Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модульный подход в профессиографировании.
«Модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову) Сам психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основании общности психологических требований к человеку». В понятие модуля входит особенности профессиональной деятельности и психологические требования, которые обусловлены особенностями специфической деятельности. Модуль может строиться на основе: типовых задач; общности орудий труда. Критерии: 1)важность для выполнения профессиональных задач; 2) частота проявлений; 3) характерен для большинства специальностей в рамках профессии; 4) соответствие программе обучения; 5) соответствие инструкциям по безопасности орудий труда; 6) соответствие перспективам развития профессий; 7)соответствие средней квалификации работника. Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий. Развивая идеи «модульного подхода», А. К. Маркова предлагает свой, оригинальный «задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования. предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). «Модуль профессии" понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входят, та: образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.
Этапы и кризисы профессионального развития человека. Нормативные и ненормативные кризисы Этапы развития человека как субъекта труда (по Климову). 1) допрофессиональное развитие (0-12 лет): это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых навыков (самоорганизация, самоконтроль, планирование, умение концентрироваться). Начальное овладение смыслами труда, мотивации быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное. Само по себе все это не формируется, надо помогать, а не делать за ребенка все; 2) период выбора профессии (13-18); 3) период собственно профессионального развития (19-60); 4) послепрофессионализм – период спада, выход на пенсию. Кроме того, выделяют непрфессионализм – стаж большой, а толку мало: браки, ошибки, наплевательское отношение к труду.
Таблица 4 – Стадии цикла профессионализации
Длительность прохождения каждой стадии может варьировать в зависимости от сложности профессии, мотивации, случайных обстоятельств. При смене профессии человек возвращается на стадию оптации. На каждой стадии профессионализации человек должен учиться, развиваться - систематически возвращаться на стадию адепта.
Акмеология - раздел возрастной психологии, изучающий период зрелости, в котором человек обычно достигает вершин своего развития (физического, психического, духовного, социально-профессионального). Психологический возраст = реализованность замыслов х возраст, до которого человек надеется дожить. Коэффициент взрослости = Психологический возраст /Хронологический возраст. * 100 % Взрослость: - биологическая – определяется способностью к деторождению - социальная – экономическая независимость, статус, образ жизни, их соответствие нормам общества. - Психологическая – личностная идентичность, уровень развития ВПФ. Процесс профессиональной жизни как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда. - компенсация: адекватное соотношение возможностей и требований. - Декомпенсация: снижение возможностей, их несоответствие требованиям. - Вторичная компенсация: человек находит способ оставаться трудоспособным, мобилизует ресурсы. Эта компенсация тоже может быть утеряна. Между декомпенсацией и вторичной компенсацией – процесс приспособления – этап преодоления человеком возникающих дефектов работоспособности. Противоречия в развитии человека как субъекта труда (Климов, Маркова) 1. противоречия между опытом, компетентностью и обязанностями, характером вакансий на рынке труда 2. внутренние противоречия: между мотивами, ценностями и содержанием труда 3. между ориентацией «на себя» и «на дело» 4. между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач Кризис личности – состояние внутренней напряженности, обусловленное противоречиями личностного или профессионального развития. Ненормативные кризисы вызываются либо трагическими событиями, имеющими смысложизненное значение (смерть - близкого), либо болезненным невротическим состоянием. Нормативные кризисы – кризисы, типичные для большинства людей, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни. Нормативные кризисы: - кризис периода выбора профессии - кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения (пример: смена кафедры)
- кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий - кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения - кризис периода мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии - кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости - кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию Причины нормативных кризисов: - объективные социально-экономические условия - возрастные психофизиологические изменения - постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности - неудовлетворенность социальным статусом - чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности. Биографические кризисы личности в период середины жизни (на основе психолого-биографического метода – построение каузограммы – схематическое изображение наличия/отсутствия причинно-целевых связей между событиями, реализованными, актуальными и будущими): 1) кризис нереализованности: обесценивание достижений прошлого, своего опыта. 2) Кризис бесперспективности: нет будущего… 3) Кризис опустошенности: нет причинно-целевых связей настоящего с прошлым и будущим. Растерянность. Часто бывает на начальных этапах адаптации. Проявляется апатией, агрессией, потерей интереса к работе. Это может быть формой переутомления.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.016 с.) |