Творческий процесс в проектировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий процесс в проектировании



Острый дефицит в кадрах квалифицированных руководителей в области инновационной деятельности и, главное, необходимость борьбы за высокое качество всех видов продукции на всех стадиях ее разработки и выпуска требуют овладения научными достижениями и передовыми методами работы. Инновационное проектирование отличается от естественных наук тем, что в процессе проектирования основное внимание обращается на изучение подходов и методов, дающих надежды на получение плодотворных результатов.

Творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. Инновационное творчество ближе к изобретательству, чем к научному исследованию. Творческой личности присущи огромная любознательность и стремление создать что-то необычное, уделяя при этом внимание не традиционным, а оригинальным решениям. Человек с творческой жилкой непрерывно изучает потребности общества и убежден, что стоящая перед ним задача всегда имеет оригинальное решение. Наилучшей почвой для рождения творческих идей является личный опыт. Личный опыт ценен потому, что он всегда с вами и при необходимости им легко воспользоваться. Подготовку, полученную на основе личного опыта, можно назвать активной. Пассивную подготовку дает косвенный опыт, например чтение, слушание лекций и размышление. Таким образом, человек с творческими наклонностями затрачивает много времени на приобретение личного опыта, для чего он наблюдает, копается в различных механизмах и изучает работу многочисленных современных изделий. Такой человек всегда знает потребности общества в объектах строительства, которые экономят время, облегчают труд и создают комфорт.

Творчество требует внутренней дисциплины. Если человек берется за решение завладевшей им трудной проблемы и не составляет ее до тех пор, пока не будет получено решение, то он обладает качествами, необходимыми для творческой деятельности. Творческие люди, как правило, необычны, они глубоко верят в свои возможности и предпочитают работать в одиночку. Творческие открытия чаще всего делают люди, способные давать волю своему воображению, но умеющие своевременно вернуть его на землю. Творческое воображение можно заставить работать, только сбросив оковы традиционности, выработав иммунитет против критики типа "это не будут строить" и приняв вызов достичь "невозможного". Существующими методами никогда не удастся получить удачных решений трудных, неупорядоченных, нерешенных проблем, порожденных нашим окружением. Обычно решения, получаемые с помощью имеющихся технических средств, являются лишь временными и часто служат источником новых проблем. При управлении творческим воображением мы даем нашему воображению возможность найти выход из возникшего тупика, а затем возвращаем нашу мысль к реальной действительности. Этим методом можно отыскать долгосрочные решения многих существующих в настоящее время проблем. Почти любую творческую идею выделяют из большого числа менее значительных идей. Если рассматривается достаточно большое число альтернатив, то вероятность отыскания действительно творческого решения возрастает.

Процесс, посредством которого это достигается, называется формированием идей (ideation). Для отыскания действительно полезных вариантов решения задачи требуется тщательность, творческое воображение и внутренняя дисциплина. Одним из способов формирования идей является метод ассоциаций. Ассоциация, или связь идей, - это явление, состоящее в том, что человек, наблюдая, слушая, пробуя на вкус или осязая нечто, доступное ему в данный момент, одновременно представляет себе что-то другое, сходное с непосредственно воспринимаемым. Связь идей может дать наибольший эффект в том случае, когда творческое воображение может обращаться к другим идеям и одна идея возникает на основе другой. Проверено, что человек, способный предложить большое число идей за единицу времени, имеет больше шансов выдать действительно ценные идеи. Умение высказывать новые идеи требует постоянной практики и может совершенствоваться путем познания природы, окружающих предметов и повседневных событий. Обдумывание вариантов решения задачи наиболее продуктивно тогда, когда человек выполняет работу, не требующую умственного напряжения, например косит траву, красит, моет окна, ожидает автобуса или приема у врача. Действительно, в процессе обдумывания идей часто можно выполнять работу такого рода. Если в голову приходит идея, которая действительно является оригинальной или представляется ценной, то ее необходимо как можно быстрее записать, ибо она может быть забыта, как только человек начнет размышлять над чем-нибудь другим.

