) Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.

4) Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

Ряд требований к методу беседа:

1) строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;

2) носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность, как со стороны психолога, так и опрашиваемого; не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

3) включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

4) поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым;

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

1) наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

2) правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника.

3) анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.)