Психология инженерного труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология инженерного труда



Психология инженерного труда

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

БГТИ (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

 

 

Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ

 

 

УДК 159.9

ББК 88.4

Б 93

 

Рецензент: И.Д. Белоновская, доктор педагогических наук, профессор
И.А. Дымова, кандидат филологических наук, доцент

 

 

Бутримова, Н.В.

Б93 Психология инженерного труда: учебно-методическое пособие / Н.В. Бутримова; – Бузулук; Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, Оренбург: ОГУ 2010. – 144 с.

 

В пособие рассматриваются основные разделы психологии труда, область знаний, цели, задачи, предмет, методы, профессиональная деятельность, работоспособность и функциональные состояния человека в трудовой деятельности, основные проблемы и методы профессиональной деятельности, психологию безопасности профессиональной деятельности при строительстве объектов. В учебно-методическом пособии содержатся основные сведения о дисциплине, краткий конспект лекций и вопросов для самостоятельного изучения.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология инженерного труда» предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности: 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство».

 

 

УДК 159.9

ББК 88.4

 

 

 

© Бутримова Н.В., 2010

© БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..…  
1 Основные сведения о дисциплине …………………………….  
1.1Организационно – методические данные дисциплины …………………  
1.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………  
1.3 Средства обеспечения освоения дисциплины…………………………..  
2 Краткий конспект лекций и вопросов для самостоятельного изучения………………………………………………………………………...  
2.1 Предмет, цель, объект и задачи психологии инженерного труда………  
2.1.1 Психология труда как научная и практическая дисциплина………….  
2.1.2 Понятие «субъект труда». Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности  
2.1.3 Психологические признаки сознания субъекта труда ……………..  
2.2 Развитие психологии труда (инженерной)………………………………  
2.2.1Психология труда в России 19 века…………………………………..  
2.2.2 Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века……………………………………………………………  
2.3 Методы психологии труда (инженерной)………………………………  
2.3.1 Методы психологии труда, классификация методов………………….  
2.3.2 Трудовой метод в психологии………………………………………  
2.4 Профессиональная психодиагностика. Интегральная индивидуальность……………………………………………………………..  
2.4.1 Требования к методам профессиональной психодиагностики………  
2.4.2 Психологические классификации профессий……………………….  
2.4.3 Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)…………………………………………………………  
2.5 Профессиональная пригодность. Работоспособность и функциональные состояния человека………………………………………  
2.5.1 Понятие профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность……………………………………………..  
2.5.2 Работоспособность и функциональные состояния человека…………  
2.5.3 Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда…  
2.5.4 Методы и программы психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний…………………………………………………..  
2.6 Професссиография…………………………………………………………  
2.6.1 Профессиограмма и психограмма……………………………………  
2.6.2 Профессионально важные качества……………………………………  
2.7 Эргономика и психология ………………………………………………..  
2.7.1 Человек и труд…………………………………………………………  
2.7.2 Понятие эргономики. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины………………………………………………...  
2.7.3 Предмет, метод, цели и задачи эргономики………………………….  
2.7.4 Надежность человека как части эргатической системы. Рабочее место. Рабочая поза…………………………………………………………….  
2.7.5 Монотонность труда. Условия труда…………………………………  
2.7.6 Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве……………………………………………………………………  
2.8 Психология руководства…………………………………………………  
2.8.1 Понятие руководства…………………………………………………….  
2.8.2 Организаторские способности и задачи руководителя………………  
2.8.3 Нравственно-психологические качества современного руководителя  
2.9 Профессиональный конфликт…………………………………………….  
2.9.1Понятие конфликта. Типы конфликтов…………………………………  
2.9.2 Профессиональные конфликты………………………………………  
2.9.3 Пути решения профессионального конфликта………………………  
2.10Инженерно-психологическое проектирование деятельности………….  
2.10.1 Творческий процесс в проектировании……………………………….  
2.10.2 Инженерное проектирование в инновационном процессе………….  
2.10.3 Методы проектирования………………………………………………  
2.11 Содержание базовых вопросов самостоятельного изучения дисциплины………………………………………………………………….  
2.11.1 Понятие о восприятии…………………………………………………  
2.11.2 Язык и речь……………………………………………………………..  
2.11.3 Внимание……………………………………………………………….  
2.11.4 Общая характеристика профессий социономического, сигнономического и технономического типа………………………………  
2.11.5 Модульный подход в профессиографировании. «Модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову)  
2.11.6 Этапы и кризисы профессионального развития человека. Нормативные и ненормативные кризисы…………………………………….  
2.11. 7 Соотношение этапов возрастного и профессионального развития.  
2.11.8 Профессиональные деформации. Характеристика синдрома выгорания………………………………………………………………………  
2.11. 9 Структура трудовой мотивации. Методы исследования мотивации в трудовой деятельности…………………………………………  
2.11. 10 Содержательные и процессуальные теории мотивации трудовой деятельности………………………………………………………………….  
Список использованных источников  