Другим методом получения идей, эффективность которого была подтверждена в последнее время при поиске ошибок и решении исключительно сложных проблем, является так называемое вживание в роль (roleplaying). При использовании этого метода необходимо, чтобы человек, занятый поиском идей, ставил себя на место рассматриваемой идеи и, отвечая на собственные вопросы, представлял себе, что он стал бы делать в данном случае. Этим методом можно также эффективно пользоваться для проверки осуществимости идеи; для этого один человек "становится" идеей, а другие задают ему наводящие вопросы, как защищающие, так и критикующие эту идею. Вживание в роль с целью выработки эффективных идей может быть индивидуальным или в составе группы. Однако для применения этого метода необходима некоторая практика, позволяющая выбрать наиболее продуктивного медиума. Стимулированию творческих решений при проектировании может способствовать соответствующая постановка задачи. Очень часто инженеры тратят время на решение неверно сформулированных или малозначительных проблем. Метод наглядного представления заданной функции (functional visualization), разработанный старшим консультантом по экономическим вопросам фирмы "Харбридж Хаус" Тейлором, служит переходным звеном между постановкой задачи и ее решением способствует соответствующему настроению мыслей и расширению информационной основы творчества. Основная цель наглядного представления состоит в такой постановке задачи, при которой особое внимание уделяется назначению проекта и обеспечивается постепенный и обдуманный переход от заданной функции к концепции, которая наилучшим образом отвечает поставленным требованиям.

В целом метод наглядного представления предполагает изображение заданной функции, изобретение способов осуществления этой функции и создание на их основе соответствующего продукта. Метод генерирования идей на основе диаграммы идей своей наглядностью способствует повышению гибкости мысли при отыскании различных вариантов решения проблемы или задания. Составление диаграммы начинается с перечисления широких областей, которые могут служить источником идей, затем подобластей, более мелких рубрик и т.д. Чем более детальной является диаграмма, тем больше вероятность извлечения из нее полезных идей. Наглядное представление некоторых идей содействует их более четкому пониманию, что побуждает проектировщика к более творческому подходу. Более сложный метод генерирования идей заключается в морфологическом (т.е. относящемся к форме или структуре) анализе независимых переменных, связанных с решаемой проблемой или поставленной задачей. Для каждой из этих переменных рассматриваются различные параметры, типы систем, свойства или методы и в совокупности эти характеристики образуют таблицу, или матрицу.

Мозговой штурм представляет собой метод получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Образование термина связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческие решения рассматриваемых проблем. Это необходимо делать энергично, причем все члены группы должны сосредоточить свое внимание на одном и том же вопросе.

Этот метод изобрел в 1939г. Осборн, заместитель ректора университета в г. Буфалло и основатель творческих методов обучения. В Соединенных Штатах было проведено большое число сеансов мозгового штурма в самых различных областях, и почти все они оказались успешными с точки зрения полученных идей. Ведущие фирмы и общественные организации считают этот метод полезным. Такие сеансы устраиваются в фирмах "Дженерал Моторс", "Дженерал электрикс" и "Вестингахауз", федеральных организациях, органах управления штатов и городов, вооруженных силах и учебных заведениях.

Если сеанс мозгового штурма оказывается безуспешным или заканчивается хаосом, то неудачу следует полностью отнести на счет его руководителя. Ни при каких обстоятельствах руководитель не должен подчеркивать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе или пытаться подчинить группу своей воле, поскольку это может привести к плачевному результату: мало кто откажется выступать. Очень важно, чтобы руководитель умел подавлять любую критику, которая может возникать в процессе работы в форме таких замечаний: "Это не будет работать", "Это уже продавалось", "Этого никто не купит", "Где ты слышал, чтобы так делали?". Руководитель должен с самого начала потребовать, чтобы идеи, высказываемые во время сеанса, обсуждались не сразу. Сеанс, проводимый в непринужденной обстановке, когда все участники свободно высказывают идеи по обсуждаемой проблеме, а руководитель выступает в роли арбитра и иногда побуждает членов группы к высказыванию идей, обычно является полезным и плодотворным.

