Организаторские способности и задачи руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организаторские способности и задачи руководителя



Организаторская деятельность имеет свою специфику и предъявляет особые требования к личности руководителя. Рассмотрим вначале общие качества личности организатора. Общими они называются потому, что могут наблюдаться и у людей, не являющихся организаторами:

- практичность ума (практическая сметка, способность применять знания, опыт в жизненной практике, в любой конкретной ситуации);

- общительность (открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми);

- глубина ума (способность доходить до сущности явления, видеть его причины и следствия, определять главное);

- активность (умение действовать энергично, напористо при решении практических задач);

- инициативность (особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость);

- самообладание (способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях);

- работоспособность (выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать);

- наблюдательность (умение видеть, мимоходом отмечать примечательное, сохранять в памяти детали);

- организованность (способность подчинять себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность).

Эти качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но не должны переходить в свою противоположность. Допустим, общительность не развита, но нет замкнутости. Специфические организаторские свойства (особые организаторские способности) подразделяются на три группы:

1. "организаторское чутье"

2. эмоционально-волевая воздейственность

3. склонность к организаторской деятельности. Без достаточно выраженных этих свойств человек никогда не станет хорошим организатором, способным повести за собой людей.

Первую группу организаторских способностей, как мы уже сказали, составляет "организаторское чутье". Это свойство довольно часто проявляется в интуиции. Организаторы часто говорят:"так мне подсказывает чутье", "чувствую, что это надо сделать именно так, а почему, объяснить не могу". В эту группу входят следующие компоненты.

1. Психологическая избирательность. Это, во-первых, способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и "отражать" ее, умело меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия. Руководитель, обладающий психологической изобретательностью, легко определяет, на что способен тот или иной работник, легко улавливает изменения взаимоотношений в коллективе, умело группирует людей в зависимости от их симпатий и антипатий. В психологии существует термин "эмпатия" - способность человека встать в своем воображении на место другого и переживать его состояние, то есть способность к сопереживанию. Эмпатия - это один из показателей психологической избирательности.

2. Практически-психологический ум - это качество, обеспечивающее способность руководителя находить наилучшее применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Проявляется в способности организатора распределить обязанности участников коллективной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей; в быстрой ориентировке в ситуациях, требующих практического применения знаний психологии людей; в способности решать практические вопросы сквозь призму возможностей коллектива, в умении быстро оценить и оптимально учитывать особенности взаимоотношений людей при их группировке для совместной деятельности.

3. Психологический такт. Это мера подхода к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия, выражающаяся в способности быстро найти тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих. Чуткость, внимательность к окружающим людям - вот слагаемые психологического такта - качества, особенно ценимые подчиненными. Руководитель, обладающий психологическим тактом, не позволит себе ни речевых шаблонов, ни приспособленчества в разговоре с разными людьми.

Итак, составляющие "организаторского чутья" - психологическая изобретательность, практически-психологический ум и психологический такт. Это своеобразный сплав. Группа свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую воздейственность, включает в себя:

- общественную энергичность. Это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства - от ироничной улыбки до строгого приказа, воздействовать на подчиненных своим отношением к ним, делам, оценкой их поступков, собственным примером.

- требовательность. Она характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся ситуацией; разнообразием форм предъявления, зависящим от постоянных или временных психологических особенностей и состояний руководителя.

- критичность (способность анализировать деятельность и поведение других людей). Она выражается в самостоятельности суждений человека, в логичности и аргументированности его критических замечаний, их прямоте и смелости (без критиканства), глубине и доброжелательности.

Склонность к организаторской деятельности предполагает самостоятельное включение в нее; смелое вхождение в роль организатора и умение нести ответственность за работу других людей, потребность в организаторской деятельности и постоянную готовность к ее выполнению; эмоционально-положительное самочувствие при ее выполнении и чувство скуки и неудовлетворенности без нее. Никто из людей не рождается с врожденным умением что-либо делать. Так не бывает, чтобы человек взял кисть и сразу стал создавать шедевры живописи или сел в "руководящее кресло" и сразу стал управлять коллективом завода, личным составом корабля и так далее. Человек рождается только с задатками. Известно, что В.Моцарт с пяти лет начал сочинять музыку. Трехлетний И.Е.Репин вырезал из бумаги животных, а в шесть лет начал рисовать с натуры красками. А.С.Пушкин сочинил первые стихи в восемь, а М.Ю.Лермонтов - в девять лет. Б.Паскаль, Г.Лейбниц и К.Гаусс с раннего детства поражали окружающих своими задатками к математике. Задатки к организаторской деятельности также могут проявляться рано. Великий И.Ньютон в школе слыл тупицей и был взят домой из-за неспособности к обучению. В.Скотту профессор университета дал следующую характеристику:" Он глуп и останется глупым". Л.Пастер в школе не успевал по химии. В.Белинский был исключен из университета по "слабому здоровью и притом по ограниченности способностей". Когда В.Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, просмотрев представленные им рисунки, заявил:"За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить". Ф.Шаляпина не приняли в хористы "по неспособности к пению". Студента А.Эйнштейна его преподаватель Миньковский считал неспособным к математике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.004 с.)