Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиограмма и психограмма.
Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии. Результатом психографирования (Штерн) - психограмма личности (описание человека труда в профессии): Психограмма: Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся: Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста: 1) Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека и психологические позиции; 2) Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала; 3) Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик; 4) Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом. Характеристики операциональной сферы специалиста: 6) Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей); 7) Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту; 8) Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии; 9) Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста; 10) Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере; 11) Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем Профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. В ней указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).
Задачи профессиограммы: - четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде); - подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека; - выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных; -показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности; - показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего); -иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.); -описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы. Результатом психографирования (Штерн) - психограмма личности (описание человека труда в профессии): А) полная — психологическое изучение составлялось по обширной программе — полной психографической схе ме Б) частичная - программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. 1) срезовые составлялись при разовом обследовании личности 2) продольные психограммы - при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления. Задачи психограмм: 1)основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию 2)при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции.
3)задача профессионального обучения и тренировки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения Типы профессиограмм (Иванников): диагностическая ® выявление ПВК, психограмма ориентировочно-диагностическая ® выявление причин аварий, проблем в деятельности, анализ типичных ошибок и сложностей конструктивная ® повышение эффективности средств и условий труда, анализ приемов и способов деятельности, технологии информационная ® для профориентации Схема информационной профессиограммы: 1)специфика должности, организации, стаж человека; 2) история профессии, распространенность; 3) предметная область: человек-человек, ч-природа, человек-художественный образ, человек-знак, человек-техника; 4) продукт деятельности; 5) средства труда: орудия труда; внешние функциональные (лексика, мимика, голос); внутренние функциональные (схемы, эталоны, образцы); 6) задачи труда, профессиональные функции:нормативно заданные; реально выполняемые трудовые действия; 7) права, обязанности, ответственность; 8) профессиональный риск; 9) интересы, мотивация; 10) возможности роста, карьеры, обучения; 11) профессиональные сложности (для начинающих и мастеров); 12) типичные конфликты; 13) типичные ошибки; 14) личностные особенности (психограмма).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.201.145 (0.015 с.) |