Мозговой штурм - это не упражнения в высказывании нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Каждый член группы должен сосредоточить свое внимание на решаемой задаче и не увлекаться рассуждениями или высказыванием критических мнений. Наилучшие результаты получают тогда, когда группа в составе пяти-десяти человек работает не более часа. Если руководитель считает, что число участников больше оптимального, то он может составить из них две конкурирующие группы и посмотреть, кто из них получит большее число идей. Для проведения сеанса мозгового штурма необходим руководитель или арбитр и стенографистка (или магнитофон), а один из выделенных членов группы должен первым предлагать идеи для затравки. В некоторых случаях руководитель может сам выступать в этой роли. Метод основан на том, что одна высказываемая идея базируется на другой, комбинируется с ней и порождает следующую, в результате чего возникает поток идей. Члены группы должны высказывать свои идеи абсолютно свободно. Идеи, высказанные во время сеанса, подвергаются пересмотру, явно плохие отбрасываются, и для более глубокого исследования составляется упорядоченный перечень, начинающийся с хороших идей и заканчивающийся неудовлетворительными.

Недопустимость критики идей - Об этом необходимо предупредить в самом начале сеанса, и если происходит нарушение, то нарушитель получает замечание либо его просят уйти. Критика часто приводит к насмешкам, обрывающим творческий процесс.

Свободное выражение идей - Осборн отмечает: "Чем шире идея, тем лучше; легче сказать банальность, чем что-то придумать".

Чем больше идей, тем лучше - Вероятность появления одной или большего числа действительно важных идей прямо пропорциональна общему числу получаемых идей.

Обмен мыслями и сочетание идей - Члены группы должны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на основе другой и пытаться комбинировать некоторые идеи в других сочетаниях.

Синтектический подход к генерированию идей напоминает мозговой штурм в том отношении, что он также основан на усилиях группы, направленных на получение возможных решений предложенной задачи. Различие состоит в том, что первоначально ведется поиск лишь небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рассматриваются детально, при этом в процессе обсуждения основную роль играет руководитель.
В начале группе (состоящей из руководителя, пяти-десяти членов и стенографистки) детально объясняется проблема или задание, причем объяснение повторяется до тех пор, пока все поймут задачу до конца. Затем руководитель начинает сеанс с выбора методики работы. Это может быть вживание в роль (метод, описанный выше), исследование некоторых второстепенных деталей проблемы или рассмотрения аналогичной ситуации, которая, однако, не обязательно должна иметь непосредственное отношение к предложенной проблеме. Когда кто-либо из членов группы высказывает интересную идею, которая может оказаться полезной, руководитель стремится направить обсуждение на развитие, а иногда и анализ этой идеи. В общем случае синтектический метод опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке. Ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от конкретных условий исследуемой задачи (с традиционным подходом к решению) и требует от него рассмотрения другой задачи, связанной с данной. Таким образом знакомая ситуация превращается в незнакомую.
Творческие идеи чаще появляются у людей, обладающих большой любознательностью, которая свойственна всем детям, однако угасает в людях зрелого возраста. Творчество начинается с внимания к деталям, которые обычно игнорируются. Многие убеждены, что только последовательный упорядоченный процесс обеспечивает творческое решение проблемы, создание нового устройства или появление новой идеи. Следует, однако, иметь ввиду, что на существует какой-либо формулы творчества. То, что подходит в одном случае, может не подойти в другом. Хотя процесс творчества далее рассматривается в определенном порядке, творческие идеи могут быть получены и в том случае, когда процесс содержит не все перечисленные этапы или протекает в другой, более предпочтительной последовательности. Важно, чтобы руководитель имел верное представление о творческой стороне умственной деятельности.