 


Введение

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Психология инженерного труда» разработано на основе образовательного стандарта по специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство».

Видение инженерного образования для XXI века, по мнению западных специалистов, должно основываться на понимании интегративной роли инженера в современном обществе. Поэтому главной целью инженерного образования должно быть развитие у каждого инженера, по возможности индивидуальными методами, интегративных, аналитических способностей. Признаются очень важными способности синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального понимания, пополнять свои знания в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым технологическим изменениям на мировом рынке. Актуальность развития у каждого студента перечисленных способностей диктуется особенностями рыночной экономики, в условиях которой профессиональное будущее человека не столь определено, в силу чего учебным заведениям приходится предлагать подготовку по профессиям, имеющим гораздо более широкую сферу приложения. Студенты ориентированы не на раннюю специализацию. Уже в обучении предусматривается необходимость многократной смены профессиональной деятельности, быстрого освоения новых видов навыков и выполнения различных функций. Молодежь, поступающая в вузы сегодня, будет трудиться в следующем столетии, и иметь дело с технологиями, которые еще не существуют, но, появляясь, они быстро будут внедряться в производство, инициируя потребность в соответствующих специалистах. Развитие экономики России, ее выход из глубокого кризиса зависит от того, сможет ли ее система образования сохранить свой потенциал и сместить акценты в своей деятельности в сторону удовлетворения будущих потребностей в специалистах, способных быстро осваивать новые технологии и создавать на их основе конкурентоспособную продукцию раньше, чем это сделают другие страны. Значительный круг вопросов при решении этой проблемы решает прикладная психология, изучающая процесс подготовки инженерных кадров к принятию правильных, обоснованных решений и овладение ими научно обоснованных методов инновационной деятельности. Каждый человек по своему личному опыту знает, что такое принятие правильных решений, выполнение нужной работы, соблюдение определенных норм в общении с людьми. Именно в повседневной деятельности человек сталкивается с проблемными ситуациями, одни из которых воспринимаются как тривиально решаемые, приемлемые, а другие - как экстремальные, вызывающие стресс. Потому-то особую важность приобретает умение повышать свою психологическую активность к решению проблемных ситуаций. Подготовить себя к решению этих проблемных вопросов - задача вполне реальная.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство» очной формы обучения.


1 Основные сведения о дисциплине

1.1 Организационно-методическое содержание дисциплины

Цели и задачи курса

 

В результате изучения курса студент должен:

иметь представление:

- о структуре субъекта труда;

- о значении психологических процессов в обзоре окружающего пространства;

- о психофизиологических особенностях инженерного труда в различных климатических условиях;

знать:

- природу психики, основные психические процессы;

- особенности информационного взаимодействия;

- методы научной организации труда;

уметь:

- давать личностную, психологическую и психофизиологическую характеристику участника инженерного труда (интересы, мотивы, ценностные ориентации, мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, эмоционально-волевую регуляцию, здоровья, типологию НС);

иметь навыки:

-владения простейшими приемами саморегуляции.

