Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве



 

Эта проблема сложна по самой своей сути, поэтому решение ее не зависит от случая, здравого смысла и традиционного подхода. Два компонента этой системы - человек и машина - совершенно различны по своим основным свойствам. Машина отличается быстротой, точностью, мощностью и отсутствием гибкости; человек медлителен, подвержен ошибкам, относительно слаб и при этом чрезвычайно разносторонен. Сама природа этих свойств объясняет, почему комбинация "человек-машина" столь плодотворна, но только в том случае, если эти два в корне не сочетающиеся элемента могут быть эффективно связаны один с другим. На более ранних этапах технической революции эта проблема была не столь важной, поскольку ограничения машин и уровень производительности были таковы, что проблемы конструирования концентрировались в основном на совершенствовании самих орудий труда, а человек мог обычно использовать свою способность к адаптации для компенсации любых слабостей конструкции сопряжения. Однако по мере того, как машины становились эффективнее, слабости всей системы все больше и больше обнаруживались именно в конструкции сопряжения. Произошло также изменение отношения: пока машина была новшеством, люди психологически были готовы адаптироваться к ней, теперь же есть основания считать, что машину следует приспосабливать к человеку с помощью более тщательно сконструированного сопряжения. Эта задача становится для конструкторов все более сложной, так как обмен информацией приобретает все более и более абстрактный характер. Например, когда человек пашет с помощью плуга, его интуитивные представления о сопряжении вполне соответствуют реальной ситуации, так как единственным дисплеем является естественный индикатор движения плуга и движения земли, а единственным органом управления - рукоятки плуга. Другая крайняя ситуация возникает при решении проблем комплексного управления, когда дисплеи отражают множество абстрактных параметров, а их различные комбинации зависят от большого числа различных элементов управления. Движение должно следовать за направлением приложения силы: если орган управления движется вверх, влево или от оператора, то и показания дисплея должны двигаться соответственно вверх, влево и от оператора. Взаимосвязь между вращательными движениями органов управления и линейными движениями на дисплее обычно должна следовать логике простейшей механической связи. Например, при правосторонней резьбе вращение по часовой стрелке вызывает движение от себя; эта связь ожидаема даже тогда, когда нет механической связи между органами управления и дисплеем. Связь между движением на дисплее, происходящим под прямым углом к движению органов управления, обычно неясна потому, что имеется ряд равнозначных путей, с помощью которых можно представить себе эту механическую связь. Таких связей следует избегать. Как результат нелогичных связей между показаниями дисплея и движениями органов управления могут удлиниться время реакции и подготовки к нужным движениям, возникнуть более грубые ошибки и повыситься усталость. Даже в том случае, когда новая взаимосвязь для новой ситуации усвоена, при чрезвычайных обстоятельствах возможен возврат оператора к существовавшим раньше привычкам. Например, если в автомашине переставить местами педали тормоза и акселератора, то при чрезвычайной концентрации внимания вести такую автомашину вполне возможно. Однако если нужно экстренно остановить машину, то первая реакция - нажать на педаль акселератора, находящуюся на привычном месте педали тормоза, что, конечно, приведет к обратным результатам. При возникновении ситуаций, аналогичных этой, происходило немало тяжелых несчастных случаев. Самые сложные машины - те, в которых одновременной использованы привычные и противоположные стереотипы, так что оператор, переходя от одного элемента управления к другому, должен менять свой стереотип. Решение проблемы зависит от четырех главных аспектов: психофизики, кодирования, динамики и функциональной анатомии; однако не существует оптимального порядка очередности, в котором эти аспекты должны рассматриваться в каждом отдельном случае. Поскольку принятие решений в любой области неизбежно ограничивает возможности во всех других областях, лучше всего начинать с того аспекта, который соответствует наиболее вероятному слабому месту в системе обработки информации, осуществляемой оператором, т.е. чувственного восприятия, осмысления координации во времени и побуждения к действию соответственно.

 

Рисунок 4 – Взаимное расположение органов управления и дисплеев

В энергетических системах, таких, как станки и транспортные средства, наиболее слабым местом является выход, но информационные системы, такие, как слежение и обработка данных, наиболее слабыми оказываются на входе. Конструктор должен иметь перед собой соответствующий контрольный перечень всех тех факторов, которые он должен будет учесть при решении задачи. На рисунке 4 представлены некоторые рекомендации по использованию органов управления и дисплеев.

Преимущества

На сегодняшний день уже не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства.

Преимущества следующие:

1 машины могут воспринимать цвет спектра, недоступного человеку;

2 надежный мониторинг в течении долгого времени;

3 быстрое выполнение точных расчетов;

4 хранение большого количества информации;

5 большая мощь;

6 долговременное использование с определенным уровнем эффективности;

7 снижение брака выпускаемой продукции;

8 никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины.

Недостатки:

1 нехватка гибкости;

2 невозможность самостоятельных коррекций программы;

3 отсутствие импровизации;

4 невозможность работы без человека;

5 отсутствие креативности и новых идей;

6 сбои в программе, технические неполадки.

 


Психология руководства

2.8.1 Понятие руководства

2.8.2 Организаторские способности и задачи руководителя

2.8.3 Нравственно-психологические качества современного руководителя

 

Понятие руководства

Руководство - направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Руководство включает множество аспектов, в т.ч. и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства: демократический, авторитарный и либеральный.

Под стилем руководства понимают общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

 

Характеристику стилей руководства можно выразить в таблице 1.

 

Таблица 1- Характеристика стилей руководства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.202.202 (0.01 с.)