Этап 1 Беспокойство и создание задачи - Часто творчество начинается с того, что в определенной ситуации человек сталкивается с чем-то, вызывающим у него раздражение или беспокойство. Такая ситуация ставит перед ним определенную проблему, заставляет его приняться за ее решение и предпринять некоторые шаги. ("Потребность - мать изобретения", но только деятельность рождает изобретателя).

Этап 2 Подготовка - Подготовительный этап представляет собой период сознательной и направленной умственной деятельности. Этот очень важный этап требует самой высокой дисциплины ума. На этом этапе очень подробно исследуются все возможные решения и различные сочетания, способные дать удовлетворительный результат. Довольно часто проблема может быть решена уже на этом этапе. Если же и здесь не будет получено решение, удовлетворяющее руководителя, то, во всяком случае, он ознакомится с задачей в самых мельчайших подробностях.

Этап 3 Вынашивание идеи - Теперь ум уже полностью насыщен всеми возможными вариантами, но еще не способен выдать творческую идею и продолжает терзаться поиском решения, даже если необходимо отказаться от этой задачи и перейти к выполнению другой. Этот период характеризуется началом непроизвольной мыслительной работы над решением задачи. Проблеме дают возможность дозревать в течение определенного времени, когда мозг подсознательно проверяет различные "забытые" комбинации.

Этап 4 Озарение - Озарение имеет место, когда творческая идея или оригинальное решение приходит мгновенно, обычно в период отдыха или во время выполнения другой работы, совершенно не связанной с решением данной задачи. Некоторые считают, что можно глубже проникнуть в сущность идеи, когда мозг не работает (часто во время сна или отдыха). Разве не случалось вам, например, напрягать ум, безуспешно пытаясь вспомнить какую-нибудь фамилию, название города или вещи, а ответ внезапно приходил в голову, когда вы думали о чем-либо другом? Это и есть некоторое подобие озарения.

Этап 5 Проверка – необходимость оценки и решения идеи, действительно ли она является решением задачи. Для такой оценки необходимы данные, подтверждающие, что полученная идея действительно является ценной, а в этом можно убедиться путем анализа, с помощью эксперимента, а иногда, опираясь на мнение признанных авторитетов. Этот процесс называется проверкой и часто требует большого напряжения. Это последний и наиболее важный этап творческого процесса.

Творчески мыслящий человек фактически рождает новые, еще неиспытанные комбинации идей, уже существующих в его голове. Мозг - это бездонная кладовая идей, куда ежедневно добавляется множество других идей. Активный и любознательный ум накапливает гораздо больше идей, чем пассивный, и поэтому он может создать гораздо больше новых комбинаций. Рассмотрим теперь процесс припоминания фактов. Осознанно работающий мозг может включать механизм припоминания в любой момент. Самый незначительный сигнал может заставить этот механизм "зацепить" факт, который всплывает в памяти. Если же человек захочет вспомнить факт, лежащий довольно глубоко, то он должен подать гораздо более сильный сигнал, чтобы механизм памяти "опустил крючок" поглубже. Сила сигнала прямо пропорциональна объему подготовительной работы (этап 2), происходящей в мозгу. Если эта подготовка ведется тщательно, но факт все же не удается припомнить, то мозг по-прежнему продолжает работать и происходит вынашивание идеи (этап 3). В этом периоде (период отдыха осознанно работающего мозга) подсознание будет подавать сигналы механизму припоминания, заставляющие его углубиться за барьер памяти и отыскать факт, кажущийся забытым. Наилучшее время для такой деятельности - отдых, состояние расслабления или сон. Чаще всего механизм припоминания будет "поднимать" факты, которые сознание считает совершенно новыми и оригинальными (происходит озарение). Эти факты, идеи, творческие мысли и плоды вдохновения нужно немедленно записывать, чтобы воздействовать на них сознанием, иначе они быстро опустятся за барьер памяти и будут забыты навсегда. Вот почему многие люди с творческими наклонностями держат на тумбочке у своей постели карандаш и записную книжку: озарение часто пробуждает их от глубокого сна.