Основными задачами курса являются

- психологическое изучение профессиональной деятельности человека;

- изучение человека как субъекта труда;

- методы исследования;

- профессиональная пригодность инженера – строителя;

- психологические условия формирование индивидуального стиля деятельности;

- формирование устойчивости личности и успешности выполнения профессиональной деятельности в строительной отрасли;

- изучение, проектирование и преобразование сложных систем «человек-машина».

Место дисциплины в учебном процессе

 

Дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально – экономических дисциплин и является продолжением курса «Психология и педагогика».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

-психология и педагогика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- экономика;

- безопасность жизнедеятельности;

- организация, управление и планирования в строительстве.

Трудоемкость дисциплины

 

Виды работ с разбивкой трудоемкости по семестрам приведены в таблице 1

Таблица 1 - Трудоемкость дисциплины

Вид работы Трудоемкость, ч
4 семестр
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа  
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа (СР)  
Вид итогового контроля зачет

 

Содержание дисциплины

 

Выписка из решения заседания кафедры о требованиях к обязательному минимуму содержания дисциплины «Психология инженерного труда» (Протокол №1 от 18.09.2009г.).

Дисциплина входит в число дисциплин по выбору.

Содержание дисциплины включает: Предмет, цель, объект, задачи психологии инженерного труда; развитие психологии труда (инженерной); методы психологии труда (инженерной); профессиональная психодиагностика; интегральная индивидуальность; профессиональная пригодность; работоспособность и функциональные состояния человека; профессиография; эргономика и психология; психология руководства; профессиональный конфликт; инженерно – психологическое проектирование деятельности.

 

 

1.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Грачев, Н.Н. Психология инженерного труда / Н.Н. Грачев. – М.: Высшая школа, 1998.

2. Дружинина, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. Часть IV. Психология трудовой деятельности / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 456 с.

3. Душков, Б.А. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков. – М.: Деловая книга, 2004.

4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.

5. Климов, Е.А Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

7. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышова. – М.: Радикс,1995.

8. Стрелков, Ю.А. Инженерная и профессиональная психология / Ю.А. Стрелков. – М.: Рефл-бук / Ваклер, 2004.

9. Шульц, Д. Психология и работа / Д.Шульц, С. Шульц. – СПб.: Питер, 2003.

 

Дополнительная литература

 

1.Ефремов, К.Д. Трудись, не покладая рук / К.Д. Ефременков // Знание – сила. – 2001. – №7. – С. 55-64.

2.Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта, 2000.

3.Зинченко, В.П. Основы эргономики / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. –М.: МГУ, 1979.

4.Климов, Е.А. Психология профессионала: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996.

5.Котелова, Ю.В. Очерки по психологии труда / Ю.В. Котелова. – М.: Просвещение, 1986.

6.Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – Л.: Медицина, 1984.

7.Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1994.

8.Медведев, В.И. Функциональные состояния человека. Физиология трудовой деятельности / В.И. Медведев, В.С. Аверьянов. – СПб.: Наука, 1993.

9.Мюнстерберг, Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. – М.: Рефл-бук / Ваклер, 1997.

10. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ошанин. – Москва-Воронеж, 1999.

11. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – Москва-Воронеж, 1996.

12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979.

13. Хакер, В. Инженерная психология и психология труда / В. Хакер. – М.: Машиностроение, 1985.

14. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.

15. Бутримова, Н.В. Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива с целью формирования инженерного работника нового типа / Н.В. Бутримова //Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2003.


1.3 Средства обеспечения освоение дисциплины

 

Требования к методам профессиональной психодиагностики

Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:

1)использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.;

2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье «Об объективном методе в психологии» Б. М. Теплов;

3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот.

Это очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

Требования к методу наблюдение:

1) систематичность - Предварительная программа, Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого. Фиксация полученных результатов. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности;

2) объективность - К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения. Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Требования к методу анализа продуктов деятельности:

1) Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)

2) Систематичность, всесторонность подбора фактов

3) Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.

4) Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

Ряд требований к методу беседа:

1) строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;

2) носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность, как со стороны психолога, так и опрашиваемого; не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

3) включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

4) поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым;

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

1) наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

2) правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника.

3) анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов

 

Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

Концепция интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину.

Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.

Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания.

Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.

Индивидуальный стиль. Понятие «стиль» ввел Адлер ® своеобразие жизненного пути личности. Стиль формируется вынужденно, он детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни.

Когнитивный стиль – определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.

Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.

ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии и разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.

Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.

Статья I. Устойчивость ИСД

Устойчивый ИСД формируется у человека с устойчивыми личностными чертами. ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза в зависимости от сохранения устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД.

Статья II. Изменчивость ИСД

Типичный ИСД конкретного человека существует в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности.

Типичный ИСД – целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.

Состав: самые характерные, используемые действия, приемы, а также отвергаемые, неудобные, некомфортные.

Стиль изменчив в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но существуют и универсальные формы стиля, как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности.

ИСД – гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы (удобных и неудобных способов, режимов работы; эффективных и неэффективных приемов деятельности).

По степени мобилизации

- адекватной мобилизации

- динамическое рассогласование

Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека, требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т.д. Тогда возникают состояния динамического рассогласования — реакция в этом случае не адекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека.

Професссиография

2.6.1 Профессиограмма и психограмма.

2.6.2 Профессионально важные качества

 

Эргономика и психология

 

2.7.1 Человек и труд

2.7.2 Понятие эргономики. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

2.7.3 Предмет, метод, цели и задачи эргономики.

2.7.4 Надежность человека как части эргатической системы. Рабочее место. Рабочая поза.

2.7.5 Монотонность труда. Условия труда.

2.7.6 Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве.

Человек и труд

Понятия «эргатическая система», «эрратическая функция», их эволюция в истории человеческого общества.

Трудовой процесс и его структура. Объект труда и его основные виды (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек мысленно или практически оперирует в процессе профессиональной деятельности. Предмет труда как ориентирующий психический образ.

Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные (ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные); внешне функциональные средства труда (выразительные средства поведения, речи, движений, мимики, жестов человека как субъекта труда), внутренние средства труда.

Условия труда (профессиональная среда). Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах: физической, социальной и организационной среды.

 

2.7.2 Понятие эргономики. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

Эргономика (от греческого слова «работа», «закон или закон работы») – ото область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек-техника-среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы, свести к минимуму возможность человеческих ошибок, уменьшить усталость и исключить, насколько это возможно, любой риск для работающего, необходимо, чтобы конструктор опирался на научный подход, основанный на знании анатомических, физиологических и психологических особенностей, характеризующих человеческие возможности и ограничения.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в 20 веке, а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т.д., так как НТП начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г.и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским. В дальнейшим в понятие «эргономика» вкладывали тот же смысл и другие ученые (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания. 1949 г. считается годом зарождения новой науки. В 50-х гг.организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла начинаются исследования по данной науки. В СССР становление эргономики связано с возникновением и становлением в 20-30-х гг. 20 века научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

 

Рабочая поза

При оценки напряженности труда важную роль играет рабочая поза.

