Модульный подход в профессиографировании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модульный подход в профессиографировании.



«Модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову)

Сам психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основании общности психологических требований к человеку».

В понятие модуля входит особенности профессиональной деятельности и психологические требования, которые обусловлены особенностями специфической деятельности.

Модуль может строиться на основе: типовых задач; общности орудий труда.

Критерии:

1)важность для выполнения профессиональных задач;

2) частота проявлений;

3) характерен для большинства специальностей в рамках профессии;

4) соответствие программе обучения;

5) соответствие инструкциям по безопасности орудий труда;

6) соответствие перспективам развития профессий;

7)соответствие средней квалификации работника.

Структура модуля:

1) объективные характеристики типового элемента (например, рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это левая часть модуля);

2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

Развивая идеи «модульного подхода», А. К. Маркова предлагает свой, оригинальный «задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования. предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). «Модуль профессии" понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входят, та: образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.

Этапы и кризисы профессионального развития человека. Нормативные и ненормативные кризисы

Этапы развития человека как субъекта труда (по Климову).

1) допрофессиональное развитие (0-12 лет): это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых навыков (самоорганизация, самоконтроль, планирование, умение концентрироваться). Начальное овладение смыслами труда, мотивации быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное. Само по себе все это не формируется, надо помогать, а не делать за ребенка все;

2) период выбора профессии (13-18);

3) период собственно профессионального развития (19-60);

4) послепрофессионализм – период спада, выход на пенсию.

Кроме того, выделяют непрфессионализм – стаж большой, а толку мало: браки, ошибки, наплевательское отношение к труду.

 

 

Таблица 4 – Стадии цикла профессионализации

  Кто такой? Проблемы стадии Проблемы психологов труда
Оптанат Выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни. Профориентация, карьерное консультирование
Адепт Обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий проф навыки и умения, присваивающий систему ценностей, свойственную этому кругу профессионалов Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства Совершенствование программы и методов профессионального обучения и воспитания
Адаптпнт Самое начало трудового пути, молодой специалист. Приспособление и включение в трудовой процесс, в трудовой коллектив. Принятие своей социальной и профессиональной роли, своей системы ценностей. Помощь в социальной, профессиональной и личностной адаптации. Создание программ, облегчающих и сокращающих этот процесс.
Интернал Человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Противоречия, конфликты, кризисы развития. Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Мастер Человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять сложные профессиональные задачи. Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Авторитет Мастер, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать и оказывать влияние на коллег по труду. Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Наставник Мастер, умеющий передавать свой опыт другим людям, учитель. Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. Помощь в освоении преподавательских навыков

Длительность прохождения каждой стадии может варьировать в зависимости от сложности профессии, мотивации, случайных обстоятельств. При смене профессии человек возвращается на стадию оптации. На каждой стадии профессионализации человек должен учиться, развиваться - систематически возвращаться на стадию адепта.

Акмеология - раздел возрастной психологии, изучающий период зрелости, в котором человек обычно достигает вершин своего развития (физического, психического, духовного, социально-профессионального).

Психологический возраст = реализованность замыслов х возраст, до которого человек надеется дожить.

Коэффициент взрослости = Психологический возраст /Хронологический возраст. * 100 %

Взрослость:

- биологическая – определяется способностью к деторождению

- социальная – экономическая независимость, статус, образ жизни, их соответствие нормам общества.

- Психологическая – личностная идентичность, уровень развития ВПФ.

Процесс профессиональной жизни как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда.

- компенсация: адекватное соотношение возможностей и требований.

- Декомпенсация: снижение возможностей, их несоответствие требованиям.

- Вторичная компенсация: человек находит способ оставаться трудоспособным, мобилизует ресурсы. Эта компенсация тоже может быть утеряна.

Между декомпенсацией и вторичной компенсацией – процесс приспособления – этап преодоления человеком возникающих дефектов работоспособности.

Противоречия в развитии человека как субъекта труда (Климов, Маркова)

1. противоречия между опытом, компетентностью и обязанностями, характером вакансий на рынке труда

2. внутренние противоречия: между мотивами, ценностями и содержанием труда

3. между ориентацией «на себя» и «на дело»

4. между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач

Кризис личности – состояние внутренней напряженности, обусловленное противоречиями личностного или профессионального развития.

Ненормативные кризисы вызываются либо трагическими событиями, имеющими смысложизненное значение (смерть - близкого), либо болезненным невротическим состоянием.

Нормативные кризисы – кризисы, типичные для большинства людей, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни. Нормативные кризисы:

- кризис периода выбора профессии

- кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения (пример: смена кафедры)

- кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий

- кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения

- кризис периода мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии

- кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости

- кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию

Причины нормативных кризисов:

- объективные социально-экономические условия

- возрастные психофизиологические изменения

- постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности

- неудовлетворенность социальным статусом

- чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности.

Биографические кризисы личности в период середины жизни (на основе психолого-биографического метода – построение каузограммы – схематическое изображение наличия/отсутствия причинно-целевых связей между событиями, реализованными, актуальными и будущими):

1) кризис нереализованности: обесценивание достижений прошлого, своего опыта.

2) Кризис бесперспективности: нет будущего…

3) Кризис опустошенности: нет причинно-целевых связей настоящего с прошлым и будущим. Растерянность. Часто бывает на начальных этапах адаптации. Проявляется апатией, агрессией, потерей интереса к работе. Это может быть формой переутомления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.016 с.)