Наряду с применением методов генерирования идей и стимулирования творческого процесса необходимо устранить многие обычные препятствия, мешающие творческому подходу к проектированию. Эти препятствия могут быть как личного, так и организационного порядка. Впрочем, это не означает, что оба эти класса препятствий частично не перекрываются. Задача приводимой здесь классификации - объяснить некоторые опасности и показать, каким образом фирма может создать творческую обстановку для своих сотрудников.

Ряд таких препятствий кратко характеризуются ниже. Одновременно приводятся примеры их преодоления.

1) Препятствия личного порядка

Отсутствие гибкости - Знакомство с определенными предметами или концепциями порождает некоторые неизменные представления относительно их функции, чем ограничивается их ценность. (Например, считается, что канцелярская скрепка служит для скрепления бумаг, но ее можно использовать также для прочистки курительной трубки, в качестве пружины, звена цепочки, приспособления для чистки ногтей, дырокола или шила, и, кроме того, это, по-видимому, наилучшая из когда-либо изобретенных отмычек).

Сила привычки - Использование прежнего образа мыслей, а также прежних методов и приемов для перехода к новым проблемам. Установившийся подход к решению проблем часто приводит к тому, что новые проблемы решаются старыми методами. (Пусть вас не беспокоит то, что вы не знаете, как это делалось раньше, не старайтесь подгонять решение к тому, что есть. Изобретайте методы, способные обеспечить удовлетворительное решение. Это особенно важно в научно-исследовательской работе).

Узкопрактический подход - Прямолинейный подход характеризуется тем, что вместо всестороннего обдумывания проблемы мы сразу же переходим к фактам и тем самым слишком быстро беремся за ее непосредственное решение. Преждевременный упор на детали губит всякую возможность творчества. (Лучше всего приступить к решению новой проблемы или разработке нового изделия, продумав в начале все варианты, какими бы необычными они не казались, а затем остановиться на наиболее реальных решениях).

Чрезмерная специализация - Специализация может настолько ограничивать кругозор, что технические познания инженера и его понимание реального мира будут неглубокими, препятствуя тем самым поиску идей, лежащих на стыке различных дисциплин. (Никогда не отказывайтесь от идей, которые находятся за пределами вашей дисциплины. Старайтесь как можно больше расширять свои познания в различных областях: психологии, медицине, искусстве, экономике. Воспитывайте в себе любознательность. Не прячьтесь в щель и не идите по проторенной дорожке).

Влияние авторитетов - Часто инженеры находятся под влиянием суждений и методов признанных авторитетов, что они сразу же признают их ведущую роль и не могут выработать в себе качеств, необходимых руководителю. Чем быстрее человек убеждается в том, что его окружают такие же люди, как он сам, тем на большее творчество он оказывается способен. Творческие идеи не нуждаются в поддержке авторитетов, поскольку такие идеи являются оригинальными и могут возникать лишь в результате самовыражения.

Боязнь критики - Люди с исключительными творческими способностями рождают необычные идеи. Чем сильнее эти способности, тем необычнее у такого человека идеи. Если конструктора постоянно занимает вопрос, приемлемы ли его идеи для других, то это может лишь подавит в нем творческое начало. (Если не заглядывать далеко, то можно "логически" показать, что почти любая предлагаемая идея является невыполнимой, неправильной или несущественной; поэтому многие боятся критики идей. Пусть вас не пугают такие слова: "Я это где-то уже видел", "Это не будет работать", "Не может быть, чтобы кто-то не придумал это раньше", "Это нельзя будет продать".)

2) Препятствия организационного порядка

Стремление к немедленному использованию идей - Нажим с целью ускоренного выпуска продукция обычно приводит к спешке, так как необходимо уложиться в непомерно сжатые сроки, установленные руководством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.039 с.)