Хотя руководитель при разработке рабочего задания может часто полагаться на гибкость тела и приспособляемость поведения человека, он должен учитывать ограничения, накладываемые определенными размерами тела. Так, исходной точкой проектирования рабочего пространства должны быть размеры людей, которые будут работать в пределах этого пространства. Антропометрические различия между отдельными людьми обычно достаточно велики, чтобы иметь определенное значение, поэтому указания только о средних величинах не могут удовлетворить, и надо учитывать диапазоны колебаний; однако поскольку размеры тела человека подчиняются статистическим законам нормального распределения, то людей с любыми крайними размерами тела относительно мало и размеры большинства из них находятся гораздо ближе к средним величинам. Например, большинство взрослых людей имеют рост от 1,50 м до 1,85 м, но иногда встречаются мужчины, рост которых составляет 2,50 м. Было бы, конечно, абсурдно проектировать высоту всех дверей из расчета, по крайней мере, 2,50 м, заботясь об удобстве лишь немногих людей среди населения всего земного шара. Одновременно с определением размеров рабочего пространства проектировщик работ должен в основном решить, в какой позе будет работать оператор, например, следует ли ему работать сидя или стоя. Это решение зависит от многих факторов. Пределы рабочего пространства в любой плоскости больше для стоящего, чем для сидящего оператора, и если часто используемые элементы управления должны быть рассредоточены на большой площади, то оператор должен стоять. Нет смысла обеспечивать сиденье около машины (например, около пульта управления или панели), если под рабочей поверхностью не предусмотрено достаточно места для коленей; в этом случае оператору, вероятно, будет удобнее стоять. Как указывалось в предыдущей главе, приложение сил намного облегчается из положения стоя: если рабочему приходится часто выходить из основного рабочего пространства, он будет тратить больше энергии, поднимаясь и садясь, чем если бы он все время работал стоя. Многие из этих проблем могут быть преодолены путем использования подвижных сидений или высоких сидений с подставками для ног. Нужно иметь не только общее представление об основах биологии, но и обладать безошибочным знанием механики движения конечностей и систем организма, а также путей конструирования и организации рабочего пространства, которые могут обеспечить свободу, гибкость, а иногда и способствовать правильному использованию человеческого тела.

При решении вопроса о выполнении работы в положении сидя или стоя следует учитывать:

1) расположение элементов управления, компонентов оборудования и характер действий;

2) место, имеющееся для коленей;

3) размер и направление прилагаемых сил;

4) частоту смены поз стоя и сидя.

При конструировании сидений следует принимать во внимание:

1) между сиденьем и рабочим пространством;

2) разнообразие принимаемых поз;

3) удобство положения стоя и сидя;

4) устойчивость, особенно при подвижном сиденье;

5) оптимальную амортизацию сиденья и спинки.

Также как комфортабельное сиденье обеспечивает свободу различных поз, так и хорошо сконструированное рабочее пространство для стояния обеспечивает легкость движений. Ограничение движений обычно увеличивает усталость. Часто можно сконструировать рабочее пространство таким образом, чтобы рабочий мог сделать выбор между работой сидя и стоя.

Экономическое положение рабочих имеет существенное значение для размеров тела. Например, в Великобритании средний рост мужчин - директоров компаний равен примерно 1,80 м, в то время как рост неквалифицированных рабочих - примерно 1,70 м.

Хорошо сконструированное сиденье не обязательно вызывает расслабленность, и мнение о том, что такое сиденье "клонит ко сну", неоправданно.

Более тесное размещение элементов управления решает проблемы, связанные с позами, но усугубляет проблему распознавания этих элементов.

Поза, которую принимает работающий человек, может зависеть от зрительной информации или от определенного положения тела, как, например, поза, которую принимает водитель нагруженной грузовой машины, когда ему нужно дать задний ход.

Оптимальная поза для манипулирования часто входит в противоречие с оптимальной позой для обзора; например, при тонких операциях наиболее удобное положение рук - отнюдь не лучшее для глаз, и наоборот. Обычное в таких случаях решение - держать работу близко от глаз и создавать опору для рук, но это решение не универсально. Некоторые рекомендации, использующие размеры и положение тела, представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Посадка на рабочем месте

 

Рассмотрим три напряженности рабочей позы при выполнении трудовых обязанностей:

1) напряженность анализаторных функций – обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности (зрение, слух, тактильная чувствительность). Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

а) слабые – ниже оперативного порога;

б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;

в) раздражающие – выше оперативного порога.

2) эмоциональное напряжение – является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Критерии оценки:

а) временные – работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени;

б) мотивационные – аварийные ситуации, ответственность за безопасность.

3) интеллектуальное напряжение – работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; с принятием решений разного уровня; с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.

Психология руководства

2.8.1 Понятие руководства

2.8.2 Организаторские способности и задачи руководителя

2.8.3 Нравственно-психологические качества современного руководителя

 

Понятие руководства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.172 (0.131 с.)